Личность как содержательное обобщение высшего уровня

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. –– М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

Введение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагается иное содержа­ние, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педаго­гический менталитет.

• Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением про­блем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образова­тельных программ.

• Традиционные способы информации - устная и письменная речь, теле­фонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

• Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личност­но-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

• Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нрав­ственного облика Человека.

• Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, се­мьи, микро - и макросоциума.

• Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекват­ных уровню общественного знания.

В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

• от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

• от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структу­рированным системам умственных действий;

• от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индиви­дуализированным программам обучения;

• от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной ди­дактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изуче­ния всего обширного арсенала образовательных технологий для чего и предназ­начена эта книга.

Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии

Педагогика как область человеческой деятельности, включает в свою структуру субъекты и объекты процесса. В традиционной субъект-объектной, педагогике (Я.А. Коменский, И. Гербарт) ребенку отводится роль объекта, которому старшее поколение (учителя) передает опыт. Подготовить ребенка к жизни – это - конечная цель системы. Принципиально важно — что и как формировать у нее для ее достижения.

Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. С этой точки зрения необходимо ответить на вопросы: что представляет собой ребенок как целостная личность? Какие структуры определяют его субъектные позиции? Какие качества следует у него развивать?

Педагогика субъект - субъектных отношений завоевывает все больше сторонников, и все прогрессивные образовательные технологии в большей или меньшей степени направлены на реализацию этой идеи.

Личность как содержательное обобщение высшего уровня

Академик РАО В. В. Давыдов ввел в науку термин «содержательное обобщение», означающий теоретический образ, получаемый в человеческом сознании путем мыслительных операций, устанавливающих единство системы понятий и их взаимосвязей и представляющий, таким образом, обобщение обобщений. Обобщением такого уровня является и понятие личности.

Человек-индивид представляет (условно) совокупность физического и психического содержания. Психика человека (в материалистической концепции продукт высокоорганизованной материи), в свою очередь, делится (не резко) две части: эмоции и сознание. Сознание отличает человека от животного, и отражает окружающий мир в мозгу человека. Сознание составляет основу того, что называют личностью.

Существуя в определенной социальной и материальной среде, взаимодействия с окружающими людьми и природой, участвуя в общественном производстве человек, проявляет себя как сложная самоуправляющаяся система с огромным спектром различных качеств и свойств. Эта система и есть личность.

Объективное проявление личности выражается во всех и всяческих взаимодействиях с окружающим миром. Субъективно же она проявляется как осознание человеком существования своего «Я» в мире и обществе себе подобных (самосознание).

Личность — это психическая, духовная сущность человека, выступающая в разнообразных обобщенных системах качеств:

- совокупность социально значимых свойств человека;

- система отношений к миру и с миром, к себе и с самим coбoй

- система деятельности, осуществляемых социальных ролей, со­вокупность поведенческих актов;

- осознание окружающего мира и себя в нем;

- система потребностей;

- совокупность способностей, творческих возможностей;

- совокупность реакций на внешние условия и т.д. Все это образует содержательное обобщение «личность».

Наши рекомендации