Задания для контроля самостоятельной работы студентов по разделу 1
Темы рефератов и курсовых работ
1. Развитие представлений о человеке с ограниченными возможностями жизнедеятельности в истории
философской мысли.
2. Влияние философских идей и концепций XX в. на развитие гуманистических тенденций в
специальной педагогике и образовании.
3. Философские и социокультурные основы процесса образовательной и социальной интеграции.
4. Общая педагогика и специальная педагогика: от дифференциации к интеграции педагогического
знания.
5. Развитие понятийного аппарата специальной педагогики.
6. Сущность и реализация идеи независимого образа жизни для людей с ограниченными
возможностями жизнедеятельности.
7. Международные правовые основы, подтверждающие права и свободы человека с ограничен ными
возможностями.
8. Российские правовые основы в области прав и свобод человека с ограниченными возможностями.
9. Значение специальной психологии для развития специальной педагогики и специального
образования, а также для дальнейшего развития психологии.
10.Значение биологических и медицинских знаний для дальнейшего развития специальной педагогики.
11.Благотворительность, меценатство, волонтерство в специальном образовании: исторические корни и
современное состояние (возможно на материале своего региона).
12.Содержание специального образования: общее и особенное в сравнении с массовой системой
образования.
13.Школьный учебник в системе специального образования: назначение, общее и особенное в
сравнении с массовой системой образования.
14.Реализация специальных дидактических принципов в обучении детей с особыми образовательными
потребностями.
15.Общее и особенное в воспитании детей с ограниченными возможностями.
16.Формирование средствами интеграционной готовности в школьной и социальной среде.
17.Интеграция (включенное образование) как новая организационная форма образования длядетей с
ограниченными возможностями.
18.Формы организации и содержание оздоровительной работы в системе специального образования.
19.Адаптивная физическая культура в специальном образовании.
20.Формы организации и содержание досуга для детей с ограниченными возможностями.
21.Современные специальные средства обеспечения образовательного процесса.
22.Информационные технологии в специальном образовании.
23.Содержание и организация социально-педагогической помощи людям с ограниченными
возможностями.
24.Социальный этикет как норма социального взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные
возможности жизнедеятельности.
25.Содержание профессиональной деятельности педагога-дефектолога.
26.Профессионально значимые личностные качества педагога-дефектолога.
27.Общее и особенное в обучении, развитии и саморазвитии человека с особыми образовательными
потребностями.
28.Гуманистические образовательные системы и специальная педагогика.
29.Люди с ограниченными возможностями жизнедеятельности в мире культуры, науки, искусства,
политики (по выбору).
30.Люди с ограниченными возможностями в качестве героев современного кинематографа.
31.Человек с ограниченными возможностями в художественной литературе — отечественной и
зарубежной.
32.Перспективные направления развития специальной педагогики и специального образования.
33.«Социальное выпадение» человека с ограниченными возможностями и основные проблемы,
порождаемые этим явлением. Роль специального образования в преодолении или сглаживании этих
проблем.
Задания для контроля самостоятельной работы студентов по разделу 1
1.Охарактеризуйте общественное положение людей с нарушениями развития в античном мире.
Приведите конкретные исторические факты, свидетельствующие о неоднозначном отношении общества
к тем, кто имел сенсорные и телесные нарушения.
2. В каких законодательных документах Древнего мира впервые оговариваются права людей с
нарушениями развития?
3. Почему в древних рабовладельческих государствах не осуществлялось обучение тех, кто имел
физические или психические нарушения?
4. Раскройте значение трудов мыслителей античного мира для объяснения причин аномального
развития детей и выявления возможностей их обучения.
5. Исходя из идеи национальной самобытности, традиций православия и народной педагогики,
раскройте особенности отношения древнерусского общества к людям, имеющим физические и
психические недостатки.
6.Раскройте основные направления развития научных знаний в эпоху Возрождения.
7. На основе историко-педагогического анализа литературных источников покажите роль
выдающихся мыслителей-гуманистов, ученых, философов, педагогов и врачей в формировании новой,
прогрессивной педагогики и обосновании возможности обучения детей с сенсорными и
интеллектуальными нарушениями.
8.Используя рекомендуемую литературу, подготовьте сообщение на тему «Возникновение практики
индивидуального обучения глухих и слепых в странах Западной Европы».
9. На основе анализа русского законодательства XVIII в. и литературных источников раскройте
особенности системы общественного призрения и воспитания детей-сирот и «калечных» детей в России в
указанный исторический период.
10.Дайте оценку деятельности просветителей-энциклопедистов, законодателей, философов,
экономистов, педагогов эпохи Просвещения и обоснуйте их роль в становлении и развитии специальной
педагогики.
11. Расскажите о педагогической и общественной деятельности основоположника систематического
обучения слепых В.Гаюи и о ее влиянии на развитие тифлопедагогики в странах Западной Европы и в
России.
12.Используя рекомендуемую литературу, подготовьте сообщение на тему «Медико-педагогические
направления оказания помощи детям с глубокими интеллектуальными нарушениями на рубеже XVIII —
XIX вв.».
13.Раскройте социально-педагогическое значение открытия во многих странах специальных
учреждений для детей с различными отклонениями в развитии (глухонемых, слепых, с нарушениями
интеллекта, с нарушениями опорно-двигательного аппарата).
14.Назовите факторы, определившие расцвет российской педагогической мысли и развитии
отечественной специальной школы в XIX в.
15. Какое значение для становления практики системного обучения детей с отклонениями в развитии
и специальной педагогики имело открытие в России первых специализированных училищ для глухих
(1806) и слепых (1807) детей?
16.Раскройте роль отечественных просветителей ученых,педагогов А.И.Герцена,В.Г.Белинского,
(Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова, К.Д.Ушинского, Н.И.Пирогова, Л.Н.Толстого) в совершенствова-
нии педагогических подходов к обучению детей с ограниченными возможностями.
17.Раскройте суть научных концепций второй половины XX в. (теория систем, теория информации,
теория самоорганизации и теория управления), определивших переход науки, ее теоретических и
прикладных результатов на качественно иной уровень.
18.Назовите факторы, обеспечившие развитие специальной педагогики в зарубежных странах во
второй половине XX в.
19.Рассмотрите процесс возникновения и развития в западноевропейских странах и в США
интеграционных тенденций в образовании.
20. Подготовьте сообщение на тему «Перспективы развития отечественной специальной педагогики и
практики обучения, воспитания и социальной интеграции детей с ограниченными возможностями
жизнедеятельности».