Резонансы, которые свойственны данному голосу, появляется красивый тон
Голос, правильно образованный в глубине горла, имеет тембристый,
блестящий характер, и именно тогда он кажется головным или, как говорят,в
«маске». Если голос правильно сформирован, так, как я сказал выше, он имеет и
грудной, и головной резонанс.
Когда я просыпаюсь, голос еще продолжает спать, и при попытке
петь он имеет совсем необычный тембр и не отвечает мне. Он какой-то
смешной. И только позднее, по мере того как просыпаются мышцы, и
голос начинает пробуждаться, резонировать. Только когда проснутся все
мышцы тела, груди, лица и т.п., голос становится обычным, каким яего
знаю в пении на сцене. Для образования хорошо резонирующего звука
Нужна работа всех мышц, участвующих в голосообразовании, необходима
Работа всего организма певца.
— В Вашем ответе на вопрос о резонаторах проскользнула мысль,
что основой резонирующего певческого звука является горло — голосовые
связки, то есть их работа. А Вы сами, когда поете, ощущаете ли горло,
голосовые связки или ищете других ощущений ?
— Когда я хорошо пою, их не чувствую. Я чувствую только, что
горло, гортань у меня суживаются, сжимаются при пении, Ну, а связ
ки — я их не чувствую, таково мое впечатление. Конечно, от того, как я
сформирую звук в глубине горла, и будет зависеть звучание голоса.
Я ощущаю, что при этом мое горло сжимается. Может быть, это и есть
голосовые связки, но я этого не знаю.Когда я пою, то интересуюсь, преж
де всего, тем, что при этом получается в звуковом отношении. Меня ин-
тересуют выход, звук.А внутренние ощущения певцов чрезвычайно раз-
личны. Ведь каждый чувствует по-своему, и потому даже большие мастера
вокала зачастую не понимают друг друга.Думаю, что такой индивидуа-
лизм ощущений связан с особенностями строения голосового аппарата
различных певцов.
Вот, например, прекрасные певцы Ди Стефано и Монако, с кото-
рыми я много пел в нашем театре. Ведь они поют в различных манерах,
можно даже сказать — в противоположных. И когда мне приходилось
слышать их мнение друг о друге, было ясно, что в смысле вокальной тех-
ники они совершенно не понимают один другого. Методы пения этих
певцов различны, но оба они знаменитые тенора.
Естественно, что такой индивидуализм рождает большие трудно-
сти при обучении пению, и надо строго придерживаться одной манеры,
одного педагога.Легко себе представить, что получится, если сегодня
пойти на урок к одному педагогу, а завтра — к другому! Кстати, для того,
чтобы преподавать, совершенно не обязательно самому быть певцом.Мно-
гие знаменитые маэстро никогда не были певцами. С другой стороны,
такой певец, как Карузо, которого мы считаем совершенным, образцо-
вым, не мог научить другого певца своему искусству.
— Как, по Вашему ощущению, сохраняется ли позиция языка
одинаковой в пении и в речи, или пение требует изменения привычных
артикуляционных речевых укладов ?
— Для меня положение языка в речи и пении — различно. Ядаже
замечаю, что в пении у меня поднимается вверх кончик языка.Надо при
знаться, это меня несколько смущает. Впрочем, я себя не считаю пев
цом без недостатков, мне всегда кажется, что у меня много дефектов,
хотя товарищи одобряют, как я пою. Но когда в пении я укладываю язык
глубже, то и пою лучше.
Б р у с к а н т и н и . А это связано с понижением позиции гортани
в пении?..
Да-да, гортань при этом занимает более низкое положение. Ты пом-
нишь, Сесто (Брускантини. — Л.Д.), как пел Титта Руффо? В процессе
пения у него то и дело поднимался язык! По-моему, и я бы посоветовал
это всем певцам, которые учатся: надо делать специальные упражнения
для языка, чтобы научить его держаться низко. И это, безусловно, связа-
но с понижением гортани.Понижение гортани ведет к увеличению раз-
меров глотки, к расширению горла. Когда язык лежит глубоко, низко, у
меня ощущение широкой глотки, и звук получается лучшего качества.Мне
не всегда это удается, но когда я пою хорошо, то знаю, что язык у меня
лежит глубоко, низко. Что касается мягкого нёба, то я его не очень хоро-
шо контролирую. Как мне кажется, до переходных нот оно у меня мяг-
кое, свободное, при ходе выше оно напрягается, поднимается. Сокра-
щаясь, оно образует купол...
Брускантини. Значит, ты его все же можешь проконтролировать!
— Как Вы формируете верхний, «прикрытый» отрезок диапазона
голоса?
— Для меня оформление верхнего участка диапазона голоса и
формирование вообще прикрытых звуков никогда не было проблемой.
Голос легко прикрывался сам на всем диапазоне.
Брускантини. Я хорошо помню, что когда он начинал петь
в театре, уже было ясно: для него нет проблемы переходных нот.Весь
голос звучал ровно как в верхнем, так и в нижнем участках диапазона.
Между тем как для меня это до сих пор вопрос, о котором я должен
думать!
П а н е р а и . И теперь, после стольких лет певческой карьеры, те
звуки, о которых обычно думают баритоны, то есть ноты: ми —фа — фа-
диез — соль первой октавы, для меня не являются предметом заботы. Этой