Система образ-я в России, особенности ее развитии на современном этапе
Под системой общего образ-я в России понимается совокупность учреждений дошкольного восп-я, общеобрач-х школ, школ-интернатов, детских домов, учреждений по восп-ой работе с детьми, а также все учреждения высшей школы и среднего профессионального образ-я. Центральным звеном системы образ-я РФ явл-ся общее среднее образ-е, включающее средние общеобраз-е школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образ-е учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физич-м и психич-м развитии, внешкольные образ-е учреждения. Главными задачами общеобразов-х учебных заведений явл-ся: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физич-го развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащ-ся системы знании о природе, оощеитве, чел-ке, его труде и приемов самостоятельной деят-ти. Начальное профессиональное образ-е имеет целью подготовку квалифицированных работников по всем основным направлениям общественно полезной деятельности, как правило, на базе основного общего образ-я (основной школы) Оно может быть получено в профессионально-технических училищах и иных типах учебных заведений данного уровня. Среднее профессиональное образ-е ориентировано на подготовку специалистов среднего звена для всех отраслей народного хозяйства на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образ-я. Предполагается, что среднее профессиональное образ-е может быть получено в средних специальных учебных заведениях или на первых ступенях высшего профессионального образ-я. «Закон об образовании» требует установления стандарта образования. Это необходимо в условиях многопрофильного и разноуровневого среднего образования, чтобы обеспечить эквивалентное среднее образование выпускников всех типов средних учебных заведений. Стандарт образования представляет собой содержательное ядро образования, включающее в себя материал, необходимый и достаточный для достижения целей среднего образования. Особенности современной отеч-й системы образ-ия
1. Закон «Об образовании» дает возможность коллективу школы самому выбрать учебный план и определить тип школы. Это может быть обще образовательная школа общего типа, школа с
углубленным изучением ряда предметов, это может быть гимназия, лицей, колледж или частная школа. Допускается открытие классов коррекции для ослабленных детей и детей, отстающих в развитии. Разрешается вводить дополнительные платные услуги (изучение иностранного языка, музыкальные кружки, спортивные секции, ритмика, шахматы и т. д.).
2.С момента принятия Закона РФ «Об образовании» открыто тысячи негосударственных образовательных учреждений, в том числе частных школ.
3.Параллельное существование различных видов и типов школ. Гимназии и лицеи - это заведения
для одаренных детей, общеобразовательные средние школы и колледжи - дают со
ответствующее образование и профессию для всех остальных.
4.В содержании образования выделяются три компонента:
а) федеральный является обязательным для всех учебных заведений и составляет основу государственного образовательного стандарта;
б) региональный определяется на уровне региона (области, республики, края) и отражает экономические, национальные, культурные и другие особенности территории и населения.
в) местный (школьный) определяется в рамках конкретного учебного заведения с учетом потребностей учащихся.
Методическая работа в школе Содержание и методика работы пед-го совета
В современной общеобразов-й школе сложились эффективные формы повышения квалификации уч-ей. Повышение квалификации начинается с организации деят-ти Пед.совета. Деятельность пед-го совета определяется «Положением о Педагогическом совете общеобразовательной школы. Педагогический совет создается во всех общеобразовательных школах, где имеется более трех учителей, и является постоянно действующим органом для рассмотрения основных вопросов учебно-воспитательной работы. В состав Педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, учителя, воспитатели, библиотекарь, врач, председатель родительского комитета и Совета школы. Нужно различать две стороны в деятельности педсоветов: а) производственно-деловую:утверждение годового плана работы школы, рассмотрение итогов работы школы по четвертям, утверждение плана подготовки и проведения экзаменов, выпуск и перевод учащихся в следующие классы, итоги учебного года и план летней работы с учащимися и б) научно-педагогическую:обсуждение указаний руководящих органов и результатов научных исследований и передового опыта в целях их внедрения, анализ педагогического процесса в школе.
21. Учитель в современной школе.Основы пед. мастерства.
Учитель явл. ключевой фигурой целостного пед. процесса. Основой успешной деят-ти уч-ля явл. пед-ое искусство. Оно включает в себя совершенное овладение педагогом всей совокупностью психолого-пед-их знаний, умений и навыков, соединенных с профес-ой увлеченностью, развитым пед. мышлением и интуицией, нравст-эстетич. отношением к жизни, глуб-ой убежденностью и тверд, волей. Пед. мастерство можно рассматривать как реализацию пед. искусства в практич. деятел-ти педагога. Сущность и сферы применения пед. мастерства.Мастерство реализуется в умениях и навыках, через овладение способами и приемами пед. труда, гарантирующими положит, результат в об-ии и воспитании. Осн. сферы пед. деят-ти, в к-ых проявляется мастерство педагога: - организация деят-ти детей;-общение и взаимод-ие с детьми;-воздействие на детей. Мастерство организации деят-ти детей проявляется в
определении общ. цели и создания модели их деят-ти (предвар. этап). Реальные этапы организации жизни детей: а) постановка цели, деловых задач, увлекательных перспектив: б) создание эмоц-волевого настроя детей на выполнение конкретн. дела; в) распределение поручений с учетом мнений и пожеланий детей, их реал, возможностей и способ-ей; г) четкий инструктаж и конкр. помощь в работе; д) контроль хода выполнения порученных дел; е)
непосредств. участие самого педагога в общем деле; ж) объективная и справедливая оценка резул-ов; и) анализ, критический разбор и деловое обсуждение пролеланной работы. Мастерство общения.Пед. общение может быть деловым и свободным. Дел-ое -реализуется, в основном, в ходе уч-воспит. процесса. Свободное общение явл. более сложным и охватывает шир. круг различных ситуаций. Мастерство общения требует от педагога вые. уровня дух. и соц. культуры. Осн. компонентами, определяющими мастерство общения, явл.: умелое соотнесение педагогом содержания общения с пед-ой целью; завоевание доверия у ребят открытостью, простотой, заинтересов-ю; стремление к дух. обогащению; умение терпеливо выслушивать и не навязывать своих решений; совершенное владение речью; оказание в ходе дискуссии поддержки тем, кто отстаивает истину, умение разрешать возникающие конфликты... Третьей важн. сферой пед. мастерства явл. мастерство воздействия, взаимодействия, стимулирования и торможения детской дея-ти. Осн. компоненты: аргументированное убеждение,т.е. прямое и непосредственное обращение педагога к сознанию ребенка с целью формир-ия мировоззрения, коррекции поведения и т. д.; развитие интересас целью вовлечения в деят-ть и стимулирования акт-ти; требование, т.е. проявление целенапр-ой и педагогически обоснованной воли педагога.
22. Профессиональная ориентация (ПО) в современной школе Профессиональная ориентация-руководство выбором профессии, оказание помощи в выборе профессии, отвечающей индивидуальным особенностям, склонностям и возможностям
человека.Главн. стратегич. задачей ПО в соврем, шк. явл-ся формир-ие профес.
самоопределения. Суть его в развитии у школ-ка внутр. готовности к осознанному и
самост-ому построению, корректировке и реализации перспектив своего развития
(профес-ого, жизненного и личностного), готовности рассматривать себя развивающимся во времени и самост-но находить личностно значимые смыслы в конкр. профес-ой деят-ти. Для достижения этой цели в школе разворач-ся си-ма профориентационных мероприятий,
представляющих собой комплекс мер по оказанию помощи в выборе профессии. Как правило, в эту систему включ-ся след. блоки:
1.Информационныйблок. Разными способами уч-ся получают исчерпывающую инф-цию об осн. профессиях, необходимых в соврем, общ-ве, их сущности, значимости, престижности, а также о возможностях получения соответ-его профес. образ-ия.
2.Профконсультационный блок.Школьные учителя и психологи должны помочь уч-ся понять и объективно оценить свои физ. и психолог, возможности, склонности, интересы и соотнести их с теми треб-ями, к-ые предъявляются к тем или иным профессиям. Уч-ся проходят спец. тестирование, получают индивид, рекомендации. Важна не только диагностика, но прежде всего
рекомендации по формир-ию необходимых качеств личности.
3. Блок профес. подготовки.Школ-ки приобретают практич. навыки по одной или нескольким
массовым профессиям: в школьных мастерских, на уроках обслуживающего труда, а в старш. классах - в си-ме уч-производ-ых комбинатов. В соврем, си-ме школ, об-ия значит, профориентационную роль играют лицей, профильные гимназии и специализир. классы, готовящие своих выпускников к поступлению в вузы по избр. специальностям.
Содержание пед-х инновация в обуч-ии и воспитании детей (авторские школы, технологии.
Инновационными называются такие пед. системы, методики и технологии, кот-ые изменяют традиционные представления о сущности пед, процесса, методах, приемах и формах восп-я и обуч-я. Инновации в пед-ке в целом играют положительную роль, т. к. заставляют по-новому взглянуть на традиционную пед-ку, стимулируют поиск более эффективных форм и методов восп-я и обуч-я.
Инновации могут различаться по уровню охвата пед. явлений. Существуют альтернативные концепции, подвергающие пересмотру всю традиционную пед-ку; есть инновации, касающиеся отдельных аспектов организации и содержания учебно-воспитательного процесса, конкретных обучающих методик.
К числу первых можно отнести «неопедагогику» -философско-педагогичеосую систему, разработанную д. п. н. Н М Таланчуком (Казань). В основе ее лежит философская концепция системного синергетизма. Основным положением этой сис-мы явл-ся учение о том. что движущей силой развития явл-ся не противоречие, а гармония, которое есть одновременно системное и динамич-системного синергетизма строится общая картина мира, определяется сущность человека, его место в мире, определяются основные направления и способы его формирования и развития. На этом методологическом базисе возникает «неопедагогика», В ней раскрываются системно-ролевая теория и практика формирования личности, определяются закономерности воспитания и развития человека, не совпадающие с традиционными, определяются критерии воспитанности личности. Так, например, основным критерием воспитанности личности являются показатели качества освоения и выполнения ею социальных ролей. Такого рода глобальные инновационные системы требуют серьезнсго осмысления и теоретического анализа, многолетней практической проверки отдельных компонентов. С 60-х годов нашего столетия и по настоящее время популярностью пользуется система развивающего обуч-я Л.В Занкова. Ее можно рассматривать как пример дидактической инновации. Впервые в условиях пед. эксперимента были исследованы закономерные связи между обуч-м и разв-ем детей,обоснована ведущая роль обуч-я в развитии,создана новая дидактическая система начального обуч-я. направленная на общее развитие детей и воплощенная в практич-х руководствах для школы(программы, учебники, методич. Лит-ра).
Еще один пример дидактической инновации -комплексная система обучения (КСО) Она развивалась в рамках прагматической педагогики в начале XX веха, получила широкое распространение в советской школе в 2()-3()-е годы. Главная идея КСО - способ построения содержания образования и организация процесса обучения на основе единого связующего стержня (например, области детских интересов и склонностей, знакомства с определенным крутом жизненных явлений, изучения родного края и т. п.). 1 Основной способ организации образования -отказ от изучения обособленных учебных предметов и объединение разнородного учебного материала вокруг отдельной темы, представляющей реальный практический интерес. Дпя этой цели создавались специальные «проекты», с учетом интересов детей и реальных потребностей общества. Считалось, что такой подход к обучению способствует развитию самостоятельности, инициативы и позволяет приобретать, «реальным Основные черты «коммунарской методики»
заключаются в следующем:
1.Создание коллектива на основе привлекательных для детей идеалов, появляющихся в результа
те повседневной гуманной воспит-й работы пед-ов и участия воспит-в в социально значимых делах.
Центральное звено методики- понятие общей творческой заботы об улучшении окружающей жизни.
2.Организация деятельности как общественно значимой (для людей, для далекого и близкого
друга), интересной для каждой личности и творческой (творчески - иначе зачем?), художественно оформленной (ритуалы, традиции, игровые формы).
3.Построение самоуправления на принципах периодической сменяемости организаторов с
целью включения всех воспитанников в общую деятельность. Главная задача - исключить деление
коллектива на актив и пассивную часть.
4.Особые отношения в коммунарском коллективе, проникнутые заботой о каждом ребенке и взрос
лом, включающие помощь, поддержку, заинтересованность в судьбе товарища и его успехе.
В процессе развития и практич. применения, «коммунарская методика» обогатила педагогику новыми идеями (н-р. принцип «открытого воспитания»,кот-й выражается в открытом и честном предъявлении друг другу(и взрослыми, и детьми) своих намерений, целей и т.д. Широкое распространение получила работа по тематическому признаку - КТД общественной, познавательной, художественно-эстетической направленности. В дальнейшем появились лагерные профильные смены. Особое значение и роль приобрел коммунарский сбор, как средство эмоционального сплочения коллектва.
24. Проблема коллектива и личности в пед. науке. Признаки, структура, этапы развития коллектива. Восн-е личности в коллективе. Коллектив- это взаимодействующая общность, объединенная социально-ценностными отношениями. Ценность исходным порядком задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого социального плана служит основой единения и формирующихся в ходе совместной, а далее коллективной деятельности отношений ответственной зависимости между членами группы. Для того, чтобы яснее увидеть отличительные признаки коллектива, сравним положение личности в случайно собранной аморфной группе и коллективе. Сопоставление полярных характеристик выявляет высочайшие преимущества коллектива: будучи микросредой для подрастающей личности, он обеспечивает естественное, легкое, защищенное, щадящее вхождение в социум, обретение социального опыта жизни на уровне социальных и культурных достижений, позволяет такого рода вхождение в социум, когда индивидуальности не приходится расплачиваться за приобретение социокультурного опыта потерей своего личностного своеобразия.