Вопрос 13. Закономерности педагогического процесса. Движущие силы развития педагогического процесса

ПП- движение вперед, заключенное в целенаправленном наборе. Совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, умений и навыков.

Бабанский (ПП – это единство процессов воспитания, обучения и развития)

Структура состоит:

педагогические цели – представление или выработка конечного результата взаимодействия педагога и воспитанника

принципы – основные направления, достижения, цели

содержание – та часть опыта поколений, которая передается учащимися для достижения цели согласно выбранного принципа

методы – действия педагога и учащегося посредством которых передается и принимается, воспроизводятся содержание

средства – материальные объекты, предметы, предназначенные для организации педагогического процесса

формы – завершенная организация педагогического процесса

Правила построения ПП:

Для достижения эффективности ПП должен быть построен целостно, во взаимной детерминации всех компонентов.

Принципы природоспособности (оценка готовности к восприятию), принцип гуманизма, принцип наглядности;

Содержание (часть нашего опыта, передача)

Методы – игровые

Средства – книги, карандаши

Формы – игра, беседа

Успешность ПП зависит от близости целей воспитателя и воспитанника.

ПП – динамическая саморазвивающая система. Такое представление о педагогическом процессе позволяет анализировать многочисленные связи и отношения, а это главное в практике управления педагогического процесса.

Цель: идеальное предвидение результата деятельности педагога

Педагогический процесс реализует 3 функции: обучение воспитание развитие

ПП представляет собой единство трех структур:

педагогическая (цель, методы, средства, формы)

методическая (этапы достижения цели – план урока)

психологическая (понимание, осмысление, обогащение, закрепление, применение – процесс усвоения)

Вопрос 14 Педагог как субъект педагогического взаимодействия. Виды профессиональной деятельности: учебно-профессиональная; научно-исследовательская; проектировочная, обучение рабочей профессии.

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

В структуре педагогической деятельности выделяются три компонента: конструктивная деятельность (отбор учебного материала, планирование действий, проектирование учебно-материальной базы), организаторская деятельность (включение учащихся в различные виды деятельности) и коммуникативная деятельность (установление отношений педагога с воспитанниками, другими педагогами, родителями).

К педагогическому взаимодействию относятся организаторская и коммуникативная компоненты педагогической деятельности. Специфической формой взаимодействия и взаимовлияния субъектов, порождаемой потребностями совместной деятельности, является общение. В процессе общения происходит взаимовосприятие и взаимный обмен информацией. Общение (коммуникация) – процесс взаимодействия личностей и групп, посредством которого происходит становление и развитие личности и общества. Педагогическое общение – это взаимодействие педагога и ученика, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект от совместной коммуникативной деятельности.

О б щ е н и е в п е д а г о г и ч е с к о м п р о ц е с с е выступает как:

– средство решения учебных задач;

– социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса;

– способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитанника, обеспечивающий успешность их обучения, воспитания и развития.

Ведущей становится учебно-профессиональная деятельность. Учеба рассматривается как необходимая база, предпосылка будущей профессиональной деятельности. Устремленность в будущее, построение жизненных планов.

учебно-профессиональная деятельность:

- анализировать подходы к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей

экономики региона;

- создавать условия для профессионального развития будущих рабочих (специалистов);

- анализировать нормативно-правовую документацию профессионального образования;

- выявлять сущность профессионального обучения и воспитания будущих рабочих

(специалистов);

- формировать ценности, культуру обучающихся, общую политику образовательных

учреждений НПО, СПО и ДПО;

- организовывать и управлять процессом профессиональной ориентации молодежи на

получение рабочей профессии (специальности) для различных видов экономической

деятельности;

- организовывать процесс оценивания деятельности педагогов и обучающихся;

научно-исследовательская:

- исследовать количественные и качественные потребности в рабочих кадрах (специалистах) для отраслей экономики региона (муниципальные образования);

- исследовать потребности в образовательных услугах различных категорий обучающихся;

- выявлять требования работодателей к уровню подготовки рабочих (специалистов);

- организовывать научно-исследовательскую работу в образовательном учреждении;

педагогическо-проектировочная:

- проектировать стратегическое развитие образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО в регионе;

- проектировать и оценивать педагогические системы (образовательные);

- проектировать систему обеспечения качества подготовки рабочих (специалистов) в

образовательных учреждениях НПО, СПО и ДПО;

- проектировать образовательный процесс с учетом требований работодателей;

- проектировать систему оценивания результатов обучения и воспитания будущих рабочих (специалистов);

- проектировать образовательные программы для разных категорий обучающихся;

- проектировать образовательную среду в соответствии с современными требованиями

определенного вида экономической деятельности;

организационно-технологическая:

- анализировать учебно-профессиональный (производственный) процесс в образовательных учреждениях НПО, СПО и ДПО;

- управлять образовательным процессом с использованием современных технологий

подготовки будущих рабочих (специалистов);

- управлять методической, учебной, научно-исследовательской работой с применением

современных технологий;

- организовывать внеаудиторную, воспитательную, социально-педагогическую деятельность обучающихся образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО;

- организовывать и планировать мероприятия для профессионального развития

профессионально-педагогических работников образовательных учреждений НПО, СПО и ДПО;

- управлять процессом производительного труда обучающихся;

- оценивать нормативно-правовую и учебно-методическую документацию с позиции их соответствия требованиям технологического, технического развития отрасли экономики, предприятий, организаций, соответствия востребованным профессиональным квалификациям;

- осуществлять мониторинг и оценку деятельности учреждений профессионального

образования;

- организовывать взаимодействие образовательных учреждений с заказчиками

образовательных услуг и консолидированными представителями работодателей;

обучение по рабочей профессии:

- анализировать современные отраслевые (производственные) технологии для обеспечения опережающего характера подготовки рабочих (специалистов);

- разрабатывать и применять новые методики повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов;

- формировать у обучаемых навыки поведения на рынке труда;

- формировать экономическую и правовую культуру;

- контролировать учебно-профессиональный (производственный) процесс подготовки рабочих (специалистов) в образовательных учреждениях НПО, СПО и ДПО;

- контролировать качество результатов труда обучающихся в соответствии с уровнем

получаемой квалификации.


Наши рекомендации