Из чего складывается такой анализ?
Вопрос
М.Н. Скаткин, В.В. и Краевский выдвигают три уровня представления о содержании образования.
Первый— уровень общего теоретического представления.
Второй—уровень учебного предмета. Учебный предмет имеет состав, структуру и функции.
Третий— уровень учебного материала.Это конкретные знания, умения и навыки, и познавательные задачи по учебному предмету, содержание которого входит в учебники и другие пособия.
В учебном предмете отрасли наук и другие элементы социального опыта могут быть представлены в разных вариантах.
1. Содержание учебного предмета включает основы наук,а именно его понятия, идеи, законы, принципы, важнейшие факты. К ним можно отнести, к примеру, физику, химию, историю.
2. Иногда учебный предмет средней школы — это введение в науку (например, в математику).
3. Учебные предметы могут быть и синтезом материала разных наук,
4. Учебный предмет как интегративный курс на основе межпредметных связей.
5. В некоторых случаях учебный предмет представлен в известном смысле автономной частью науки (информатика, логика).
6. Есть учебные предметы, отражающие опыт деятельности (труд, физическая культура).
В любом случае необходимо, чтобы учебный предмет включал все 4 элемента социального опыта: знания, опыт навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностных отношений.
Вопрос
Буквально метод (от греческого слова metodos — путь к чему-либо) означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.
Метод обучения — это способ теоретического и практического овладения учебным материалом, исходящий из задач образования, воспитания и развития личности.
Основные характеристики методов обучения:
1) методы обучения всегда связаны с закономерностями общественного развития, уровнем развития производительных сил и производственных отношений;
2) методы обучения — категория историческая, они меняются с изменением целей и содержания образования;
3) объективной основой развития метода обучения являются методы познания реальной действительности;
4) методы обучения взаимосвязаны и отражают способы мышления человека;
5) метод обучения всегда связан с содержанием учебного материала.
Основныетребования к методам обучения:
1) реализация образовательной, воспитывающей и развивающей функций.Метод обучения должен стимулировать развитие учащихся, их познавательные интересы, мотивы учения, воспитывать убеждения и взгляды, воздействовать на эмоциональную сферу;
2) научность метода.Чем более метод обоснован, научно аргументирован, тем более ясным и определенным он становится.
3) результативность метода обучения.Направленность на прочное овладение учебным материалом;
4) доступность метода.Его соответствие психолого-педагогическим возможностям учащихся. Прием обучения — это отдельные конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения.
Приемы обучения можно подразделить на:
— приемы формирования и активизации отдельных операций мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения;
— приемы, способствующие созданию проблемных, поисковых ситуаций в мыслительной деятельности учащихся;
— приемы, активизирующие эмоции учащихся, связанные с изучением учебного материала;
— приемы контроля, самоконтроля, самообучения;
— приемы управления межличностными взаимоотношениями в учебном процессе.
Приемы:
- Перемещения по аудитории
- Вопросы репродуктивного характера
- Изменение громкости голоса, интонации
Психолого-педагогические критерии выбора методов обучения:
1) соответствие закономерностям и вытекающим из них принципам обучения;
2) соответствие целям и задачам, решаемым процессом обучения вообще и на каждом его конкретном этапе в частности;
3) соответствие содержанию и методам науки, а также содержанию соответствующего учебного предмета и учебному материалу темы;
4) удовлетворение психологическим особенностям и возможностям учащихся:
- специфике их возрастного развития;
- уровню фактических знаний, умений и навыков;
- особенностям детского коллектива;
5) наличие средств обучения, необходимых для использования данного метода обучения;
6) профессионализм учителя:
- его возможности и предыдущий опыт;
- ладение типичными ситуациями процесса обучения;
- уровень теоретической и практической подготовки;
- способности в применении конкретных методов и средств обучения;
- умение выбирать оптимальный вариант организации обучения и др.
Основные критерии выбора приемов обучения:
1) особенности содержания учебного материала:
а) готовые знания, умения и навыки;
б) творческая деятельность;
в) эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения;
2) способ и планируемый уровень усвоения;
3) имеющиеся средства реализации;
4) степень эффективности приема;
5) уровень подготовленности учащихся;
6) конкретная учебная ситуация.
Вопрос
Классификация методов обучения— это упорядоченная по определенному признаку (или признакам) их система.
Класификация:
1. По источникам передачи и характеру восприятия информации(по источнику знаний) — предложена Е. И. Перовским, И. Т. Огородниковым и Е. Я. Голантом. Согласно их классификации, методы подразделяются на:
— словесные: беседа, рассказ, школьная лекция, учебный диспут, работа с книгой;
— наглядные: наблюдение, демонстрация, эксперимент;
— практические: упражнения, письменные работы, графические работы.
2. В зависимости от основных дидактических задач на данном этапе обучения, М.А.Даниловым и Б.П.Есиповым предложена классификация методов:
— приобретения знаний;
— формирования умений и навыков;
— применения знаний на практике;
— методы творческой деятельности;
— закрепления;
— проверки знаний, умений, навыков.
3. В соответствии с характером познавательной деятельности учащихсяМ.Н.Скаткин и И.Я.Лернер предложили выделить следующие группы методов:
— объяснительно-иллюстративный (информационно-рецептивный);
— репродуктивный;
— проблемное изложение;
— частично-поисковый или эвристический;
— исследовательский.
4. Согласно М. И. Махмутову, исходившему из сочетания внешнего и внутреннего в деятельности учителя и учащегося, система методов проблемно-развивающего обучениявключает:
— монологический;
— показательный;
— диалогический;
— эвристический;
— исследовательский;
— алгоритмический;
— программированный методы обучения.
5. Ю. К. Бабанский выделял три основные группы методов обучения:
— методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;
— методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;
— методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
Вопрос
Под средствами обученияпонимают объекты материальной или идеальной природы, которые могут быть использованы для реализации методов обучения. Средства обучения можно демонстрировать, иллюстрировать. К средствам обучения относят также оборудование, материалы, препараты, реактивы для проведения учебных опытов и экспериментов. Данная группа методов позволяет реализовать практические методы обучения.
Классификация средств обучения:
1) по природе объектов средства обучения подразделяют на материальные (помещения, оборудование, мебель, компьютеры, расписание занятий) и идеальные(образные представления, знаковые и мысленные модели). Средства также делятся на искусственные(приборы, картины, учебники) и естественные (натуральные объекты, препараты, гербарии) в соответствии с источником их происхождения;
2) по способу применения средства подразделяют на динамичные (видео) и статичные (слайды, кодопозитивы);
3) средства также делят в зависимости от трудности их изготовления и использованияна простые(образцы, модели, карты) и сложные(видеомагнитофоны, компьютеры);
4) выделяют также средства по характеру воздействия — визуальные (схемы, рисунки, таблицы, слайды), аудио(магнитофоны, аудиопроигрыватели, радио) и аудиовизуальные (телевидение, фильмы);
5) учебные средства подразделяются по носителю информации на бумажные(учебники, картотеки), магнитооптические(фильмы), электронные (компьютерные программы, электронные учебники), лазерные (CD-ROM, DVD).
Виды средств обучения:
- натуральные объекты (оригиналы): непосредственные предметы, объекты и явления, представители флоры и фауны, чучела, консервированные препараты, коллекции, гербарии;
- объемные изображения и отображения:муляжи, модели;
- иллюстративные изображения: картины, рисунки, фото, диапозитивы, диафильмы и т.п.;
- графические и символические изображения: (описание предметов и явлений условными средствами, знаками): текстовые таблицы, схемы, графики, диаграммы, карты, чертежи;
- технические средства обучения (ТСО).
Ø Функции средств обучения:
1) компенсаторная — средства обучения облегчают процесс обучения, способствуя достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого;
2) адаптивная — направлена на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения;
3) информативная — некоторые средства обучения являются непосредственными источниками знания, другие — способствуют его передаче опосредованно (проекционная аппаратура, некоторые приборы);
4) интегративная— средства обучения позволяют рассматривать объект и как часть и как целое и реализуются при комплексном обучении;
5) инструментальная — обеспечивается технически безопасное и рациональное выполнение каких-либо учебных действий.
Требования к использованию средств обучения:
1) соответствие целям и задачам;
2) доступность для восприятия и понимания;
3) достаточность в своем количестве и качестве;
4) своевременность относительно содержания урока (занятия);
5) безопасность, либо обеспечение безопасности в их использовании и применении.
Вопрос
Из истории дидактики известны следующие виды обучения: догматическое обучение; объяснительно-иллюстративное обучение, проблемное обучение, программированное обучение.
Догматическое обучениеосновано на бездоказательном сообщении ученику готовых истин и механическом их заучивании и воспроизведении учеником. Широко применялось в средние века для усвоения религиозных знаний.
В основе объяснительно-иллюстративногообучения лежит ассоциативно-рефлекторная концепция обучения. Учитель сообщает учащимся готовую информацию. При этом изложение материала может сопровождаться показом таблиц, схем, демонстрацией опытов и т. п. Учитель не только сообщает готовые истины, но и объясняет, доказывает, рассуждает. Учение носит репродуктивный характер, так как основная задача ученика — усвоить сообщаемую учителем информацию путём запоминания, в ходе многочисленных упражнений по образцу. Основное преимущество данного вида обучения заключается в том, что оно экономит время и средства. Активно работает в основном учитель, он регламентирует каждый шаг ученика, «навязывает» свой темп обучения.
Проблемном обучении.Оно заключается в создании педагогом проблемных ситуаций, осознании, принятии и разрешении этих ситуаций в процессе совместной деятельности учащихся и учителя при максимальной самостоятельности учащихся и под общим руководством учителя, направляющего их деятельность.
Учитель осуществляет преподавание в следующей последовательности:
- предлагает учащимся проблему в виде вопроса, опыта и т. п.;
- организует размышление учащихся над предложенной проблемой, принятие проблемы и формулирование проблемной задачи учащимися;
- организует решение учащимися проблемной задачи, их мыследеятельность и овладение способами приобретения знаний;
- обобщает полученное решение задачи, организует закрепление и применение усвоенных знаний для решения новых задач.
Программированное обучение— индивидуальное и самостоятельное обучение по заранее разработанной обучающей программе с помощью специальных средств обучения. Оно обеспечивает каждому обучаемому возможность осуществления процесса учения в соответствии с индивидуальными особенностями. Для реализации программированного обучения учебный материал разбивается на порции или дозы информации, которые последовательно предъявляются обучаемому для усвоения.
В основе развивающего обучения лежит концепция развития психики под воздействием обучения Л. С. Выготского. В центре этой концепции находится утверждение о том, что «обучение может идти не только вслед за развитием, не только нога в ногу с ним, но может идти впереди развития, продвигая егодальше и вызывая в нем новообразования». Одна из основных целей развивающего обучения — умственное развитие ученика.
Вопрос
В основе объяснительно-иллюстративного обучениялежит ассоциативно-рефлекторная концепция обучения. Учитель (книга, средства информации и т. д.) сообщает учащимся готовую информацию. При этом изложение материала может сопровождаться показом таблиц, схем, демонстрацией опытов и т. п. Учитель не только сообщает готовые истины, но и объясняет, доказывает, рассуждает. Учение носит репродуктивный характер, так как основная задача ученика — усвоить сообщаемую учителем информацию путём запоминания, в ходе многочисленных упражнений по образцу. Основное преимущество данного вида обучения заключается в том, что оно экономит время и средства. Вместе с тем объяснительно-иллюстративное обучение имеет немало отрицательных черт.Активно работает в основном учитель, он регламентирует каждый шаг ученика, «навязывает» свой темп обучения. Цели учебной деятельности не всегда личностно значимы для ученика. Это не способствует развитию познавательных интересов, мотивации учения.
Вопрос
проблемное обучение— это тип обучения, при котором преподаватель обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки. Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения.
Общие функции проблемного обучения:
• усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
• развитие интеллекта учащихся, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
• формирование диалектико-материалистического мышления школьников;
• формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения:
• воспитание навыков творческого усвоения знаний
• воспитание навыков творческого применения знаний и умений решать учебные проблемы;
• формирование и накопление опыта творческой деятельности
• формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Проблемная ситуация— основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.
A.M. Матюшкиным.В психологической структуре проблемной ситуации он выделяет следующие три компонента:
• неизвестное достигаемое знание или способ действия;
• познавательная потребность, побуждающая человека к интеллектуальной деятельности;
• интеллектуальные возможности человека, включающие его творческие способности и прошлый опыт.
Основные структурные элементы проблемного урока следующие:
- актуализация прежних знаний учащихся;
- усвоение новых знаний и способов действий;
- формирование умений и навыков.
Вопрос
Индивидуализация обучения осуществляется в условиях коллективной учебной работы. Она учитывает специфику характера, темперамента, интеллекта учащегося, уровень его познавательной мотивации, учебные достижения и другие особенности личности школьника. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика. Учет особенностей учащихся комплексно осуществляется на каждом этапе обучения: при восприятии цели, мотивации учения, решении учебных задач, определении способов действий и т.д. Индивидуализация обучения предполагает дифференциацию учебного материала, заданий по уровню трудности и объема. Индивидуализация обучения также реализуется при использовании учителем различных методов и средств обучения в соответствии с особенности восприятия, внимания, памяти, мышления учащихся. Применение средств наглядности позволяет одновременно учесть различия в психических особенностях учащихся. Программированное обучение также является одной из форм индивидуализации обучения.
Вопрос
Дифференциация- ориентация образовательных учреждений на достижения учащихся при учёте, удовлетворении и развитии интересов, склонностей и способностей всех субъектов образования. Осуществляется через группировку учащихся, предметов, составление индивидуальных планов и др. Разделение учебных планов и программ в старших классах средней школы, укомплектование школ по профилям осуществляется в соответствии со склонностями и интересами учащихся. Понятие «дифференциация» обучения разрабатывалось в педагогической науке как принцип обучения. В понимании дифференциации можно выделить 3 основных аспекта: учёт индивидуальных особенностей учащихся; группирование учеников на основании этих особенностей; вариативность учебного процесса в группах. Цель дифференциации процесса обучения– обеспечить каждому ученику условия для максимального развития его способностей, склонностей, удовлетворения познавательных потребностей и интересов в процессе овладения им содержанием общего образования. В педагогической литературе различают понятия внутренней и внешней дифференциации обучения. Внутренняя дифференциация– такая организация учебного процесса, при которой индивидуальные особенности учащихся учитываются учителем в условиях обычного класса. Она обусловлена разными способностями учащихся, их различиями в психическом развитии, особенностями памяти, мышления, уровнем знаний, интересов, мотивацией и т.д. Внешняя дифференциацияпредусматривает организацию обучения в группах (классах, школах) с однородным (гомогенным) составом учащихся, в которых и осуществляется учёт индивидуальных особенностей учащихся.Видами внешней дифференциации являются: – дифференциация по способностям (по общим или специальным способностям). - дифференциация по неспособностям.Результатом дифференциация по неспособностямявляется создание классов коррекции,- дифференциация по интересам. - дифференциация по проектируемой профессии.
Вопрос
В современной дидактике организационные формы обучения, включая обязательные и факультативные, классные и домашние занятия, подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные. При фронтальном обученииучитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. При групповых формах обученияучитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. Их можно подразделить на звеньевые, бригадные, кооперированно-групповые и дифференцированно-групповые. Звеньевые формы обучения предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся. При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся. Индивидуальное обучениеучащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий.Коллективная работа,по утверждению X. Й.Лийметса, возникает только на базе дифференцированной групповой работы. При этом она приобретает следующие признаки:
- класс осознает коллективную ответственность за данное учителем задание и получает за его выполнение соответствующую социальную оценку;
- организация выполнения задания осуществляется самим классом и отдельными группами под руководством учителя;
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
- есть взаимный контроль и ответственность каждого перед классом и группой.
Вопрос
Формы организации обучения конструируются и используются для того, чтобы создать наилучшие условия передачи детям знаний, умений, навыков, развития их дарований, практических способностей и мировоззрения. Еще в первобытном обществе сложилась система индивидуального обучения, как передача опыта от одного человека к другому. По мере развития общества и научного знания возникала потребность в образованных людях, и тогда система индивидуального обучения трансформировалась в индивидуально-групповую. Индивидуально-групповая система обучения постепенно была заменена классно-урочнойкак одним из видов групповойсистемыобучения. Признаков, характеризующих особенности классно-урочной системы, входят:
— постоянный состав учащихся примерно одного возраста и уровня подготовленности (класс);
— учебный процесс осуществляется в виде отдельных взаимосвязанных, следующих одна за другой частей (уроков);
— каждый урок посвящен только одному предмету;
— постоянное место и продолжительность занятий;
— стабильное расписание занятий.
Классно-урочная система обучения имеет свои преимущества:
— усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно;
— возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности;
— облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны;
— присутствует строгая организационная структура;
— экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся;
— создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности;
— воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы со всем классом и индивидуальной работы с отдельным учащимся.
Данная форма не лишена серьезных недостатков, снижающих ее эффективность:
— необходимость оставлять отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки);
— ориентация на «среднего» ученика;
— невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если это позволяют его умственные способности;
— затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала.урок выступает основной формой организации обучения.
Вопрос
Урок — это логически законченный, целостный, ограниченный определёнными временными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса, в котором взаимодействуют основные элементы учебной деятельности: цели, задачи, содержание, формы, методы, средства, а также осуществляется взаимодействие субъектов — учителя и учащихся.
Современный урок должен:
■ быть направлен на выполнение социального заказа общества;
■ иметь многоплановые цели (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, овладеть, усвоить, уменьшить число ошибок и т. п.);
■ ставить и решать познавательные, воспитательные и развивающие задачи;
■ обладать деятельностным подходом в обучении;
■ активизировать познавательную деятельность учащихся, развивать их инициативу и творчество;
■ обладать комплексным подходом к организации учебного процесса;
■ иметь совершенную структуру построения;
■ сочетать рациональное и эмоциональное;
■ вычленять учебные задачи и создавать на уроке разнообразные учебные ситуации;
■ иметь высокий, но посильный для учащихся темп проведения;
■ обладать оперативной обратной связью;
■ быть эмоционально насыщенным;
■ проходить в благоприятном психологическом микроклимате.
Современный урок— это поиск и открытие истины, ее осмысление в совместной деятельности учеников и учителя. Это часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры. Современный урок — это урок, свободный от страха: никто никого не пугает, и никто никого не боится.Учитель— не обслуживающий персонал, не прислуга у детей, не средство обучения. Как подготовить современный урок?
1. Определить и четко сформулировать для себя и отдельно для учащихся целевую установку урока
2.Спланировать учебный материал урока.
3. Продумать "изюминку" урока
4. Сгруппировать отобранный учебный материал.
5. Спланировать контроль за деятельностью учащихся на уроке:
6. Подготовить оборудование для урока.
7. Продумать задание на дом, рекомендации по его выполнению.
8. Подготовленный урок отразить в конспекте.
Вопрос
Подготовка урока– это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно-воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат. Формула эффективности урока включает: тщательность подготовки и мастерство проведения. Плохо спланированный, недостаточно продуманный урок качественным быть не может.В подготовке учителя к уроку различают:
I. предварительный этап подготовки к уроку;он включает:Изучение методической литературы; Изучение и анализ учебной программы по предмету; Знакомство с передовым педагогическим опытом; Планирование системы уроков, куда входят, в зависимости от основной дидактической цели, уроки различного типа и другие виды занятий (составление тематического плана).
II. непосредственный этап подготовки.В ней выделяется три этапа: диагностики, прогнозирования и проектирования (планирования). Диагностика заключается в "прояснении" всех обстоятельств проведения урока. Прогнозирование - это предположение о том, как будут развиваться события на уроке, как он пройдет.
Вопрос
Учитель должен уметь анализировать свою деятельность, но в первую очередь урок как основную её форму.
Из чего складывается такой анализ?
1. Определить его место в теме и в общем курсе, а также задать себе вопрос, насколько ясным стало это место для учащихся после урока.