Фазы творческого процесса
Каковы же особенности творческого мышления? По-видимому, наиболее ярким внешним признаком творчества большинство специалистов признает внезапность проявления его результатов. Возможно, впервые элемент «озарения» был зафиксирован возгласом «эврика», когда Архимед во время купания в ванне открыл свой закон. Элемент озарения присутствовал в самоотчетах о многих творческих актах математиков, физиков, художников, поэтов. Однако в общем случае эта яркая стадия творчества, как показано, является третьей по счету. Полный перечень стадий творческого мышления таков: подготовка, созревание, озарение (вдохновение) и проверка истинности (рис. 34).
Психологический анализ показывает, что в ходе творческого разрешения проблем люди вначале проходят первую фазу длительного и трудоемкого накопления информации, включающую многочисленные попытки сознательного решения задачи. Как правило, эта фаза оканчивается безрезультатно и человек отступает, «забывая» о проблеме на дни и недели. В это время, по-видимому, развивается вторая стадия творческого процесса — стадия созревания (incubation). Отличительной чертой этой стадии является внешнее отсутствие видимого прогресса в решении задачи. Затем за озарением следует стадия проверки правильности решения.
Рис. 34. Творческое мышление включает в себя кроме стадии озарения (вдохновения) и другие необходимые для его реализации этапы. Объединение этапов 2 и 3 показано для подчеркивания их взаимосвязи
На стадии созревания, по-видимому, важное значение имеет активная работа подсознания. По многочисленным данным протоколов самонаблюдений, человек, внешне забывая о задаче, занимает свое сознание и внимание другими делами. Тем не менее по прошествии некоторого времени «творческая» задача самостоятельно всплывает в сознании, причем часто оказывается, что если не решение, то хотя бы понимание проблемы оказалось продвинутым. Именно это создает впечатление о наличии бессознательно протекающих процессов решения. Тем не менее необходимым фоном для активной работы подсознания является наличие первой фазы — фазы активных и настойчивых сознательных попыток решения задачи.
Более того, во многих случаях анализ самонаблюдений показывает, что процесс «озарения» не являет собой одномоментную вспышку, а как бы распределяется во времени. По мере упорного сознательного процесса решения проявляются отдельные элементы понимания и продвижения в верном направлении. В итоге, образно говоря, можно считать, что условием божественного озарения, как правило, является упорный труд. И именно в этом ключе, по-видимому, следует рассматривать классическую альтернативу: «тупой», размеренный труд или ожидание момента истины.
В качестве поэтической иллюстрации сущности фаз творческого процесса сложности соотношений между ними приведем замечательные строчки О.Э. Мандельштама
Люблю появление ткани,
Когда после двух или трех,
А то четырех задыханий
Придет выпрямительный вздох,
И так хорошо мне и тяжко,
Когда приближается миг
И вдруг дуговая растяжка
Звучит в бормотаньях моих.
Поэтические прозрения, как известно, бывают удивительно точными и проникающими в суть научного познания, причем часто еще до того, как наука и ученые сумели определить и «расписать» сущность проблемы. В приведенном восьмистишии Мандельштама даже сам стихотворный ритм, имитирующий ритм дыхания человека, подчеркивает трудности, запинания и сбои, связанные с этапами созревания проблемы, и внезапную легкость ощущений и даже дыхания, связанную с этапом «озарения».
Интересно также отметить удивительную и во многом парадоксальную аналогию между краткостью и емкостью поэтических формулировок и математических формул. Действительно, две-три стихотворные строчки могут вызвать у человека такую массу воспоминаний, эмоций или рассуждении, которая может быть описана на многих страницах обычного текста. Аналогичный эффект, как легко проверить каждому читающему эти строки, мы будем иметь при попытке словесного описания более или менее сложной математической формулы. Таким образом, получается, что именно творчество дает нам возможность нащупать то общее, что имеет место у крайних проявлений гуманитарных и естественнонаучных знаний. Причем это общее может касаться не только емкости и краткости формулировок, но и возникновения чувства красоты, сопровождающего решение или просто понимание проблемы, о чем часто говорят и физики, и лирики.
Возможно, поэтическая аналогия в данном случае может пробудить у многих людей неожиданные воспоминания об их собственных творческих мгновениях, о появлении счастливых «дуговых растяжек», имевших место в самых разных ситуациях. Например, воспоминания об ощущениях, возникавших после долгих мытарств при решении трудных школьных задач по математике или физике, или ощущениях, связанных с моментами, внезапно (после долгих и трудных размышлений) возникающего понимания каких-то важных закономерностей отношений между людьми.
Существование отдельных фаз или этапов творческого процесса и в особенности факты, говорящие об их удивительной разноплановости, принципиальном отличии проявлений таких стадий, как «озарение» и последовательное набирание и анализ фактического материала, способствовало появлению гипотезы, «разводящей» отдельные стадии по разным полушариям мозга человека (11: 294—295). Дело в том, что многочисленные клинические данные, получаемые в течение многих десятков лет при наблюдениях за поведением людей с локальными поражениями мозга, свидетельствуют о преимущественной связи отделов лобных областей с процессами мышления. Аналогичные выводы вытекают из более современных работ по изучению активности различных отделов мозга здорового человека во время решения им различных интеллектуальных задач.
Общая схема проведения таких исследований состоит в регистрации активности множества точек мозга человека во время решения им той или иной интеллектуальной или творческой задачи. К наиболее распространенным относятся методы регистрации электрической активности с точек кожи головы — многоканальная электроэнцефалография, регистрация потенциалов, связанных с событиями. Кроме того, используются методы регистрации магнитоэнцефалографии, методы измерения изменений температуры при активации работы отделов мозга, методы томографии, методы измерения скорости локального кровотока.
Результаты, полученные при использовании данных методов, дают возможность с той или иной точностью локализовать области мозга, проявляющие максимальную активность во время различных этапов процессов решения задач. В частности, анализ задач, предпочтительно решаемых лобными долями правого и левого полушария, позволил сформулировать предположение, что именно взаимодействие этих отделов ответственно за осуществление отдельных фаз творческого процесса. Фаза «озарения», по этой гипотезе, связана с работой лобных долей правого полушария, фазы первичного накопления информации и критического рассмотрения продуктов творчества — с работой лобных долей левого полушария (11: 294).
Рассмотренные этапы творческого поведения вызывают ассоциации с поведением животных при решении сложных задач. Действительно, описанная ранее «ага-реакция», имеющая место при решении проблемных задач, внешне похожа на поведение человека на стадии озарения. Возможно, корни творчества, его истоки проявляются уже в интеллектуальной деятельности и поведении высших животных.