Структура педагогической деятельности
Структура – это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Существуют различные подходы к ее определению. В психологии устоялась следующая структура педагогической деятельности: мотив, цель, планирование деятельности, переработка текущей информации, оперативный образ и концептуальная модель, принятие решений, действия, проверка результатов и коррекция действий.
Из принятого в психологии понимания деятельности как многоуровневой системы следует, что структурными компонентами профессиональной педагогической деятельности являются мотивы - педагогические цели и задачи - предмет педагогической деятельности - педагогические средства и способы решения поставленных задач - продукт и результат педагогической деятельности.
От мотивов, побуждающих к педагогической деятельности, зависит ее успех. Они влияют на формирование склонностей и способностей к педагогическому труду. Возникают мотивы на этапе профессионального самоопределения, при выборе профессии. Они недостаточно осознанные. За годы учебы происходит перестройка мотивов: студенты понимают значимость профессии, осваивают ее содержание и технологию, профессия приобретает личностный смысл, эмоциональную окрашенность, вызывает стремление к совершенствованию в интересах будущих воспитанников. Мотивы, побуждающие такую деятельность, называют смыслообразующими (А.Н.Леонтьев).
Цели являются центральным звеном всякой педагогической деятельности. Цель – это предвидение желаемого, возможного конечного результата деятельности.
Педагогическая цель отражает в себе философские, экономические, нравственные, правовые, эстетические, биологические представления общества о совершенном человеке и его предназначении в жизни общества. Значит, цель работы учителя определяется обществом и носит обобщенный характер, но у каждого педагога трансформируется в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Но конкретные задачи, исходящие из цели, учитель выдвигает сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Задачи – это цели, заданные в определенных условиях, т.е. более конкретное понятие, чем цель. Совокупность условий и обстоятельств, в которой учитель ставит цели и задачи, принимает педагогически верные решения, называется педагогической ситуацией. Педагогические ситуации постоянно создаются как учителем, так и учениками (спонтанно или специально). Например, специально созданная, даже можно сказать запланированная педагогическая ситуация это проблемный урок, воспитательное мероприятие. Можно сказать, что это фрагмент реальной жизни учителя и ученика. В ходе анализа и осмысления педагогической ситуации учитель определяет педагогические задачи, трансформирует их в задачи учащихся, что должно стимулировать их активность и, в конечном счете, вызвать позитивные изменения в их развитии.
Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия их развития.
Средствами педагогической деятельности являются:
· научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся;
· "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности;
· вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др.
Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются: объяснение; показ (иллюстрация); совместная работа; непосредственная практика обучающегося; тренинги и др. Они реализуются с помощью разносторонних умений, приемов личного воздействия педагога на воспитанников с целью стимуляции их активности и орудий педагогической деятельности (голос – темп, громкость, выразительность, культура речи – владение словом, дикция; невербальные средства – жесты, мимика, пластика).
Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах и др. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося:
- его личностное совершенствование;
- интеллектуальное совершенствование;
- становление его как личности, как субъекта учебной деятельности.
В представленной линейной структуре педагогической деятельности раскрыта номенклатура ее слагаемых, однако недостатком является ее статичность. Многие компоненты выступают как данность, еще до выполнения каких-либо действий. А деятельность это процесс, непрерывное движение, проходящее какие-то этапы, стадии.
Еще один подход к структуре педагогической деятельности – функциональный. Сторонники этого подхода (Ф.М. Гоноболина, Н.В. Кузьминой, В.А. Сластенина, А.И. Щербакова и др.) установили, что педагогическая деятельность представляет собой многоуровневую систему, выделили ее компоненты - относительно самостоятельные функциональные виды деятельности педагога: диагностическая; ориентационно-прогностическая; конструктивно-проектировочная; организаторская; информационно-объяснительная; коммуникативно-стимулирующая; аналитико-оценочная; исследовательско-творческая.
Такой подход правомерен, но он не охватывает всей деятельности, в частности ее мотивацию.
Как уже отмечалось, функциональной клеточкой, единицей деятельности, психологи называют действие, т.е. какой-то отдельный акт, поступок человека. Эти акты – действия или поступки – основаны на тех или иных побуждениях или мотивах и направлены на определенную цель. Психологами доказано, что целенаправленность деятельности обозначает ее осознанность. И поскольку в различных условиях цель может быть достигнута различными способами и средствами, действие выступает как решение задачи.
Авторитетные психологи (А.Н. Леонтьев, В.Ф. Ломов, Н.В. Кузьмина, А.В. Петровский, В.П. Симонов, Л.Ф. Спирин и др.) неоднократно подчеркивали, что весь ход человеческой деятельности обусловлен, прежде всего, объективной логикой задач, в разрешение которых включается человек, а строение деятельности – соотношением этих задач.
Деятельность человека, и педагога в том числе, раскрывается как иерархия задач разной трудности. При этом образ – цель действий более высокого порядка детерминирует (причинно обусловливает) цели действий более низкого порядка. Например, цель учителя – сформировать нравственное поведение ученика. Для этого он осуществляет много различных действий, соблюдая их определенную иерархию. Данная точка зрения позволяет и педагогическую деятельность рассматривать как осознание и решение профессиональных задач в педагогической системе. Что такое педагогическая система (ПС)?
2.3. Педагогическая деятельность в педагогической системе Как известно, процесс образования происходит в разнообразных объединениях людей: в семье, в школьном классе, в студиях и кружках, в неформальных группах. Эти объединения относятся к социальным системам. Используя понятие «педагогическая система», можно отразить и обобщить в нем различные организации воспитателей и воспитанников, учителей и учащихся.
Так, Кузьмина Н.В. под педагогической системой понимает множество взаимосвязанных структурных и функциональных компонентов, подчиненных целям воспитания, образования и обучения подрастающих поколений и взрослых людей.
Структурные компоненты – это обязательные и постоянные компоненты ПС: субъект деятельности, субъекто-объект деятельности, их взаимоотношения. Функциональные компоненты изменчивы в разных ПС: цель, содержание, способы, средства, организационные формы деятельности.
Т.е. системный подход дает возможность целостно (во взаимосвязи) изучать, планировать и организовывать различные объединения людей с позиций их взаимодействия, вскрывать связи управления.
Можно считать, что ПС возникает тогда, когда появляется потребность в воспитании, образовании и обучении каких-либо групп людей. При этом ПС представляет собой сложную, непрерывно изменяющуюся социальную систему управления, в которой решаются образовательно-воспитательные задачи и достигаются педагогические цели.
Каждая из ПС возникает с определенными целями и выполняет определенные функции. Рассмотрим, например, цели создания малой ПС – спортивной секции: укреплять здоровье учеников, развивать их физические качества – и большой ПС – общеобразовательной школы: создание условий для личностного развития обучающихся и подготовка к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Следовательно, ПС различаются, прежде всего, своими целями, достижение которых происходит в ходе решения большого числа педагогических задач. О сущности понятия «педагогическая задача» мы уже говорили выше. Здесь отметим, что решение задачи – это творческая мыслительная и соответствующая практическая взаимосвязанная деятельность учителя и ученика. Решить педагогическую задачу – значит помочь ученику подняться с одного уровня развития на другой, более высокий (не знал – стал знать; лгал – становится правдивым).
Какие задачи решаются в педагогической системе? В реальных школьных ситуациях педагогические задачи бесконечно разнообразны как по содержанию, так и по формам проявления. При этом решаются задачи стратегические, тактические и оперативные.
Стратегические задачи – это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время. Задачи стратегического характера – это формирование мировоззрения, жизненной позиции, знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности, исповедуемых принципов морали.
Тактические задачи – это формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются в способности к планированию деятельности своей и подопечных, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа), управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д. Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.
Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. Это способность теоретически обоснованно и потому педагогически целесообразно инструментировать действие, применять адекватные учебно-воспитательным ситуациям рациональные методические приемы воздействия на сознание, чувства, волю и поведение подопечных.
Педагогическая задача решается педагогом с помощью определенных общепедагогических умений. Этапы решения педагогической задачи:
I – анализ педагогической ситуации (диагноз), проектирование результатов (прогноз), планирование педагогического воздействия;
II – конструирование и организация учебно-воспитательного процесса;
III – регулирование и корректирование педагогического процесса;
IV – итоговый учет, оценка полученных результатов и определение новых педагогических задач.
Таким образом, педагог постоянно решает более или менее сложные педагогические задачи, а сама его педагогическая деятельность – это процесс решения типовых или оригинальных задач.
Деятельность учителя – всегда творческая деятельность по управлению другой деятельностью – деятельностью учащихся. При этом учитель должен выстраивать логику своей деятельности с опорой на потребности и интересы воспитанника и преобразовывать их в заданные обществом цели учебно-воспитательной работы.