Специфика и особенности социально-культурного проектирования в области деятельности фэндомных объединений

Проектирование (от лат. «projectus» — брошенный вперед) - это процесс создания прототипа, прообразапредполагаемого или возможного объекта (состояния) и обоснованное определение вариантов прогнозируемого и планового развития новых процессов и явлений.

Проект – это совокупность действий, исполнителей и средств по выработке вариантов решения определенной проблемы, достижения определённых целей.

Проект - ограниченное во времени, целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными расходами и специфической организацией.

Проект — это совокупность задач или мероприятий, связанных с достижением запланированной цели, которая обычно имеет уникальный и неповторяющийся характер .

Социальное проектирование — вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем. Возможности такой деятельности хорошо проявились в практике многих стран, и сегодня без применения проектных технологий трудно представить себе государственную социальную политику. Но с самого начала скажем со всей определенностью: социальное проектирование — не только технология достижения ожидаемого результата в социальной сфере. Наше время выдвинуло на передний план более обширную по объему и более привлекательную для думающих людей задачу — утверждение в социальной практике проектного мышления (или мышления проектами).

Применение проектных технологий можно обнаружить даже в далекой древности. Любое из семи чудес света можно в определенном смысле рассматривать как осуществленные социальные проекты. Но все же мышление проектами, сознательное и повсеместное применение проектного подхода в технике, бизнесе, наконец, в социальной сфере — явление последней трети XX столетия.

Проектирование в области деятельности фэндомных объединений …

Как правило, деятельность фандомов осуществляется на различных блоговых платформах. Для проведения анкетирования мы выбрали блоговую платформу diary.ru (@Дневники). Она является одной из популярных в России и СНГ (в основном, на Украине и в Белоруссии) наряду с LiveJournal и Liveinternet. На этом сайте наиболее активно развивается фандомное движение: каждый год с июля по октябрь на сайте проводится мероприятие под названием "Фандомная битва", своего рода фестиваль фандомов. Каждый фандом в определённый срок выкладывает в специальное сообщество тот или иной фан-арт (в зависимости от задания конкретного тура). В 2012 году было представлено 150 фандомов, связанных с фильмами, книгами, сериалами, музыкальными направлениями (J-pop – японская поп-музыка, J-rock – японская рок-музыка, K-pop – корейская поп-музыка и др.).

Первые фандомы в России стали появляться в 1990-х годах в связи с ростом популярности литературы "фэнтези". Немного позже возникли фандомы японских анимационных фильмов (аниме) и видеоигр. Стоит отметить, что в последние годы появляются фандомы, посвящённые классическим произведениям. Так, в последней "Фандомной Битве" участвовали фандомы русской литературы ("Евгений Онегин", "Преступление и наказание" и пр.) и кинофильма "Иван Грозный" Сергея Эйзенштейна. Таким образом, наблюдается трансформация фанфикшна, расширяющего объект креативных практик: от подражаний популярным сериалам и беллетристическим текстам – к интерпретациям классического наследия. При этом наблюдается стремление к упрощению, которое отчасти низводит гениальные произведения до уровня массовых фанфикшн-текстов.

Наиболее популярным видом творчества внутри фандома является написание фанфикшна – литературного текста по мотивам оригинального произведения.

Написание фанфиков является настолько популярным в молодёжной среде, что на сайте diary.ru регулярно проводятся фестивали однострочников, в которых могут принимать участие и пользователи сайта, и гости. Подобные мероприятия показывают, что часть фандома не присоединяется к созданию фанфикшна, однако, образует активную публику: они читают и комментируют выложенные тексты.

Одним из простейших для организации мероприятием является фандомная сходка. Это, ранее обговоренная в сообществе, встреча фанатов в определенное время в определенном месте. где люди встречаются, наслаждаются обществом друг друга, обсуждают фанфики, мир фандома и прочее, устраивают игры и конкурсы с призами, смотрят серии любимых шоу в кинозале, просто хорошо проводят время. Данное мероприятие может быть организовано как самими людьми из фандома на бесплатной основе, так и сторонними организаторами с целью извлечения прибыли.

Но главными и основными коммерческими проектами в сфере фандомной культуры остаются различного рода фестивали-выставки (AVAEXPO: фестиваль популярной культуры, «ИгроМир» — первая в России крупномасштабная ежегодная выставка компьютерных и видеоигр, Comic Con Russia — это настоящий праздник для всех поклонников поп-культуры. На Comic Con Russia можно увидеть главные премьеры из мира фильмов, сериалов, компьютерных и настольных игр, развлекательной литературы, и, конечно же, популярных комиксов, аниме и манга, пообщаться с любимыми артистами и создателями фандомных миров, различные конвенции – это замечательная возможность для поклонников сериала встретиться и пообщаться со своими любимыми актёрами, взять автограф, сделать фото на память, или задать давно интересующий вопрос, фестивали по отдельным всевозможным фандомам (фестиваль «Игра Престолов» в Петербурге), фестивали ролевых игр и много другое).

Вся специфика заключается в том, что большинство проектов в первую очередь направлены на получение прибыли и популяризацию, рекламу, раскрутку того или иного фандомного продукта, а не на развития, просвещение посетителей. Обычно вся суть фестивалей сводится к зрелищности и потребительству.

Фандомы как актуальное явление культуры требуют дальнейшего осмысления. Необходимо: расширение объектов фандомного творчества, новых ориентиров в поисках креативности, а так же, создание новых, по возможности бесплатных, проектов в деятельности фандомных объединений. С целью увеличения проведения свободного времени вне социальных сетей и прочих интернет-платформ, с целью развития, самовоспитания и социального самоутверждения личности.

Вывод по главе: Практическая значимость исследования впервой главе состоит в том, что её результаты углубляют и расширяют современные представления о феномене свободного времени.

В настоящее время в область свободного времени регулярно поступают предложения от коммерческих структур. С каждым разом рекламируются и популяризируются всё новые и новые продукты. В то время как старые под давлением модернизации вытесняются на второй план. Развитие рынка сводного времени, с одной стороны, имеет свои плюсы:

• наблюдается расширение внеинституциональных форм использования свободного времени;

• у молодёжи появляется выбор и возможность самостоятельно организовывать свой отдых.

Но, с другой стороны, необходимо отметить и отрицательные стороны:

• это всё большая тенденция индивидуализации отдыха, причины возникновения которой можно объяснить следующим образом: коммерческие предложения предполагают индивидуальное решение, как проводить своё свободное время, что ему импонирует, и, принимая решение, человек исходит лишь из собственных желаний и потребностей;

• свободное время всё чаще становится продуктом индустрии свободного времени. И молодежь все чаще рассматривается как «потребители» товара;

Эффективным решением этой проблемы мне видится в развитии системы центров и клубов по интересам (в данной работе – фандомного центра). Стимулирование активности молодёжи в свободное время оптимально осуществляется через центры свободного времени или дома открытых дверей. Центры свободного времени в этом плане - важный и жизненно-необходимый элемент нашего общества, который посредством проводимой работы пытался бы предусмотреть поведение школьника в свободное время в соответствии с нормами морали и нравственности. В этих центрах люди учились бы жить и работать в коллективе, вместе действовать, решать проблемы, не ущемляя интересов других людей.

Наши рекомендации