Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой

1. НИРС по темам: Физиологическая роль витаминов.

2. Классификация витаминов по физикохимическим свойствам.

3. Причины возникновения гипер- и гиповитаминозов. Симптомы

гиповитаминозов.

4. Препараты водорастворимых витаминов:

Вит. В1 – тиамин, кокарбоксилаза

Вит. В2 – рибофлавин

Вит. РР – никотиновая кислота, никотинамид

Вит. В6 – пиридоксин, пиридоксальфосфат

Вит. В12 – цианокобаламин

Вит. Вс – фолиевая кислота

Вит. С – аскорбиновая кислота

Вит. Р – рутин

5. Цель назначения, показания к применению, нежелательные эффекты.

6. Препараты жирорастворимых витаминов:

Вит. А – ретинол

Вит. Д – эргокальциферол, оксидевит

Вит. К – викасол, фитоменадион

Вит. Е – токоферол

7. Цель назначения, показания к применению, нежелательные эффекты.

8. Комбинированные препараты витаминов:

без минеральных добавок – гексавит, декамевит, макровит и др.

9. Сравнительная характеристика препаратов водо- и жирорастворимых витаминов»,

10. «Применение водорастворимых препаратов в кардиологии»

Занятие № 16

Тема: «Круглый стол ««Противоатеросклеротические средства. Средства, применяемые при ожирении» (в интерактивной форме).

2. Форма организации занятия: практическое занятие.

3. Значение изучения темы: В Российской Федерации в последние десятилетие смертность от болезней связанных с атеросклерозом составила 800,9 на 100 тыс.человек – 1-е место Средства, снижающие повышенный уровень атерогенных липопротеинов (ЛП) в плазме крови, применяются с целью предупреждения прогрессирования атеросклеротического процесса. Знания врачами гиполипидемических препаратов не вызывает сомнения. Ожирение в настоящее время также имеет тенденцию к эпидемии, и лекарственные препараты входят в комплексное лечения этой патологии.

Цели обучения.

- общая: обучающийся должен обладать

Общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1),

· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности. (ОК-5).

· способностью и готовностью анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность. (ПК-4).

способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения. (ПК-7).

- учебная знать:классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;

-уметь – пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать рецепты лекарственных средств, использовать различные лекарственные формы при лечении определенных патологических состояний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики; оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения;

- владеть - навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний.

5. План изучения темы:

Контроль исходного уровня знаний.

Входной контроль

вариант 1

1. Основная задача при терапии атеросклероза состоит в:

1) снижение содержания ЛПВП

2) повышение содержания ЛПНП

3) повышении в плазме крови хиломикронов

4) снижении в плазме атерогенных липопротеидов

2. Отметить антиатеросклеротический препарат – ингибитор 3-гидрокси-3метил- глютарил Коэнзим А ( ГМГ КоА) редуктазы:

1) никотиновая кислота

2) ловостатин

3) гемофиброзол

4) пробукол

3. Указать антиатерогенные липопротеиды:

1) хиломикроны

2) ЛПВП

3) ЛПНП

4) ЛПОНП

4. Отметить основной орган, удаляющий холестерин из плазмы крови:

1) почки

2) сердце

3) печень

4) мозг

5. Отметить антиатеросклеротический препарат:

1) аллопуринол

2) левомизол

3) гемофиброзол

4) гидрокортизол

6. Указать основной механизм гиполидемического действия статинов:

1) угнетает синтез холестерина в печени

2) повышает активность липопротеин липазы

3) обладает антибрадикининовой активностью

4) связывает в кишечнике желчные кислоты

7. Отметить препарат статинов, хорошо проникающий через гематоэнцефалический барьер:

1) симвастатин

2) гемфиброзол

3) правастатин

4) пробукол

8.Отметить побочный эффект применения статинов:

1) тромбозы

2) миопатия

3) диарея

4) ототоксическое действие

9.Указать препарат, снижающие содержание в крови триглицеридов:

1) флувостатин

2) метоклопромид

3) гемафибрат

4) пармидин

10. ОТМЕТИТЬ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ФИБРАТОВ:

1) кишечная непроходимость

2) гипергликемия

3) импотенция

4) кожные высыпания

Входной контроль

вариант 2

1. Отметить препарат статинов, хорошо проникающий через плаценту:

1) ловастатин

2) гемфиброзол

3) правастатин

4) пробукол

2. Отметить какой класс липопротеидов одержит большое количество холестерина и его жиров (до 45%), обладает агрессивными атерогенными свойствами:

1) хиломикроны

2) ЛПНП

3) ЛПВП

4) все ответы не верны

3. Отметить механизм гиполиподемичекого действия никотиновой кислоты:

1) угнетает синтез холестерина

2) является секвестрантом желчных кислот

3) снижает активность внутриклеточной липазы жировой ткани

4) уменьшает проницаемость сосудистой стенки

4. Отметить побочные эффекты при применении фибратов:

1) кишечная непроходимость

2) гипергликемия

3) импотенция

4) кожные высыпания

5. Отметить гиполипидемический препарат, повышающий выведение из организма желчных кислот и холестерина:

1) гемфиброзол

2) симвастатин

3) колестипол

4) пробукол

6. Отметить побочный эффект при применении холестерамина:

1) снижение слуха

2) запоры

3) сонливость

4) лейкопения

7. Отметить препарат гиполиподемический препарат полиненасыщенных w-3 жирных кислот:

1) ловастатин

2) фенофибрат

Линестол

4) никотиновая кислота

8. Отметить противопоказания при применении статинов:

1) ИБС

2) хроническая почечная недостаточность

3) цирроз печени

4) крипторхизм

9. Отметить один из фармакологических эффектов арахидина:

1) угнетает синтез жирных кислот в печени

2) повышает содержание ЛПВП

3) активирует катаболизм холестерина в печени

4) угнетает синтез холестерина в печени

10. Основная задача при терапии атеросклероза состоит в:

1) снижение содержания ЛПВП

2) повышение содержания ЛПНП

3) повышении в плазме крови хиломикронов

4) снижении в плазме атерогенных липопротеидов

Основные понятия и положения темы.

По определению Комитета экспертов ВОЗ, атеросклероз - это вариабельная комбинация изменений интимы артерий, включающая в себя накопление липидов, липопротеинов, сложных углеводов, фиброзной ткани, компонентов крови, кальцификацию и сопутствующие изменения средней оболочки (медии) сосудистой стенки. При атеросклерозе поражаются сосуды эластического и мышечно-эластического типа (аорта, сосуды головного мозга, коронарные сосуды сердца), реже сосуды нижних конечностей.

Отмечена прямая зависимость между повышением уровня общего холестерина (ХС) и холестерина липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП) в сыворотке крови и смертностью от сердечно-сосудистой патологии. Холестерин является важным для организма стеролом, так как входит в состав клеточных мембран, используется для синтеза стероидных гормонов и желчных кислот. В организме холестерин в основном синтезируется в печени, а также частично поступает с пищей. Триглицериды используются в организме как источник энергии. Холестерин и триглицериды относятся к высоколипофильным соединениям, поэтому в крови циркулируют в комплексе с полярными липидами и аполипопротеинами, образуя липопротеины.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Наши рекомендации