Тема 2. Теория и практика науки (XVIII - XIX вв.). Историко-педагогическая мысль (XVIII - XIX вв.)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Тверской государственный университет»

Педагогический факультет

Кафедра дошкольной педагогики и психологии

ПРОГРАММА

ИТОГОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

По направлению 050400.68 Психолого-педагогическое образование (специализированная программа

“Психология и педагогика развития дошкольников)

для студентов магистратуры очной формы обучения

Утверждено на заседании

Ученого совета протокол № 2

от 27.09.2012г.

Председатель Ученого совета ф-та Бабушкина Т.В.

Тверь, 2012г.

Составители:

д-р пед. наук, проф. Лобзаров В.М.

канд.пед.наук, проф. Анисимов В.П.

канд. филол.наук, проф. Бабушкина Т.В.

Пояснительная записка

Программа государственного экзамена разработана преподавателями педагогического факультета под руководством профессора В.М. Лобзарова, возглавляющего данную специализированную программу. Для объективной оценки компетенций выпускника тематика экзаменационных вопросов и заданий носит комплексный характер и соответствует избранным разделам из различных учебных циклов, формирующих конкретные компетенции.

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению «Психолого-педагогическое образование», утвержденного приказом Министерства образования и науки 16.04.2010 № 376, государственный экзамен ориентирован на проверку сформированности следующих компетенций:

способность изучать объекты и процессы с точки зрения анализа социоэкономических и культурно-исторических условий их происхождения (ОК-1);

способность принимать участие в профессиональных дискуссиях и обсуждениях, логически аргументируя свою точку зрения, создавать научные тексты по заданной логической структуре (ОК-4);

способность использовать инновационные технологии в практической деятельности (ОК-8);

способность выделять существенные связи и отношения, проводить сравнительный анализ данных (ОК-11);

умение организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3);

умение организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении (ОПК-4);

способность проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5);

способность анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7);

способность применять психолого-педагогические и нормативно-правовые знания в процессе решения задач психолого-педагогического просвещения участников образовательного процесса (ОПК-8).

способность использовать инновационные обучающие технологии с учетом типа нарушенного развития ребенка и задач каждого возрастного этапа (ПКСПП-5);

способность проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);

способность выделять актуальные проблемы развития современной системы образования, обучения и развития детей (ПКНИ-2);

готовность использовать современные научные методы для решения исследовательских проблем (ПКНИ-4);
способность определить направления и способы оснащения образовательной работы методическими средствами (ПКНМ-2);

способность ориентироваться в современных технологиях и программах с учетом потребностей образовательной среды (ПКНМ-5).

В программу экзамена включены вопросы и задания по следующим базовым дисциплинам:

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Раздел 1. История зарубежной педагогики и научной мысли

Тема 1. Введение. Предмет и задачи истории педагогики. Предмет и задачи науковедения.

Науковедение, его предмет и задачи. Связь науки, философии и образования.

Воспитание и обучение в условиях древних цивилизаций. Педаго­гика античной древности (VII-V в. до Р.Х.). Педагогические идеи в ре­лигиозных учениях и письменных памятниках. Воспитание и школа в Древней Индии, Древнем Китае. Спартанская и афинская системы вос­питания. Воспитание в Древнем Риме.

Влияние христианства на развитие педагогической мысли. Обра­зование и просвещение в Византии. Просвещение в Западной Европе. Содержание и методы воспитания детей дошкольного возраста в семье. Идеи гуманистов в педагогике эпохи Возрождения. Педагогические идеи в социалистических и коммунистических утопиях Т.Тора и Т.Кампанеллы. Проблемы нравственного воспитания в дошкольном дет­стве. Научная мысль в эпоху Возрождения

Тема 2. Теория и практика науки (XVIII - XIX вв.). Историко-педагогическая мысль (XVIII - XIX вв.)

Развитие научной мысли (XVIII - XIX вв.) , связь науки и образования.

Эмпирико-сенсуалистическая концепция воспитания Дж.Локка. Педагогические взгляды французских просветителей. Естественное воспитание Ж.Ж.Руссо. Педагогическая теория и практическая дея­тельность И.Г.Песталоцци. Педагогическая концепция Т.Ф.Гербарта.

Педагогика Ш.Фурье. Педагогические взгляды и практическая деятельность Р.Оуэна. Вопросы физического, нравственного, умствен­ного воспитания.

Тема 3. Научная мысль ХХ века. Связь науки и образования в прошедшем столетииПедагогика XX века. Характерные черты организации, содержания, форм и методов школьного воспитания и обучения

Общая характеристика периода. Особенности развития систем в разных странах и тенденции развития педагогики. Идеи свободного воспитания Э.Кей. Педагогическая система М.Монтессори. Возникно­вение и развитие педологии (Э.Торндайк, С.Холл, А.Бине).

Педагогическая деятельность педагогов-реформаторов (О.Декро-ли, Я.Корчак). Психоанализ 3.Фрейда и педагогика Запада (А.Фрейд, К.Юнг, Э.Эриксон).

Вальдорофская педагогика (Р. Штейнер).

Экспериментальные учреждения США и Западной Европы для маленьких детей. Характерные черты организации, содержание, форм и методов дошкольного воспитания и обучения.

Раздел 2

Наши рекомендации