Психология развития личности 7 страница
Общая работа, направленная на достижение цели и удовлетворение интересов коллектива и личности, с очевидностью выявляет, как лакмусовая бумажка, сильные и слабые стороны каждого. На этом фоне индивидуальная работа, обязательная в любых условиях, делается предметной, обоснованной и убедительной.
Необходимое направление работы — постоянное наблюдение за происходящим в коллективе и с его членами, психолого-педагогический анализ и оценка его, помощь в преодолении чрезмерных трудностей и коррекция негативных отклонений. Даже в хорошем коллективе его многообусловленная жизнь не лишена внутренних напряжений, противоречий, отставания в чем-то, негативных влияний извне. Могут возникать споры, претензии, недовольства, ошибочные мнения, обострения взаимоотношений, сбои во взаимодействии, не всегда полезные неформальные микрогруппы (например, по признакам землячества, национальным, военному опыту, общности особых привычек и потребностей, выделяемых руководителем «любимчиков» и др.), отрицательные обычаи и традиции (распития по любому поводу, «дедовщина» и т.п.). Руководителю, педагогу важно подметить все это на стадии зарождения, «не запускать болезнь» и принять своевременные тактичные, но эффективные меры (опять-таки привлечением самодеятельных организаций и членов актива), не успокаиваться, не убедившись, что проблема решена. Негативные явления с разросшимися в коллективе глубокими психологическими «корнями», опутавшими многих и многое, крайне трудно устранимы. Один из зачинателей социально-психологического движения 60-х годов В.Н. Колбановский считал, что коллектив с отрицательными традициями практически исправить невозможно; его следует полностью расформировать и на его месте сформировать новый из других людей. Чтобы не оказаться перед невероятно сложной педагогической проблемой исправления ошибок в работе с коллективом и отдельными личностями, не нужно допускать педагогической запущенности.
й среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике
Вопросы и задания для самопроверки и размышлений
1. Как с системных позиций обосновать существование социально-психологической реальности?
2. Классифицируйте социально-психологические явления по их носителям.
3. Дайте характеристику основных социально-психологических явлений, отличающихся по качественно-содержа-тельным особенностям.
4. С основными психологическими особенностями личности вы познакомились в гл. 4. Каковы же личностные социально-психологические явления, чем они детерминируются?
5. Перечислите социально-психологические механизмы и дайте их характеристику.
6. Что изучает социальная педагогика, каковы социально-педагогическая феноменология, ее влияния и источники их силы?
7. Что понимается под уровнем социально-психологического развития группы и каковы основные психологические характеристики коллектива?
8. Каковы сущность, значение и основные слагаемые педагогического потенциала коллектива?
9. Расскажите об основных рекомендациях педагогики по работе с коллективом.
Литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.,1998.
2. Бодалев Л.А. Личность и общение. — М., 1982.
3. Василькова Ю.В., Василькова Т.Д. Социальная педагогика: курс лекций — М., 2000.
4. Волков Г.Н. Этнопсихологический словарь — ML, 1999.
5. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 1999.
6. Воловик А.Ф. Педагогика досуга. — М., 1998.
7. Громова О.Н. Конфликтология. — М., 1998.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общесп
8. История социальной педагогики: хрестоматия — учебное пособие / Под ред. М.А. Галагузовой. — М., 2000.
9. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). — Ростов н/Д, 1986.
10. Лебон Г., Тард Т. Психология толпы. — М., 1998.
11. Лихачев Б. Т. Социология воспитания и образования: курс лекций по социальной педагогике. — Рязань, 1999.
12. Каралаш И.А. Социально-педагогическая практика: организация и технология проведения. — Астрахань, 1997.
13. Карцева Л.В. Социальная работа с семьей: психолого-псдагогический анализ. В 2 ч. — Казань, 1998.
14. Козлов И.Ф. Педагогический опыт А.С. Макаренко. — М., 1988,
15. Майерс Дэвид. Социальная психология. — СПб., 1997.
16. Макаренко А.С. Педагогические сочинения. В 8 т. — М., 1983.
17. Николаев В.А. Истоки русской народной педагогики. — Орет 1997.
18. Основы социально-психологической теории / Под общ. ред. А.А. Бодалева и А.Н. Сухова. — М., 1995.
19. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. — М., 1992.
20. Платонова Н.М. Основы социальной педагогики. — СПб., 1997,
21. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996.
22. Социальная психология: хрестоматия. — М., 2000.
23. Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. — М., 1981.
24. Чиркова Т.Н. Психологическая служба в детском саду. - М., 2000.
25. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. — М., 1995.
26. Щуркова Н.Е. Классное руководство (теория, методика, технология). - М., 1999.
Глава 7
Психология и педагогика жизни в современном обществе
7.1. Психологические и педагогические проблемы развития российского общества
Психологические и Общество - большая социальная система, педагогические явле- живой, закономерно развивающийся и са-ния в жизни общества морегулируютийся социальный организм. Параллель между организмом и обществом проводится в науке начиная с трудов Аристотеля. Такое сравнение связано с пониманием общества не как сборища самостоя-тельно живущих людей, но как целостности, обладающей своими материальными и духовными законами.
Общество, по определению, — сложившаяся на определенной территории в процессе исторического развития общность больших и малых групп людей с определенными организацией, властью, типом связей и отношений. Люди в этой общности не абсолютно свободны в своей жизни и поступках. Жить в обществе, среди людей и быть свободным от них невозможно. Жизнь, деятельность, поступки, благополучие, будущее каждого человека неизбежно испытывают влияние особенностей общества, в котором он живет.
Государство — орудие политической власти, используемое для организации общества, распределения и потребления материальных и духовных благ. Оно реализует власть с помощью системы органов и учреждений, силы права (законодательного
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
установления обязательных норм и правил повеления, их санкционирования, зашиты и уголовного преследования за нарушения), аппарата принуждения (армия, полиция и др.) и иных средств. Оно играет роль «внешней» силы, связывающей общество в единую целостность и придающей ему определенную динамику развития. Но только такими силами задачу организации и развития общества не решить, о чем свидетельствует опыт тоталитарных режимов разных государств, в том числе и России. Еще Ф. Вольтер писал:
Многочисленность законов в государстве есть то же, что большое число лекарей: признак болезни и бессилия.
Решающую роль в сплоченности, жизни и прогрессе общества играют внутренние силы «сцепления»: общее прошлое и будущее народа, интересы и чаяния, идеалы и мнения общностей и групп, их потребности и ожидания, традиции и обычаи, морать и привычки, тип и уровень культуры, образования, обучения, развития, религиозные верования и др. Очевидно, что важную роль во внутренних силах сцепления, жизни и развития общества играет его психология и педагогика.
Психологическая сфера (подсистема, компонента) достоинств, сил и механизмов развития общества включает комплекс взаимосвязанных массовых психологических феноменов:
• обыденное сознание населения — житейская психология, упрочившаяся, привычная система взглядов, убеждений, потребностей, отношений, ожиданий, намерений, исторически сложившаяся в опыте жизни предшествующих и живущего поколений под влиянием побед и поражений, успехов и неудач, преодоленных и непреодолимых трудностей, оправдавшихся и несбывшихся ожиданий и надежд, радостей и горестей, удовлетворенных и неудовлетворенных потребностей, согласия и несогласия с происшедшим, происходящим и предвидимым будущим в личной жизни, обществе, государстве;
• степень понимания и одобрения населением идеологии и практики общественного устройства, разрабатываемой и реализуемой властью, поддержка или неодобрение, сопротивление осуществлению предпринимаемых ею мер;
• тип психологических отношений людей, групп к обществу, государству, власти, политике, задаваемый (находящий отражение в
7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 215
психологии людей и групп) типом экономических отношений и политического устройства общества;
• морально-психологический климат в обществе, связанный с преобладающими общественным мнением и настроениями;
• взаимоотношения больших и малых групп общества: классов, слоев, политических и общественных движений, этносов1 и национальностей, профессиональных групп, разных возрастных поколений, характер взаимоотношений, их благоприятность для жизни и деятельности или внутренняя противоречивость, напряженность и внешняя конфликтность, противоборство, столкновения;
• менталитет2 российского народа, национальный характер;
• любовь населения к России, гордость за ее историю, российское гражданство и вера в будущее, их реальные проявления в жизни и деятельности;
• удовлетворенность населения обеспечением прав и свобод, организацией, уровнем и безопасностью жизни;
• удовлетворенность деятельностью правительства, государственных органов и учреждений, степень доверия к их честному служению народу и интересам России, их авторитет;
• гражданскую активность населения в упрочении или переустройстве общества и государства или, напротив, в выражениях массового несогласия, протеста, противоборства тому, с чем оно не согласно, что ему не нравится, что не выгодно, не приемлемо;
• систему работы с молодым поколением граждан, обеспечивающую их качественную социализацию, полноценное психологическое формирование личности;
• степень распространенности в обществе негативных обычаев, традиций, привычек — курения, пьянства, наркомании, криминальной субкультуры;
От греч. ethnos — народ: особый, исторически возникший вид социальной группировки людей на определенной территории, отличающийся особенностями материальной и духовной культуры, быта, обычаев и нравов, языка и др. Суще-ствует в виде племени, народности, нации, этнической группы и др. 2 Менталитет (ментальность), от лат. menlalis — умственный. Популярное ныне понятие, характеризующее своеобразное, сложившееся в общности людей или у отдельного человека мировосприятие, мироотношение, умонастроение, образ мышления, подходов и духовных установок к образу жизни. Понятие, близкое к таким, как «психология общности», «психология человека» в их устойчивых. неповторимых, присущих только им особенностях.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
• авторитет науки в обществе, его структурах, государственных органах и учреждениях, психологической науки, в частности степень использования ее возможностей, рекомендаций, технологий в широкой практике;
• состояние психологической науки и степень ее ориентированности на практическое служение обществу и гражданам, на помощь в преодолении трудностей жизни и развития общества, количество и качество специалистов-психологов и соответствующих организаций (психологических научных учреждений, практических психологических служб, консультационных пунктов, лабораторий, практикующих психологов и др.) в обществе и эффективность их помощи практике;
• степень научно-психологической подготовленности населения иособенно его групп (психологических коллективов, аппаратов госслужбы, управленческих, кадровых, юридических, журналистских, культуры и досуга, родителей и др.).
Педагогическая сфера (подсистема, компонента) достоинств, сил и механизмов развития обществав свою очередь включает:
• уровень образованности, воспитанности, обученности и развитости населения;
• систему формирования обществом определенного типа личности гражданина, ее воспитания (прежде всего патриотического, гражданского, нравственного, трудового, правового);
• систему образования и ее эффективность, поддержку государством и обществом, стремление населения к постоянному повышению своей образованности и профессионализма;
• систему специальной педагогической работы с молодежью, охватывающую все аспекты ее жизни, учебы, труда, досуга, обеспечивающую качественную педагогическую социализацию, самореализацию и самоутверждение в начальный период жизни;
• организацию педагогического всеобуча в целях повышения педагогической подготовленности всех категорий населения, так или иначе связанных с решением педагогических задач, путем включения педагогических дисциплин и курсов в учебные планы образовательных учреждений, в подготовку будущих родителей, родителей школьников, менеджеров, практиков, переходящих на преподавательскую работу;
• организацию системы педагогической помощи и консультирования путем создания специальных служб, пунктов, деятельности практикующих специалистов-педагогов;
в Психология и педагогика жизни в современном обществе
• организацию педагогической пропаганды — распространение педагогических знаний с помощью периодической печати, средств кассовой информации, издание популярной научно-педагогической [литературы, лекций для различных категорий населения на предприятиях, в учреждениях, по месту жительства и др.;
• социально-педагогические влияния образа жизни основных [групп населения;
• социально-педагогические влияния деятельности государст-венных, силовых, хозяйственных, информационных структур, уровень педагогической подготовленности их кадров;
• народную педагогику — сложившуюся в опыте народа совокупность педагогических представлений и накопленного опыта, [воплощенных в образах народного героя и умельца, в традициях, обычаях, привычках, умениях подготовки молодой смены, обеспечения преемственности поколений, в устном народном творчестве (народных преданиях, песнях, сказках, пословицах и поговорках, народных загадках и т.п.);
• семейную педагогику — практическое состояние педагогической работы в семье, использование помощи профессиональных педагогов-гувернеров;.
• состояние педагогической науки и степень ее ориентированности на практическое служение обществу и гражданам, на решение актуальных общественных проблем;
• количество и качество педагогических кадров.
Психология и педаго- Теоретически корректно говорить о полез-гика в решении про- "ости существования системы психологиче-блем современногоского и педагогического обеспечения жизни и российского общества развития общества. Но такой системы как особой управляемой целостности нет, и во многом поэтому психологическая и педагогическая компоненты в жизни общества разрозненны, неполноценны, некоторые вовсе отсутствуют (например, система специальной педагогической работы с молодежью, система педагогического всеобуча, система педагогической пропаганды, система педагогической помощи и консультирования и др.).
Но было бы несправедливо говорить только о недостатках. У нас высокоразвитые психологическая и педагогическая науки, даже превосходящие по ряду показателей мировой уровень. В России качественная система образования: российские школьники неизменно находятся среди победителей разных междуна-
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
родных конкурсов, ученые и специалисты ценятся за рубежом высок уровень образованности и профессионализма рабочих кадров. Российский народ и его интеллигенция отличаются развитым творческим потенциалом, достижениями в разных видах искусств (например, в народных промыслах, балетном и музыкальном искусстве), бережным отношением к национальной культуре, способностью сплачиваться, мобилизоваться, действовать решительно, бескорыстно, с великой самоотдачей и самоотверженностью перед лицом опасностей, угроз, неудач. В многовековой общей судьбе народов России сложилось национальное дружелюбие. В национальном характере со времен княжеских междуусобиц и татаро-монгольского нашествия вырабатывались обшинность, привычка действовать сообща, осуждение раскольничества, сепаратизма и индивидуализма. Немало и других достоинств, которые составляли и составляют основу силы, мощи и величия России, заслуживают бережного сохранения и приумножения.
Слабости психологической и педагогической сфер общества нуждаются в целенаправленном преодолении в интересах благополучия граждан, ускорения темпов общественного развития, профилактики болезненных явлений, излишних трудностей, расходов и потерь на этом пути. В качестве первоочередных мер, реальных в условиях испытываемых государством финансовых трудностей, заслуживают обсуждения и практической реализации следующие:
а) общие:
• расширение сферы психологических и педагогических исследований с первоочередным вниманием к социально-психологическим, социально-педагогическим, прикладным, акту-; альным, связанным с соответствующими потребностями, слабостями и трудностями современной жизни общества, его граждан и особенно молодежи;
• достижение положения, когда в образовательных учреждениях всех уровней и ступеней в равной степени эффективно реализуются все педагогические функции — образовательная, воспитательная, обучающая, развивающая с обязательным принятием мер по улучшению самоформирования обучающихся;
• повышение уровня обшей и профессиональной психологической и педагогической подготовленности всех студентов путем
7 Психология и педагогика жизни в современном обществе
дополнения существующей учебной дисциплины «Психология и педагогика» профессиональными разделами либо особыми дисциплинами специализации;
• повышение профессионально-психологической и профессионально-педагогической подготовленности всех сотрудников государственной службы и всех работников управленческого тру-да, экономистов, юристов, социальных работников через систему (послевузовского образования, курсов повышения квалификации, занятий по месту работы, консультирования;
• правовое, управленческое, кадровое, учебное обеспечение повсеместной гуманизации профессион&чьного труда, безусловного выполнения всех положений законов о труде, зашиты прав работающего человека, компетентной работы с людьми и реали-зации при этом психологической и педагогической функций. Действенной мерой на этом пути может стать введение в штаты специалистов-психологов и педагогов, повсеместное создание соответствующих служб;
• решительное улучшение реализации социально-психологической и педагогической функций телевидением, радио, газетами и журналами;
• предусмотрение, как это существует в практике развитых стран, обязанности образовательных учреждений оказывать помощь местным органам власти (по территориальному признаку), проводя по их заявкам исследования по профилю образовательного учреждения, разработку предложений, консультирование, чтение лекций населению, организацию работы общественных формирований и пр., в том числе по психологическим и педагогическим проблемам;
• заполнение на книжном рынке вакуума научно-нрак-тической литературы по различным направлениям социально-психологической и социально-педагогической работы;
• максимальное использование возможностей психологии и
педагогики для подготовки всех категорий населения к жизни в
новых общественных условиях гуманизации, демократизации,
рыночной экономики, создания правового общества;
б) психологические:
• увеличение числа специалистов с психологическим образо
ванием, занимающихся психологической практикой. В развитых
странах Европы и Америки психолог считается так же необходи-
220 Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
мым, как и врач, и их число выражается пропорцией 1 на 800__
1500 человек, а в России их сейчас один на 20000;
• создание психологической службы в системе исполнитель
ной власти, ведомствах и крупных организациях;
в) педагогические:
• создание разветвленной системы педагогической помощи и консультирования для всех категорий населения и нуждающихся в ней с использованием при этом государственных форм и возможностей общественных инициатив, спонсорства, студентов старших курсов педагогических образовательных учреждений:
• организация постоянно и эффективно функционирующей системы педагогической пропаганды;
• максимальное уменьшение вероятности педагогически безграмотного воспитания детей в семье.
Жизнь общества диктует и необходимость постоянной реализации психологически и педагогически ориентированных мер комплексного характера — государственного, управленческого, общественного, корпоративного, информационного и др. Так, социологические опросы и социально-психологические исследования общественного мнения и настроений населения свидетельствуют о неспокойном, не определившемся состоянии их. Людей беспокоят многие вопросы происходящих государственных и общественных перемен, на которые никто не спешит дать ясные и четкие ответы. Характерны такие суждения (по материалам исследований):
• «За рубежом приходят к выводу, что классический капитализм устарел. Более эффективными оказались общественные системы, построенные на идеологии социал-демократии (Швеция, Голландия, Бельгия). Почему же мы начали копировать у себя капитализм, причем в самой несовершенной, «дикой» форме далеких времен, когда никакой демократией и правовой справедливостью даже не пахло?»;
• «Читал, что только социалистическая общенародная собственность и только капиталистическая частная собственность — это крайности, которые, как всегда, не самые хорошие основы общества. Лучший вариант — сочетание государственной и частной собственности, плановой и рыночной экономики. Почему же мы строим рыночную экономику?»;
• «Было бы понятно, если в частные руки отдали бы всякие вспомогательные дела — сервис там, выпечку хлеба, парикмахер'
: 7. Психология и педагогика жизни в современном обществе 221
ские. А то отдали самое ценное, самое доходное — земные богатства, народное достояние: нефть, газ, элетричество. Теперь правительство только тем и занято, что упрашивает «новых русских» поделиться хотя бы частью многомиллиардных доходов — заплатить налоги. А ведь могло бы иметь все 100 процентов доходов и использовать их на пользу всех. Кто до такого додумался?»;
• «Создали государство, которое кроит свой бюджет из налогов. Какой коренной вопрос свербит мысли чиновников? Как повысить налоги! Налоги на все — кроме пока воздуха. Развитие экономики, повышение уровня жизни народа — проблемы, которые их просто не могут беспокоить. Разве у такого государства может быть хорошее будущее?»;
• «Демократы пришли к власти на критике льгот, которыми пользоватись функционеры КПСС, что было поддержано народом. И что же? Сами окружили себя такими льготами, которые и не снились прежде! Где же справедливость, порядочность, честность, принципы?»;
• «Разве бананы в банановой республике стоят столько же, сколько во всем мире? Почему же мы — крупнейшая нефтяная и газовая держава, мировой поставщик — все время повышаем у себя цены на бензин, мазут, газ, подтягивая их к мировым? За ними и все цены растут»;
• «О каких достижениях «свободы слова» шумят все время СМИ? Разве можно считать ею возможность одних и тех же лиц, захвативших микрофоны и экраны, говорить, что заблагорассудится? Демократия предусматривает свободу слова для всех. У меня и мне подобных простых граждан свобода слова только одна — говорить на кухне. Пока мы не будем иметь равную возможность говорить с экрана, высказывать свое мнение на страницах газет, никакой свободы слова нет».
Обилие и распространенность таких и им подобных суждений в общественном мнении свидетельствуют о том, что политика государства и правительства плохо разъясняется людям. Опыт Цивилизованных стран учит, что любые серьезные акции в стране Предваряются психологической подготовкой населения, рассчитанной на их доброжелательное восприятие, понимание, поддержку. То же должно делаться и у нас.
Каждый обладающий властью, средствами и возможностями Влиять на других людей обязан быть патриотом своей страны,
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
думать о благополучии народа, быть озабоченным пониманием своих действий людьми, не нагнетать недовольства, участвовать в развитии движения к цивилизованному во всех отношениях обществу, в решении психологических и педагогических проблем на этом пути. Об этом следует помнить и всем занимающимся частным предпринимательством. Исследования, да ц обыденная жизнь, свидетельствуют о существующем в народе негативном имидже бизнесмена, «нового русского». Представление о нем, как о хапуге, мошеннике, безнравственном, малокультурном и малообразованном человеке, думающем только о себе, деньгах, личном богатстве и предающем интересы Родины и народа — типичные черты имиджа. Корпоративный долговременный интерес новой группы населения, занимающейся бизнесом, должен побуждать к серьезному, психологически и педагогически компетентному, активному участию се в создании здоровых настроений в обществе, трате на это части своих доходов, меценатству (традиционному в истории царской России), подражанию практике бизнеса за рубежом, стремящегося к сглаживанию противоречий между собой и персоналом, в целом — народом, недопущению их нарастания.
Как учит опыт истории, загонять вглубь болезненные точки психологии народа, сохранять социальное напряжение недопустимо. Как небольшое смещение частичек, начавшись из-за срыва сдерживаемых напряжений, превращается в снежную лавину, селевый поток, крушащий все на своем пути, так внезапно возникают вроде бы из-за пустяка массовые стихийные движения в народе, известные в социальной психологии как явления психологии толпы.
Важными в новой истории России стали проблемы государственной целостности, национальных отношений, пенсионеров, профилактики пьянства, наркомании, распространения СПИДа, насыщенные своими психологическими и педагогическими особенностями и нуждающиеся в соответствующем решении. Общество и личность: Истинный показатель богатства, цивили-психологический и зованности, достоинства и возможностей
педагогический общества — не в обилии товаров, собирае-
аспекты мом урожае, величине и красоте городов,
числе автомобилей, а в людях, из которых оно состоит и которых формирует. Образно говорят: все богатства на земле от солнца, а все хорошее — от человека.
7 Психология и педагогика жизни в современном обществе
К..Д- Ушинский писал:
Время, труд, честность, знание, уменье владеть собой, физические, умстве н-ные и нравственные силы человека—единственные творцы всякого богатс тва.
К.Д. Ушинский (1824-1870/71) |
Формирование человека, личности — великая гуманистическая цель и одновременно путь к процветанию общества, движущая сила на этом пути. Как общество творит человека, так и человек творит общество — тако-ва основная социологическая, психологическая и педагогическая взаимосвязь жизни и судеб человека и общества. Справедливо и перспективно только то общество, которое обеспечивает справедливую и достойную жизнь каждому своему гражданину.
Вместе с тем и каждый человек, совершенствуясь психологически и педагогически как личность, реализуя себя в жизни, устраивая ее и свою судьбу, удовлетворяя потребности и интересы, самоутверждаясь среди людей, одновременно вносит вклад и в улучшение или ухудшение общественных условий, что имеет значение и для него самого, и для будущего детей и внуков. Поэтому интересы человека и общества во многом совпадают.