Педагогическая характеристика системы обучения глухих языку
В 1953г.появляется новая система основанная на принципе ранней коммуникации -коммуникативная система. Создатели: коллектив ученых под руководством Зыкова. Коммукативная система - это не просто путь изучения н/с языка, но и формирование их сознания, психики, развитие личности.
Важнейшие положения ком.системы:
1. В ходе обучения языку должно вестись и развитие мышления детей.
2. Для успешного речевого развития глухих необх. организовывать речевую среду.
3. Практическое усвоение словесных форм общения должно предшествовать систематическому изучению языка.
4. В системе коммуникативных форм языка значительная роль отводится дактилологии, которая выступает в подготовительном классе как исходная форма речи, а на др. этапах обучения становится вспомогательной.
5. Обучение языку следует вести в плане развития у детей языковой способности («языковое чутье»).
Языковая способность возникает у ребенка в раннем возрасте при условии совместной со взрослыми практической деятельности, развития подражания и в ходе применения ребенком языка как средства общения. Проявляется эта способность как особый вид речевой активности, помогающий интуитивно угадывать смысл новых высказываний, улавливать регулярности в языке. Для успешного овладения языком и развития языковой способности ребенок должен купаться в языке.
6. Развитие речевой деятельности предполагает не только правильное сочетание всех видов речевой деятельности, но и развития всей структуры речевой деятельности.
Виды:
- говорение,
- слушание,
- письмо,
- чтение,
- дактилирование,
- зрительное восприятие лица и руки говорящего.
Структура:
- цели,
- мотивы,
- способы,
- средства.
Речевая деятельность должна обслуживать практическую, вплетаться в нее.
Естественно-научная основа системы:
1. Сеченов.
2. Павлов.
3. Красногорский.
4. Иванов-Смоленский.
Психологическая основа:
1. Выгоцкий.
2. Лурия.
3. Леонтьевы А.Н. и А.А.
4. Соловьев.
Лингвистическая основа:
1. Щерба.
2. Пешковский.
Научный вклад в формирование системы внесли:
1. Т.С.Зыкова.
2. Е.П.Кузьмичева.
3. Л.П.Носкова
ПРИНЦИПЫ СИСТЕМЫ ОБУЧЕНИЯ
Наряду с общедидактич. принципами коммуник. система имеет в своей основе 3 ведущих принципа.
1. Генетический принцип
Содержит представление о процессе становления и развития речевых умений от изначальных до сравнительно зрелых форм.
Генетический взгляд на пути речевого развития глухих предполагает программирование содержания и методов обучения языку на все возр. этапы обучения. Опираясь на данные по развитию языка в онтогенезе и филогенезе.
Принцип опирается на изучение того, что заложено или упущено до начала работы со школьником. Реализация принципа состоит:
- в правильном выборе объема речевых средств,
- содержании речевых средств,
- структуры,
- условий практического применения,
- создание соотв. возрасту мотивации общения.
На первоначальном этапе основное внимание сосредоточено на развитии языковой способности, как общечеловеч. готовности осваивать язык вообще. Эта готовность проявляется не столько в объеме речевых средств, сколько в содержании предметной деятельности ребенка.
Генетические корни языка находятся не в самом языке, а в присущей ребенку предметной деятельности, совместных со взрослым действиях, в активном восприятии речевых и неречевых действий окружающих.
Развитию языковой способности помогает постоянное применение языка. Ребенок д. говорить фактически не имея в своем запасе полноценных речевых средств. Отсюда обязательное прохождение ел. через ранние стадии речевого развития (крик, гуление, лепет). Развитие ЯС приводит ребенка к улавливанию аналогий и регулярностей в языке, в выработке умений осознанно пользоваться речевыми образцами при построении самост. высказываний.
Генетич. принцип объясняет тот факт, что не грамматика учит говорить, а грамм. закономерности осознаются на основе широкой практики речевого общения. ЯС приближает процесс спец. обучения к естественным путям речевого развития и дает глухому умение, которое проявляется как чувство языка или встречная речевая активность.
2. Деятельностный принцип.
Для возникновения и развития потребности общения д.б.организована на коллективных началах предметная деятельность. В дошк. Возрасте - это бытовая деятельность, через которую и осуществляется речевое развитие, (труд по самообслуживанию, игра, изо, матем. представления).
При поступлении в школу ведущей становится учебная деятельность, это обуславливает необходимость введения в план школы д\глухих спец. общеразвивающего предмета – ППО (предметно-практическая деятельность), 1973г. Зыков.
Предусматривается применение речевых высказываний не только в номинативной функции, но и по разному соединять их для образования коммуникативных единиц (предложение) с различной модальной установкой.
Речевая деятельность смыкается с предметной деятельностью школьников, обслуживает ее
для достижения цели. Предметная деятельность несет на себе нагрузку:
- целеполагания,
- намерения,
- образования мотива.
Деятельностный принцип заключается в рассматривании самого процесса речевого общения как речевой деятельности, которая реализуется в разных видах (говорение, чтение, письмо, дактилирование, чтение с губ).
Реализация деят. подхода нацеливает педагога на учет всех сторон и структурных компонентов речевой деятельности.
3. Структурно-семантический принцип.
Определяет выбор речевых средств, последовательность их введения в речь учащихся, сочетание путей обучения языку в каждом звене школы.
В структуре языка выделяются единицы, которые соотносятся с уровнем языка:'
- фонема,
- морфема,
- слова,
- -словосочетания,
- предложение,
- текст.
И отношения м\д единицами в пределах одного уровня или м\д единицами разных уровней. На основе знания структурной организации языковой системы представлений о семантич. И смысловой стороне языка возникает такой подход к обучению речи, при котором в 1 очередь отрабатываются единицы коммуник. уровня (предложения).
В дальнейшем будут отрабатываться единицы др. уровней. В связях языковых единиц первоначальной отработке подлежат те, которые наиболее представлены в реальном речевом потоке (это линейный тип связей или синтагматические связи, которые усваиваются ребенком в практике речевого общения и при обучении требуют практич. методов).
Др. тип связи - это смысловые связи м\д лексич. и грамм, категориями. Они определяются как парадигматические. Эти связи осознаются за счет наблюдений над языком. Осознаются позже, при достаточно большом опыте обучения и на спец. организованных уроках (на грамматике).