Часть I. Моделирование образовательной срешИ 3 страница
Часть II. Экспертиза образовательной среды
Организация активного отдыха | ■ | |
• Выходные дни и каникулыучащиеся, как правило, проводят в семьях, не связаны с образовательным процессомсвоего учебного заведения | ||
• В выходные днидля учащихся систематически поо-водятся рекреационно-образовательные мероприятия (клуб выходного дня, вечера, праздники и т.п.) | +0,5 | |
• На осенних, зимних и весенних каникулах большинство учащихся включены в рекреационно-образовательный процесс (предметные семинары, походы, конкурсы, олимпиады, фестивали и т.п.) | +0,7 | |
• На период летних каникулдля учащихся учебным заведением организуются лагеря, трудовые объединения, туристические походы и т.п. | +0,8 | | |
• Учебным заведением разработана и реализуется специальная программа организации активного отдыхаучащихся (как в выходные дни, так и на период каникул) | 2,5 | |
■ | • Доугое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5 балла) |
Осознаваемость образовательной среды
Степень осознаваемости образовательной среды—показатель сознательной включенности в нее всех субъектов образовательного процесса.
Как отмечал Л.С.Выготский: «...влияние среды на развитие ребенка будет измеряться среди других прочих влияний также и степенью понимания, осознания, осмысления того, что происходит в среде» (1934, с. 100).
Высокую степень осознаваемости образовательной ере-: ды можно, например, наблюдать при подготовке школьной команды к региональной предметной олимпиаде. В такой среде все субъекты образовательного процесса — как педагоги, так и школьники хорошо мотивированы предстоящим испытанием, каждый осознает ответственность как за собственную подготовленность, так и за уровень подготовки своих товарищей.
Глава IV. Параметры экспертизы
Высокую степень осознаваемости своей среды можно стретить в дружных семьях, где каждый член семьи, включая детей, сознательно заботится об общем благополучии и развитии, стремится вносить в семейную среду новые конструктивные идеи, организовывать общий быт и досуг, создавать условия для творческого самораскрытия своих
близких и т.д.
Повышению осознаваемости образовательной среды может служить наличие традиций и ритуалов, символики и атрибутики учебного заведения. Когда в начале учебного года на общей линейке поднимается школьный флаг, ученики охотно носят значок своего учебного заведения и с гордостью говорят окружающим: «Я учусь в школе имени Льва Толстого», можно определенно констатировать высокий уровень осознаваемости данной образовательной среды.
Проблеме повышения осознаваемости образовательной среды уделялось много внимания в педагогической системе А.С.Макаренко. Приведем лишь несколько иллюстраций: «Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их — чрезвычайно важная задача воспитательной работы. Школа, в которой нет традиции, советская школа, конечно, не может быть хорошей школой, и лучшие школы, которые я наблюдал, кстати, в Москве, — это школы, которые накопили традиции» (1988, с. 248).
«Терминология имеет важное значение. Я, например, не совсем согласен, что можно школу называть неполной средней школой. Мне кажется, об этом нужно подумать. Что значит: ученик учится в школе, а его школа называется неполная средняя школа? Такое усеченное название. Само название должно быть для него привлекательным. Я обращал внимание на эту терминологию» (там же, с. 250—251).
«Несмотря на то, что каждый воспитанник пребывает в Учреждении временно, рано или поздно уйдет из него, буду-Щсе учреждения, его более богатая и более культурная жизнь 8сегда должны стоять перед коллективом как серьезная и
Часть II. Экспертиза образовательной средь,
высокая цель, освещающая многие частности сегодняшней жизни. Как показал опыт, ребята вовсе не безразлично относятся к далекому будущему своего учреждения, если в уч. реждении им хорошо и они его любят...
В особенности эта перспектива имеет большое значение если учреждение не порывает с выпускниками, поддерживает постоянную переписку с ними, приглашает и принимает их во время отпуска в гости» (там же, с. 262—263).
Хорошо известны подобные вековые традиции Оксфорда и Кембриджа, и также хорошо известна высокая осозна-ваемость такой образовательной среды как их профессорами так и выпускниками.
ОСОЗНАВАЕМОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
итоговый балл | ||
коэффициент модальности | ||
Уровень осведомленности об учебном заведении | ||
• Практически никто из учащихся, педагогов и родителей не способен ответитьна вопросы типа: Когда и при каких обстоятельствах основано данное учебное заведение? Кто был его первым директором и чем замечателен этот человек? Какие известные люди здесь учились или преподавали? и т.п. | ||
• Отдельные педагоги знаютисторию и традиции своего учебного заведения | 0,3 | |
• История и традиции учебного заведения известны нескольким педагогам и группе учащихся, которые специально занимаются их изучением | 0,5 | |
• Большинство педагогов и учащихся знакомос историей и традициями своего учебного заведения | ||
• Практически все педагоги, учащиеся и их родители имеют представлениеоб истории данного учебного заведения | 1,4 | |
• Другое вместо предложенного, (от 0.1 до 1.41 |
Глава
IV. Параметры экспертизы
собственной символики • Соответствующая символика имеется, но совершенно не популярна среди педагогов, учащихся и родителей | ||
• Учебное заведение наряду с формальным типовым названием имеет свое особое название(школа «Радуга», пгк-ппа имени... и т.п.), и все учащиеся об этом знают | +0,25 | |
• Учащимся и родителям хорошо знакома эмблема учебного заведения(воспроизводится на стендах, табелях, дипломах, похвальных листах и т.д.) | +0,25 | |
• Учебное заведение имеет свое знамя,которое хранится на видном почетном месте, под этим | +0,25 | |
знаменем проводятся важные мероприятия | ||
• Учащиеся и педагоги хорошо знают слова гимнасвоего учебного заведения и с гордостью его исполняют в соответствующих случаях | +0,25 | |
• Учащиеся и педагоги охотно носят значкисвоего учебного заведения | + | |
• Учебное заведение имеет особую форму или форменные элементы(футболки с символикой своего учебного заведения, «фирменные» шапочки и т.п.), которые учащиеся и педагоги охотно носят | +0,25 | |
• Другое вместо предложенного (не превысить 1,5 по данному блоку) |
Формирование осознаваем ости | ||
• Специальная работа не проводится или носит эпизодический характер | ||
• Проводятся периодические беседыпо истории учебного заведения | +0,1 | |
• Имеются отдельные стенды,рассказывающие об истории и традициях учебного заведения | +0,2 | |
• Ведется летопись учебного заведения(оформляются фото-, кино-, видео- и другие материалы) | +0,3 | |
• Торжественно отмечаются юбилейные даты учебного заведения, к этим торжествам ведется долговременная подготовка | +0,4 | |
• Организован музей(постоянная выставка) истории учебного заведения | +0,5 | |
• Другое вместо предложенного, (не превысить 1.5 по данному блоку) |
Часть II. Экспертиза образовательной среды
Связь с выпускниками | ||
• Контакты педагогов и учащихся с бывшими выпускниками носят случайный, эпизодический характер | ||
• Контакты с выпускниками ограничиваются проведением вечера встречраз в году | 0,2 | |
• Педагоги и учащиеся ведут постоянную перепискусо многими выпускниками | 0,6 | |
• Педагогический коллектив целенаправленно следит за судьбой выпускников,в необходимых случаях им оказывается соответствующая поддержка | 0,9 | |
• Многие выпускники продолжают поддерживать контакты с учебным заведением, охотно оказывают ему различную помощь | 1,2 | |
• Действует постоянный общественный орган типа Совета выпускников,который оказывает содействие развитию учебного заведения | 1,4 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) | ||
Активность сотрудников | ||
• Практически все педагоги и технический персонал крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) без соответствующей оплаты | ||
• Значительная частьпедагогов и технического персонала охотно откликается на просьбы администрациио безвозмездной помощи учебному заведению | 0,3 | |
• Практически весь коллективохотно откликается на просьбы администрациио безвозмездной помощи | 0,6 | |
• Многие сотрудники сами проявляют соответствующую инициативу,не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | ||
• Большинство сотрудников лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
Глава
IV. Параметры экспертизы
П .-.««..ость учащихся | ||
принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | ||
• Значительная частьучащихся охотно откликается па просьбыпедагогов о какой-либо по-моши учебному заведению | 0,3 | |
• Практически все учащиесяохотно откликаются на просьбыадминистрации и педагогов о какой-либо помощи | 0,6 | |
• Многие учащиеся сами проявляют соответствующую инициативу,не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | ||
• Большинство учащихся лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
Активность родителей | ||
• Практически все родители крайне неохотно принимают участиев каких-либо необходимых работах (ремонт, оформление, дежурства и т.п.) | ||
• Значительная частьродителей охотно откликается на просьбыпедагогов о какой-либо помощи учебному заведению | 0,3 | |
• Практически все родителиохотно откликаются на просьбыадминистрации и педагогов о какой-либо ПОМОЩИ | 0,6 | |
• Многие родители сами проявляют соответствующую инициативу,не жалеют времени и сил для развития учебного заведения | ||
• Большинство родителей лично заинтересованы в развитииучебного заведения, все его проблемы воспринимают как свои собственные, активно участвуют в их обсуждении и практическом разрешении | 1,4 | |
'------ | _* Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,4) |
134 Часть II. Экспертиза образовательной средь, '
Обобщенность образовательной среды
Обобщенность образовательной среды характеризует степень координации деятельности всех субъектов данной образовательной среды.
Высокая степень обобщенности образовательной среды какого-либо учебного заведения обеспечивается наличием четкой концепции деятельности этого учреждения. Причем эта концепция должна находиться не только в ящике директорского письменного стола, а постоянно обсуждаться как с педагогами, так и с учащимися на доступном для них уровне.
Примером относительно низкого показателя обобщенности образовательной среды может служить, скажем, вновь созданный частный ВУЗ, в котором большинство преподавателей работают в других учреждениях и приходят только для того, чтобы «вычитать свои часы». И наоборот, в так называемых авторских школах, где вся учебно-воспитательная работа ведется на базе определенной теоретической и методической системы, где сами разработчики этой системы постоянно контролируют и корректируют образователь^ ный процесс, периодически проводят методические занятия с учителями и т.п., можно однозначно констатировать высокий уровень обобщенности образовательной среды. Это, | в частности, в полной мере относится к образовательной среде многих «академических школ» — экспериментальных площадок научно-исследовательских педагогических учреждений.
Проиллюстрируем понятие обобщенности образовательной среды еще одной радикальной цитатой из педагогичес-' ких трудов А.С.Макаренко.
«Ни один воспитатель не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив
Глава
|V. Параметры экспертизы
имеет единого плана работы, единого тона, единого точ-подхода к ребенку, там не может быть никакого воспи-ельного процесса. Поэтому лучше иметь 5 слабых оспитателсй, объединенных в коллектив, воодушевленных одной мыслью, одним принципом, одним стилем и работающих едино, чем 10 хороших воспитателей, которые работают все в одиночку, как кто хочет» (1988, с. 174).
ОБОБЩЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | ||
итоговый балл | ||
коэффициент модальности | ||
Команда единомышленников | ||
• Образовательный процесс организуется каждым педагогом на основе его собственных представлений о целях, содержании, принципах и методах обучения и воспитания, никакие единые ме~ тодические требования к педагогам администрацией не предъявляются | ||
• Заместители директора составляют его «команду»,к педагогам ими предъявляется система единых методических требований | 0,4 | |
• В команду единомышленников наряду с администрацией входит и некоторая часть учителей | 0,8 | |
• Большинство учителейпо существу составляют единую профессиональную команду | 1,4 | |
• В результате целенаправленной работы с коллективом практически все педагогиданного учебного заведения осознанно реализуют единую образовательную стратегию | 1,7 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) |
Ш
Часть Н. Экспертиза образовательной средь
Концепция развития учебного заведения | ||
• Серьезной концепции развития учебного заведения пока не существует,образовательный процесс осуществляется «по инерции» | ||
• Инициатива разработки концепции учебного заведения исходит от группы педагогов,в то время как администрация остается малокомпетентной и пассивной в этом вопросе | 0,4 | |
• Концепция учебного заведения разрабатывается директором и его заместителями, а учителя пока не имеют об этом четкого представления | 0,6 | |
• В учебном заведении реализуется определенная образовательная концепция, суть которой известна и понятна педагогам, однако не все согласны именно с таким подходом | ||
• Концепция учебного заведения, основные стратегические ориентиры его развития хорошо понимаются и поддерживаются коллективом педагогов | 1,7 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7) |
Формы работы с педагогическим коллективом | |||
• Методическая работа с педагогическим коллективом по осмыслению образовательных целей учебного заведения, содержания образовательного процесса и т.п. реально не ведется | |||
• На педсоветах администрацией ставятся вопросыкоординации усилий педагогов в плане развития единого понимания целей иметодов образовательного процесса | +0,5 | ||
• Проблема согласованности работы педагогов является основной в работе их методических объединений | +0,8 | ||
• Периодически проводятся педагогические конференции,на которых происходит свободный обмен мнениями, совместно разрабатываются стратегические положения развития учебного заведения | 1,2 | ||
• Организован постоянно действующий педагогический семинар,направленный на повышение уровня понимания сотрудниками целей образовательного процесса, перспектив развития учебного заведения | 1,6 | ||
• Другое вместо предложенного (от 0.1 до 1.61 |
Глава
IV. Параметры экспертизы
яс-птчсшшсть учащихся | ||
• Учащиеся практически отвечают только за собственную успеваемость, они не информированы об основных положениях образовательной ктншепциисвоего учебного заведения | ||
• Учащимся рассказываюто понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения | 0,4 | |
• Отдельные предложения учащихсяпо изменению организации образовательного процесса всерьез рассматриваются и могут быть реализованы | 0,8 | |
• Учащиеся реально участвуют в управлении учебным заведением, активные учащиеся входят в состав «команды»,разрабатывающей стратегию развития учебного заведения | 1,2 | |
• Действует специально разработанная система включения учащихся в процесс стратегического планированияработы учебного заведения, осмысления ими образовательных целей и методов | 1,7 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1до 1,7) |
Включенность родителей
Родители интересуются только успеваемостью своих детей, они не информированы об основных положениях образовательной концепции
учебного заведения ______ _____ ______
На родительских собраниях родителям рассказываюто понимании педагогами целей образовательного процесса и стратегических ориентирах развития учебного заведения
0,4
Отдельные предложения родительского комитетапо изменению организации образовательного процесса рассматриваются администрацией и могут быть реализованы
Действует специально разработанная система взаимодействия администрации и педагогов с родителями
Родители реально участвуют в управлении учебным заведением,входят в состав «команды», разрабатывающей стратегию развития учебного заведения
0,8
1,3
1,7
Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,7)
Часть II. Экспертиза образовательной среды
Реализация авторских образовательных моделей | ■ | |
• Учебное заведение не поддерживает тесных контактовс представителями психолого-педагогической науки | ||
• Учебное заведение строит образовательный процесс на основе определенной методической модели, администрация получила консультацию от ученыхперед началом реализации проекта | 0,3 | |
• Ученые - авторы образовательной концепции учебного заведения - периодически консультируюткак администрацию, так и педагогов | 0,8 | |
• Организован постоянно действующий семинар для педагогов, который ведется учеными - авторами образовательной концепции данного учебного заведения | 1,2 | |
• Учебное заведение является экспериментальной площадкойнаучного учреждения, ученые - авторы образовательной концепции - работают в постоянном тесном контакте с администрацией и педагогами | 1,6 | |
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 1,6) |
Эмоциональность образовательной среды
Эмоциональность образовательной среды характеризует соотношение в ней эмоционального и рационального компонентов.
Очевидно, что определенная образовательная среда может быть как эмоционально насыщенной, «яркой», так и эмоционально бедной, «сухой». Каждый из нас, вспоминая свои школьные годы, может назвать соответствующие примеры. Скажем, учитель геометрии «Василий Василье-
Г аеа IV. Параметры экспертизы
иЧ» который сдержанно поздоровавшись с классом, при-ыЧно склонялся над журналом, и, выяснив, «у кого на сегодня меньше всего оценок», вызывал этого учащегося к поске доказывать очередную теорему, задавал положенные вопросы, выставлял положенную оценку и, перейдя к доске объяснял положенный материал, — и так из урока в урок, из года в год. Образовательная среда на его уроках, безусловно, характеризуется низким показателем эмоциональности. Совсем иначе проходили занятия у «Наталии Борисовны», учительницы английского языка: остроумные замечания, вызывающие улыбку; приветливый тон; «комиксы» художников-карикатуристов в качестве наглядного материала; глубокое огорчение на лице, если кто-то не выучил дома новые слова. Здесь речь уже идет о высоком показателе эмоциональности образовательной среды.
На показатель эмоциональности образовательной среды может накладывать отпечаток сам профиль учебного заведения. Если это суворовское училище или старинный колледж для юных джентльменов, то скорее можно предполагать большую степень рационализма и сдержанности, чем, допустим, в образовательной среде секции спортивного танца или молодежном летнем лагере.
Эмоциональность образовательной среды также в определенной степени соотносится с типом ее модальности. Более высокие показатели эмоциональности в целом присущи активным типам образовательной среды — творческой и карьерной, более низкие — пассивным типам —- догматической и безмятежной.
Часть II. Экспертиза образовательной среды
ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ | |||
итоговый балл | ----- ——Я | ||
коэффициент модальности | |||
Взаимоотношения в педагогическом коллективе | |||
• Педсоветы, совещания и т.п. проводятся в строгом деловом ритме, различные проявления эмоций и «посторонние разговоры» не поощряютсяадминистрацией | |||
• Педсоветы, совещания и т.п. проходят в неформальной обстановке,участники чувствуют себя психологически комфортно, легко и свободно проявляют свои эмоции | +0,4 | ||
• Педагоги часто встречаются в неформальной обстановкекак «в стенах» учебного заведения, так и за их пределами (отмечают дни рождения, праздники, ходят в гости друг к другу, посещают концерты, выставки и т.п.) | +0,8 ' ? | ||
• Каждый педагог ощущает сопереживание и поддержку коллег по поводу своих профессиональных успехов и неудач | +0,4*; | ||
• Впедагогическом коллективе принято делиться не только профессиональными, но и личными проблемами | +0,9 | ||
• Другое вместо предложенного (от 0.1 до 2.5) | |||
Взаимоотношения с учащимися | |||
• Взаимоотношения педагогов с учащимися носят преимущественно ролевой, формализованный характер,ограничиваются учебно-дисциплинаоной | |||
проблематикой | |||
• Взаимоотношения педагогов с учащимися хотя и осуществляются в основном в формальных рамках (на уроках, собраниях и т.п.), но носят преимущественно межличностный характер,отличаются искренностью и сопереживанием, касаются «внеучебных» проблем учащихся | +0,4 | ||
• Педагоги и учащиеся часто общаются между собой в неформальной обстановке(как в учебном заведении, так и за его пределами) | +0,8 | ||
• Каждый школьник ощущает сопереживание и поддержку педагогов по поводу своих успехов инеудач, связанныхс образовательным процессом | +0,4 | ||
• Школьники часто делятся с педагогами своими личными проблемами,получая от них сопереживание и поддержку | +0,9 | ||
• Другое вместо предложенного (от 0,1 до 2,5) |
Глава