Современные подходы в специальном образовании 9 страница

4. Узнай предмет по его части, контуру.

5. Нарисуй что-нибудь желтое квадратное, зеленое круглое.
В процессе предметно-практической деятельности дети знако­
мятся с хроматическими (цветные) цветами и ахроматическими
(не цветные: черный, белый, серый) и их оттенками, учатся вы­
делять теплые и холодные краски, адекватно раскрашивать пред­
меты, распознавать и получать на бумаге мягкие пастельные и
резкие контрастные сочетания цветов, представлять цветонасы-
щенность и цветоконтрастность. Исключение при ознакомлении
составляет голубой, цвет как трудный для первоначального вос­
приятия (в английском языке даже существует одно название
«blue» для обозначения синего и голубого цветов).

Японские дети различают до 200 цветов, наши даже после специальной художественной подготовки в среднем — 70 цветов. Основная причина кроется в методике обучения изодеятельнос-ти. В Японии широко практикуется психологическое погруже­ние в цвет: «Нарисуй радость, любовь к маме» в отличие от изо1-бражения солнышка, елочки, домика и т. п. В последнем вари­анте цвет уже заранее известен ребенку или задается учителем: «Возьмите красный карандаш и нарисуйте кружок». В другом случае ребенку приходится активно искать цвет, создавать его самому.

Дети с отклонениями в развитии (в первую очередь умствен- -но отсталые), имея все необходимые цвета (краски, карандаши, фломастеры, мелки), часто пользуются только одним-двумя. (!кллдыинется ситуация, подобная той, о которой поется в" песен­ки «()рл нжевое небо»: «Много красок у меня, выбирай любую...», по девочка псе раскрасила оранжевой — и небо, и людей, и моро-

женое, и верблюда и т. д. Во время занятий рисованием или жи­вописью можно ставить задачи, пробуждающие сознание (особен­но это рекомендуется в период смены зубов): «Смотри, ты нари­совал много красного, а вокруг него зеленый и желтый. Теперь мне хотелось бы посмотреть, как будет, если ты начнешь голу­бым»..

Г'.,

\у Коррекциопные приемы:

• Цветовая унификация •*- предметная направленность цвета. .

• Варьирование цвета одного и того же предмета. Напри­мер, лист — весной, летом и осенью, плод — зеленый и со­зревший.

• Выделение оттенков. Например, сравнение зеленых лис­тьев разных пород деревьев. При этом можно организовать фенологические наблюдения.

• Классификация предметов. Кпримеру, разложить пуго­вицы трех цветов (разные оттенки, форма, размер) в соот­ветствующие коробки по их основному цвету (зеленый, крас­ный, желтый).

Визуальное восприятие обеспечивается механизмами взаимо­связанных зрительных функций (световая и контрастная чувст­вительность, цветоразличение, разрешающая способность и т. д.). При патологии зрительной системы, нарушающей ее струк­туру и функции, имеют место изменение и рассогласование сен­сорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств восприятия (Л. П. Григорьева, 1983, 1986). Кроме того, уровень общего психического развития влияет на формирование качеств восприятия. У детей с умственной отста­лостью или задержкой психического развития формирование ряда качеств восприятия (обобщенность, категориальность, ап­перцепция, антиципация) нарушено существенным образом. Интеллектуализация перцепции при низком зрении в определен­ной степени компенсирует нарушения восприятия. Формирова­ние и опознание зрительных образов осуществляются на основе активной ориентации в наглядном материале, определенных мыслительных операций и способности к предвосхищению пер­цептивного результата. Ребенок с тяжелым нарушением ирония должен научиться «ощупывать глазом» объекты, анализировать и осмысливать ту ограниченную информацию, которую он может получить посредством поврежденного органа. Такого робопка надо учить аналитическому и целостному восприятию мири.

D�2+..C

||1Ш1ШШШ1ШШШШШШ1шш1шшш11шш....м.«<'"




Современные подходы в специальном образовании 9 страница - student2.ru Знание детей о том, что их глаза плохо видят, не приводит к активизации бисенсорных и полисенсорных процессов для ори­ентации в окружающем мире. Следовательно, необходимо ком­плексное развитие остаточной функции и сохранных органов чувств. Нарушения зрения у детей могут быть выражены по-раз­ному, в зависимости от силы болезнетворных влияний на разные отделы зрительного анализатора: периферический (глаз), провод­никовый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования), центральный (мозговые клетки в зрительных зо­нах коры головного мозга). С учетом того, в какой мере наруше­на функция зрительного анализатора, среди детей со стойкими дефектами зрения различают слепых (незрячих) и слабовидя­щих. У первых зрительные ощущения либо полностью отсутст­вуют, в силу чего оба глаза утрачивают способность к светоощу-щению и цветоразличению (тотальная слепота), либо сохраняют­ся .светоощущения или незначительное остаточное зрение, недо­статочное для обычной жизнедеятельности (максимальная ост­рота — 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, сужение поля зрения до 30 градусов). Слабовидящие дети обладают остротой зрения на лучше видящем глазу при коррекции обычными сред­ствами (очки) от 0,05 до 0,4 (новая тенденция от 0,09 до 0,2). - Способность «видеть» у новорожденного проявляется в том, что сначала ребенок различает контрасты: яркое и темное. За­тем он начинает замечать движения, после этого — очертания и форму. И самый последний этап развития — умение различать цвета. Таким образом, способность отличить контрасты являет­ся самым древним видом зрения. Умение различать цвета, опре­делять и называть их — так же, как и воспринимать -их с точки зрения эстетики, — все это функции коры головного мозга и ско­рее результат развития человека, чем его инстинктивные реак­ции. Если смотреть на серое пятно, окруженное ярко-зеленым кольцом, то серый цвет начинает приобретать красноватый от­тенок. Если некоторое время фиксировать взором ярко-красный предмет, а потом закрыть глаза, т.о возникает так называемый последовательный образ этого предмета, окрашенный в зеленый цвет (у дальтоников такое восприятие стабильно). Хроматичес­кий эффект, последовательного контраста и есть источник так называемого «зеленого свечения», которое можно увидеть, если пристально смотреть на заходящее солнце,. Последовательный образ синего цвета окрашен в желтый цвет (это легче увидеть, если синий предмет находится на черном фоне).

До XIX века было известно ограниченное количество краси­телей и в основном они были органического происхождения. Изменения произошли благодаря появлению анилиновых кра­сителей, производных каменного угля и окисей металлов. В на­стоящее время очень немногие вещи мы видим в их первоначаль­ной окраске. Это уже не только голубизна неба, пурпур заката, зелень травы и другие краски природы, к ним прибавились раз­личные предметы, произведенные человеком. Цвета природы оказывают огромное влияние (хотим мы этого или нет) на наше психологическое и физиологическое состояние. Голубой цвет физиологически воспринимается как сладость, зеленый — как горечь, темно-синий (ночь) — цвет покоя и пассивности, ярко-желтый (день) позволяет человеку быть активным, но не принуж­дает его к этому, красный цвет стимулирующе действует на нерв­ную систему -— у человека поднимается кровяное давление, уча­щаются дыхание и пульс. Физиолог Геринг, разработавший «те­орию контраста», заметил, что особое вещество, находящееся в сетчатке глаза, обесцвечивается под влиянием ярких цветов и восстанавливает свой первоначальный цвет под воздействием

темных цветов.

Теория Геринга больше всего соотносится с широко применя­емым цветовым тестом Макса Люшера, Существует полный тест Люшера с семью различными наборами цветов (всего 73 цветные карточки, в которых отражены 25 различных цветов и оттенков) и сокращенный. Цветовой тест направлен на выяснение процес­сов, происходящих на сознательном и бессознательном уровнях, дает информацию о зонах психологического и физиологическо­го напряжения (например, работа желез внутренней секреции, сердечная недостаточность, спазмы сосудов головного мозга, на­рушения деятельности желудочно-кишечного тракта).

Тест Люшера исходит из объективного значения цвета, кото­рое одинаково для всех людей, хотя воздействие конкретного цвета на человека является субъективным, сугубо индивидуаль­ным: одному он нравится, другому кажется скучным, третьего оставляет равнодушным, а четвертый считает его отвратитель­ным, т. е. «на вкус и цвет *— товарищей нет», Объективные значения цветов следующие: Синий цвет означает глубину чувства. Он олицетворяет сосре­доточенное внимание к своим делам, пассивность, увлеченность, чувствительность, восприимчивость, стремление достичь цель­ности. Его психологические проявления: спокойствие, удовле-



""««ыищШШШШШШИШ,

ШШШ[1111ШШ111Ш11ШШШШ1ШШ1ШШ11Ш1ШШ1Ш.ШЦШ.1ШШИи,ишиишш1ш.   творенность, нежность', любовь, привязанность, Шеллинг в сво­ей «Философии искусств» использовал символизм'синего цвета:;:, сказав, что «молчание — это истинное состояние безмятежного моря». Синий цвет ассоциируется ео^ сладким вкусом. >. Зеленый цвет означает гибкость ума* Он олицетворяет сосре­доточенное внимание к своим, делам, умение защищаться, цеп­кость, независимость, оригинальность суждений.- Психологиче­ские проявления: упорство, самоуверенность, упрямство:, само­уважение. Поклонник зеленого цвета старается обеспечить себе материальную устойчивость и приобрести благосостояние, он обожает чувствовать себя солидным и респектабельным. По сво­ей натуре он эстет, ценит красоту, и это позволяет ему достичь как духовного, так и материального богатства при счастливом стечении обстоятельств. Зеленый цвет символически соответст­вует величественной секвойе с глубокими корнями, гордой и не­изменной, возвышающейся над малыми деревьями, отождеств­ляется с суровым и авторитарным характером, напряженной те* тявой лука. Этот цвет имеет терпкий, вяжущий вкус. Красный цвет означает силу воли. Он олицетворяет интерес к окружающему миру, активность, агрессивность, независи­мость, стремление к постоянному движению, соревнованию. Психологические проявления: жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству, сексуальность. Красный цвет символи­зирует кровь, пролитую в борьбе, огонь, воспламеняющий чело­веческий дух, сангвинический темперамент, мужское начало. Время красного цвета — настоящее. «Красный» человек обожа­ет быть лидером, любит командовать. Ему это удается в том слу­чае, когда его не захлестывают ненужные эмоции или он не впа­дает в излишние амбиции. Он редко страдает от угрызений сове­сти, взрывной, но при этом отходчивый. Желтый цвет означает'самопроизвольность, непосредствен­ность. Он олицетворяет интерес к окружающему миру, актив­ность,-прожектерство, экспансивность, целеустремленность, любознательность. Психологические проявления: непостоянст­во, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура. Сим­волически желтый — это солнечное тепло, вызывающее радость, бодрость духа и счастье. Он острый на вкус. Желтый цвет — это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся и .неоформленному. Поклонник желтого цвета —человек с силь­ным характером, это, в сущности, Победитель с. рождения, кото­рый-умеет концентрировать силу воли и направлять туда, где она наиболее эффективна. При желании такой человек может пре­успеть как в науке, так и на сцене или в кино. Он умеет много работать, но при этом уверен, что и отдыхать надо по полной про­грамме, что нередко вызывает зависть у окружающих. Перечисленные четыре цвета отражают основные психологи­ческие потребности человека: удовлетворенность чём-либо, при­вязанность к чему-либо, самоутверждение, активность, стремле­ние к цели, оптимизм, потребность в успехе. В сокращенном ва­рианте теста Люшера присутствуют также четыре вспомогатель­ных цвета. Фиолетовый цвет — это смесь красного и синего, импульсив­ной победоносности и уступчивости. Интеллектуально зрелые люди его обычно не выбирают, то, что дети отдают ему предпо­чтение, показывает, что для них мир — это все еще волшебный край. «Фиолетовое» поведение взрослого может быть намеком на инфантилизм, либо высокой степени чувственной интимности. Тот, кто любит фиолетовый цвет, "■—• человек очень необычный. Он стремится к свободе, независимости и от рождения умеет по­лучать удовольствие от одиночества. В общении он предпочита­ет интеллектуальное и духовное, что не всегда ценится собесед­никами, поэтому стремится к себе подобным. Часто испытывает склонность ко всему таинственному, Необъяснимому и всегда пытается найти ему разгадку. Любит высокую скорость. Коричневый — э¥© затемненный желто-красный". Импульсив­ность красного здесь «сломлена». Коричневый цвет показывает, что для человека особенно важно ощущение своих «корней»: очаг, дом, семья, родня. Это цвет «стадного» чувства, семейного уюта и безопасности. Поклонник коричневого цвета обладает очень уравновешенным характером. Он обстоятельный и стара­ется совершать только обдуманные поступки. Предпочитает не шумную компанию, а одиночество и тишину. Любит власть и стремится к ней. Для него самое главное — крепко и твердо сто­ять на земле. Черный — это та граница, за которой прекращается жизнь, и поэтому он олицетворяет идею уничтожения, это отрицание по своей природе, это «нет», противостоящее белому «да». Белый цвет — чистый лист бумаги, на котором история еще будет на­писана, черный -—- ее конец. Это цвет бунта, стихий, но не добро­вольное чувство, а внушенное как обстоятельствами, так и дру­гими "людьми. Любитель черного не всегда может правильно оце­нить ситуацию, отчего проигрывает й сильно страдает. Черный оказывает сильное воздействие на любой цвет, который находит­ся в той ще группе, усиливая его черты. , Прекрасным не считался черный цвет,. Когда на свете красоту ценили. Но, видно, изменился белый свет — Прекрасное позором очернили. . С тех пор как все природные цвета Искусно подменяет цвет заемный, Последних прав лишилась красота, Слывет она безродной и бездомной. Но так идет им черная фата, Что красотою стала чернота. Уильям Шекспир, сонет 127 - Серый — защитное прикрытие, период восстановления сил. Серый цвет характеризует его любителя как человека, который умудряется легко разрешать самые сложные проблемы. Однако, следует иметь в виду, что «серый цвет бывает ярким только на. фоне черного».. Белый — у человека, которому этот цвет нравится больше всех остальных, очень богатое воображение. Он может иногда совсем забыть об окружающем его мире и делах, просто-напросто сочи­нив себе красивую сказку. При лечении различных заболеваний используется цветете-рапия, или хромотерапия. В ней рекомендуется применять цвет как можно более разнообразно, т. е. облучаться этим цветом, есть пищу похожей окраски и носить одежду таких же тонов. Воздей­ствие цвета усиливается в эмоциональной, ментальной и духов­ной сферах. Основным цветом для лечения кожных болезней считают оранжевый. Он пробуждает радость к жизни, особенно когда в основе болезни лежат эмоциональные «зажимы». Для снятия зуда применяется синий цвет, который сильно воздейст­вует не только на кожу, но и на более глубокие слои тела. А об­лучение области сердца розовым или зеленым быстро дает ощу­тимое облегчение. «Похлтаживацие» живота при запоре желтым в течение короткого времени приводит к. желанному результату. При сотрясении мозга облучение головы синим светом уменьшает распухание и бледность. Цвет тарелки влияет на аппетит: жел­тый цвет усиливает чувство сытости, благодаря чему мы съеда­ем меньше, чем обычно. Белая посуда нейтральна. В лечебной практике неоднократно отмечалось, что у лежа­чих больных появление в палате мрачно одетых людей не вызы­вает радостного оживления, а чаще приводит к резкому раздра­жению. Визуальный ряд может влиять на поведение ребенка: радовать, печалить, успокаивать, раздражать. При цветотерапии можно использовать такие задания и кор- рекционные приемы: • Найди любимые цвета среди предложенных* * Выбери одежду но настроению: «Я хочу одеться ярко!» « Работа с лечебными цветными квадратами в качестве «скорой помощи». Вышеизложенные материалы показывают, какую важную роль в жизни человека играет полноценное зрительное восприя­тие и как много явных или скрытых дисфункций может при этом отмечаться. В связи с этим развитие и коррекция зрительного восприятия необходимы детям не только с нарушенным зрени­ем, но и тем, у кого оно номинально равно единице. Вопросы и задания■ 1. Какие сенсорные эталоны существуют в зрительном восприятии? 2. Какие коррекционные приемы можно использовать при обучении цвету, форме, величине? 3. Разработайте перечень нетрадиционных вопросов и заданий с пали­трой цветов (ткани, пластик, отделочные материалы). 4. «Откройте» для себя новые цвета. Например*, агатовый, охра, кар­мина, кукушка, ультрамарин и др.). 5. Практическим способом получите серо-буро-малиновый цвет. Литература для самообразования Григорьева Л, Д., Сташевский С. В. Основные методы развития зритель­ного восприятия у детей с нарушением зрения. Мл АПН СССР, НИИ дефектологии, 1990. Григорьева Л. П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей // Дефектология. 2000. № 3. Гришвина А. В. и др. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нару­шениями умственного и речевого развития. М.: Просвещение, 1988. Willi "■:' шшншшмя::........... jiuhi,|j(1|....... j|| |рШ1Ш1ШШШШШШ1Ш!ШШШШШШ11ШШШ1Шшшш,,,,.ш.   Либержан Л, M. Пять гипотез альтернативного видения // Дефектоло­ гия. 2000. №2. _ ■'"..- . ■ ' Морозова Г. В. Особенности анализирующего восприятия изображенных предметов глухими, слабовидящими и умственно отсталыми деть- -ми // Дефектология. 1988. №2. Коррекция слухового восприятия Познавательные возможности органа слуш: характерис­тика. звука, соотнесение предмета ео звуковым .сигналом, опре­деление удаленности объекта, материала, из которого изготов­лен предмет и его содержимое, узнавание действий, совершаемых с предметом и др. В старые времена слух играл важную ориенти­ровочную роль — по характеру звона колоколов различали со­бытия — приглашение к церковной молитве,, пожар, военная опасность, радостная весть и др. Нередко звуки соотносились с цветом, например, малиновый звон, В слуховом восприятии в качестве сенсорных эталонов при­няты звуковысотный ряд (шкала музыкальных звуков) л фоне­мы родного языка. Первый эталон имеет общечеловеческий ха­рактер, второй ограничен национальными рамками. Звуки характеризуют четыре параметра: 1. Частота. Этому параметру соответствует физиологическое качество, которое определяет высоту звука. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16—20 герц до 16 000—20 000 гц. Речевое общение проходит в диапазоне 1000— 3000 гц. .'..,. . , . 2. Интенсивность обозначает громкость звука, 3. Длительность. 4. Звуковой спектр (набор тонов и обертоной) характеризует тембр. Древние греки говорили, что природа дала человеку один язык и два уха для того, чтобы мы меньше говорили, а больше слушали.. Слух играет очень важную роль в.развитйи человека. Ребенок, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать ■те звуковые сигналы, которые столь важны для познания окру­жающего мира, для создания полных и всесторонних представ­лений о многих предметах и явлениях действительности (шум водопада и журчание ручья, завывание вьюги и шелест листвы, пение птиц и звучание оркестра). При тяжелых нарушениях слуха человек не может пользо­ваться. многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека (радиопередачи, лекции, телефон и пр.), полноценно воспринимать содержание телепередач, кинофиль­мов, театральных спектаклей'. Серьезные ограничения вносит отсутствие слуха в эстетическое воспитание личности, посколь­ку человек лишается возможности нормально воспринимать все то, что связано с музыкальной культурой общества. Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью. При отсутствии слуха или его значительном снижении ребенок не может самостоятельно, без специального обучения овладеть уст­ ной речью, так как лишен возможности воспринимать речь ок­ ружающих в качестве образца для подражания, а также контро­ лировать свое собственное произношение. В силу этого резко ог­ раничиваются возможности общения с другими людьми, а сле­ довательно, и познания. Отсутствие или недоразвитие речи ве­ дет в свою очередь к нарушениям в развитии других познаватель­ ных процессов и, главным образом, словесно-логического мыш­ ления. "; ..■•■.. Слуховой анализатор, как и зрительный, состоит из перифе­ рического отдела (наружное, среднее и внутреннее ухо), прово­ дящих нервных путей и центрального отдела анализатора (моз­ говых клеток в височной области коры больших полушарий го­ ловного мозга). .,'•■• Людей с нарушением -слухового анализатора, в зависимости от степени выраженности дефекта функции и от времени потери (или резкого снижения) слуха, делят на три группы: глухие, или неслыщащие (потеря слуха свыше 85 дБ как среднее арифмети­ческое значение показателей на трех речевых частотах: 500,100 и 2000 Гц), позднооглохшие, слабослышащие (потеря слуха до 85 дБ). В литературе можно встретить название «тугоухие». По глубине поражения функции выделяют различные степени ту­гоухости. При легкой степени речь разговорной громкости вос­принимается на расстоянии от 6 до 8■ м, шепот — от 3 до 6 м от ушной, раковины. Умеренная степень тугоухости позволяет слы­шать речь разговорной громкости на расстоянии от 4 до 6 м, ше­пот — на расстоянии от 1 до 3 м от ушной раковины. При значи­тельной степени тугоухости громкая речь воспринимается на слух на расстоянии от 2 до 4 м, шепот — не далее чем X м от уш­ной раковины. Тяжелая степень тугоухости еще более ограничи­вает слуховое восприятие речи: -речь разговорной громкости слы- : .'ji-i»;!!!!1................ "iiiiilHl шиш не более 2 м, а шепот — лишь до 0,5 м от VMM..... |..... шипы. 1 mi.... ЮЙ врактйКШ сопсорное воспитание ограничивается, C9$1C ими irpniui по, он|»)Д(!.)11)нисм формы, цвета и величины, т. е. зри-г.-in,ним шн'прилтиом, что крайне недостаточно в специальной lipiiHTititi'. I'nsiiiiiTvii! слухового восприятия для слышащих детей пи нмдолыотси 1) самостоятельное направление, оно является со-1 т пиши ч |<;тыо работы по развитию речв:, обучению грамоте и музыкальному воспитанию. Однако процесс обучения строится в основном на слуховом восприятии, он требует от учащихся умения слушать учителя на уроке больше, чем смотреть, что у многих вызывает серьезные проблемы. Исходя из этого, следует уделять значительное внимание развитию и коррекции слухово­го восприятия. Недоразвитие слуха влечет за собой недоразви­тие речи, словесно-логического мышления, социализации' лич­ности. Основные задачи по развитию и коррекции слухового вос­приятия: о формирование умения вслушиваться; • узнавание знакомых звуков и голосов; • различение шумов, звуков и голосов по громкости, высо­те, звонкости, протяжности; • развитие фонематического слуха. Коррекциоиная работа осуществляется поэтапно. Так, BJ. Л. Черкасова (2001) называет четыре этапа: подготовительный, до-фонемный, фонемный и интегративный. \^ Цель подготовительного этапа заключается в подготовке слу­хового анализатора к восприятию разнообразных невербальных и вербальных звуков, активизации речевой деятельности и мо­дально-специфических функций — слухового внимания и слу­ховой памяти. На этом этане определяется расстояние, на кото­ром ребенок со сниженным слухом безошибочно распознает од­носложные и двухсложные слова, наличие или отсутствие раз­личий при восприятии слов правым и левым ухом. По результатам этапа вырабатываются индивидуальные реко­мендации по организации окружающей среды, т. е. определяют­ся и создаются условия, максимально благоприятные для слухо­вого восприятия. К зтим условиям относятся: • отсутствие шума во время занятий, так как восприятие различных звуков и речи в шумном помещении затрудне­ но. Это связано с тем, что более слабый по интенсивности звук маскируется шумом. Маскировка («понижение гром­кости»), как считают А. И. Соловьев, С. А. Гельфанд и. дру­гие исследователи проблемы слухового восприятия, затруд­няет процесс выделения отдельных звуков из массы других. В результате воздействия маскирующих факторов: шума, писка, звона, шуршания, гудения и. т. д. — у ребенка при­тупляется слуховая чувствительность, т. е. наступает слу­ховая усталость, и на восстановление порога чувствительно­сти требуется не менее 2 минут по окончании действия утом­ляющего стимула; • уменьшение реверберации, т. е. многократного отраже­ния звуков от стен, потолка и пола помещения (эффект «эхо»). «Эхо» подобно маскирующему шуму уменьшает раз­борчивость речи. Поэтому в помещении для занятий реко­мендуется на пол положить ковер, мебель расставить вдоль стен, на которых развесить панно из ткани или плоские съемные игрушки, украсить комнату мягкими игрушками и т. п.; » индивидуализация размещения детей в группе (классе): ребенка, имеющего двустороннее минимальное снижение слуха, следует посадить в среднем ряду, по центру, на рас­стоянии не более 2 м от педагога, так как но данным Л. В. Неймана, дети с потерей слуха до 20—25 дБ испытывают заметные затруднения в восприятии согласных звуков уже на самом близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2 м они различают не более 2—3 согласных. Возможность одинакового восприятия речи двумя ушами (бинаурально) при размещений ребенка по средней, линии от педагога по­вышает эффективность слухового процесса по сравнению с возможностями моноаурального слуха в 2 раза; • бисенсорное (елухо-зрительное) восприятие устной речи особенное значение имеет при восприятии речи в затруднен­ных условиях (плохая дикция, шумная обстановка и т. д.). При этом зрительное восприятие речи, т. е. Считывание не­которых ее элементов с губ говорящего, возможность видеть выражение лица, его мимику, оказывает определенную по­мощь акустическому восприятию устной речи; • правильная громкая речь педагога слегка замедленного темпа, так как у детей, имеющих речевые нарушения, вы­явлены трудности при узнавании быстро сменяющихся вер­бальных и невербальных элементов.   II ii м пи ч «< in ii и и ч н ш ааОанип, игры и упражнения: «Минут--. ..... ним., • Кто ус и i.i in иг то, что не услышат другие?», «Мор- i рижжинм», «Спрятанный звук» (ориентировка в простран- нтйй но пнут...... му сигналу). Звукоподражание птицам, живот­ ным, ЛЮДЯМ. Имитация и дифференциация голосов: грубый — топкий, высокий — низкий, мужской, женский, детский; опре- ,||,с пешие настроения человека по его голосу. Игра «Кто позвал?», модуляция голоса: крик — очень громко, нормальный разговор -г громко и шепот — тихо (целенаправленное использование шепота как эффективного средства повышения внимания). Игры в догадки — возможные звуки: постукивание пальцами, каран­ дашом по столу, позвякивание монетами, ключами. Игра «Что упало? » (звон упавшей монеты, жетона, стук башмака, линейки и прочих предметов, которые в начале игры выставляются пе­ ред глазами ребенка). Дофонемный этап ставит целью формирование у детей акус­ тических образов неречевых.звучаний на сенсорно-перцептивном уровне, включающем развитие слуховых ощущений и процесса восприятия. Для, достижения хорошего результата проводятся ;;. мероприятия лечебно-профилактического (но назначению врача- § отоларинголога) и коррекционно-педагогического характера (ло­ гопедические занятия).. , ■ ■ При их проведении следует учитывать такие моменты:' • соответствие звукового материала (частотного диапазона неречевых звучаний и. уровней интенсивности звуковой ак­ тивности) слуховым возможностям детей. Вначале отбира­ ются. более громкие, низкочастотные звучания (например, барабан)»,'а,затем — тихие, высокочастотные (например, шарманка); • значимость звукового материала, т. е. соотнесенность с . конкретным предметом, действием или их изображением, значимым для ребенка; • последовательность ознакомления с акустическими не­вербальными стимулами — от знакомых к .малоизвестным; • постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний — от-контрастных акустических сигналов к близким., сходным; • разнообразие видов работ (выполнение инструкций, от­веты на вопросы, подвижные и: дидактические игры и т. д.) и наглядных средств обучения, повышающих познаватель­ные интересы детей (натуральные звучащие предметы, ил- люстративный материал, технические устройства в виде магнитофонов, диктофонов для воспроизведений различных неречевых звучаний: голосов5 животных, птиц, звуков нежи­ вой природы, музыки). * '-'''.' Неречевой слух развивают с помощью различных упражне­ ний, направленных на активизацию слуховых ощущений, слу­ хового внимания путем выработки двигательной и вербальной реакций на слышимый звук (стук, звон, писк и т. п.); дифферен­ циацию слуховых ощущений (обнаружение одинаковых и раз­ личных акустических сигналов); развитие слухового внимания и слуховой памяти; формирование невербального слухового вос­ приятия (первичных слуховых образов); слухового внимания, слуховой памяти и слухового контроля. Это реализуется в процессе работы над ритмом, темпом дви­жений (без музыкального сопровождения и под музыку), слухо-двигательным контролем, а также путем узнавания и дифферен­циации неречевых звуков, а именно: • по характеру звучания (используются шумы: -бытовые, городские, эмоциональные проявления человека, голоса жи­вотных и птиц, музыкальные звуки); • по акустическим свойствам (громкости, длительности, высоте); • по количеству звучаний и звучащих предметов (количе­ ству последовательных однородных сигналов; последова­ тельных контрастных сигналов; предметов, последователь­ но или одновременно воспроизводящих контрастные звуча­ ния; ■ ' '

Наши рекомендации