Психология развития личности 4 страница


Система самоформирования (самообразования, самовоспита­ния, самообучения и саморазвития), являясь индивидуальным педагогическим делом, должна стать массовым явлением. По­мимо того, что работа над собой — необходимое условие фор­мирования личности, она и признак личности, ставшей на вер­ный путь успеха в жизни. Власть над собой — самая высшая власть, порабощенность своими страстями — самое страшное рабство, — отмечал Сенека. Самоформирование выводит лич­ность из-под зависимости от состояния других педагогических систем общества, еще достаточно несовершенных, и позволяет взять свою судьбу в свои руки. Отказываясь от него, человек отказывается от права и возможности направлять свою судьбу. подчинять себе обстоятельства жизни, отдается на волю случая, становится инструментом, пешкой в руках других, более силь­ных духом и целеустремленных людей. Прямая линия жизни, ведущая к успеху, превратится в замысловатые зигзаги, круги, закорючки, тупики, возвраты и обрывы.

Педагогика располагает немалым числом разработок по тех­нике самоформирования (самовоспитания), но их реализация зачастую наталкивается на психолого-педагогические трудности: недооценку человеком (особенно молодым) необходимости ис­пользовать их, беспечность, недальновидность, нравственную лень, отсутствие навыков и привычек самомотивирования и са­мопринуждения, неразвитость воли. Поэтому нужна целена­правленная работа по организации самоформирования, побуж­дению к нему, обучению технике, использованию приемов и методов, вовлекающих людей в этот процесс. В вузах самофор­мирование студентов должно стать нормой.

Система педагогического всеобуча — система мер, направлен­ная на повышение педагогической просвещенности всех граж­дан с дифференциацией по возрасту, профессии, социальному положению и др. К таким мерам относятся:

• изучение педагогики (ее разделов) во всех образовательных учреждениях, с отдельными категориями граждан на специаль­ных курсах, экстерном, самостоятельно;

• углубленное изучение профессиональных педагогических вопросов в системе повышения квалификации, с практическими работниками в организациях, учреждениях и пр. (в форме лек­ций, встреч со специалистами-педагогами, педагогических тре­нингов и т.п.);

5. Проблема личности в педагогике



• проведение педагогических бесед с населением по месту жительства;

• совместное изучение практиками и научными работника­ми педагогических проблем, на которые наталкивается жизнь и профессиональная деятельность;

• введение постоянных педагогических рубрик (типа «Педагогика и жизнь», «Семейная педагогика», «Кем и каким |быть», «Советы педагога» и т.п.) на страницах периодической печати, в программах телеканалов, радиостанций (прежде всего государственных);

• организация и умножение числа познавательно-развле­кательных мероприятий по вопросам педагогики: конкурсов ро­дителей, руководителей, работников управленческого аппарата и тр., проведение состязаний групп по методике КЗП (клуб знато­ков педагогики) аналогично КВН, публикация педагогических кроссвордов и скандвордов и др.;

• массовое издание популярных учебных пособий, серий библиотек целевого назначения и преимущественно прикладно­го, методического характера по всему комплексу педагогических вопросов формирования личности и деятельности различных пе­дагогических систем;

• создание хороших библиотек педагогической литературы во всех образовательных учреждениях, различных организациях и предприятиях.

Педагогическая наука — важная система в комплексе педа­гогического обеспечения успешного формирования личности. Как уже отмечено выше, традиционно она привязана к пробле­мам школьного образования и работе со школьниками. Ведущая роль в ее развитии принадлежит академической науке. В сере­дине 90-х годов Академия педагогических наук, была, к сожале­нию, преобразована в Академию образования, что по определе­нию сужает круг ее научных интересов, хотя общественная практическая потребность противоположна. Последней служит пока развитие ведомственной педагогической науки в ряде ми­нистерств и ведомств. Но остаются обильные «белые пятна» в системе формирования личности, не прикрытые должным обра­зом научно-педагогическими исследованиями.

Можно заключить, что общество прилагает немалые усилия ко созданию педагогической системы формирования личности. Но предстоит сделать еще больше, чтобы она стала полноценной



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

и эффективной. Зависит это, в частности, и от выпускников всех вузов.

Вопросы и задания для самопроверки и

размышлений

1. В чем специфика педагогического подхода к проблеме личности, его отличия от психологического и взаимо­связь с ним?

2. Какие положения педагогического характера по вопросам формирования личности содержит Федеральный закон «Об образовании» 1996 г.?

3. Чем отличается современная трактовка категории «фор­мирование личности» от существовавшей ранее в нашей стране?

4. Перечислите основные положения, на базе которых це­лесообразно решать проблемы формирования личности в современных условиях.

5. Сформулируйте цель формирования личности в совре­менных условиях.

6. Вспомните основные закономерности формирования личности и проследите, как они конкретно сказываются в вашей жизни.

7. Проследите, какие социально-педагогические законо­мерности и как сказываются на формировании вашей личности?

8. Воспроизведите по памяти общие педагогические прин­ципы формирования личности и проследите, какие пе­дагогические закономерности они отражают.

9. Что такое самоформирование личности: его сущность, значение, содержание?

10. Обоснуйте необходимость педагогической системы фор­мирования личности в обществе, назовите ее основные компоненты и попытайтесь оценить, какие из них нуж­даются, по вашему мнению, в первоочередном совершен­ствовании.

(5. Проблема личности в педагогике



Литература

1. Волков Г.Н. Этнопедагогика. — М., 1999.

2. Латынина Д.И. История педагогики: воспитание и образование в России (X — начало XX веков). — М., 1998.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. — М., 1995.

4. Занков Л.В. Обучение и развитие // Избр. труды. — М., 1990.

5. Коротов В.М. Введение в общую теорию развития личности. — М., 1991.

6. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. — М., 1989.

7. Педагогика здоровья. — М., 1992.

8. Педагогика раннего возраста /Под ред. Г.Г. Григорьевой. — М., 1998.

9. Пидкасистый П.И., Горячев Б.В. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы. — М., 1991.

10. Подласый И.П. Педагогика. — М., 1996. Часть III.

11. Психологическая служба школы. — М., 1995.

12. Сластенин В.А. Педагогика. — М., 1997.

13. Сухомлинский В.А. О воспитании. — М., 1975.

14. Сухомлинский В.А. Сто советов учителю. — Киев, 1984.

15. Торинов В.Е.. Непрерывное экологическое воспитание и образо­вание. — Брянск, 1998.

16. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. — М., 1998. Раздел III.

17. Управление воспитательной системы школы: проблемы и реше­ния. - М., 1999.

18. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания // Собр. соч. в II т., т.8. - М., 1980.

19. Фридман Л.М. Психология воспитания. — М., 2000.

20. Щуркова Н.Е. Воспитание: новый взгляд с позиции культуры. — М., 1999.

21. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979.

Глава 6

Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике

Психология группы

Социальная психоло- Психологическая действительность, а вме-гия как отрасль психо- сте с тем и предмет психологической нау-логической науки ки, как отмечено уже в гл. 2, включают особую область психологических фактов, закономерностей и механизмов, которые присущи группам людей, поведению и состоянию человека, находящемуся в них и испыты­вающему их влияние и именуемых социально-психологическими.Исследованием этих явлений занимается особая отрасль психо­логической науки — социальная психология, находящаяся на сты­ке с социологией.

Предысторию социальной психологии можно проследить с работ Аристотеля (384—322 до н. э.), считавшего человека «социальным животным». Активное развитие социально-психологических взглядов началось в XIX в. под влиянием идей немецкого философа Георга Гегеля (1770—1831) о «мировом (абсолютном) духе», сверхиндивидуальном «объективном духе» (воплощенном в гражданском обществе, праве, нравственности, «духе народов», семье и пр.). Француз О. Конт (1798—1857) пи­сал о развитии психики человека в обществе, необходимости его изучения, исходя из социального окружения. М. Лацарус (1824—1903) и Г. Тард (1843—1904) исследовали «народную пси­хологию», Г. Лебон (1841 —1931) — «психологию масс», У. Мак-Даугалл (1871 — 1938) — «инстинкты социального поведения», а В. Вундт написал даже десятитомную «Психологию народов»-

р.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



1908 год — год опубликования книги «Введение в социальную (психологию», написанную Мак-Даугаллом, — принято считать годом рождения социальной психологии как науки.

В России развитие социальной психологии началось на ру­
беже XX в., но в годы сталинизма было приостановлено и по­
давлено диктатурой идеологического подхода. Знаменательный
отрезок ее развития — 60—90-е годы. Он связан с именами
Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, А. Г. Ковалева, Е.С. Кузьмина,
Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, АЛ. Свенцицкого, Е.В. Шороховой
и др. Потребности современного общества и жизни людей в нем
требуют активного использования данных социальной психологии,
а на рубеже XXI в. начинается новый этап ее научного развития.
Социально- Социально-психологические явления от-

психологическая личаются от индивидуальных прежде всего
реальность тем, что это явления в группах людей (от

пары до общества и даже человечества). 'Для них характерны свои феноменология, механизмы, законо­мерности, интегративность, в общем случае -- большая слож­ность, многообусловленность, менее заметные причинно-следственные зависимости, меньшая подвижность. Совокуп­ность социально-психологических явлений, присущих группам и их разновидности — большим общностям, образует психологию этих групп и общностей.

Психология группы — не просто сумма психик членов груп­пы. Ей свойственны все признаки качественно своеобразной пси-алогической системы,но более высокого уровня организации и динамики, чем индивидуальная психика. Она включает в себя пси­хику отдельных людей в качестве элементов. Не случайно ее на­зывают системой психологических систем, системой социально-психологических явлений, а порой даже «социальной психикой», «психикой групп».

По законам функционирования систем психология трупп и общностей обладает признаками целостности, а групповая ди­намика своеобразна и не идентична индивидуальной. У нее свои законы и механизмы, свое самодвижение объединенных в сис-тему социально-психологических явлений. Эта групповая сис­темность влияет на психику членов группы, как это всегда бывает с элементами любых систем. Психология человека в группе — это уже не полностью независимое явление. Подвергаясь влиянию



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

психологии группы, она обнаруживает определенные изменения в содержании и динамике. Мысли, отношения, переживания, желания, поступки человека в группе содержат признаки этих влияний. Они не всегда такие же, как у группы, но даже если они противоположны, то одна из причин этого — воздействие психологии группы.

«Ясно, что психика человека существует, так как у него есть мозг. Но группового мозга как материального субстрата нет», -возражают скептики. — «Как же могут существовать социально психологические явления, принадлежащие группе, а не отдель­ным людям?» Такое сомнение — продукт асистемного, механи­стического мышления, не понимающего, как разрозненные, пространственно разделенные элементы, подчиняясь некой объ­единяющей силе, могут становиться частью более крупной и сложной структуры, приобретающей системные свойства, не присущие элементам. При этом они не обязательно сливаются в плотный кусок вещества, а функционально, в своем движении, в изменениях начинают новое, системное существование. В ми­ре это происходит повсеместно. Напрашивается сравнение, на­пример, с листочком, попавшим вдруг в водоворот воды, но оно слишком примитивно. Другой пример: возникший смерч, в ко­тором множество пылевых частиц вдруг приобрело упорядочен­ное движение, превратившись в вихревой столб и управляясь неведомо откуда взявшимися силами. Еще пример: Солнечная система — не умозрительное, существующее только на бумаге, объединение некоторого количества планет, астероидов и комет, а сгусток их слаженного движения, маленькая функциональная целостность в бесконечных пространствах Вселенной, силы свя­зи которой (например, притяжения) не видны обычным глазом. Функциональные целостности часто обнаруживаются в соци­альных системах. Законы жизни и развития общества — не про­сто законы жизни отдельного человека. Законы мировой эконо­мики принуждают отдельные государства подчиняться им, а та­кие же законы в отдельном государстве «крутят» жизнью от­дельных граждан.

Примеры можно было бы продолжить, но ясно, что и сис­темность психологии групп и общностей - - не умозрительная

б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



абстракция, а реальность. Проследим это для иллюстрации на взаимоотношениях двух человек. Кому они принадлежат: пер­вому или второму? Ответ «каждому из них» не точно отражает суть. Взаимоотношения — это связь двух людей. Как и всякая связь, взаимоотношения находятся между ними, включают их самих, и возникает более сложное, чем индивидуальная психи-ка, образование. А мода? Есть, конечно, ее носители — модни­ки. Но мода — социально-психологический феномен. Это явле­ние психологии общности с присущей ей силой, подчиняющей себе чуть ли не каждого человека. Еще одно социально-психологическое явление — обычай. Он живет в обществе, общности, группе, не принадлежа конкретно ни Иванову, ни Петрову. Нет закона более сильного, чем обычай. Попробуйте, например, пригласить на свой день рождения гостей, но кроме чая не предложить им ничего. 999 человек из тысячи этого на­верняка сделать не смогут и сила обычая гостеприимства при­нудит их поступить иначе.

Можно заключить, что социально-психологические феномены — это реальности массового, общественного сознания, психологии общества, общностей, групп людей. Онисуществуют не в умах теоретиков, не придуманы, а действительно влияют на индиви­дуальную психологию каждого человека. Хотя это влияние не столь прямолинейно, однозначно, как в химических, физиче­ских, технических системах, ибо психология человека — сама сложнейшая система с огромными возможностями внутреннего самодвижения и произвольного регулирования. Человеку по си-Лам (если они есть у данного индивида) избирать свою линию поведения и не оказаться захваченным социально-психоло­гическим влиянием моды, настроения какой-то группы людей, идеями какого-то общественного движения и др.

Классификация Мир социально-психологических явлений

столь же разнообразен, как и мир индиви-

социально _

психологических Дуальной психики, но первые более слож-
явлений ны, как и их закономерности, ибо принад-

лежат более сложной системности. Между ними есть не только различия, но и определенное сходство, так как их природа в основе одна — психологическая. Классифика­ция социально-психологических явлений чаще всего осуществ­ляется по двум основаниям: по носителям и по качественно-содержательным особенностям.



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

По носителям социально-психологические явле­ния бывают:

• групповыми, принадлежащими микрогруппам — несколь­ким людям, малым группам, большим группам — общностям;

• межгрупповыми, присущими двум или нескольким груп­пам и отношениям между ними;

• личностно-групповыми, характеризующими психологию и связи между отдельным человеком и группой, например, препо­давателем и учебной группой, руководителем и персоналом уч­реждения, группой и отдельным ее членом (уважаемым лидером или, напротив, пренебрегаемым членом ее, изгоем);

• межличностными, психологическими связями между от­дельными личностями;

• личностными ~ социально-психологическими явлениями у отдельных личностей.

Рассматриваемые ниже явления могут принадлежать любому из этих носителей.

По качественно-содержательным особенностям социально-психологические явления делятся на: взаимоотношения, общение, взаимодействие и мас-совидные.

Взаимоотношения— позиционно-психологические связи между людьми. Согласно философским и социологическим воззрени­ям именно социальные отношения и тип их лежат в основе общества и любой социальной организации, связывая или раз­деляя людей. По источнику возникновения и проявлению раз­личаются:

• позиционные взаимоотношения (их еще называют статус­
ными, позиционно-ролевыми, диспозиционными). Их психо­
логия задается, говоря компьютерным языком, — «по умолча­
нию» различием или общностью социального положения
(имущественного, должностного, профессионального, ролевого,
образовательного, возрастного, этнически-национального и др.)-
Такова, например, психология взаимоотношения равных но
должности, руководителя и сотрудников, мужа и жены, родите­
ля и ребенка, богатого и бедного, инспектора дорожно-
патрульной службы и водителя автомобиля, студенческого и пе­
дагогического коллективов и пр.;

б.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике -| уд

• поведенческие взаимоотношения. Их психологические осо-
бенности возникают в опыте совместной жизни и деятельности

людей. Так. взаимоотношения двух только что познакомивших-

ся людей (например, студентов-первокурсников) не сохраняют­ся позиционно заданными, а могут перерасти в дружбу, любовь или ненависть, а поселившихся в новом доме двух семей — из изначально доброжелательных в конфликтные.

Общение— информационно-контактная связь между людьми. Психологическая наполненность характеризуется тремя группа­ми (их называюг еще сторонами, функциями) психологических явлений:

• коммуникативными — обмен информацией об опыте, по­нимании окружающего, отношении к происходящему в нем. намерениях и проявляемой активности;

• интерактивными — воздействия друг на друга с помощью передаваемой информации и других средств общения;

• перцептивными — взаимное непосредственное восприятие (социальное восприятие), изучение и оценка друг друга и реак­ций на сообщаемую информацию в процессе общения.

Общение сопутствует взаимоотношениям, испытывает их
влияние и в свою очередь насыщает их дополнительными пси­
хологическими характеристиками. Под влиянием общения и
опыта его возможно изменение взаимоотношений. Психологи­
ческие особенности придают общению цели и задачи, которые
решаются людьми, прибегающими к нему, а также используе-
мые средства общения. Последние бывают вербальны­
ми (знаковыми, словесными, речевыми) и н е в е р -
б а л ь н ы м и (неречевыми). К вербальным относятся сло-
ва, фразы, логика высказываний, звуковая инструментовка речи
(громкость, темп, дикция, произношение, тембр) и экспрессив­
ность — выразительность речи (тональность, эмоциональность,
образность, обороты, насыщенность выразительными словами,
оборотами речи, звуковыми включениями смех, вздохи

и пр.). Невербальные — сопутствующие речевому общению средства: мимика, жестика (жесты), таксика (прикосновения — рукопожатия, дотрагивания. объятия, поцелуи лица и руки, от-

талкивания), пантомимика (положение и движения тела — поза.

осанка, поклоны, снятие головного убора, походка, манера при­ближения к собеседнику), проксемика (расположение обшаю-



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

щихся относительно друг друга — расстояние и способ распо­ложения — оба сидят, один стоит, другой сидит и пр.). Все они несут в себе определенную информацию.

На психологии общения сказывается и социальное восприятие — восприятие человеком социальных объектов: других людей, групп, общества, явлений в них. Оно значительно сложнее вос­приятия других объектов и отличается большей субъективностью, пристрастностью, ролью внутренних, психологических условий (особенностей) воспринимающего. Ему свойствен механизм каузальной атрибуции (Г.М. Андреева) — объяснение человеком воспринимаемого на основе личных знаний, убеждений, устано­вок, опыта и пр., истолкование внутренне присущих другому че­ловеку психологических особенностей (качеств, взглядов, моти­вов, намерений и др.) по его внешним проявлениям. При этом обнаруживается ряд эффектов социального восприятия:

• первичности — важной роли первого впечатления о чело­веке или информации, полученной о нем от других людей до встречи с ним. Хотя, как говорят, «встречают по одежке — про­вожают по уму»;

• проецирования — приписывания другому собственных взглядов, отношений, целей, мотивов и пр. Неслучайна иронич­ная поговорка: «Каждый понимает в меру своей испорченности»;

• типологизации — подгонки оценки и понимания собесед­ника под определенный тип личности, известный воспринимаю­щему (реципиенту);

• целостности — нечто уже обнаруженное, определенным образом истолкованное и оцененное в собеседнике (поправив­шееся или не понравившееся) сказывается на его обшей оценке, а получаемая новая информация подгоняется пол нее (у «хорошего» все хорошо, у «плохого» — все плохо);

• инерции («ореола», стереотипности) — влияния уже сло­жившегося по опыту общения впечатления о человеке на все по­следующие контакты с ним. Мнение о человеке трудно меняется, даже когда новые факты противоречат ему.

Взаимодействие — поведенческая взаимосвязь между людьми. Собственные психологические характеристики определяются общ­ностью или различием преследуемых людьми целей и решаемых задач, установок, ценностей, применяемых средств, способов.

р.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



приемов, знаний, навыков, умений, привычек, понимания своих обязанностей и способов действий, процесса деятельности, ситуа-ций и др. Но на психологии взаимодействия очевидным образом сказываются особенности взаимоотношений и общения взаимо­действующих людей. Столь же очевидно, что взаимодействие, опыт его оказывает обратное влияние на эти социально-психологические феномены. Взаимодействие внешне обнаружива­ются в слаженных или, напротив, неорганизованных, беспорядоч­ных, разрозненных, суетливых, конфликтных и прочих действиях.

Человек по своему эволюционному происхождению — стад-ное существо. В историческом процессе создания и развития общественных отношений произошла социализация потребно­сти в согласовании своих действий с действиями других. Совре­менный уровень развития человеческих сообществ, разделение и кооперация труда в них расширили и упрочили зависимости каждого человека от способности и умения налаживать сотрудни­чество в процессе жизни и деятельности. Индивидуализм сегодня противоречит реалиям и тенденциям развития человечества.

Отношения, общение, взаимодействие могуг характеризоваться единством, согласием, доверием, сотрудничеством, взаимопомо-щью, уважительностью, вежливостью, доброжелательностью, дове-рительностью, терпимостью, дружбой, любовью и т.д. или проти­воположными психологическими характеристиками. Достижение положительных характеристик отношений, общения, взаимодейст­вия — в интересах подавляющего большинства людей и развития общества, создающего условия для их удоатетворения.

Массовидные социально-психологические явления — распро­страненные, одинаковые, охватывающие и связывающие психо­логически некоторое количество людей. Они в значительной степени — продукт описанных выше социально-психоло­гических явлений, преобладающих в группе, большой общно­сти, обществе. Это явления:

• преимущественно мотивационно-потребностного характе­ра: групповые цели, групповые потребности, групповые интере­сы, групповые чаяния и надежды, групповые стремления, груп­повые мотивы, групповые намерения;

• преимущественно познавательного характера: групповые Мнения, групповые взгляды, групповые убеждения, групповые

социальные восприятия, суеверия, предрассудки, слухи;



Раздел II. Психология и педагогика: личность, группа, общество

• преимущественно эмоционального характера: групповые настроения, групповые чувства и переживания, групповые соци­альные ожидания, групповые аффекты;

• преимущественно поведенческо-волевого характера: груп­повая активность (акции), групповые нормы, обычаи и тради­ции, мода, ажиотаж, паника.

Личностные социально-психологические явления, представляя собой достояние индивидуальной психики, тем не менее явля­ются отражением, «жизнью» в ней описанных выше социально-психодогических явлений. Принцип социальной обусловленно­сти психики, о котором сказано в гл. 2, данные о физиологии высшей нервной деятельности вскрывают важнейшую роль этих явлений в формировании особенностей психики каждого. Сего­дня это аксиома, аспекты которой рассматриваются уже больше обшей, а не социальной психологией.

Влияние социума на индивида не сводится к социально-психологическим аспектам в истории его жизни и достоянию биографии. Оно существует и в настоящей жизни каждого чело­века, обнаруживается в каждый се момент, в каждой ситуации. Это закономерно, так как внутренние психологические причи­ны действуют через внешние условия.

Один и тот же человек в разных социально-психологических условиях зачастую ведет себя не свойственным ему образом. Та­кие влияния и поведение выступают предметом особого интере­са современной социальной психологии.

Как отмечает известный социальный психолог Г.М. Андреева, важно понять поведение личности в конкретной группе, в ре­альном, существующем в данное время социальном окружении, как поведение взаимодействующего и общающегося субъекта1, как детерминируемое не только ранее сформированными свой­ствами, но и воздействием социально-психологического поля группы2.

1 Андреева Г.М. Социальная психология. — М.. 1994. — С.265—266.

2 Это стоит подчеркнуть и потому, что в ряде книг, с которыми, вероятно, бу­
дут знакомиться студенты, такой, специфичный для социальной психологии,
анализ подменяется рассмотрением личности в ставшем традиционным для об­
щей психологии ключе.

«.Среда, группа, коллектив в психологии, педагогике и практике



Социально-психологическая феноменология личности вы­ражена прежде всего в социально-психологических качествах — ее относительно устойчивых особенностях, обнаруживающихся при контактах с разнообразием социальной среды — другими людьми, группами, общественными явлениями. В социально-психоло­гической науке есть попытки выделить комплекс их. Обобщая имеющиеся данные, можно отнести к нему такие:

психология развития личности 4 страница - student2.ru

• восприятие и понимание социального бытия (общества, групп, людей — их жизни, сущности, норм, действий и пр.);

• социальные установки («аттитюды») личности (патриотизм, (гражданственность, правопослушность, чувство социальной от­ветственности, потребность в самореализации и самоутвержде­нии, социальные притязания);

• социальная активность, реализуемые социальные роли (сын, дочь, |родитель, муж, жена, студент, член общественной организации, от­ветственный за что-то член группы, должностное лицо и пр.);

• склонность, способность и подготовленность к совместной деятельности, труду;

• коммуникативные способности и коммуникативная подго­товленность (подготовленность к общению);

• социально-психологическая устойчивость (надежность про­явления типичных для личности социально-психологических особенностей в разных, в том числе критических, ситуациях);

• «Я-концепция (образ)» (понимание себя, своей жизни, сво­его места в социуме и отношение к нему; стремление оставаться тем же или быть иным).

Содержательная сформированное^ соци­
ально-психологических качеств данного че­
ловека отражает, в чем индивидуально они
характерны. Так, по социальной активности
людей нередко делят на созидателей в жиз­
ни, потребителей и прожигателей. Примени­
тельно к «Я-концепции» ее конкретное содер­
жание можно по-житейски определить по
«формуле Л.Н. Толстого»: человек подобен дро­
би, числитель которой — что реально он из Л.Н.Толстой
себя представляет, а знаменатель — что он (1828—1910)
Думает о себе: чем больше знаменатель, тем меньше дробь. А в
Народе говорят: «Чем меньше ума, тем больше спеси», «Сверху

Наши рекомендации