Современные подходы в специальном образовании 9 страница
4. Узнай предмет по его части, контуру.
5. Нарисуй что-нибудь желтое квадратное, зеленое круглое.
В процессе предметно-практической деятельности дети знако
мятся с хроматическими (цветные) цветами и ахроматическими
(не цветные: черный, белый, серый) и их оттенками, учатся вы
делять теплые и холодные краски, адекватно раскрашивать пред
меты, распознавать и получать на бумаге мягкие пастельные и
резкие контрастные сочетания цветов, представлять цветонасы-
щенность и цветоконтрастность. Исключение при ознакомлении
составляет голубой, цвет как трудный для первоначального вос
приятия (в английском языке даже существует одно название
«blue» для обозначения синего и голубого цветов).
Японские дети различают до 200 цветов, наши даже после специальной художественной подготовки в среднем — 70 цветов. Основная причина кроется в методике обучения изодеятельнос-ти. В Японии широко практикуется психологическое погружение в цвет: «Нарисуй радость, любовь к маме» в отличие от изо1-бражения солнышка, елочки, домика и т. п. В последнем варианте цвет уже заранее известен ребенку или задается учителем: «Возьмите красный карандаш и нарисуйте кружок». В другом случае ребенку приходится активно искать цвет, создавать его самому.
Дети с отклонениями в развитии (в первую очередь умствен- -но отсталые), имея все необходимые цвета (краски, карандаши, фломастеры, мелки), часто пользуются только одним-двумя. (!кллдыинется ситуация, подобная той, о которой поется в" песенки «()рл нжевое небо»: «Много красок у меня, выбирай любую...», по девочка псе раскрасила оранжевой — и небо, и людей, и моро-
женое, и верблюда и т. д. Во время занятий рисованием или живописью можно ставить задачи, пробуждающие сознание (особенно это рекомендуется в период смены зубов): «Смотри, ты нарисовал много красного, а вокруг него зеленый и желтый. Теперь мне хотелось бы посмотреть, как будет, если ты начнешь голубым»..
Г'.,
\у Коррекциопные приемы:
• Цветовая унификация •*- предметная направленность цвета. .
• Варьирование цвета одного и того же предмета. Например, лист — весной, летом и осенью, плод — зеленый и созревший.
• Выделение оттенков. Например, сравнение зеленых листьев разных пород деревьев. При этом можно организовать фенологические наблюдения.
• Классификация предметов. Кпримеру, разложить пуговицы трех цветов (разные оттенки, форма, размер) в соответствующие коробки по их основному цвету (зеленый, красный, желтый).
Визуальное восприятие обеспечивается механизмами взаимосвязанных зрительных функций (световая и контрастная чувствительность, цветоразличение, разрешающая способность и т. д.). При патологии зрительной системы, нарушающей ее структуру и функции, имеют место изменение и рассогласование сенсорно-перцептивных механизмов, что затрудняет формирование основных качеств восприятия (Л. П. Григорьева, 1983, 1986). Кроме того, уровень общего психического развития влияет на формирование качеств восприятия. У детей с умственной отсталостью или задержкой психического развития формирование ряда качеств восприятия (обобщенность, категориальность, апперцепция, антиципация) нарушено существенным образом. Интеллектуализация перцепции при низком зрении в определенной степени компенсирует нарушения восприятия. Формирование и опознание зрительных образов осуществляются на основе активной ориентации в наглядном материале, определенных мыслительных операций и способности к предвосхищению перцептивного результата. Ребенок с тяжелым нарушением ирония должен научиться «ощупывать глазом» объекты, анализировать и осмысливать ту ограниченную информацию, которую он может получить посредством поврежденного органа. Такого робопка надо учить аналитическому и целостному восприятию мири.
D�2+..C
||1Ш1ШШШ1ШШШШШШ1шш1шшш11шш....м.«<'"
Знание детей о том, что их глаза плохо видят, не приводит к активизации бисенсорных и полисенсорных процессов для ориентации в окружающем мире. Следовательно, необходимо комплексное развитие остаточной функции и сохранных органов чувств. Нарушения зрения у детей могут быть выражены по-разному, в зависимости от силы болезнетворных влияний на разные отделы зрительного анализатора: периферический (глаз), проводниковый (зрительный нерв, зрительные и подкорковые нервные образования), центральный (мозговые клетки в зрительных зонах коры головного мозга). С учетом того, в какой мере нарушена функция зрительного анализатора, среди детей со стойкими дефектами зрения различают слепых (незрячих) и слабовидящих. У первых зрительные ощущения либо полностью отсутствуют, в силу чего оба глаза утрачивают способность к светоощу-щению и цветоразличению (тотальная слепота), либо сохраняются .светоощущения или незначительное остаточное зрение, недостаточное для обычной жизнедеятельности (максимальная острота — 0,04 на лучше видящем глазу с коррекцией, сужение поля зрения до 30 градусов). Слабовидящие дети обладают остротой зрения на лучше видящем глазу при коррекции обычными средствами (очки) от 0,05 до 0,4 (новая тенденция от 0,09 до 0,2). - Способность «видеть» у новорожденного проявляется в том, что сначала ребенок различает контрасты: яркое и темное. Затем он начинает замечать движения, после этого — очертания и форму. И самый последний этап развития — умение различать цвета. Таким образом, способность отличить контрасты является самым древним видом зрения. Умение различать цвета, определять и называть их — так же, как и воспринимать -их с точки зрения эстетики, — все это функции коры головного мозга и скорее результат развития человека, чем его инстинктивные реакции. Если смотреть на серое пятно, окруженное ярко-зеленым кольцом, то серый цвет начинает приобретать красноватый оттенок. Если некоторое время фиксировать взором ярко-красный предмет, а потом закрыть глаза, т.о возникает так называемый последовательный образ этого предмета, окрашенный в зеленый цвет (у дальтоников такое восприятие стабильно). Хроматический эффект, последовательного контраста и есть источник так называемого «зеленого свечения», которое можно увидеть, если пристально смотреть на заходящее солнце,. Последовательный образ синего цвета окрашен в желтый цвет (это легче увидеть, если синий предмет находится на черном фоне).
До XIX века было известно ограниченное количество красителей и в основном они были органического происхождения. Изменения произошли благодаря появлению анилиновых красителей, производных каменного угля и окисей металлов. В настоящее время очень немногие вещи мы видим в их первоначальной окраске. Это уже не только голубизна неба, пурпур заката, зелень травы и другие краски природы, к ним прибавились различные предметы, произведенные человеком. Цвета природы оказывают огромное влияние (хотим мы этого или нет) на наше психологическое и физиологическое состояние. Голубой цвет физиологически воспринимается как сладость, зеленый — как горечь, темно-синий (ночь) — цвет покоя и пассивности, ярко-желтый (день) позволяет человеку быть активным, но не принуждает его к этому, красный цвет стимулирующе действует на нервную систему -— у человека поднимается кровяное давление, учащаются дыхание и пульс. Физиолог Геринг, разработавший «теорию контраста», заметил, что особое вещество, находящееся в сетчатке глаза, обесцвечивается под влиянием ярких цветов и восстанавливает свой первоначальный цвет под воздействием
темных цветов.
Теория Геринга больше всего соотносится с широко применяемым цветовым тестом Макса Люшера, Существует полный тест Люшера с семью различными наборами цветов (всего 73 цветные карточки, в которых отражены 25 различных цветов и оттенков) и сокращенный. Цветовой тест направлен на выяснение процессов, происходящих на сознательном и бессознательном уровнях, дает информацию о зонах психологического и физиологического напряжения (например, работа желез внутренней секреции, сердечная недостаточность, спазмы сосудов головного мозга, нарушения деятельности желудочно-кишечного тракта).
Тест Люшера исходит из объективного значения цвета, которое одинаково для всех людей, хотя воздействие конкретного цвета на человека является субъективным, сугубо индивидуальным: одному он нравится, другому кажется скучным, третьего оставляет равнодушным, а четвертый считает его отвратительным, т. е. «на вкус и цвет *— товарищей нет», Объективные значения цветов следующие: Синий цвет означает глубину чувства. Он олицетворяет сосредоточенное внимание к своим делам, пассивность, увлеченность, чувствительность, восприимчивость, стремление достичь цельности. Его психологические проявления: спокойствие, удовле-
""««ыищШШШШШШИШ,
ШШШ[1111ШШ111Ш11ШШШШ1ШШ1ШШ11Ш1ШШ1Ш.ШЦШ.1ШШИи,ишиишш1ш. творенность, нежность', любовь, привязанность, Шеллинг в своей «Философии искусств» использовал символизм'синего цвета:;:, сказав, что «молчание — это истинное состояние безмятежного моря». Синий цвет ассоциируется ео^ сладким вкусом. >. Зеленый цвет означает гибкость ума* Он олицетворяет сосредоточенное внимание к своим, делам, умение защищаться, цепкость, независимость, оригинальность суждений.- Психологические проявления: упорство, самоуверенность, упрямство:, самоуважение. Поклонник зеленого цвета старается обеспечить себе материальную устойчивость и приобрести благосостояние, он обожает чувствовать себя солидным и респектабельным. По своей натуре он эстет, ценит красоту, и это позволяет ему достичь как духовного, так и материального богатства при счастливом стечении обстоятельств. Зеленый цвет символически соответствует величественной секвойе с глубокими корнями, гордой и неизменной, возвышающейся над малыми деревьями, отождествляется с суровым и авторитарным характером, напряженной те* тявой лука. Этот цвет имеет терпкий, вяжущий вкус. Красный цвет означает силу воли. Он олицетворяет интерес к окружающему миру, активность, агрессивность, независимость, стремление к постоянному движению, соревнованию. Психологические проявления: жизнелюбие, возбудимость, стремление к господству, сексуальность. Красный цвет символизирует кровь, пролитую в борьбе, огонь, воспламеняющий человеческий дух, сангвинический темперамент, мужское начало. Время красного цвета — настоящее. «Красный» человек обожает быть лидером, любит командовать. Ему это удается в том случае, когда его не захлестывают ненужные эмоции или он не впадает в излишние амбиции. Он редко страдает от угрызений совести, взрывной, но при этом отходчивый. Желтый цвет означает'самопроизвольность, непосредственность. Он олицетворяет интерес к окружающему миру, активность,-прожектерство, экспансивность, целеустремленность, любознательность. Психологические проявления: непостоянство, оптимизм, оригинальность характера, веселая натура. Символически желтый — это солнечное тепло, вызывающее радость, бодрость духа и счастье. Он острый на вкус. Желтый цвет — это движение вперед, к новому, современному, развивающемуся и .неоформленному. Поклонник желтого цвета —человек с сильным характером, это, в сущности, Победитель с. рождения, который-умеет концентрировать силу воли и направлять туда, где она наиболее эффективна. При желании такой человек может преуспеть как в науке, так и на сцене или в кино. Он умеет много работать, но при этом уверен, что и отдыхать надо по полной программе, что нередко вызывает зависть у окружающих. Перечисленные четыре цвета отражают основные психологические потребности человека: удовлетворенность чём-либо, привязанность к чему-либо, самоутверждение, активность, стремление к цели, оптимизм, потребность в успехе. В сокращенном варианте теста Люшера присутствуют также четыре вспомогательных цвета. Фиолетовый цвет — это смесь красного и синего, импульсивной победоносности и уступчивости. Интеллектуально зрелые люди его обычно не выбирают, то, что дети отдают ему предпочтение, показывает, что для них мир — это все еще волшебный край. «Фиолетовое» поведение взрослого может быть намеком на инфантилизм, либо высокой степени чувственной интимности. Тот, кто любит фиолетовый цвет, "■—• человек очень необычный. Он стремится к свободе, независимости и от рождения умеет получать удовольствие от одиночества. В общении он предпочитает интеллектуальное и духовное, что не всегда ценится собеседниками, поэтому стремится к себе подобным. Часто испытывает склонность ко всему таинственному, Необъяснимому и всегда пытается найти ему разгадку. Любит высокую скорость. Коричневый — э¥© затемненный желто-красный". Импульсивность красного здесь «сломлена». Коричневый цвет показывает, что для человека особенно важно ощущение своих «корней»: очаг, дом, семья, родня. Это цвет «стадного» чувства, семейного уюта и безопасности. Поклонник коричневого цвета обладает очень уравновешенным характером. Он обстоятельный и старается совершать только обдуманные поступки. Предпочитает не шумную компанию, а одиночество и тишину. Любит власть и стремится к ней. Для него самое главное — крепко и твердо стоять на земле. Черный — это та граница, за которой прекращается жизнь, и поэтому он олицетворяет идею уничтожения, это отрицание по своей природе, это «нет», противостоящее белому «да». Белый цвет — чистый лист бумаги, на котором история еще будет написана, черный -—- ее конец. Это цвет бунта, стихий, но не добровольное чувство, а внушенное как обстоятельствами, так и другими "людьми. Любитель черного не всегда может правильно оценить ситуацию, отчего проигрывает й сильно страдает. Черный оказывает сильное воздействие на любой цвет, который находится в той ще группе, усиливая его черты. , Прекрасным не считался черный цвет,. Когда на свете красоту ценили. Но, видно, изменился белый свет — Прекрасное позором очернили. . С тех пор как все природные цвета Искусно подменяет цвет заемный, Последних прав лишилась красота, Слывет она безродной и бездомной. Но так идет им черная фата, Что красотою стала чернота. Уильям Шекспир, сонет 127 - Серый — защитное прикрытие, период восстановления сил. Серый цвет характеризует его любителя как человека, который умудряется легко разрешать самые сложные проблемы. Однако, следует иметь в виду, что «серый цвет бывает ярким только на. фоне черного».. Белый — у человека, которому этот цвет нравится больше всех остальных, очень богатое воображение. Он может иногда совсем забыть об окружающем его мире и делах, просто-напросто сочинив себе красивую сказку. При лечении различных заболеваний используется цветете-рапия, или хромотерапия. В ней рекомендуется применять цвет как можно более разнообразно, т. е. облучаться этим цветом, есть пищу похожей окраски и носить одежду таких же тонов. Воздействие цвета усиливается в эмоциональной, ментальной и духовной сферах. Основным цветом для лечения кожных болезней считают оранжевый. Он пробуждает радость к жизни, особенно когда в основе болезни лежат эмоциональные «зажимы». Для снятия зуда применяется синий цвет, который сильно воздействует не только на кожу, но и на более глубокие слои тела. А облучение области сердца розовым или зеленым быстро дает ощутимое облегчение. «Похлтаживацие» живота при запоре желтым в течение короткого времени приводит к. желанному результату. При сотрясении мозга облучение головы синим светом уменьшает распухание и бледность. Цвет тарелки влияет на аппетит: желтый цвет усиливает чувство сытости, благодаря чему мы съедаем меньше, чем обычно. Белая посуда нейтральна. В лечебной практике неоднократно отмечалось, что у лежачих больных появление в палате мрачно одетых людей не вызывает радостного оживления, а чаще приводит к резкому раздражению. Визуальный ряд может влиять на поведение ребенка: радовать, печалить, успокаивать, раздражать. При цветотерапии можно использовать такие задания и кор- рекционные приемы: • Найди любимые цвета среди предложенных* * Выбери одежду но настроению: «Я хочу одеться ярко!» « Работа с лечебными цветными квадратами в качестве «скорой помощи». Вышеизложенные материалы показывают, какую важную роль в жизни человека играет полноценное зрительное восприятие и как много явных или скрытых дисфункций может при этом отмечаться. В связи с этим развитие и коррекция зрительного восприятия необходимы детям не только с нарушенным зрением, но и тем, у кого оно номинально равно единице. Вопросы и задания■ 1. Какие сенсорные эталоны существуют в зрительном восприятии? 2. Какие коррекционные приемы можно использовать при обучении цвету, форме, величине? 3. Разработайте перечень нетрадиционных вопросов и заданий с палитрой цветов (ткани, пластик, отделочные материалы). 4. «Откройте» для себя новые цвета. Например*, агатовый, охра, кармина, кукушка, ультрамарин и др.). 5. Практическим способом получите серо-буро-малиновый цвет. Литература для самообразования Григорьева Л, Д., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. Мл АПН СССР, НИИ дефектологии, 1990. Григорьева Л. П. Формирование высших форм зрительного восприятия как основа компенсации нарушений когнитивного развития детей // Дефектология. 2000. № 3. Гришвина А. В. и др. Игры-занятия с детьми раннего возраста с нарушениями умственного и речевого развития. М.: Просвещение, 1988. Willi "■:' шшншшмя::........... jiuhi,|j(1|....... j|| |рШ1Ш1ШШШШШШ1Ш!ШШШШШШ11ШШШ1Шшшш,,,,.ш. Либержан Л, M. Пять гипотез альтернативного видения // Дефектоло гия. 2000. №2. _ ■'"..- . ■ ' Морозова Г. В. Особенности анализирующего восприятия изображенных предметов глухими, слабовидящими и умственно отсталыми деть- -ми // Дефектология. 1988. №2. Коррекция слухового восприятия Познавательные возможности органа слуш: характеристика. звука, соотнесение предмета ео звуковым .сигналом, определение удаленности объекта, материала, из которого изготовлен предмет и его содержимое, узнавание действий, совершаемых с предметом и др. В старые времена слух играл важную ориентировочную роль — по характеру звона колоколов различали события — приглашение к церковной молитве,, пожар, военная опасность, радостная весть и др. Нередко звуки соотносились с цветом, например, малиновый звон, В слуховом восприятии в качестве сенсорных эталонов приняты звуковысотный ряд (шкала музыкальных звуков) л фонемы родного языка. Первый эталон имеет общечеловеческий характер, второй ограничен национальными рамками. Звуки характеризуют четыре параметра: 1. Частота. Этому параметру соответствует физиологическое качество, которое определяет высоту звука. Человеческое ухо способно воспринимать звуки в диапазоне от 16—20 герц до 16 000—20 000 гц. Речевое общение проходит в диапазоне 1000— 3000 гц. .'..,. . , . 2. Интенсивность обозначает громкость звука, 3. Длительность. 4. Звуковой спектр (набор тонов и обертоной) характеризует тембр. Древние греки говорили, что природа дала человеку один язык и два уха для того, чтобы мы меньше говорили, а больше слушали.. Слух играет очень важную роль в.развитйи человека. Ребенок, лишенный слуха, не имеет возможности воспринимать ■те звуковые сигналы, которые столь важны для познания окружающего мира, для создания полных и всесторонних представлений о многих предметах и явлениях действительности (шум водопада и журчание ручья, завывание вьюги и шелест листвы, пение птиц и звучание оркестра). При тяжелых нарушениях слуха человек не может пользоваться. многими источниками информации, рассчитанными на слышащего человека (радиопередачи, лекции, телефон и пр.), полноценно воспринимать содержание телепередач, кинофильмов, театральных спектаклей'. Серьезные ограничения вносит отсутствие слуха в эстетическое воспитание личности, поскольку человек лишается возможности нормально воспринимать все то, что связано с музыкальной культурой общества. Особенно важна роль слуха в овладении человеком речью. При отсутствии слуха или его значительном снижении ребенок не может самостоятельно, без специального обучения овладеть уст ной речью, так как лишен возможности воспринимать речь ок ружающих в качестве образца для подражания, а также контро лировать свое собственное произношение. В силу этого резко ог раничиваются возможности общения с другими людьми, а сле довательно, и познания. Отсутствие или недоразвитие речи ве дет в свою очередь к нарушениям в развитии других познаватель ных процессов и, главным образом, словесно-логического мыш ления. "; ..■•■.. Слуховой анализатор, как и зрительный, состоит из перифе рического отдела (наружное, среднее и внутреннее ухо), прово дящих нервных путей и центрального отдела анализатора (моз говых клеток в височной области коры больших полушарий го ловного мозга). .,'•■• Людей с нарушением -слухового анализатора, в зависимости от степени выраженности дефекта функции и от времени потери (или резкого снижения) слуха, делят на три группы: глухие, или неслыщащие (потеря слуха свыше 85 дБ как среднее арифметическое значение показателей на трех речевых частотах: 500,100 и 2000 Гц), позднооглохшие, слабослышащие (потеря слуха до 85 дБ). В литературе можно встретить название «тугоухие». По глубине поражения функции выделяют различные степени тугоухости. При легкой степени речь разговорной громкости воспринимается на расстоянии от 6 до 8■ м, шепот — от 3 до 6 м от ушной, раковины. Умеренная степень тугоухости позволяет слышать речь разговорной громкости на расстоянии от 4 до 6 м, шепот — на расстоянии от 1 до 3 м от ушной раковины. При значительной степени тугоухости громкая речь воспринимается на слух на расстоянии от 2 до 4 м, шепот — не далее чем X м от ушной раковины. Тяжелая степень тугоухости еще более ограничивает слуховое восприятие речи: -речь разговорной громкости слы- : .'ji-i»;!!!!1................ "iiiiilHl шиш не более 2 м, а шепот — лишь до 0,5 м от VMM..... |..... шипы. 1 mi.... ЮЙ врактйКШ сопсорное воспитание ограничивается, C9$1C ими irpniui по, он|»)Д(!.)11)нисм формы, цвета и величины, т. е. зри-г.-in,ним шн'прилтиом, что крайне недостаточно в специальной lipiiHTititi'. I'nsiiiiiTvii! слухового восприятия для слышащих детей пи нмдолыотси 1) самостоятельное направление, оно является со-1 т пиши ч |<;тыо работы по развитию речв:, обучению грамоте и музыкальному воспитанию. Однако процесс обучения строится в основном на слуховом восприятии, он требует от учащихся умения слушать учителя на уроке больше, чем смотреть, что у многих вызывает серьезные проблемы. Исходя из этого, следует уделять значительное внимание развитию и коррекции слухового восприятия. Недоразвитие слуха влечет за собой недоразвитие речи, словесно-логического мышления, социализации' личности. Основные задачи по развитию и коррекции слухового восприятия: о формирование умения вслушиваться; • узнавание знакомых звуков и голосов; • различение шумов, звуков и голосов по громкости, высоте, звонкости, протяжности; • развитие фонематического слуха. Коррекциоиная работа осуществляется поэтапно. Так, BJ. Л. Черкасова (2001) называет четыре этапа: подготовительный, до-фонемный, фонемный и интегративный. \^ Цель подготовительного этапа заключается в подготовке слухового анализатора к восприятию разнообразных невербальных и вербальных звуков, активизации речевой деятельности и модально-специфических функций — слухового внимания и слуховой памяти. На этом этане определяется расстояние, на котором ребенок со сниженным слухом безошибочно распознает односложные и двухсложные слова, наличие или отсутствие различий при восприятии слов правым и левым ухом. По результатам этапа вырабатываются индивидуальные рекомендации по организации окружающей среды, т. е. определяются и создаются условия, максимально благоприятные для слухового восприятия. К зтим условиям относятся: • отсутствие шума во время занятий, так как восприятие различных звуков и речи в шумном помещении затрудне но. Это связано с тем, что более слабый по интенсивности звук маскируется шумом. Маскировка («понижение громкости»), как считают А. И. Соловьев, С. А. Гельфанд и. другие исследователи проблемы слухового восприятия, затрудняет процесс выделения отдельных звуков из массы других. В результате воздействия маскирующих факторов: шума, писка, звона, шуршания, гудения и. т. д. — у ребенка притупляется слуховая чувствительность, т. е. наступает слуховая усталость, и на восстановление порога чувствительности требуется не менее 2 минут по окончании действия утомляющего стимула; • уменьшение реверберации, т. е. многократного отражения звуков от стен, потолка и пола помещения (эффект «эхо»). «Эхо» подобно маскирующему шуму уменьшает разборчивость речи. Поэтому в помещении для занятий рекомендуется на пол положить ковер, мебель расставить вдоль стен, на которых развесить панно из ткани или плоские съемные игрушки, украсить комнату мягкими игрушками и т. п.; » индивидуализация размещения детей в группе (классе): ребенка, имеющего двустороннее минимальное снижение слуха, следует посадить в среднем ряду, по центру, на расстоянии не более 2 м от педагога, так как но данным Л. В. Неймана, дети с потерей слуха до 20—25 дБ испытывают заметные затруднения в восприятии согласных звуков уже на самом близком расстоянии (около уха), а на расстоянии 2 м они различают не более 2—3 согласных. Возможность одинакового восприятия речи двумя ушами (бинаурально) при размещений ребенка по средней, линии от педагога повышает эффективность слухового процесса по сравнению с возможностями моноаурального слуха в 2 раза; • бисенсорное (елухо-зрительное) восприятие устной речи особенное значение имеет при восприятии речи в затрудненных условиях (плохая дикция, шумная обстановка и т. д.). При этом зрительное восприятие речи, т. е. Считывание некоторых ее элементов с губ говорящего, возможность видеть выражение лица, его мимику, оказывает определенную помощь акустическому восприятию устной речи; • правильная громкая речь педагога слегка замедленного темпа, так как у детей, имеющих речевые нарушения, выявлены трудности при узнавании быстро сменяющихся вербальных и невербальных элементов. II ii м пи ч «< in ii и и ч н ш ааОанип, игры и упражнения: «Минут--. ..... ним., • Кто ус и i.i in иг то, что не услышат другие?», «Мор- i рижжинм», «Спрятанный звук» (ориентировка в простран- нтйй но пнут...... му сигналу). Звукоподражание птицам, живот ным, ЛЮДЯМ. Имитация и дифференциация голосов: грубый — топкий, высокий — низкий, мужской, женский, детский; опре- ,||,с пешие настроения человека по его голосу. Игра «Кто позвал?», модуляция голоса: крик — очень громко, нормальный разговор -г громко и шепот — тихо (целенаправленное использование шепота как эффективного средства повышения внимания). Игры в догадки — возможные звуки: постукивание пальцами, каран дашом по столу, позвякивание монетами, ключами. Игра «Что упало? » (звон упавшей монеты, жетона, стук башмака, линейки и прочих предметов, которые в начале игры выставляются пе ред глазами ребенка). Дофонемный этап ставит целью формирование у детей акус тических образов неречевых.звучаний на сенсорно-перцептивном уровне, включающем развитие слуховых ощущений и процесса восприятия. Для, достижения хорошего результата проводятся ;;. мероприятия лечебно-профилактического (но назначению врача- § отоларинголога) и коррекционно-педагогического характера (ло гопедические занятия).. , ■ ■ При их проведении следует учитывать такие моменты:' • соответствие звукового материала (частотного диапазона неречевых звучаний и. уровней интенсивности звуковой ак тивности) слуховым возможностям детей. Вначале отбира ются. более громкие, низкочастотные звучания (например, барабан)»,'а,затем — тихие, высокочастотные (например, шарманка); • значимость звукового материала, т. е. соотнесенность с . конкретным предметом, действием или их изображением, значимым для ребенка; • последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами — от знакомых к .малоизвестным; • постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний — от-контрастных акустических сигналов к близким., сходным; • разнообразие видов работ (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и: дидактические игры и т. д.) и наглядных средств обучения, повышающих познавательные интересы детей (натуральные звучащие предметы, ил- люстративный материал, технические устройства в виде магнитофонов, диктофонов для воспроизведений различных неречевых звучаний: голосов5 животных, птиц, звуков нежи вой природы, музыки). * '-'''.' Неречевой слух развивают с помощью различных упражне ний, направленных на активизацию слуховых ощущений, слу хового внимания путем выработки двигательной и вербальной реакций на слышимый звук (стук, звон, писк и т. п.); дифферен циацию слуховых ощущений (обнаружение одинаковых и раз личных акустических сигналов); развитие слухового внимания и слуховой памяти; формирование невербального слухового вос приятия (первичных слуховых образов); слухового внимания, слуховой памяти и слухового контроля. Это реализуется в процессе работы над ритмом, темпом движений (без музыкального сопровождения и под музыку), слухо-двигательным контролем, а также путем узнавания и дифференциации неречевых звуков, а именно: • по характеру звучания (используются шумы: -бытовые, городские, эмоциональные проявления человека, голоса животных и птиц, музыкальные звуки); • по акустическим свойствам (громкости, длительности, высоте); • по количеству звучаний и звучащих предметов (количе ству последовательных однородных сигналов; последова тельных контрастных сигналов; предметов, последователь но или одновременно воспроизводящих контрастные звуча ния; ■ ' '