Рекомендации по выполнению НИРС, в том числе список тем, предлагаемых кафедрой
1. НИРС по темам: Физиологическая роль витаминов.
2. Классификация витаминов по физикохимическим свойствам.
3. Причины возникновения гипер- и гиповитаминозов. Симптомы
гиповитаминозов.
4. Препараты водорастворимых витаминов:
Вит. В1 – тиамин, кокарбоксилаза
Вит. В2 – рибофлавин
Вит. РР – никотиновая кислота, никотинамид
Вит. В6 – пиридоксин, пиридоксальфосфат
Вит. В12 – цианокобаламин
Вит. Вс – фолиевая кислота
Вит. С – аскорбиновая кислота
Вит. Р – рутин
5. Цель назначения, показания к применению, нежелательные эффекты.
6. Препараты жирорастворимых витаминов:
Вит. А – ретинол
Вит. Д – эргокальциферол, оксидевит
Вит. К – викасол, фитоменадион
Вит. Е – токоферол
7. Цель назначения, показания к применению, нежелательные эффекты.
8. Комбинированные препараты витаминов:
без минеральных добавок – гексавит, декамевит, макровит и др.
9. Сравнительная характеристика препаратов водо- и жирорастворимых витаминов»,
10. «Применение водорастворимых препаратов в кардиологии»
Занятие № 16
Тема: «Круглый стол ««Противоатеросклеротические средства. Средства, применяемые при ожирении» (в интерактивной форме).
2. Форма организации занятия: практическое занятие.
3. Значение изучения темы: В Российской Федерации в последние десятилетие смертность от болезней связанных с атеросклерозом составила 800,9 на 100 тыс.человек – 1-е место Средства, снижающие повышенный уровень атерогенных липопротеинов (ЛП) в плазме крови, применяются с целью предупреждения прогрессирования атеросклеротического процесса. Знания врачами гиполипидемических препаратов не вызывает сомнения. Ожирение в настоящее время также имеет тенденцию к эпидемии, и лекарственные препараты входят в комплексное лечения этой патологии.
Цели обучения.
- общая: обучающийся должен обладать
Общекультурными компетенциями (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):способностью и готовностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1),
· способностью и готовностью к логическому и аргументированному анализу, публичной речи, ведению дискуссии и полемики, редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности. (ОК-5).
· способностью и готовностью анализировать результаты естественнонаучных, медико-биологических, клинико-диагностических исследований, использовать знания основ психологии человека и методов педагогики в своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои профессиональные знания и навыки, осознавая при этом дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность. (ПК-4).
способностью и готовностью интерпретировать результаты современных диагностических технологий, понимать стратегию нового поколения лечебных и диагностических препаратов, методов диагностики и лечения. (ПК-7).
- учебная знать:классификацию и основные характеристики лекарственных средств, фармакодинамику и фармакокинетику, показания и противопоказания к применению лекарственных средств, побочные эффекты; общие принципы оформления рецептов и составления рецептурных прописей лекарственных средств;
-уметь – пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности; анализировать действие лекарственных средств по совокупности их фармакологических свойств и возможность их использования для терапевтического лечения; выписывать рецепты лекарственных средств, использовать различные лекарственные формы при лечении определенных патологических состояний, исходя из особенностей их фармакодинамики и фармакокинетики; оценивать возможные проявления при передозировке лекарственных средств и способы их устранения;
- владеть - навыками применения лекарственных средств при лечении, реабилитации и профилактике различных заболеваний и патологических состояний.
5. План изучения темы:
Контроль исходного уровня знаний.
Входной контроль
вариант 1
1. Основная задача при терапии атеросклероза состоит в:
1) снижение содержания ЛПВП
2) повышение содержания ЛПНП
3) повышении в плазме крови хиломикронов
4) снижении в плазме атерогенных липопротеидов
2. Отметить антиатеросклеротический препарат – ингибитор 3-гидрокси-3метил- глютарил Коэнзим А ( ГМГ КоА) редуктазы:
1) никотиновая кислота
2) ловостатин
3) гемофиброзол
4) пробукол
3. Указать антиатерогенные липопротеиды:
1) хиломикроны
2) ЛПВП
3) ЛПНП
4) ЛПОНП
4. Отметить основной орган, удаляющий холестерин из плазмы крови:
1) почки
2) сердце
3) печень
4) мозг
5. Отметить антиатеросклеротический препарат:
1) аллопуринол
2) левомизол
3) гемофиброзол
4) гидрокортизол
6. Указать основной механизм гиполидемического действия статинов:
1) угнетает синтез холестерина в печени
2) повышает активность липопротеин липазы
3) обладает антибрадикининовой активностью
4) связывает в кишечнике желчные кислоты
7. Отметить препарат статинов, хорошо проникающий через гематоэнцефалический барьер:
1) симвастатин
2) гемфиброзол
3) правастатин
4) пробукол
8.Отметить побочный эффект применения статинов:
1) тромбозы
2) миопатия
3) диарея
4) ототоксическое действие
9.Указать препарат, снижающие содержание в крови триглицеридов:
1) флувостатин
2) метоклопромид
3) гемафибрат
4) пармидин
10. ОТМЕТИТЬ ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ ФИБРАТОВ:
1) кишечная непроходимость
2) гипергликемия
3) импотенция
4) кожные высыпания
Входной контроль
вариант 2
1. Отметить препарат статинов, хорошо проникающий через плаценту:
1) ловастатин
2) гемфиброзол
3) правастатин
4) пробукол
2. Отметить какой класс липопротеидов одержит большое количество холестерина и его жиров (до 45%), обладает агрессивными атерогенными свойствами:
1) хиломикроны
2) ЛПНП
3) ЛПВП
4) все ответы не верны
3. Отметить механизм гиполиподемичекого действия никотиновой кислоты:
1) угнетает синтез холестерина
2) является секвестрантом желчных кислот
3) снижает активность внутриклеточной липазы жировой ткани
4) уменьшает проницаемость сосудистой стенки
4. Отметить побочные эффекты при применении фибратов:
1) кишечная непроходимость
2) гипергликемия
3) импотенция
4) кожные высыпания
5. Отметить гиполипидемический препарат, повышающий выведение из организма желчных кислот и холестерина:
1) гемфиброзол
2) симвастатин
3) колестипол
4) пробукол
6. Отметить побочный эффект при применении холестерамина:
1) снижение слуха
2) запоры
3) сонливость
4) лейкопения
7. Отметить препарат гиполиподемический препарат полиненасыщенных w-3 жирных кислот:
1) ловастатин
2) фенофибрат
Линестол
4) никотиновая кислота
8. Отметить противопоказания при применении статинов:
1) ИБС
2) хроническая почечная недостаточность
3) цирроз печени
4) крипторхизм
9. Отметить один из фармакологических эффектов арахидина:
1) угнетает синтез жирных кислот в печени
2) повышает содержание ЛПВП
3) активирует катаболизм холестерина в печени
4) угнетает синтез холестерина в печени
10. Основная задача при терапии атеросклероза состоит в:
1) снижение содержания ЛПВП
2) повышение содержания ЛПНП
3) повышении в плазме крови хиломикронов
4) снижении в плазме атерогенных липопротеидов
Основные понятия и положения темы.
По определению Комитета экспертов ВОЗ, атеросклероз - это вариабельная комбинация изменений интимы артерий, включающая в себя накопление липидов, липопротеинов, сложных углеводов, фиброзной ткани, компонентов крови, кальцификацию и сопутствующие изменения средней оболочки (медии) сосудистой стенки. При атеросклерозе поражаются сосуды эластического и мышечно-эластического типа (аорта, сосуды головного мозга, коронарные сосуды сердца), реже сосуды нижних конечностей.
Отмечена прямая зависимость между повышением уровня общего холестерина (ХС) и холестерина липопротеинов низкой плотности (ХС ЛПНП) в сыворотке крови и смертностью от сердечно-сосудистой патологии. Холестерин является важным для организма стеролом, так как входит в состав клеточных мембран, используется для синтеза стероидных гормонов и желчных кислот. В организме холестерин в основном синтезируется в печени, а также частично поступает с пищей. Триглицериды используются в организме как источник энергии. Холестерин и триглицериды относятся к высоколипофильным соединениям, поэтому в крови циркулируют в комплексе с полярными липидами и аполипопротеинами, образуя липопротеины.
КЛАССИФИКАЦИЯ