Психология развития личности 4 страница
Система самоформирования (самообразования, самовоспитания, самообучения и саморазвития), являясь индивидуальным педагогическим делом, должна стать массовым явлением. Помимо того, что работа над собой — необходимое условие формирования личности, она и признак личности, ставшей на верный путь успеха в жизни. Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство, — отмечал Сенека. Самоформирование выводит личность из-под зависимости от состояния других педагогических систем общества, еще достаточно несовершенных, и позволяет взять свою судьбу в свои руки. Отказываясь от него, человек отказывается от права и возможности направлять свою судьбу. подчинять себе обстоятельства жизни, отдается на волю случая, становится инструментом, пешкой в руках других, более сильных духом и целеустремленных людей. Прямая линия жизни, ведущая к успеху, превратится в замысловатые зигзаги, круги, закорючки, тупики, возвраты и обрывы.
Педагогика располагает немалым числом разработок по технике самоформирования (самовоспитания), но их реализация зачастую наталкивается на психолого-педагогические трудности: недооценку человеком (особенно молодым) необходимости использовать их, беспечность, недальновидность, нравственную лень, отсутствие навыков и привычек самомотивирования и самопринуждения, неразвитость воли. Поэтому нужна целенаправленная работа по организации самоформирования, побуждению к нему, обучению технике, использованию приемов и методов, вовлекающих людей в этот процесс. В вузах самоформирование студентов должно стать нормой.
Система педагогического всеобуча — система мер, направленная на повышение педагогической просвещенности всех граждан с дифференциацией по возрасту, профессии, социальному положению и др. К таким мерам относятся:
• изучение педагогики (ее разделов) во всех образовательных учреждениях, с отдельными категориями граждан на специальных курсах, экстерном, самостоятельно;
• углубленное изучение профессиональных педагогических вопросов в системе повышения квалификации, с практическими работниками в организациях, учреждениях и пр. (в форме лекций, встреч со специалистами-педагогами, педагогических тренингов и т.п.);
5. Проблема личности в педагогике
• проведение педагогических бесед с населением по месту жительства;
• совместное изучение практиками и научными работниками педагогических проблем, на которые наталкивается жизнь и профессиональная деятельность;
• введение постоянных педагогических рубрик (типа «Педагогика и жизнь», «Семейная педагогика», «Кем и каким |быть», «Советы педагога» и т.п.) на страницах периодической печати, в программах телеканалов, радиостанций (прежде всего государственных);
• организация и умножение числа познавательно-развлекательных мероприятий по вопросам педагогики: конкурсов родителей, руководителей, работников управленческого аппарата и тр., проведение состязаний групп по методике КЗП (клуб знатоков педагогики) аналогично КВН, публикация педагогических кроссвордов и скандвордов и др.;
• массовое издание популярных учебных пособий, серий библиотек целевого назначения и преимущественно прикладного, методического характера по всему комплексу педагогических вопросов формирования личности и деятельности различных педагогических систем;
• создание хороших библиотек педагогической литературы во всех образовательных учреждениях, различных организациях и предприятиях.
Педагогическая наука — важная система в комплексе педагогического обеспечения успешного формирования личности. Как уже отмечено выше, традиционно она привязана к проблемам школьного образования и работе со школьниками. Ведущая роль в ее развитии принадлежит академической науке. В середине 90-х годов Академия педагогических наук, была, к сожалению, преобразована в Академию образования, что по определению сужает круг ее научных интересов, хотя общественная практическая потребность противоположна. Последней служит пока развитие ведомственной педагогической науки в ряде министерств и ведомств. Но остаются обильные «белые пятна» в системе формирования личности, не прикрытые должным образом научно-педагогическими исследованиями.
Можно заключить, что общество прилагает немалые усилия ко созданию педагогической системы формирования личности. Но предстоит сделать еще больше, чтобы она стала полноценной
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
и эффективной. Зависит это, в частности, и от выпускников всех вузов.
Вопросы и задания для самопроверки и
размышлений
1. В чем специфика педагогического подхода к проблеме личности, его отличия от психологического и взаимосвязь с ним?
2. Какие положения педагогического характера по вопросам формирования личности содержит Федеральный закон «Об образовании» 1996 г.?
3. Чем отличается современная трактовка категории «формирование личности» от существовавшей ранее в нашей стране?
4. Перечислите основные положения, на базе которых целесообразно решать проблемы формирования личности в современных условиях.
5. Сформулируйте цель формирования личности в современных условиях.
6. Вспомните основные закономерности формирования личности и проследите, как они конкретно сказываются в вашей жизни.
7. Проследите, какие социально-педагогические закономерности и как сказываются на формировании вашей личности?
8. Воспроизведите по памяти общие педагогические принципы формирования личности и проследите, какие педагогические закономерности они отражают.
9. Что такое самоформирование личности: его сущность, значение, содержание?
10. Обоснуйте необходимость педагогической системы формирования личности в обществе, назовите ее основные компоненты и попытайтесь оценить, какие из них нуждаются, по вашему мнению, в первоочередном совершенствовании.
(5. Проблема личности в педагогике
Литература
1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 1999.
2. Латынина Д.И. История педагогики: воспитание и образование в России (X — начало XX веков). — М., 1998.
3. Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995.
4. Занков Л.В. Обучение и развитие // Избр. труды. — М., 1990.
5. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.
6. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989.
7. Педагогика здоровья. — М., 1992.
8. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой. — М., 1998.
9. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. — М., 1991.
10. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. Часть III.
11. Психологическая служба школы. — М., 1995.
12. Сластенин В.А. Педагогика. — М., 1997.
13. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1975.
14. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.
15. Торинов В.Е.. Непрерывное экологическое воспитание и образование. — Брянск, 1998.
16. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. Раздел III.
17. Управление воспитательной системы школы: проблемы и решения. - М., 1999.
18. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в II т., т.8. - М., 1980.
19. Фридман Л.М. Психология воспитания. — М., 2000.
20. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М., 1999.
21. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979.
Глава 6
Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике
Психология группы
Социальная психоло- Психологическая действительность, а вме-гия как отрасль психо- сте с тем и предмет психологической нау-логической науки ки, как отмечено уже в гл. 2, включают особую область психологических фактов, закономерностей и механизмов, которые присущи группам людей, поведению и состоянию человека, находящемуся в них и испытывающему их влияние и именуемых социально-психологическими.Исследованием этих явлений занимается особая отрасль психологической науки — социальная психология, находящаяся на стыке с социологией.
Предысторию социальной психологии можно проследить с работ Аристотеля (384—322 до н. э.), считавшего человека «социальным животным». Активное развитие социально-психологических взглядов началось в XIX в. под влиянием идей немецкого философа Георга Гегеля (1770—1831) о «мировом (абсолютном) духе», сверхиндивидуальном «объективном духе» (воплощенном в гражданском обществе, праве, нравственности, «духе народов», семье и пр.). Француз О. Конт (1798—1857) писал о развитии психики человека в обществе, необходимости его изучения, исходя из социального окружения. М. Лацарус (1824—1903) и Г. Тард (1843—1904) исследовали «народную психологию», Г. Лебон (1841 —1931) — «психологию масс», У. Мак-Даугалл (1871 — 1938) — «инстинкты социального поведения», а В. Вундт написал даже десятитомную «Психологию народов»-
р.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике
1908 год — год опубликования книги «Введение в социальную (психологию», написанную Мак-Даугаллом, — принято считать годом рождения социальной психологии как науки.
В России развитие социальной психологии началось на ру
беже XX в., но в годы сталинизма было приостановлено и по
давлено диктатурой идеологического подхода. Знаменательный
отрезок ее развития — 60—90-е годы. Он связан с именами
Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А. Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина,
Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, АЛ. Свенцицкого, Е.В. Шороховой
и др. Потребности современного общества и жизни людей в нем
требуют активного использования данных социальной психологии,
а на рубеже XXI в. начинается новый этап ее научного развития.
Социально- Социально-психологические явления от-
психологическая личаются от индивидуальных прежде всего
реальность тем, что это явления в группах людей (от
пары до общества и даже человечества). 'Для них характерны свои феноменология, механизмы, закономерности, интегративность, в общем случае -- большая сложность, многообусловленность, менее заметные причинно-следственные зависимости, меньшая подвижность. Совокупность социально-психологических явлений, присущих группам и их разновидности — большим общностям, образует психологию этих групп и общностей.
Психология группы — не просто сумма психик членов группы. Ей свойственны все признаки качественно своеобразной пси-алогической системы,но более высокого уровня организации и динамики, чем индивидуальная психика. Она включает в себя психику отдельных людей в качестве элементов. Не случайно ее называют системой психологических систем, системой социально-психологических явлений, а порой даже «социальной психикой», «психикой групп».
По законам функционирования систем психология трупп и общностей обладает признаками целостности, а групповая динамика своеобразна и не идентична индивидуальной. У нее свои законы и механизмы, свое самодвижение объединенных в сис-тему социально-психологических явлений. Эта групповая системность влияет на психику членов группы, как это всегда бывает с элементами любых систем. Психология человека в группе — это уже не полностью независимое явление. Подвергаясь влиянию
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
психологии группы, она обнаруживает определенные изменения в содержании и динамике. Мысли, отношения, переживания, желания, поступки человека в группе содержат признаки этих влияний. Они не всегда такие же, как у группы, но даже если они противоположны, то одна из причин этого — воздействие психологии группы.
«Ясно, что психика человека существует, так как у него есть мозг. Но группового мозга как материального субстрата нет», -возражают скептики. — «Как же могут существовать социально психологические явления, принадлежащие группе, а не отдельным людям?» Такое сомнение — продукт асистемного, механистического мышления, не понимающего, как разрозненные, пространственно разделенные элементы, подчиняясь некой объединяющей силе, могут становиться частью более крупной и сложной структуры, приобретающей системные свойства, не присущие элементам. При этом они не обязательно сливаются в плотный кусок вещества, а функционально, в своем движении, в изменениях начинают новое, системное существование. В мире это происходит повсеместно. Напрашивается сравнение, например, с листочком, попавшим вдруг в водоворот воды, но оно слишком примитивно. Другой пример: возникший смерч, в котором множество пылевых частиц вдруг приобрело упорядоченное движение, превратившись в вихревой столб и управляясь неведомо откуда взявшимися силами. Еще пример: Солнечная система — не умозрительное, существующее только на бумаге, объединение некоторого количества планет, астероидов и комет, а сгусток их слаженного движения, маленькая функциональная целостность в бесконечных пространствах Вселенной, силы связи которой (например, притяжения) не видны обычным глазом. Функциональные целостности часто обнаруживаются в социальных системах. Законы жизни и развития общества — не просто законы жизни отдельного человека. Законы мировой экономики принуждают отдельные государства подчиняться им, а такие же законы в отдельном государстве «крутят» жизнью отдельных граждан.
Примеры можно было бы продолжить, но ясно, что и системность психологии групп и общностей - - не умозрительная
б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике
абстракция, а реальность. Проследим это для иллюстрации на взаимоотношениях двух человек. Кому они принадлежат: первому или второму? Ответ «каждому из них» не точно отражает суть. Взаимоотношения — это связь двух людей. Как и всякая связь, взаимоотношения находятся между ними, включают их самих, и возникает более сложное, чем индивидуальная психи-ка, образование. А мода? Есть, конечно, ее носители — модники. Но мода — социально-психологический феномен. Это явление психологии общности с присущей ей силой, подчиняющей себе чуть ли не каждого человека. Еще одно социально-психологическое явление — обычай. Он живет в обществе, общности, группе, не принадлежа конкретно ни Иванову, ни Петрову. Нет закона более сильного, чем обычай. Попробуйте, например, пригласить на свой день рождения гостей, но кроме чая не предложить им ничего. 999 человек из тысячи этого наверняка сделать не смогут и сила обычая гостеприимства принудит их поступить иначе.
Можно заключить, что социально-психологические феномены — это реальности массового, общественного сознания, психологии общества, общностей, групп людей. Онисуществуют не в умах теоретиков, не придуманы, а действительно влияют на индивидуальную психологию каждого человека. Хотя это влияние не столь прямолинейно, однозначно, как в химических, физических, технических системах, ибо психология человека — сама сложнейшая система с огромными возможностями внутреннего самодвижения и произвольного регулирования. Человеку по си-Лам (если они есть у данного индивида) избирать свою линию поведения и не оказаться захваченным социально-психологическим влиянием моды, настроения какой-то группы людей, идеями какого-то общественного движения и др.
Классификация Мир социально-психологических явлений
столь же разнообразен, как и мир индиви-
социально _
психологических Дуальной психики, но первые более слож-
явлений ны, как и их закономерности, ибо принад-
лежат более сложной системности. Между ними есть не только различия, но и определенное сходство, так как их природа в основе одна — психологическая. Классификация социально-психологических явлений чаще всего осуществляется по двум основаниям: по носителям и по качественно-содержательным особенностям.
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
По носителям социально-психологические явления бывают:
• групповыми, принадлежащими микрогруппам — нескольким людям, малым группам, большим группам — общностям;
• межгрупповыми, присущими двум или нескольким группам и отношениям между ними;
• личностно-групповыми, характеризующими психологию и связи между отдельным человеком и группой, например, преподавателем и учебной группой, руководителем и персоналом учреждения, группой и отдельным ее членом (уважаемым лидером или, напротив, пренебрегаемым членом ее, изгоем);
• межличностными, психологическими связями между отдельными личностями;
• личностными ~ социально-психологическими явлениями у отдельных личностей.
Рассматриваемые ниже явления могут принадлежать любому из этих носителей.
По качественно-содержательным особенностям социально-психологические явления делятся на: взаимоотношения, общение, взаимодействие и мас-совидные.
Взаимоотношения— позиционно-психологические связи между людьми. Согласно философским и социологическим воззрениям именно социальные отношения и тип их лежат в основе общества и любой социальной организации, связывая или разделяя людей. По источнику возникновения и проявлению различаются:
• позиционные взаимоотношения (их еще называют статус
ными, позиционно-ролевыми, диспозиционными). Их психо
логия задается, говоря компьютерным языком, — «по умолча
нию» различием или общностью социального положения
(имущественного, должностного, профессионального, ролевого,
образовательного, возрастного, этнически-национального и др.)-
Такова, например, психология взаимоотношения равных но
должности, руководителя и сотрудников, мужа и жены, родите
ля и ребенка, богатого и бедного, инспектора дорожно-
патрульной службы и водителя автомобиля, студенческого и пе
дагогического коллективов и пр.;
б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике -| уд
• поведенческие взаимоотношения. Их психологические осо-
бенности возникают в опыте совместной жизни и деятельности
людей. Так. взаимоотношения двух только что познакомивших-
ся людей (например, студентов-первокурсников) не сохраняются позиционно заданными, а могут перерасти в дружбу, любовь или ненависть, а поселившихся в новом доме двух семей — из изначально доброжелательных в конфликтные.
Общение— информационно-контактная связь между людьми. Психологическая наполненность характеризуется тремя группами (их называюг еще сторонами, функциями) психологических явлений:
• коммуникативными — обмен информацией об опыте, понимании окружающего, отношении к происходящему в нем. намерениях и проявляемой активности;
• интерактивными — воздействия друг на друга с помощью передаваемой информации и других средств общения;
• перцептивными — взаимное непосредственное восприятие (социальное восприятие), изучение и оценка друг друга и реакций на сообщаемую информацию в процессе общения.
Общение сопутствует взаимоотношениям, испытывает их
влияние и в свою очередь насыщает их дополнительными пси
хологическими характеристиками. Под влиянием общения и
опыта его возможно изменение взаимоотношений. Психологи
ческие особенности придают общению цели и задачи, которые
решаются людьми, прибегающими к нему, а также используе-
мые средства общения. Последние бывают вербальны
ми (знаковыми, словесными, речевыми) и н е в е р -
б а л ь н ы м и (неречевыми). К вербальным относятся сло-
ва, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи
(громкость, темп, дикция, произношение, тембр) и экспрессив
ность — выразительность речи (тональность, эмоциональность,
образность, обороты, насыщенность выразительными словами,
оборотами речи, звуковыми включениями смех, вздохи
и пр.). Невербальные — сопутствующие речевому общению средства: мимика, жестика (жесты), таксика (прикосновения — рукопожатия, дотрагивания. объятия, поцелуи лица и руки, от-
талкивания), пантомимика (положение и движения тела — поза.
осанка, поклоны, снятие головного убора, походка, манера приближения к собеседнику), проксемика (расположение обшаю-
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
щихся относительно друг друга — расстояние и способ расположения — оба сидят, один стоит, другой сидит и пр.). Все они несут в себе определенную информацию.
На психологии общения сказывается и социальное восприятие — восприятие человеком социальных объектов: других людей, групп, общества, явлений в них. Оно значительно сложнее восприятия других объектов и отличается большей субъективностью, пристрастностью, ролью внутренних, психологических условий (особенностей) воспринимающего. Ему свойствен механизм каузальной атрибуции (Г.М. Андреева) — объяснение человеком воспринимаемого на основе личных знаний, убеждений, установок, опыта и пр., истолкование внутренне присущих другому человеку психологических особенностей (качеств, взглядов, мотивов, намерений и др.) по его внешним проявлениям. При этом обнаруживается ряд эффектов социального восприятия:
• первичности — важной роли первого впечатления о человеке или информации, полученной о нем от других людей до встречи с ним. Хотя, как говорят, «встречают по одежке — провожают по уму»;
• проецирования — приписывания другому собственных взглядов, отношений, целей, мотивов и пр. Неслучайна ироничная поговорка: «Каждый понимает в меру своей испорченности»;
• типологизации — подгонки оценки и понимания собеседника под определенный тип личности, известный воспринимающему (реципиенту);
• целостности — нечто уже обнаруженное, определенным образом истолкованное и оцененное в собеседнике (поправившееся или не понравившееся) сказывается на его обшей оценке, а получаемая новая информация подгоняется пол нее (у «хорошего» все хорошо, у «плохого» — все плохо);
• инерции («ореола», стереотипности) — влияния уже сложившегося по опыту общения впечатления о человеке на все последующие контакты с ним. Мнение о человеке трудно меняется, даже когда новые факты противоречат ему.
Взаимодействие — поведенческая взаимосвязь между людьми. Собственные психологические характеристики определяются общностью или различием преследуемых людьми целей и решаемых задач, установок, ценностей, применяемых средств, способов.
р.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике
приемов, знаний, навыков, умений, привычек, понимания своих обязанностей и способов действий, процесса деятельности, ситуа-ций и др. Но на психологии взаимодействия очевидным образом сказываются особенности взаимоотношений и общения взаимодействующих людей. Столь же очевидно, что взаимодействие, опыт его оказывает обратное влияние на эти социально-психологические феномены. Взаимодействие внешне обнаруживаются в слаженных или, напротив, неорганизованных, беспорядочных, разрозненных, суетливых, конфликтных и прочих действиях.
Человек по своему эволюционному происхождению — стад-ное существо. В историческом процессе создания и развития общественных отношений произошла социализация потребности в согласовании своих действий с действиями других. Современный уровень развития человеческих сообществ, разделение и кооперация труда в них расширили и упрочили зависимости каждого человека от способности и умения налаживать сотрудничество в процессе жизни и деятельности. Индивидуализм сегодня противоречит реалиям и тенденциям развития человечества.
Отношения, общение, взаимодействие могуг характеризоваться единством, согласием, доверием, сотрудничеством, взаимопомо-щью, уважительностью, вежливостью, доброжелательностью, дове-рительностью, терпимостью, дружбой, любовью и т.д. или противоположными психологическими характеристиками. Достижение положительных характеристик отношений, общения, взаимодействия — в интересах подавляющего большинства людей и развития общества, создающего условия для их удоатетворения.
Массовидные социально-психологические явления — распространенные, одинаковые, охватывающие и связывающие психологически некоторое количество людей. Они в значительной степени — продукт описанных выше социально-психологических явлений, преобладающих в группе, большой общности, обществе. Это явления:
• преимущественно мотивационно-потребностного характера: групповые цели, групповые потребности, групповые интересы, групповые чаяния и надежды, групповые стремления, групповые мотивы, групповые намерения;
• преимущественно познавательного характера: групповые Мнения, групповые взгляды, групповые убеждения, групповые
социальные восприятия, суеверия, предрассудки, слухи;
Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество
• преимущественно эмоционального характера: групповые настроения, групповые чувства и переживания, групповые социальные ожидания, групповые аффекты;
• преимущественно поведенческо-волевого характера: групповая активность (акции), групповые нормы, обычаи и традиции, мода, ажиотаж, паника.
Личностные социально-психологические явления, представляя собой достояние индивидуальной психики, тем не менее являются отражением, «жизнью» в ней описанных выше социально-психодогических явлений. Принцип социальной обусловленности психики, о котором сказано в гл. 2, данные о физиологии высшей нервной деятельности вскрывают важнейшую роль этих явлений в формировании особенностей психики каждого. Сегодня это аксиома, аспекты которой рассматриваются уже больше обшей, а не социальной психологией.
Влияние социума на индивида не сводится к социально-психологическим аспектам в истории его жизни и достоянию биографии. Оно существует и в настоящей жизни каждого человека, обнаруживается в каждый се момент, в каждой ситуации. Это закономерно, так как внутренние психологические причины действуют через внешние условия.
Один и тот же человек в разных социально-психологических условиях зачастую ведет себя не свойственным ему образом. Такие влияния и поведение выступают предметом особого интереса современной социальной психологии.
Как отмечает известный социальный психолог Г.М. Андреева, важно понять поведение личности в конкретной группе, в реальном, существующем в данное время социальном окружении, как поведение взаимодействующего и общающегося субъекта1, как детерминируемое не только ранее сформированными свойствами, но и воздействием социально-психологического поля группы2.
1 Андреева Г.М. Социальная психология. — М.. 1994. — С.265—266.
2 Это стоит подчеркнуть и потому, что в ряде книг, с которыми, вероятно, бу
дут знакомиться студенты, такой, специфичный для социальной психологии,
анализ подменяется рассмотрением личности в ставшем традиционным для об
щей психологии ключе.
«.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике
Социально-психологическая феноменология личности выражена прежде всего в социально-психологических качествах — ее относительно устойчивых особенностях, обнаруживающихся при контактах с разнообразием социальной среды — другими людьми, группами, общественными явлениями. В социально-психологической науке есть попытки выделить комплекс их. Обобщая имеющиеся данные, можно отнести к нему такие:
• восприятие и понимание социального бытия (общества, групп, людей — их жизни, сущности, норм, действий и пр.);
• социальные установки («аттитюды») личности (патриотизм, (гражданственность, правопослушность, чувство социальной ответственности, потребность в самореализации и самоутверждении, социальные притязания);
• социальная активность, реализуемые социальные роли (сын, дочь, |родитель, муж, жена, студент, член общественной организации, ответственный за что-то член группы, должностное лицо и пр.);
• склонность, способность и подготовленность к совместной деятельности, труду;
• коммуникативные способности и коммуникативная подготовленность (подготовленность к общению);
• социально-психологическая устойчивость (надежность проявления типичных для личности социально-психологических особенностей в разных, в том числе критических, ситуациях);
• «Я-концепция (образ)» (понимание себя, своей жизни, своего места в социуме и отношение к нему; стремление оставаться тем же или быть иным).
Содержательная сформированное^ соци
ально-психологических качеств данного че
ловека отражает, в чем индивидуально они
характерны. Так, по социальной активности
людей нередко делят на созидателей в жиз
ни, потребителей и прожигателей. Примени
тельно к «Я-концепции» ее конкретное содер
жание можно по-житейски определить по
«формуле Л.Н. Толстого»: человек подобен дро
би, числитель которой — что реально он из Л.Н.Толстой
себя представляет, а знаменатель — что он (1828—1910)
Думает о себе: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. А в
Народе говорят: «Чем меньше ума, тем больше спеси», «Сверху