Характеристика «обманных» тактических действий, применяемых спортсменами высокой квалификации в вашем виде восточных боевых искусств
Тактическое обманывание направлено на создание у противника ошибочных представлений в своих намерениях состояниях и возможностях. Достигается оно посредством имитаций положений, движений и всего поведения, соответствующих не истинному положению вещей, а вымышленному, отвечающему тактическому замыслу каратиста.
Процесс обманывания имеет две стороны – внутреннюю и внешнюю. Внутренняя сторона заключается в улавливании каратистом благоприятных моментов в психике противника для введения его в заблуждение; внешняя – в придании правдивости ложным движениям и положениям.
Каратист, ожидающий обман противника, не поддается на него без особого труда может обыграть ложное движение нанесением удара. Следовательно, успешность обманывания зависит от верного предположения о том, что замышляет противник, на чем сконцентрировано его внимание, каково его самочувствие. Итак, акты обманывания должны быть неожиданными, внезапными и убедительными.
В процессе тактической борьбы решаются задачи:
- наблюдения за противником и составления его характеристики;
- создания плана боя на основе своих знаний и обстановки соревнования;
- распознавания доминантных боевых реагирований и намерений противник;
- постановки конкретных тактических задач на создание ловушек, имеющих целью непосредственное нанесение противнику удара;
- введения противника в заблуждение в целях разведки, маскировки, управления его действиями;
- разоблачения ложных действий противника.
При этом тактическое мышление, направленное на создание успеха выполняемых боевых действий и задуманных для дальнейшего использования, должно отличаться глубиной и логичностью замыслов и относительной быстротой. Необходимо стремиться опережать противника не только в движениях, но и прежде всего в решении задач оперативного мышления. Тот, кто первым разгадает заготовленный противником план боя, кто первым составит себе правильное представление в боевом облике соперника, кто раньше поймет его состояние и ближайшие боевые намерения, опередит в расставлении тактических ловушек и т.д., получить решающее преимущество в спортивной борьбе.
Опаздывание с тактическим осмысливанием боя гораздо пагубнее скажется на возможности достижения высоких результатов, чем природная медлительность движений.
Основная тактическая задача в бою – суметь оказаться на возможно более близкой дистанции с бездействующим в данный момент противником, чтобы атаковать. Бой каратисты начинают и ведут на таком расстоянии друг от друга, при котором попытка провести эффективную атаку без предварительного приближения почти наверняка обречена на неудачу. А ожидание противником этого приближения для совершения атаки дает ему возможность успешно применить целый ряд эффективных контрдействий (контратака, атака на подготовку, защита с ответной атакой, отступление с выходом из боевой дистанции). Поэтому эффективное применение атак невозможно без наличия у каратиста умения действовать неожиданно для противника.
БИЛЕТ 11 (вопрос 1)
Восстановление организма после тренировочных и соревновательных нагрузок. Механизмы и гетерохронность протекания восстановительных процессов. Характеристика средств и методов ускорения процессов восстановления (использование факторов питания, физиотерапевтических процедур, активный отдых, аутотренинг и другие).
С учетом гетерохронности восстановления различных систем организма особое внимание должно быть уделено наиболее медленно восстанавливающимся системам.
Необходимо обращать внимание на совместимость и рациональное сочетание используемых средств. При этом следует учитывать, что некоторые средства усиливают действие других и, наоборот, некоторые ослабляют либо вовсе нивелируют эффекты других средств. Существенное значение имеет также правильное сочетание средств общего и локального воздействия. Средства общего воздействия (ванны, души, аэроионизация, ультрафиолетовое облучение, масса, гиперборическая оксигенация, витамины, лекарственные препараты, питание и др.) обладают широким диапазоном неспецифического общеукрепляющего эффекта, и адаптация к ним наступает медленнее, чем к локальным воздействиям.
средства локального воздействия назначаются при преимущественной нагрузке на определенные группы мышц, общего - при работе большого объёма и интенсивности, когда утомление носит глобальный или региональный характер. При двухразовой тренировке в день целесообразно применять локальные средства восстановления после первой тренировки и средства общего действия - после второй. Важно правильно определить и сроки их назначения. Так, меры срочного восстановления (при повторных стартах, в коротких интервалах между нагрузками и пр. ) можно назначить процедуру сразу же по окончании работы. Если же максимальное повышение работоспособности требуется в более отдаленные сроки, целесообразнее назначать средства общего воздействия ранее чем через 4-8 часов после выполненной работы. Взаимоотношения между лекарственными препаратами также носят сложный характер. Сочетание вторых средств может привести к существенному изменению фармакодинамики и изменить характер воздействия на организм. Есть случаи и прямой фармакологической несовместимости. Быстрота восстановительных процессов, чувствительность к некоторым средствам восстановления связаны с индивидуальными особенностями организма спортсмена. Спортивной практикой доказано, что в целях расширения функциональных возможностей организма и достижения нового более высокого уровня работоспособности периодически допустимого проведение очередной тренировки на фоне незавершённого восстановления. У взрослых тренированных спортсменов это не представляет какой-либо опасности для здоровья. Однако вслед за такими периодами (например, отдельными днями микроцикла, ударными) циклами тренировки, соревнованиями с многократными стартами 1 и пр.) необходима компенсация в виде снижения нагрузки, увеличения интервалов отдыха, переключения на другой вид работы, использования специальных средств для обеспечения полноценного восстановления. В противном случае (при длительном превышении ритма воздействия над ритмом восстановления) физическое утомление может перейти в переутомление, перетренированность (перенапряжение) с характерными деструктивными изменениями тканей организма, нарушениями регуляции и обмена, ухудшением адаптации к нагрузкам, снижением работоспособности, различными пред- и патологическими состояниями, что помимо прочего чревато прекращением роста результатов. Следует иметь в виду, что в определенных условиях непосредственно перед соревнованиями и во время соревнований, в период освоения новых сложных двигательных задач, перед занятиями, направленными на развитие быстроты или сложной техники, а также для недостаточно подготовленных спортсменов или юных спортсменов такая тренировка нецелесообразна, а после заболевании при наличии признаков переутомления и перенапряжения вообще недопустима.
БИЛЕТ 11 (вопрос 2)
Биологические и психологические особенности детей разного возраста. Их учёт при построении занятий физической культурой и спортом (на примере вашего вида восточных боевых искусств).
Развитие человека от момента рождения до смерти - онтогенез - представляет собой непрерывный единый процесс индивидуального развития. На протяжении жизни организм претерпевает ряд закономерных морфологических, биохимических и функциональных изменений.
Возрастные периоды.
Дошкольный и школьный период разделяется на:
1) младенческий до 1 года;
2) ранее детство от 1 до 3 лет;
3) дошкольный и первое детство 4-6-7лет;
4) младший школьный и второе детство 6-7 до 12 лет, дев до 11;
5) средний школьный или подростковый 12-15, дев. 11-15;
6) старший 16-18.
На отдельных этапах возрастного развития дети характеризуются специальными особенностями высшей нервной деятельности (ВНД).
Младший школьный возраст примечателен совершенствованием ВНД. В этот период взрастает сила и подвижность нервных процессов, усиливается внутреннее торможение, в результате чего взаимодействие процессов возбуждения и торможения характеризуется большей уравновешенностью, чем у дошкольников.
В младшем школьном возрасте развивается речевая функция, усиленно формируется мышление, способность пользоваться понятиями, совершенствуется взаимосвязь 1 и 2 сигнальных систем, внутренняя речь, способность обдумывать «про себя» поступки. ФВ и спортивное совершенствование способствует более тонкому взаимопониманию сигнальных систем и расширяет влияние речи и мышления на двигательную функцию.
Динамика роста мышечной массы не равномерна: 3-5 быстрый рост, 10-14 медленный.
Самая высокая концентрация митохондрий в мышцах наблюдается в 11 лет. 10-11 лет «золотая пора» аэробики, анаэробные системы развиты слабо. Разные мышцы в разных звеньях тела растут неравномерно. Динамика скелетных мышц в разных конечностях существенно влияет на физические способности ребёнка.
Предстартовые изменения различных функций могут быть более выражены, чем у взрослых. Период врабатывания короче. Способность к его удержанию зависит от возраста. Дети меньше, утомление, восстановление после непродолжительных анаэробных напряжений, восстановление в более короткие сроки, сначала протекают быстро затем медленно.
Подростковый возраст совпадает с пубертатным периодом, с началом роста физического развития. Начало этого процесса v девочек приходится на 11-12 лет, у мальчиков 13-14. Различают 3 фазы:
- препубертатная;
- собственно-пубертатная;
- постпубертатная.
В подростковом возрасте преобладают процессы возбуждения, заметно ухудшается дифференцирование торможения, условные реакции становятся менее адекватны раздражению. Излишняя заерепощённость двигательных действий дополнительными движениями Резко повышенная эмоциональность поведения, сопровождающаяся психической неустойчивостью - это следствия нейрогормональных сдвигов.
Переход к юношескому возрасту связан с дальнейшим совершенствование ВНД. Повышается уровень аналитико-синтетической деятельности коры большого мозга. Уменьшается латентный период. Нервные процессы становятся более уравновешенными. Заканчивается формирование активнсоти коры большого мозга, в возрасте 17-18 лет деятельность её становиться достаточно зрелой.
Особенность обмена веществ школьного возраста состоит в том, что значительная доля образующейся энергии идёт на процессы роста, развития организма, т.е. пластические процессы. Следовательно, во время спортивной деятельности расход энергии связан не только с необходимостью восполнять её источники, но и с процессами роста, развития.
У детей потребность в белках гораздо выше, чем у взрослых. Чем младше ребенок, чем интенсивнее у него процессы роста, тем потребность в белках больше. Жиры и жироподобные вещества играют существенную роль в процессах роста. Очень важны для морального и функционального создания НС. Они необходимы для образования клеточных мембран. Для детей характерна высокая интенсивность углеводного обмена, т.к. они выполняют ещё и пластическую функцию, обеспечивая формирование оболочек клеток и соединительной ткани.
Вода составляет около 80% массы ребёнка. В 6 лет суточная потребность в воде 100-110 г на 1 кг массы тела, в 14 лет 70-85; в 18 - 40-50 г.
Минеральные вещества имеют большое значение для функционирования костной ткани, главным образом фосфор и кальций. Потребность в них увеличивается в период усиления роста, особенно в период полового созревания. У детей энергетический обмен выше, чем у взрослых. Большой расход энергии связан не только с усиленными пластическими процессами, но и с более интенсивной работой дыхания и ССС, а также с большой теплоотдачей. Расход энергии на выполнение упражнения также зависит от возраста. У подростков при выполнении одинаковой со взрослым человеком работой, энергетический обмен выше. С возрастом повышается экономичность мышечной работы. У детей также меньше максимальный уровень. Для детей характерен неустанный ритм деятельности. У юных спортсменов наблюдается брадикардия, но выражена она меньше, чем у взрослых. Динамика развития мышечных волокон различна.
4-5 лет - появляются отчётливые мышечные волокна;
6-7 лет - наиболее высокие аэробные возможности. Нарастание очень быстро.
В 14 лет резко активизируется и начинает преобладать второй тип. До полуростового скачка скелетные мышцы не вполне специализированы, после они пригодны для специализации.
БИЛЕТ 11 (вопрос 3)