В Западной Европе и России в XIX в

Вопросы для обсуждения

1. Система детского сада Ф. Фребеля.

ü Сущность детского сада, задачи воспитания детей до 7 лет.

ü Роль и место игры в воспитании детей дошкольного возраста.

ü Игры с «дарами»,их анализ и оценка.

ü Подвижные игры, игры с пением Ф. Фребеля,их анализ.

ü Ручные занятия, их педагогическое значение.

1. Теория и практика образования в России в ХIХ веке.

ü Создание и развитие государственной системы начального, среднего и высшего образования в России в ХIХ в.

ü Педагогические взгляды и деятельность В.Ф.Одоевского.

ü Развитие революционно-демократических педагогических идей в России 60-х годов ХIХ века.

ü Создание Московского университета и его роль в развитии образования в России.

2. К.Д.Ушинский о воспитании детей дошкольного возраста.

ü Идея народности воспитания.

ü Об отношении к теории Ф.Фребеля и фребелевским детским садам.

ü Об игре и игрушке.

ü О воспитании навыков и привычек детей.

Учебно-исследовательские задания

1 .Подготовьте доклады о жизни и деятельности Ф. Фребеля, В.Ф.Одоевского, К.Д.Ушинского.

2. Подготовьтесь работать с первоисточниками.

Литература

Основная литература

1. Антология педагогической мысли России второй половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., - 2009.

2. Антология педагогической мысли России первой половины XIX в. / Сост. П.А. Лебедев. М., - 2007.

3. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. пособие. – М., 2007.

4. Егоров С.В. Учебно-методические материалы по истории педагогики. М.: Академия, - 2007.

5. История педагогики // Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2007.

6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2009.

7. Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. М., - 2005.

Дополнительная литература

1. История педагогики /Под ред. А.И. Пискунова. М., 1998.

2. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия // Сост. С.Ф.Егоров, С.В.Лыков, Л. М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова. — М., 2000.

3. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами; Наука до науки. Книжка дедушки Иринея; Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей; Руководство для гувернанток. Разговоры с детьми //Избр. пед. соч. — М., 1955.

4. Первая книга после азбуки //Пед. соч.: В 6 т. - М., 1988.

5. Ушинский К.Д. Труд в его психическом и воспитательном значении // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 9. М.,-Л. 1950.

6. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 6. М.,-Л. 1949.

7. Ушинский К.Д. Родное слово // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 6. М.,-Л. 1949.

8. Ушинский К.Д. О нравственном элементе в русском воспитании // Собр. Соч.: в 11 т. Т. 7. М.,-Л. 1949

9. Фребель Ф. Детский сад //Пед. соч. - М., 1913 (гл. 3,4,7—12, 14-17).

10. Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. М., 1993.

Семинарско-практическое занятие № 5

Тема: Образование и педагогическая мысль

В Западной Европе и России в XX в.

Вопросы для обсуждения

1. Проблемы воспитания детей дошкольного возраста в системе М. Монтессори.

ü Принципы организации и оборудования домов ребенка.

ü Педагогические принципы и методы воспитания детей в домах ребенка.

ü Вопросы физического воспитания.

ü Сенсорное воспитание. Характеристика дидактических материалов.

1. Реформаторская педагогика конца ХIХ – первой половины ХХ вв. за рубежом.

ü Общая характеристика реформаторской педагогики в Западной Европе и США.

ü Прагматическая педагогика Д. Дьюи.

ü Теория и практика обучения и воспитания детей Г. Кершенштейнера.

ü Экспериментальная педагогика (В.А.Лай, А. Бине, О. Декроли).

2. Е. Н. Водовозова об умственном и нравственном воспитании детей дошкольного возраста.

ü Значение и задачи дошкольного воспитания.

ü Задачи, содержание, методы, средства умственного воспитания ребенка-дошкольника.

ü О развивающих детских работах, играх и игрушках

ü Содержание и методы нравственного воспитания детей дошкольного возраста.

3. С. Симонович, Е. И. Тихеева, Л. К. Шлегер о воспитании детей дошкольного возраста в детских садах.

ü Значение детского сада и принципы его организации.

ü Содержание и методы воспитания в детском саду.

ü Материал, используемый в работе с детьми.

4. А. С. Макаренко о воспитании детей в семье.

ü Роль семьи в воспитании детей. Задачи и общие условия семейного воспитания.

ü Значение авторитета и примера родителей.

ü Труд - основа семейного воспитания.

ü Игра как фактор воспитания детей.

ü А. С. Макаренко о воспитании дисциплины в семье.

Учебно-исследовательские задания

1. Подготовьтесь работать с первоисточниками по первому вопросу темы.

2. Подготовьте рефераты по всем остальным вопросам темы.

Литература

Основная литература

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: учеб. пособие. – М., 2007.

2. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учеб. пособ. для студентов педвузов / А.Н. Джуринский. – М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, - 2004.

3. Джуринский А.Н. История педагогики: учеб. пособие. – М., 2008.

4. Егоров С.В. Учебно-методические материалы по истории педагогики. М.: Академия, - 2007.

5. История педагогики // Под ред. А.И. Пискунова. - М.: Сфера, 2007.

6. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России /Под ред. З.И. Васильевой. – М., 2009.

7. История педагогики и образования: от зарождения воспитания в первобытном обществе до конца ХХ в.: Учебное пособие для педагогических учебных заведений / Под ред. А.И. Пискунова. М., 2008.

8. Пряникова В.Г. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник / В.Г. Пряникова, З.И. Равкин. М., - 2005.

Дополнительная литература

1. Водовозова Е.Н. Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста. Книга для воспитателей. — СПб., 1913 (главы IX, XI, XII; для доклада гл. ХУП-ХХ).

2. Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. М., 1992.

3. История педагогики / Под ред. А.И. Пискунова. М., 1998.

4. История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия // Сост. С.Ф.Егоров, С.В.Лыков, Л. М. Волобуева, Н.Ю. Житнякова; Под ред. С.Ф.Егорова. — М., 2000.

5. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Книга для родителей. Воспитание в семье и школе. Семья и воспитание детей. Больше активности в игре //Пед. соч.: В 8 т. — М., 1984.

6. Монтессори М. Дом ребенка: Метод научной педагогики. - Гомель, 1993.

7. Пискунов А.И. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. М., 1981.

8. Симонович А. С. Детский сад. - М., 1907.

9. Тихеева Е.И. Современный детский сад, его значение и оборудование, - Пг., 1919.

10. Тихеева Е.И. Организация детского сада и детского дома. - М., 1923.

11. Тихеева Е.И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой. - М.;Л., 1930.

12. Шлегер Л.К. Практическая работа в детском саду. - М., 1915.

13. О «Книге для родителей» //История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия /Сост. С. В. Лыков, Л. М. Волобуева; Под ред. С. Ф. Егорова. - М., 1999. - С. 466-474.

Наши рекомендации