Психология развития личности 7 страница

Общая работа, направленная на достижение цели и удовле­творение интересов коллектива и личности, с очевидностью выявляет, как лакмусовая бумажка, сильные и слабые стороны каждого. На этом фоне индивидуальная работа, обязательная в любых условиях, делается предметной, обоснованной и убеди­тельной.

Необходимое направление работы — постоянное наблюдение за происходящим в коллективе и с его членами, психолого-педагогический анализ и оценка его, помощь в преодолении чрез­мерных трудностей и коррекция негативных отклонений. Даже в хорошем коллективе его многообусловленная жизнь не лишена внутренних напряжений, противоречий, отставания в чем-то, негативных влияний извне. Могут возникать споры, претензии, недовольства, ошибочные мнения, обострения взаимоотноше­ний, сбои во взаимодействии, не всегда полезные неформаль­ные микрогруппы (например, по признакам землячества, на­циональным, военному опыту, общности особых привычек и потребностей, выделяемых руководителем «любимчиков» и др.), отрицательные обычаи и традиции (распития по любому поводу, «дедовщина» и т.п.). Руководителю, педагогу важно подметить все это на стадии зарождения, «не запускать бо­лезнь» и принять своевременные тактичные, но эффективные меры (опять-таки привлечением самодеятельных организаций и членов актива), не успокаиваться, не убедившись, что про­блема решена. Негативные явления с разросшимися в коллек­тиве глубокими психологическими «корнями», опутавшими многих и многое, крайне трудно устранимы. Один из зачинате­лей социально-психологического движения 60-х годов В.Н. Колбановский считал, что коллектив с отрицательными традициями практически исправить невозможно; его следует полностью расформировать и на его месте сформировать но­вый из других людей. Чтобы не оказаться перед невероятно сложной педагогической проблемой исправления ошибок в ра­боте с коллективом и отдельными личностями, не нужно до­пускать педагогической запущенности.

й среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике





Вопросы и задания для самопроверки и размышлений

1. Как с системных позиций обосновать существование со­циально-психологической реальности?

2. Классифицируйте социально-психологические явления по их носителям.

3. Дайте характеристику основных социально-психологи­ческих явлений, отличающихся по качественно-содержа-тельным особенностям.

4. С основными психологическими особенностями личности вы познакомились в гл. 4. Каковы же личностные социаль­но-психологические явления, чем они детерминируются?

5. Перечислите социально-психологические механизмы и дайте их характеристику.

6. Что изучает социальная педагогика, каковы социально-педагогическая феноменология, ее влияния и источники их силы?

7. Что понимается под уровнем социально-психоло­гического развития группы и каковы основные психоло­гические характеристики коллектива?

8. Каковы сущность, значение и основные слагаемые пе­дагогического потенциала коллектива?

9. Расскажите об основных рекомендациях педагогики по работе с коллективом.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.,1998.

2. Бодалев Л.А. Личность и общение. — М., 1982.

3. Василькова Ю.В., Василькова Т.Д. Социальная педагогика: курс лекций — М., 2000.

4. Волков Г.Н. Этнопсихологический словарь — ML, 1999.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 1999.

6. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. — М., 1998.

7. Громова О.Н. Конфликтология. — М., 1998.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общесп

8. История социальной педагогики: хрестоматия — учебное посо­бие / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.

9. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептив­ный подход). — Ростов н/Д, 1986.

10. Лебон Г., Тард Т. Психология толпы. — М., 1998.

11. Лихачев Б. Т. Социология воспитания и образования: курс лек­ций по социальной педагогике. — Рязань, 1999.

12. Каралаш И.А. Социально-педагогическая практика: организация и технология проведения. — Астрахань, 1997.

13. Карцева Л.В. Социальная работа с семьей: психолого-псдагогический анализ. В 2 ч. — Казань, 1998.

14. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М., 1988,

15. Майерс Дэвид. Социальная психология. — СПб., 1997.

16. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. — М., 1983.

17. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. — Орет 1997.

18. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995.

19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1992.

20. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. — СПб., 1997,

21. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.

22. Социальная психология: хрестоматия. — М., 2000.

23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981.

24. Чиркова Т.Н. Психологическая служба в детском саду. - М., 2000.

25. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.

26. Щуркова Н.Е. Классное руководство (теория, методика, техно­логия). - М., 1999.

Глава 7

Психология и педагогика жизни в современном обществе

7.1. Психологические и педагогические проблемы развития российского общества

Психологические и Общество - большая социальная система, педагогические явле- живой, закономерно развивающийся и са-ния в жизни общества морегулируютийся социальный организм. Параллель между организмом и обществом проводится в науке начиная с трудов Аристотеля. Такое сравне­ние связано с пониманием общества не как сборища самостоя-тельно живущих людей, но как целостности, обладающей свои­ми материальными и духовными законами.

Общество, по определению, — сложившаяся на определен­ной территории в процессе исторического развития общность больших и малых групп людей с определенными организацией, властью, типом связей и отношений. Люди в этой общности не абсолютно свободны в своей жизни и поступках. Жить в обще­стве, среди людей и быть свободным от них невозможно. Жизнь, деятельность, поступки, благополучие, будущее каждого человека неизбежно испытывают влияние особенностей общест­ва, в котором он живет.

Государство — орудие политической власти, используемое для организации общества, распределения и потребления мате­риальных и духовных благ. Оно реализует власть с помощью системы органов и учреждений, силы права (законодательного



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

установления обязательных норм и правил повеления, их санк­ционирования, зашиты и уголовного преследования за наруше­ния), аппарата принуждения (армия, полиция и др.) и иных средств. Оно играет роль «внешней» силы, связывающей обще­ство в единую целостность и придающей ему определенную ди­намику развития. Но только такими силами задачу организации и развития общества не решить, о чем свидетельствует опыт то­талитарных режимов разных государств, в том числе и России. Еще Ф. Вольтер писал:

Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.

Решающую роль в сплоченности, жизни и прогрессе обще­ства играют внутренние силы «сцепления»: общее прошлое и будущее народа, интересы и чаяния, идеалы и мнения общно­стей и групп, их потребности и ожидания, традиции и обычаи, морать и привычки, тип и уровень культуры, образования, обу­чения, развития, религиозные верования и др. Очевидно, что важную роль во внутренних силах сцепления, жизни и развития общества играет его психология и педагогика.

Психологическая сфера (подсистема, компонента) достоинств, сил и механизмов развития общества включает комплекс взаимо­связанных массовых психологических феноменов:

• обыденное сознание населения — житейская психология, уп­рочившаяся, привычная система взглядов, убеждений, потребно­стей, отношений, ожиданий, намерений, исторически сложив­шаяся в опыте жизни предшествующих и живущего поколений под влиянием побед и поражений, успехов и неудач, преодолен­ных и непреодолимых трудностей, оправдавшихся и несбывших­ся ожиданий и надежд, радостей и горестей, удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей, согласия и несогласия с про­исшедшим, происходящим и предвидимым будущим в личной жизни, обществе, государстве;

• степень понимания и одобрения населением идеологии и прак­тики общественного устройства, разрабатываемой и реализуемой властью, поддержка или неодобрение, сопротивление осуществ­лению предпринимаемых ею мер;

• тип психологических отношений людей, групп к обществу, го­сударству, власти, политике, задаваемый (находящий отражение в

7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 215

психологии людей и групп) типом экономических отношений и политического устройства общества;

• морально-психологический климат в обществе, связанный с преобладающими общественным мнением и настроениями;

• взаимоотношения больших и малых групп общества: классов, слоев, политических и общественных движений, этносов1 и нацио­нальностей, профессиональных групп, разных возрастных поколе­ний, характер взаимоотношений, их благоприятность для жизни и деятельности или внутренняя противоречивость, напряженность и внешняя конфликтность, противоборство, столкновения;

• менталитет2 российского народа, национальный характер;

• любовь населения к России, гордость за ее историю, россий­ское гражданство и вера в будущее, их реальные проявления в жизни и деятельности;

• удовлетворенность населения обеспечением прав и свобод, организацией, уровнем и безопасностью жизни;

• удовлетворенность деятельностью правительства, государ­ственных органов и учреждений, степень доверия к их честному служению народу и интересам России, их авторитет;

• гражданскую активность населения в упрочении или пере­устройстве общества и государства или, напротив, в выражениях массового несогласия, протеста, противоборства тому, с чем оно не согласно, что ему не нравится, что не выгодно, не приемлемо;

• систему работы с молодым поколением граждан, обеспечи­вающую их качественную социализацию, полноценное психоло­гическое формирование личности;

• степень распространенности в обществе негативных обыча­ев, традиций, привычек — курения, пьянства, наркомании, кри­минальной субкультуры;

От греч. ethnos — народ: особый, исторически возникший вид социальной группировки людей на определенной территории, отличающийся особенностями материальной и духовной культуры, быта, обычаев и нравов, языка и др. Суще-ствует в виде племени, народности, нации, этнической группы и др. 2 Менталитет (ментальность), от лат. menlalis — умственный. Популярное ныне понятие, характеризующее своеобразное, сложившееся в общности людей или у отдельного человека мировосприятие, мироотношение, умонастроение, образ мышления, подходов и духовных установок к образу жизни. Понятие, близкое к таким, как «психология общности», «психология человека» в их устойчивых. неповторимых, присущих только им особенностях.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

• авторитет науки в обществе, его структурах, государствен­ных органах и учреждениях, психологической науки, в частности степень использования ее возможностей, рекомендаций, техно­логий в широкой практике;

• состояние психологической науки и степень ее ориентирован­ности на практическое служение обществу и гражданам, на по­мощь в преодолении трудностей жизни и развития общества, ко­личество и качество специалистов-психологов и соответствующих организаций (психологических научных учреждений, практиче­ских психологических служб, консультационных пунктов, лабо­раторий, практикующих психологов и др.) в обществе и эффек­тивность их помощи практике;

• степень научно-психологической подготовленности населения иособенно его групп (психологических коллективов, аппаратов госслужбы, управленческих, кадровых, юридических, журналист­ских, культуры и досуга, родителей и др.).

Педагогическая сфера (подсистема, компонента) достоинств, сил и механизмов развития обществав свою очередь включает:

• уровень образованности, воспитанности, обученности и раз­витости населения;

• систему формирования обществом определенного типа лично­сти гражданина, ее воспитания (прежде всего патриотического, гражданского, нравственного, трудового, правового);

• систему образования и ее эффективность, поддержку госу­дарством и обществом, стремление населения к постоянному по­вышению своей образованности и профессионализма;

• систему специальной педагогической работы с молодежью, охватывающую все аспекты ее жизни, учебы, труда, досуга, обес­печивающую качественную педагогическую социализацию, само­реализацию и самоутверждение в начальный период жизни;

• организацию педагогического всеобуча в целях повышения педагогической подготовленности всех категорий населения, так или иначе связанных с решением педагогических задач, путем включения педагогических дисциплин и курсов в учебные планы образовательных учреждений, в подготовку будущих родителей, родителей школьников, менеджеров, практиков, переходящих на преподавательскую работу;

• организацию системы педагогической помощи и консультиро­вания путем создания специальных служб, пунктов, деятельности практикующих специалистов-педагогов;

в Психология и педагогика жизни в современном обществе



• организацию педагогической пропаганды — распространение педагогических знаний с помощью периодической печати, средств кассовой информации, издание популярной научно-педагогической [литературы, лекций для различных категорий населения на пред­приятиях, в учреждениях, по месту жительства и др.;

• социально-педагогические влияния образа жизни основных [групп населения;

• социально-педагогические влияния деятельности государст-венных, силовых, хозяйственных, информационных структур, уровень педагогической подготовленности их кадров;

• народную педагогику — сложившуюся в опыте народа сово­купность педагогических представлений и накопленного опыта, [воплощенных в образах народного героя и умельца, в традициях, обычаях, привычках, умениях подготовки молодой смены, обес­печения преемственности поколений, в устном народном творче­стве (народных преданиях, песнях, сказках, пословицах и пого­ворках, народных загадках и т.п.);

• семейную педагогику — практическое состояние педагогиче­ской работы в семье, использование помощи профессиональных педагогов-гувернеров;.

• состояние педагогической науки и степень ее ориентирован­ности на практическое служение обществу и гражданам, на ре­шение актуальных общественных проблем;

• количество и качество педагогических кадров.

Психология и педаго- Теоретически корректно говорить о полез-гика в решении про- "ости существования системы психологиче-блем современногоского и педагогического обеспечения жизни и российского общества развития общества. Но такой системы как особой управляемой целостности нет, и во многом поэтому психологическая и педагогическая компоненты в жизни общества разрозненны, неполноценны, некоторые во­все отсутствуют (например, система специальной педагогиче­ской работы с молодежью, система педагогического всеобуча, система педагогической пропаганды, система педагогической помощи и консультирования и др.).

Но было бы несправедливо говорить только о недостатках. У нас высокоразвитые психологическая и педагогическая науки, даже превосходящие по ряду показателей мировой уровень. В России качественная система образования: российские школь­ники неизменно находятся среди победителей разных междуна-



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

родных конкурсов, ученые и специалисты ценятся за рубежом высок уровень образованности и профессионализма рабочих кадров. Российский народ и его интеллигенция отличаются раз­витым творческим потенциалом, достижениями в разных видах искусств (например, в народных промыслах, балетном и музы­кальном искусстве), бережным отношением к национальной культуре, способностью сплачиваться, мобилизоваться, действо­вать решительно, бескорыстно, с великой самоотдачей и само­отверженностью перед лицом опасностей, угроз, неудач. В многовековой общей судьбе народов России сложилось нацио­нальное дружелюбие. В национальном характере со времен княжеских междуусобиц и татаро-монгольского нашествия вы­рабатывались обшинность, привычка действовать сообща, осуж­дение раскольничества, сепаратизма и индивидуализма. Немало и других достоинств, которые составляли и составляют основу силы, мощи и величия России, заслуживают бережного сохра­нения и приумножения.

Слабости психологической и педагогической сфер общества нуждаются в целенаправленном преодолении в интересах благо­получия граждан, ускорения темпов общественного развития, профилактики болезненных явлений, излишних трудностей, расходов и потерь на этом пути. В качестве первоочередных мер, реальных в условиях испытываемых государством финансовых трудностей, заслуживают обсуждения и практической реализа­ции следующие:

а) общие:

• расширение сферы психологических и педагогических ис­следований с первоочередным вниманием к социально-психологическим, социально-педагогическим, прикладным, акту-; альным, связанным с соответствующими потребностями, слабо­стями и трудностями современной жизни общества, его граждан и особенно молодежи;

• достижение положения, когда в образовательных учрежде­ниях всех уровней и ступеней в равной степени эффективно реа­лизуются все педагогические функции — образовательная, воспи­тательная, обучающая, развивающая с обязательным принятием мер по улучшению самоформирования обучающихся;

• повышение уровня обшей и профессиональной психологи­ческой и педагогической подготовленности всех студентов путем

7 Психология и педагогика жизни в современном обществе



дополнения существующей учебной дисциплины «Психология и педагогика» профессиональными разделами либо особыми дис­циплинами специализации;

• повышение профессионально-психологической и профес­сионально-педагогической подготовленности всех сотрудников государственной службы и всех работников управленческого тру-да, экономистов, юристов, социальных работников через систему (послевузовского образования, курсов повышения квалификации, занятий по месту работы, консультирования;

• правовое, управленческое, кадровое, учебное обеспечение повсеместной гуманизации профессион&чьного труда, безуслов­ного выполнения всех положений законов о труде, зашиты прав работающего человека, компетентной работы с людьми и реали-зации при этом психологической и педагогической функций. Действенной мерой на этом пути может стать введение в штаты специалистов-психологов и педагогов, повсеместное создание соответствующих служб;

• решительное улучшение реализации социально-психологи­ческой и педагогической функций телевидением, радио, газетами и журналами;

• предусмотрение, как это существует в практике развитых стран, обязанности образовательных учреждений оказывать по­мощь местным органам власти (по территориальному признаку), проводя по их заявкам исследования по профилю образователь­ного учреждения, разработку предложений, консультирование, чтение лекций населению, организацию работы общественных формирований и пр., в том числе по психологическим и педаго­гическим проблемам;

• заполнение на книжном рынке вакуума научно-нрак-тической литературы по различным направлениям социально-психологической и социально-педагогической работы;

• максимальное использование возможностей психологии и
педагогики для подготовки всех категорий населения к жизни в
новых общественных условиях гуманизации, демократизации,
рыночной экономики, создания правового общества;

б) психологические:

• увеличение числа специалистов с психологическим образо­
ванием, занимающихся психологической практикой. В развитых
странах Европы и Америки психолог считается так же необходи-

220 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

мым, как и врач, и их число выражается пропорцией 1 на 800__

1500 человек, а в России их сейчас один на 20000;

• создание психологической службы в системе исполнитель­
ной власти, ведомствах и крупных организациях;

в) педагогические:

• создание разветвленной системы педагогической помощи и консультирования для всех категорий населения и нуждающих­ся в ней с использованием при этом государственных форм и возможностей общественных инициатив, спонсорства, студентов старших курсов педагогических образовательных учреждений:

• организация постоянно и эффективно функционирующей системы педагогической пропаганды;

• максимальное уменьшение вероятности педагогически безграмотного воспитания детей в семье.

Жизнь общества диктует и необходимость постоянной реа­лизации психологически и педагогически ориентированных мер комплексного характера — государственного, управленческого, общественного, корпоративного, информационного и др. Так, социологические опросы и социально-психологические иссле­дования общественного мнения и настроений населения свиде­тельствуют о неспокойном, не определившемся состоянии их. Людей беспокоят многие вопросы происходящих государствен­ных и общественных перемен, на которые никто не спешит дать ясные и четкие ответы. Характерны такие суждения (по мате­риалам исследований):

• «За рубежом приходят к выводу, что классический капита­лизм устарел. Более эффективными оказались общественные сис­темы, построенные на идеологии социал-демократии (Швеция, Голландия, Бельгия). Почему же мы начали копировать у себя капитализм, причем в самой несовершенной, «дикой» форме да­леких времен, когда никакой демократией и правовой справедли­востью даже не пахло?»;

• «Читал, что только социалистическая общенародная собст­венность и только капиталистическая частная собственность — это крайности, которые, как всегда, не самые хорошие основы общества. Лучший вариант — сочетание государственной и част­ной собственности, плановой и рыночной экономики. Почему же мы строим рыночную экономику?»;

• «Было бы понятно, если в частные руки отдали бы всякие вспомогательные дела — сервис там, выпечку хлеба, парикмахер'

: 7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 221

ские. А то отдали самое ценное, самое доходное — земные богат­ства, народное достояние: нефть, газ, элетричество. Теперь пра­вительство только тем и занято, что упрашивает «новых русских» поделиться хотя бы частью многомиллиардных доходов — запла­тить налоги. А ведь могло бы иметь все 100 процентов доходов и использовать их на пользу всех. Кто до такого додумался?»;

• «Создали государство, которое кроит свой бюджет из на­логов. Какой коренной вопрос свербит мысли чиновников? Как повысить налоги! Налоги на все — кроме пока воздуха. Развитие экономики, повышение уровня жизни народа — проблемы, ко­торые их просто не могут беспокоить. Разве у такого государства может быть хорошее будущее?»;

• «Демократы пришли к власти на критике льгот, которыми пользоватись функционеры КПСС, что было поддержано наро­дом. И что же? Сами окружили себя такими льготами, которые и не снились прежде! Где же справедливость, порядочность, чест­ность, принципы?»;

• «Разве бананы в банановой республике стоят столько же, сколько во всем мире? Почему же мы — крупнейшая нефтяная и газовая держава, мировой поставщик — все время повышаем у себя цены на бензин, мазут, газ, подтягивая их к мировым? За ними и все цены растут»;

• «О каких достижениях «свободы слова» шумят все время СМИ? Разве можно считать ею возможность одних и тех же лиц, захвативших микрофоны и экраны, говорить, что заблагорассу­дится? Демократия предусматривает свободу слова для всех. У меня и мне подобных простых граждан свобода слова только од­на — говорить на кухне. Пока мы не будем иметь равную воз­можность говорить с экрана, высказывать свое мнение на стра­ницах газет, никакой свободы слова нет».

Обилие и распространенность таких и им подобных суждений в общественном мнении свидетельствуют о том, что политика государства и правительства плохо разъясняется людям. Опыт Цивилизованных стран учит, что любые серьезные акции в стране Предваряются психологической подготовкой населения, рассчи­танной на их доброжелательное восприятие, понимание, под­держку. То же должно делаться и у нас.

Каждый обладающий властью, средствами и возможностями Влиять на других людей обязан быть патриотом своей страны,



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

думать о благополучии народа, быть озабоченным пониманием своих действий людьми, не нагнетать недовольства, участвовать в развитии движения к цивилизованному во всех отношениях обществу, в решении психологических и педагогических про­блем на этом пути. Об этом следует помнить и всем занимаю­щимся частным предпринимательством. Исследования, да ц обыденная жизнь, свидетельствуют о существующем в народе негативном имидже бизнесмена, «нового русского». Представ­ление о нем, как о хапуге, мошеннике, безнравственном, мало­культурном и малообразованном человеке, думающем только о себе, деньгах, личном богатстве и предающем интересы Родины и народа — типичные черты имиджа. Корпоративный долговре­менный интерес новой группы населения, занимающейся биз­несом, должен побуждать к серьезному, психологически и пе­дагогически компетентному, активному участию се в создании здоровых настроений в обществе, трате на это части своих дохо­дов, меценатству (традиционному в истории царской России), подражанию практике бизнеса за рубежом, стремящегося к сгла­живанию противоречий между собой и персоналом, в целом — народом, недопущению их нарастания.

Как учит опыт истории, загонять вглубь болезненные точки психологии народа, сохранять социальное напряжение недопусти­мо. Как небольшое смещение частичек, начавшись из-за срыва сдерживаемых напряжений, превращается в снежную лавину, селе­вый поток, крушащий все на своем пути, так внезапно возникают вроде бы из-за пустяка массовые стихийные движения в народе, известные в социальной психологии как явления психологии толпы.

Важными в новой истории России стали проблемы государ­ственной целостности, национальных отношений, пенсионеров, профилактики пьянства, наркомании, распространения СПИДа, насыщенные своими психологическими и педагогическими осо­бенностями и нуждающиеся в соответствующем решении. Общество и личность: Истинный показатель богатства, цивили-психологический и зованности, достоинства и возможностей

педагогический общества — не в обилии товаров, собирае-

аспекты мом урожае, величине и красоте городов,

числе автомобилей, а в людях, из которых оно состоит и которых формирует. Образно говорят: все богат­ства на земле от солнца, а все хорошее — от человека.

7 Психология и педагогика жизни в современном обществе



К..Д- Ушинский писал:

Время, труд, честность, знание, уменье владеть собой, физические, умстве н-ные и нравственные силы человека—единственные творцы всякого богатс тва.

психология развития личности 7 страница - student2.ru
К.Д. Ушинский (1824-1870/71)

Формирование человека, личности — ве­ликая гуманистическая цель и одновременно путь к процветанию общества, движущая си­ла на этом пути. Как общество творит чело­века, так и человек творит общество — тако-ва основная социологическая, психологиче­ская и педагогическая взаимосвязь жизни и судеб человека и общества. Справедливо и перспективно только то общество, которое обеспечивает справедливую и достойную жизнь каждому своему гражданину.

Вместе с тем и каждый человек, совер­шенствуясь психологически и педагогически как личность, реа­лизуя себя в жизни, устраивая ее и свою судьбу, удовлетворяя потребности и интересы, самоутверждаясь среди людей, одно­временно вносит вклад и в улучшение или ухудшение общест­венных условий, что имеет значение и для него самого, и для будущего детей и внуков. Поэтому интересы человека и общест­ва во многом совпадают.

Наши рекомендации