Глава 5. Специфика возрастных периодов развития и воспитания человеческой личности
Смена сенситивных периодов связана с развитием биологических и психических процессов созревания систем организма. Ввиду того, что отдельные функции и системы созревают в разное время, т. е. процессы созревания носят неравномерный, гетерохронный характер, возрастное развитие включает в себя как относительно стабильные периоды, так и периоды кризисов.
Стабильные (литические) возрастные периоды:
· младенчество (до 1 года),
· раннее детство (от 1 до 3 лет),
· дошкольный возраст (от 3 до 6-7 лет),
· младший школьный возраст (от 6-7 до 11-12 лет),
· отрочество (от 11-12 лет до 15-17 лет),
· юность (от 15-17 лет до 19-21 года),
· молодость (от 19-21 года до 25-30 лет),
· зрелость (от 25-30 лет до 55-60 лет),
· старость (от 55-60 лет и выше).
1. Ранние периоды развития - период дошкольного возраста.
Основное содержание интеллектуальной деятельности ребенка - игровая деятельность.
Воспитательные цели - развитие у ребенка различных ролевых функций. Педагогическое воздействие - поддерживаются желания и намерения ребенка участвовать в семейной трудовой деятельности.
Ролевая игра в данном возрасте при правильном воспитании помогает ребенку в освоении основ трудовой и общественно полезной деятельности:
· развитие положительных мотиваций к трудовой деятельности,
· получение положительных эмоций не только от результата, но и от самого процесса ее осуществления.
С педагогической точки зрения - используется особый сенситивный период развития ребенка, связанный с потребностью в имитационном повторении трудового (и не только!) поведения взрослых. Поощрение имеет большой воспитательный смысл.
Освоение ролевых функций в процессе игровой деятельности ребенка проявляется и в реализации себя как личности, которая пользуется уважением окружающего игрушечного мира, востребована в этом мире, играет важную роль в этом одновременно игрушечном и настоящем мире, способна строить планы, принимать решения, от которой зависит судьба той или иной игрушки. Важность процедур такого рода очевидна - это помогает ребенку хотя бы в игре и хотя бы частично почувствовать себя взрослым, войти в роль взрослого человека, «примерить на себя» этот тип поведения. Факт неосознанности такого поведения ни в коей мере не мешает его продуктивности.
В процессе правильно построенной игры педагог может помогать ребенку развивать в себе такие чувства, как самоуважение, справедливость, доброта. Анализ индивидуальных, характерных черт игровой деятельности, выявление наиболее часто проявляющихся игровых ролей, может многое сказать заинтересованному, вдумчивому и опытному педагогу или родителю как о склонностях, так и о провалах, недоработках и упущениях в воспитании и развитии ребенка.
В процессе игровой деятельности ребенок формирует:
· различные стороны мотивационной сферы,
· различные операционные роли, вырабатывая навыки руководителя, исполнителя различных направлений человеческой деятельности, мыслителя, продумывающего варианты и планы.
В конце этого периода определяется готовность ребенка к школьному обучению.
Критерии оценки готовности ребенка к школьному обучению связаны с рядом биологических и психологических факторов.
Выделяют следующие факторы:
· общее физическое развитие, т.е. наличие нормальных анатомических характеристик, таких, как пропорции тела, рост, вес, мышечная масса, объем груди и т.д.;
· наличие нормальных физиологических характеристик,
· степень развития эмоциональных и волевых качеств, уровень психологической готовности.
Методически степень готовности ребенка к школе определяется путем сравнения его индивидуальных показателей со статистической возрастной нормой. Причем ввиду существования большой вариативности региональных стандартов более правильным является сравнение индивидуальных показателей с групповыми стандартами, адаптированными специально для детей данного региона с учетом его социальных, культурных и бытовых особенностей.
Показатели готовности - как правило, представляют собой тестовые задания, например:
· счет в пределах десяти,
· навыки чтения, рисования,
· владения бытовыми навыками самообслуживания,
· навыками культуры поведения, общения,
· выраженность мотиваций к учению, интерес к знаниям и т.д.
Типичный тест предшкольной зрелости - тест Керна - Йерасека, который содержит три субтеста:
· субтест на качество рисунка человека, результаты которого истолковываются в терминах уровня общего психического развития,
· субтест срисовывания пространственной схемы расположения точек, результаты которого интерпретируются как развитость образного мышления и конструктивной деятельности преимущественно невербального (правого для правшей) полушария мозга,
· субтест копирования текста, что оценивается как уровень развития логической, знаковой сферы мышления.
По сумме субтестовых показателей определяется общий балл, который сравнивается со статистической нормой.