Самостоятельная работа № 2
ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ
Часть 2
Учебное пособие
Дзержинск – 2008
ББК 74.00
Печатается по решению редакционно-издательского совета
Дзержинского педагогического колледжа
Научный руководитель М.А.Тарасов, директор ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледжа», кандидат пед.наук
Учебное пособие «Общие основы педагогики» предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям группы 0300 Образование среднего профессионального образования. Цель представленного пособия – создание условий для успешной организации самостоятельной работы студентов колледжа при изучении учебной дисциплины «Педагогика», для формирования профессиональных компетенций, для развития педагогического кругозора. Пособие составлено на основе действующей программы учебной дисциплины «Педагогика» и включает основные темы раздела «Общие основы педагогики». Каждая тема включает в себя план изучения, список основной и дополнительной литературы, лекционный материал, вопросы для самоконтроля. Данное пособие представляет интерес для студентов разных форм обучения, преподавателей психолого-педагогических дисциплин.
Составители: Н.Л.Абрамова, Н.А.Тунина
Рецензент О.А.Костенко
© Н.Л.Абрамова, Н.А.Тунина, 2008
© ГОУ СПО «Дзержинский педагогический колледж», 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................................................2
1. Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса………………...........3
2. Методы педагогического исследования……………….........................................................21
3. Педагог: профессия и личность………………………. .........................................................29
4. Развитие системы образования в России…………… ........................................................40
ЛИТЕРАТУРА……………………………………………….......................................................55
ВВЕДЕНИЕ
Ведущее место в общей системе профессиональной подготовки педагогов в педагогическом колледже занимает учебная дисциплина «Педагогика», которая призвана обеспечить обновление содержания педагогического образования на современном этапе развития общества и содействовать повышению качества подготовки специалиста, способного к гибкому и мобильному построению профессиональной деятельности.
Изучение курса начинается с раздела «Общие основы педагогики», который носит теоретико-методологический характер. Содержание раздела отражает современное состояние педагогической науки и системы образования в России, включает в себя необходимые педагогу знания о структуре педагогической науки, основных педагогических понятиях, о целостном педагогическом процессе, методах педагогического исследования.
Данное пособие предназначено для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям группы 050000 Образование и педагогика среднего профессионального образования и является единым для всех форм обучения: очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерната.
Цель представленного пособия – создание условий для успешной организации самостоятельной работы студентов колледжа при изучении учебной дисциплины «Педагогика», для формирования профессиональных компетенций, развития педагогического кругозора.
Пособие состоит двух частей. Во вторую часть включены темы: «Ребенок как объект и субъект целостного педагогического процесса, «Методы педагогического исследования»,« Педагог: профессия и личность»,« Развитие системы образования в России».
Темы, включенные в раздел «Общие основы педагогики», изложены в пособии по следующей схеме:
1. План изучения темы,
2. Задания для самостоятельной работы студентов,
3. Лекционный материал,
4. Вопросы для самоконтроля,
5. Литература (основная и дополнительная).
Данное пособие представляет интерес для студентов разных форм обучения, преподавателей психолого-педагогических дисциплин.
Тема 1. Ребёнок как объект и субъект целостного педагогического процесса
План изучения темы
6. Объект и предмет возрастной педагогики. Основные понятия темы
7. Факторы развития личности, их взаимосвязь. Закономерности развития
8. Возраст. Возрастная периодизация
9. Возрастные особенности детей дошкольного возраста
10. Возрастные особенности младшего школьника
11. Возрастные особенности подросткового и юношеского возраста
12. Индивидуальные особенности развития учащихся и их учет в процессе обучения и воспитания
Самостоятельная работа № 1
Изучить факторы развития личности и найти ответы на следующие вопросы:
1. Что передается человеку по наследству?
2. Докажите, что наследственные задатки развиваются только под влиянием среды и воспитания.
3. Понятие среды. Какую роль в развитии личности играет среда?
4. Положительное и отрицательное влияние среды. Приведите примеры.
5. Покажите, как воспитание (педагогический фактор) влияет на развитие личности.
6. Какую роль в развитии играет активность самой личности?
Л и т е р а т у р а
1. Баранов С.П., Болотина Л.Р., Сластенин В.А. Педагогика. М., 1987. С.31-35.
2. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: В 2 кн. М., 1999. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. С.76-93.
3. Савин Н.В. Педагогика. М., 1978. С.37-42.
4. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997. С.58.
Самостоятельная работа № 2
Составить психолого-педагогическую характеристику детей младшего школьного возраста по плану:
1. Анатомо-физиологические особенности.
2. Психологические особенности.
3. Психолого-педагогические доминанты развития.
4. Основные направления педагогической работы с младшими школьниками.
Л и т е р а т у р а
1. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. М., 2000. С.34-62.
2. Гапонова С.А. Возрастная психология. Н.Н., 1999. С.61-74.
3. Крутецкий В.А. Психология. М., 1986. С.238-262.
4. Мир детства: Младший школьник. /Под ред.А.Г.Хрипковой; отв.ред.В.В.Давыдов. М., 1981.
5. Подласый И.П. Педагогика. М., 1999. С.111-114.
6. Харламов И.Ф. Педагогика. М., 1997. С.98-103.