Оптимизация педагогической системы
Непреходящей общей инновацией, относящейся к педагогической системе в целом, является оптимизация учебно-воспитательного процесса. Разработку этой идеи возглавил в начале 70-х гг. XX в. акад. Ю. К. Бабанский. Под его руководством в стране развернулось массовое движение по совершенствованию учебно-воспитательной системы. Были достигнуты определенные результаты, которые и сегодня являются значимыми для отечественной педагогики и школы.
Оптимизация (от лат. optimum — наилучшее) — процесс выбора наилучшего варианта из множества возможных, В такой сложной, динамичной, многоплановой иерархичной системе, какой является педагогика, существуют многие тысячи возможных вариантов построения, течения и организации учебновоспитательной деятельности, достижения намеченных целей. И лишь один из них будет наилучшим в имеющихся конкретных условиях. Отыскать его — главная задача оптимизации, и решается она путем сравнения возможных вариантов и оценки имеющихся альтернатив.
Под оптимизацией можно понимать и степень соответствия ПС тем целям, для достижения которых она создана. Оптимальность, достигнутая для одних условий, почти никогда не имеет места при других условиях, поэтому понятие оптимизации всегда конкретно. Оптимизации не может быть «вообще», она возникает лишь по отношению к выбранной задаче. При этом необходимо четко представлять, что именно должно быть оптимизировано, какой параметр ПС должен достичь оптимального значения в соответствии с поставленной целью.
Ю. К. Бабанский предложил ввести в педагогику принцип оптимальности, который требует, чтобы процесс достигал не просто несколько лучшего, а наилучшего для данной ситуации уровня своего функционирования. Принцип оптимальности предъявляет требования разумности, рациональности, чувства меры в применении всех элементов учебного процесса. Он зовет к максимально возможным результатам при минимально необходимых затратах времени и усилий. В этом состоит его гуманистическое значение.
21вопрос……..Принцип сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения - Это один из самых «молодых» принципов в дидактике. В те времена, когда учитель в традиционной школе рассматривался в качестве «центральной фигуры», а от учеников нужно было лишь, чтобы «сидели тихо» и заучивали материал, такой принцип не исповедовался. Разработка принципа сознательного и активного участия учащихся в процессе обучения технологии выработала ряд дидактических правил. Мы приводим лишь заслуживающие особого внимания.
1.Учитель должен знать индивидуальные интересы учащихся и развивать их таким образом, чтобы во все большей мере учитывались объективные потребности общества.
2.Учитель должен ставить учеников в ситуации, требующие от них умения анализировать.
3. Учитель должен создать условия, содействующие приобщение учеников к коллективным формам работы.
Принцип прочности знаний учащихся. На это отношение, в свою очередь, оказывают влияние разные факторы, в частности заинтересованность в нем ученика и значение, которое имеет для него изучаемый материал.
Из сказанного следуют важные выводы, на основе которых мы можем сформулировать следующие дидактические правила, связанные с принципом прочности знаний учащихся:
· В ходе подготовки учащихся к ознакомлению с новым материалом мы должны соответствующим образом направить их интересы, сформировать позитивное отношение к изучаемому.
· Ознакомление с новым содержанием с точки зрения организационной и дидактической должно быть подготовлено таким образом, чтобы учащиеся принимали в этом процессе как можно более активное участие. Количество и периодичность выполнения упражнений нужно соотносить с индивидуальными различиями в способностях и скорости работы отдельных учащихся.
· Упражнения, нацеленные на закрепление проработанного ранее материала, нужно проводить только после проверки того, насколько учащиеся его усвоили.
Принцип объективности знаний учащихся. Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся является объективность. Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.
Принцип связи теории с практикой. Традиционными путями связи теории с практикой являются разнообразные экскурсии, выполнение учащимися лабораторных и практических работ, организация различного рода наблюдений за конкретными объектами и явлениями и т.п. Однако обычно при организации процессе обучения забывают о таком пути, как опора на личный опыт учащихся. Изучая художественные произведения на уроках литературы, поэзию в частности, учащиеся должны не только воспринимать содержание, запоминать его, но и как бы переносить на себя происходящее с героями литературных произведений.
22 вопрос…Особенности воспитательного процесса.Сущность, а также место и роль этого процесса легче всего обнаружить, рассматривая его в структуре более общего процесса формирования личности. В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролируемый характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание — процесс целенаправленного формирования личности. Это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.
Системы и структуры воспитательного процесса. Любая система не может существовать вне определенной среды, она может быть понята только во взаимодействии с последней. Вот почему системный подход к анализу воспитательного процесса обязательно предусматривает изучение взаимодействия системы со средой. Рассмотреть процесс воспитания в динамике — значит определить, как он зарождался, развивался и каковы пути его дальнейшего развития в будущем. При анализе воспитательного процесса изучается не только процесс как таковой, но и все его подготавливающие этапы.
Общие закономерности процесса воспитания. Сфера действия общих закономерностей распространяется на всю систему процесса воспитания. Общие закономерности выражают связи между важнейшими, наиболее крупными компонентами данного процесса. Закономерности, которые определяют связи в отдельных компонентах системы, называются частными (конкретными). Воспитательный процесс как часть более общего педагогического процесса подчиняется закономерностям данного процесса. Кроме того, в нем проявляются и связи, характерные для еще больших систем, — развития и формирования. Из этого еще раз следует вывод об огромной сложности и многогранности изучаемого процесса. Естественно, закономерности, которые будут проанализированы, не отражают всех связей; они лишь малая часть пронизывающих систему зависимостей.
23 вопрос… Классификация методов обучения – это упорядоченная по определенному признаку их система.
Наиболее обоснованными на сегодняшний день являются следующие классификации методов обучения.
1. Традиционная классификация методов обучения, берущая начало в древних философских и педагогических системах и уточненная для нынешних условий. В качестве общего признака выделяемых в ней методов берется источник знаний: практика, наглядность, слово, книга, безбумажный источник информации – видео в сочетании с новейшими компьютерными системами. В данной классификации выделяется пять методов: практический – опыт, упражнение, учебно-производительный труд; наглядный – иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся; словесный – объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, лекция, дискуссия и т. д.; работа с книгой – чтение, изучение, реферирование, цитирование, конспектирование и т. д.; видеометод – просмотр, обучение, контроль и т. д.
2. Классификация методов по назначению. В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:
– приобретение знаний;
– формирование умений и навыков;
– применение знаний;
– творческая деятельность;
– закрепление;
– проверка знаний, умений, навыков.
3. Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяются три большие группы методов обучения:
– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
– методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
– методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
4. По дидактическим целям выделяется две группы методов обучения:
– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала, – информационно-развивающие методы (устное изложение учителя, беседа, работа с книгой); эвристические методы обучения (эвристическая беседа, диспут, лабораторные работы); исследовательский метод;
– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.), – упражнения (по образцу, комментированные упражнения, вариативные упражнения и др.); практические работы.
5. Предприняты многочисленные попытки создания бинарных (М.И. Махмутов) и полинарных (В.Ф. Паламарчук и В.И. Паламарчук) классификаций методов обучения, в которых последние группируются на основе двух или более общих признаков.
Бинарная классификация методов обучения построена на сочетании:
– методов преподавания;
– методов учения.
24 вопрос…Воспитательная функция обучения объективно вытекает из самой природы этого социального процесса. Она состоит в том, что в процессе обучения у учащихся складываются взгляды, научное мировоззрение, понимание законов природы, общества и мышления, нравственные и эстетические представления, способность следовать нормам поведения в обществе, соблюдать принятые в нем законы. В процессе обучения формируются также потребности личности, мотивы деятельности, социального поведения, ценности и ценностные ориентации.
Воспитательное воздействие в процессе обучения оказывает также характер общения учителя и ученика, учащихся между собой, психологический климат в коллективе. Существуют различные стили общения между участниками педагогического процесса: авторитарный, демократический, либеральный. Современная педагогика считает, что оптимальным является демократический, соединяющий в себе гуманное, уважительное отношение преподавателя к обучающимся, предоставление им известной самостоятельности, привлечение их к организации процесса обучения.
Обучение воспитывает всегда, но не автоматически и иногда не в нужном направлении, поэтому реализация воспитательной функции обучения требует при организации учебного процесса, отборе его содержания, выборе форм и методов исходить из правильно понятых задач воспитания.
Диагностика воспитания. Диагностика воспитанности – это процесс, направленный на определение уровня сформированности качеств и личностных свойств человека, которые реализуются в системе межличностных отношений. Уточнение или коррекция содержания и направленности компонентов воспитательной технологии осуществляется на основе анализа её результатов. Диагностировать уровень воспитанности – очень сложная задача, на решение которой огромное влияние оказывают как внутренние, так и внешние условия: нечеткая разработанность методик, возможное их отсутствие, окружающие люди и другое. В ходе процесса диагностики воспитанности данные диагностического изучения сравниваются с исходными характеристиками воспитанности. Эффективность процесса воспитания определяет разницу между начальным и конечным результатами.
25 вопрос… Метод обучения – способ совместной деятельности учителя и ученика в учебном процессе, направленный на решение дидактических, воспитательных и развивающих задач.
К словесным методам обучения относятся рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой и др.
Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала зависит от применяемых наглядных пособий, технических средств. Они используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами. Подразделяются на иллюстрации и демонстрации. Демонстрация служит преимущественно для раскрытия динамики изучаемых явлений. Педагог должен дать возможность ребёнку самостоятельно изучать предметы, процессы и явления, выполнять измерения, устанавливать зависимость. Как активный метод обучения, в нём преобладает проблемный и исследовательский характер. Иллюстрация – метод дополнения словесной информации образным сопровождением. Ее задача – обеспечить правильное восприятие учащимися сообщения учителя, создать, если необходимо, требуемый эмоциональный фон. Предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, зарисовок на доске и т.д.
Практические методы основаны на практической деятельности учащихся. К нам относятся упражнения, лабораторные и практические работы. Упражнение – повторное выполнение умственного или практического действия с целью овладения им или повышения его качества. Применяется на различных этапах учебного процесса. По характеру подразделяются на: устные (развитие логического мышления памяти, речи и внимания учащихся); письменные (закрепление знаний и выработка умений в их применении. Способствуют развитию логического мышления, культуры письменной речи, самостоятельности в работе); графические (составление схем, чертежей, графиков. Помогают лучше осмысливать и запоминать материал, способствуют развитию пространственного воображения); учебно-трудовые (применение теоретических знаний в трудовой сфере).