Развитие речи (от 1 г.9 м. до 2 лет): игры и занятия

1. Обратите особое внимание на умение Вашего ребенка произносить короткую фразу. Если усвоение новых слов идет достаточно успешно, то этот процесс не только стимулирует познавательную деятельность Вашего малыша, но и положительно влияет на расширение его коммуникативных

возможностей: ребенок может словами сообщить о своих ощущениях («бойно»-больно, «ласо»-хорошо), указать на объект действия («апка»-просит шапку, одеваясь на прогулку), его направление («деда»-идет в гости к дедушке). В подобных «высказываниях» Вашего малыша выражается субъективно наиболее значимая для него информация, а общий смысл извлекается из ситуации. Необходимым этапом для перехода к фразовой речи является объединение в одно смысловое целое двух разных слов.

2. Большинство детей овладевает фразовой речью достаточно
успешно. Как правило, переходным этапом от однословного
слова-предложения к развернутой фразе являются высказывания
типа: «патя» (платье) - указательный жест в направлении шкафа,
которые наблюдаются у всех детей на более ранних этапах.
Постепенно в речи ребенка появляются новые выражения, в
которых вытесняется невербальный (жестовый) компонент:
«Сина тям». (Машина там). «Исе секя» (Еще сока). Такие
высказывания иногда называют «телеграфным стилем».

3. Для успешного формирования полноценной фразовой речи
необходимо появление следующего структурного типа
высказываний, которые строятся на основе фиксации действия и
объекта, на который оно направлено («катить сину»-катить
машину, «пить секя»-пить сок). Малыш обычно начинает с
обозначения действий, выражающих его желания, или
указывающих на перемещения предметов в пространстве,
которое он может видеть или самостоятельно производить. Если
Вы не наблюдаете таких двухкомпонентных выражений, то
постарайтесь выделить в потоке его однословных «предложений»
те, которые обозначают не констатацию существования данного

предмета, а выражают определенное эмоциональное отношение к нему и желание произвести с ним определенное действие. Например, слово «сина» (машина) в определенном контексте может обозначать «кати машину». Попробуйте угадать желание малыша и произвести необходимое действие с игрушкой, предварительно «назвав» это действие и его объект. Произнесите два слова медленно, несколько раз, обязательно попробуйте повторить их вместе с малышом. Обратите внимание ребенка на то, что повторяя слово-действие он может добиться аналогичных результатов с другими объектами (мячом, коляской). Так у ребенка постепенно сформируется умение оперировать стандартной структурой двухсловной фразы в сходных ситуациях. Стимулируя Вашего малыша к произнесению именно фразы, а не одного слова, Вы можете прекращать его «понимать» в игре, если он попробует вернуться к однословному слову-предложению.

4. В дальнейшем будет полезно, если Вы обратите внимание
малыша и на другие варианты построения фразы, например, при
согласовании именительного падежа с глаголом. В игре «Кормим
куклу», изобразите, что Вы кормите куклу Катю, Лялю, затем -
игрушечного мишку, зайца, в конце игры «покормите» малыша.
Рассказывайте во время кормления, кто сейчас ест: «Катя ам-ам»,
«Ляля ам-ам». Пусть малыш повторит Ваши действия, а Вы
задавайте ему вопросы типа: «Катя что делает?», «Кто ест?».
Играя в эту игру, Вы через некоторое время добьетесь, что от
однословных ответов Ваш малыш перейдет к фразе из двух слов.

5. Закрепите у Вашего ребенка умение заканчивать фразу, читая с
ним короткие хорошо знакомые стишки и недоговаривая

последнее слово в конце строчки3. Если Вашему ребенку очень нравится какое-нибудь стихотворение, и он постоянно просит его почитать, попробуйте предложить ему начать 1-2 строчки. Если он произнесет только одно слово вместо всей строки, ничего страшного, подбодрите и похвалите его, в следующий раз у малыша получится лучше, а пока Вам надо прийти ему на помощь и еще раз начать читать стихотворение.

6. Продолжайте рассказывать малышу истории по картинкам из
детской книжки. Эффективным приемом развития речи является
именно выразительный пересказ содержания простой сюжетной
картинки, на которой любимый герой совершает понятные и
хорошо знакомые малышу действия. Обязательно поговорите с
Вашим малышом о том, что происходит с героем. Пусть ребенок
попробует рассказать Вам свою историю (он еще не способен
самостоятельно пересказывать, но уже может отвечать на
несложные вопросы по содержанию картинки). Обращайте его
внимание на изображение тех действий или предметов, которые
наиболее важны для понимания сюжета.

7. Помните, что переход к двухсловным предложениям знаменует
собой качественный скачок не только в речевом, но и в
когнитивном развитии ребенка. Внимательно прочитайте наши
рекомендации по развитию фразовой речи у ребенка раннего
возраста. Следите за формированием фразы у Вашего ребенка,
записывайте образцы его собственных самых длинных
высказываний.

Наши рекомендации