Индивидуально-групповой. Эта система утверждает твердо
регламентированный режим учебно-воспитательной работы:
• постоянные место и продолжительность занятий;
• стабильный состав учащихся одинакового уровня подготовленности, а
позже – и одного возраста;
• стабильное расписание занятий.
Возникновение и утверждение классно-урочной системы связывают с
Деятельностью Страсбургской школы И. Штурма (1538), которая имела
Отдельные классы и обучение проводилось на основе утвержденного
учебного плана с чередованием занятий и отдыха. В 20—30-х гг. XVI в.
Классно-урочная система уже применялась в общедоступных начальных
Школах Чехии, Польши, Венгрии, Литвы, Саксонии. Теоретическое
Обоснование этой системы обучения дал Я. А. Коменский. Во второй
Половине XVIII в. классно-урочная система получила распространение и в
России.
Основной формой организации обучения в рамках классно-урочной
Системы, по Я. А. Коменскому, должен быть урок. Урок – основная единица
Образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками,
планом работы и составом участников.
Лекционно-семинарская система, зародившаяся с созданием первых
Университетов, имеет глубокие исторические корни, однако она практически
Не претерпела существенных изменений с момента возникновения.
Лекции, семинары, практические и лабораторные занятия, консультации
И практика по избранной специальности по-прежнему остаются ведущими
Формами обучения в рамках лекционно-семинарской системы. Неизменными
Ее атрибутами являются коллоквиумы, зачеты и экзамены.
Лекционно-семинарская система в ее чистом варианте используется в
Практике профессиональной подготовки, т. е. в условиях, когда у
Обучающихся уже имеется определенный опыт учебно-познавательной
Деятельности, когда сформированы основные общенаучные навыки и,
Прежде всего, – умение самостоятельно добывать знания. Она позволяет
Органично соединять массовые, групповые и индивидуальные формы
Обучения, хотя доминирование первых предопределено особенностями
Возраста обучающихся: студентов, слушателей системы повышения
Квалификации и др. В последние годы элементы лекционно-семинарской
Системы широко используют в общеобразовательной школе, сочетая их с
Формами обучения классно-урочной системы.
Воспитание.
Воспитание как педагогическое явление выступает неотъемлемой частью целостного образовательного процесса как деятельности, в ходе которой идет овладение системой знаний основ наук и соответствующих им умений и навыков, закладываются основы мировоззрения, развиваются познавательные силы, творческие способности и эмоционально-волевая сфера личности, формируются нравственные качества и привычки поведения.
В целостной структуре образовательного процесса тесно взаимодействуют два взаимосвязанных и в то же время относительно самостоятельных процесса: 1) обучение – целенаправленная, специально организованная деятельность, направленная на передачу подрастающим поколениям (преподавание) и освоение ими (учение) совокупности знаний, формирование на этой основе умений и навыков, развитие познавательных и творческих способностей; 2) воспитание – целенаправленная, специально организованная деятельность, призванная формировать у подрастающего поколения систему качеств личности на основе освоения норм и правил поведения, принятых в обществе.
Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в целостной структуре образовательного процесса выражается в нескольких аспектах.
Оба эти процесса протекают в рамках одного образовательного учреждения (детский сад, школа, гимназия, колледж, ПТУ, вуз, учреждение дополнительного образования и др.), осуществляются одним и тем же человеком (педагогом) и направлены на достижение общей цели – подготовку личности к активной жизнедеятельности в обществе.
Воспитание всегда содержит в себе элементы обучения, поскольку, передавая личности знания о нормах и правилах поведения (нравственное воспитание), достижениях человеческой культуры (эстетическое воспитание), многообразии видов профессиональной деятельности (трудовое воспитание) и т. д., формируя навыки поведения в конкретных жизненных ситуациях, педагог одновременно обучает личность.
3. В ходе процесса обучения, направленного на освоение научных знаний, всегда имеет место воспитательный аспект (недаром в рамках любой формы обучения планируется воспитательная цель), реализуемый через содержание учебного материала, методику его подачи, характер педагогического взаимодействия учителя и учащихся.
Обучение и воспитание – это самостоятельные процессы, каждый из которых в целостной структуре образовательного процесса имеет свою специфику. Целью процесса обучения является передача знаний, умений и навыков, т. е. формирование интеллектуальной культуры личности; цель воспитательного процесса – освоение норм поведения, т. е. формирование поведенческой культуры личности. Процесс обучения строго регламентирован, поскольку имеет четкие временные границы (учебный год, четверть, учебный день, урок), осуществляется на основе обязательных учебных планов, его результаты замеряются на основе четкой нормы оценок; процесс воспитанияне имеет четкой регламентации, во многом хаотичен, не ограничен во времени, не имеет конкретных качественных и количественных показателей. Хотя процессы обучения и воспитания оперируют общим понятийным аппаратом (цели, содержание, принципы, методы, формы, средства), конкретное содержание этих категорий в теории обучения и теории воспитания различно.