Программированное обучение
Название происходит от позаимствованного из словаря электронно-вычислительной техники термина «программа», обозначающего систему последовательных действий (операций), выполнение которых ведет к заранее запланированному результату. Основная цель ПО – улучшение управления учебным процессом. Возникшее в начале 60-х годов на основе новых дидактических, психологических и кибернетических идей ПО направило свои усилия на создание технологии такой технологии учебного процесса, которая позволяла бы контролировать каждый шаг продвижения учащегося по пути познания и благодаря этому оказывать ему своевременную помощь, избавляя тем самым от многих затруднении, потери интереса и других негативных последствий, сопровождающих плохо управляемый процесс. У истоков ПО стояли американские дидакты и психологи Н. Краудер, Б.Скиннер, С. Пресси, в отечественно науке этими вопросами плодотворно занимались Н.Ф. Талмызина, П.Я. Гальперин, Л.Н. Ланда, И.И. Тихонов, А.Г. Молибог, А.М. Матюшкин, В.И. Чепелев и мн. др.
Особенности ПО заключаются в следующем:
- Учебный материал разделяется на отдельные порции(дозы);
- Учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
- Каждый шаг завершается контролем (вопросом, заданием и т.д.);
- При правильном выполнении контрольных заданий учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
- При неправильном ответе учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
- Каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает учебным материалом в посильном для него темпе;
- Результаты выполнения всех контрольных заданий фиксируются, они становятся известными как самим учащимся(внутренняя обратная связь), так и педагогу (внешняя обратная связь);
- Педагог выступает организатором обучения и помощником (консультантом) и при затруднениях осуществляет индивидуальный подход;
- В учебном процессе широкое применение находят специфические средства ПО(программированные учебные пособия, тренажеры, контролирующие устройства, обучающие машины);
Современные обучающие машины быстро устанавливают уровень обученности и возможности работающих с ними учеников, могут «приспосабливаться» к ним. Такие самоприспосабливающиеся программы называют адаптивными. Современные обучающие программы чаще всего составляющие по смешанной (комбинированной) схеме, что позволяет сделать их гибкими.
Компьютерное обучение
Ощутимые шаги в раскрытии глубинных закономерностей человеческого обучения, сделанные мировой дидактикой, а также бурный прогресс в области развития персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) вывели педагогов на новую технологию компьютерного (компьютеризированного) обучения, которой судя по всему предстоит сыграть важную роль в преобразовании учебно-воспитательного процесса. Оказалось, что компьютеры, снабженные специальными обучающими программами, можно эффективно приспособить для решения почти всех дидактических задач – предъявлении (выдачи) информации, управления ходом обучения, контроля и коррекции результатов, выполнения тренировочных упражнений, накопления данных о развитии учебного процесса и т.д.
В развитых странах, где компьютеры в обучении широко применяются уже не одно десятилетие, определились главные направления эффективного использования ЭВМ. В их числе два важнейших:
1. Повышение успеваемости по отдельным учебным предметам (математике, языкам, естественным наукам, географии и др.), обеспечение ориентированного на результат процесса;
2. Развитие общих когнитивных способностей – решать поставленные задачи, самостоятельно мыслить, владеть коммуникативными навыками (сбор, анализ, синтез информации), т.е. упор на процессы, лежащие в основе формирования того или иного навыка.
Кроме того, компьютеры широко используются для автоматизированного тестирования, оценки и управления, что позволяет высвободить время преподавателя и тем самым повысить эффективность педагогического процесса.
Программированное и пришедшее ему на смену компьютерное обучение основывается на выделении алгоритмов обучения. Алгоритм как система последовательных действий, ведущих к правильному результату, предписывает учащемуся состав и последовательность учебной деятельности, необходимые для полноценного усвоения знаний и умений. Прежде чем составить обучающую программу, нужно разработать алгоритм выполнения мыслительных действий и учебных операции, по которому ЭВМ будет осуществлять управление учебным процессом. Эффективность обучающих программ и всего компьютерного обучения целиком зависит от качества алгоритмов управления мыслительной деятельностью. Плохо составленные алгоритмы резко снижают качество компьютерного обучения.
ПОНЯТИЕ О ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ
1. Сущность процесса воспитания и его функции;
2. Особенности процесса воспитания;
3. Соотношения воспитания, самовоспитания и перевоспитания.
Воспитание как отдельная составляющая педагогического процесса было впервые выделено немецким педагогом Гербартом в начале 19 века в его труде «Общая педагогика выведенная из целей воспитания».
Воспитание в широком смысле – общественная функция, посредством которой осуществляется передача социального опыта от поколения к поколению.
Воспитание в узком смысле: по определению – специально организованное целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников по развитию у воспитанников личностных качеств, системы отношений, навыков и привычек поведения; по сути – специальная деятельность, называемая воспитательной работой и осуществляемая в ходе процесса воспитания; организационно – управление процессом развития личности, организация последовательных ………………….. в процессе воспитания.
Процесс воспитания – целенаправленное и специально организованное взаимодействие педагога и воспитанников, опосредованное целями и задачами личности и общества, и базирующееся на стимулировании активной деятельности воспитанников по овладению социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями и формированию у них общественно-ценных личностных качеств. Там, где есть воспитание:
· Учитывается движущие силы развития личности, возрастные и индивидуальные особенности детей;
· На полную мощность используется положительное влияние общественной и природной среды;
· Ослабляется отрицательное и неблагоприятное влияние внешней среды;
· Достигается единство и согласованность всех социальных институтов;
· Ребенок раньше оказывается готовым к самовоспитанию;
Процессу воспитания, как сложному социальному явлению, характерны определенные особенности, к ним относят:
· Процесс воспитания – двусторонний процесс, включает в себя с одной стороны деятельность воспитателя и с другой стороны – деятельность воспитанника;
· Процесс воспитания – целенаправленный процесс, где цель выступает системообразующим компонентом, и ей подчинены все другие компоненты процесса воспитания (содержание, форма, методы, средства);
· Процесс воспитания носит целостный характер: личность представляет собой целостное образование и к ее воспитанию надо подходить так же целостно;
· Процессу воспитания свойственна системность, логика и последовательность, которые способствуют формированию системы взглядов и убеждения в совокупности общественно-ценных свойств и качеств личности, системы ее отношений, навыков, привычек поведения;
· Процесс воспитания является непрерывным; воспитание происходит на протяжении всей жизни;
· Результаты воспитательного процесс имеют неоднозначный характер: воспитывают всех одинаково, а результаты разные;
· Процессу воспитания свойственна отдаленность результатов т. е. они могут проявляться в поведении и деятельности воспитанников в течении разного времени.
Процесс воспитания выступает составной частью целостного педагогического процесса.
Сущность воспитательного процесса заключается в том, что внешнее (объективное) становится достояние внутреннего (субъективного) и переводится в область сознания человека, чтобы в дальнейшем найти свое выражение в результатах поведения и деятельности.
Эффективность воспитательного процесса значительно возрастает, если он приводит в движение мотивационную и сферу личности. Обеспечивает: единство сознания, деятельности и общения, а в конечном итоге формирует социально ценные навыки и привычки поведения.
Основными функциями воспитательного процесса выступают:
- Организация разносторонней деятельности школьников;
- Охрана физического и психического здоровья школьников;
- Формирование системы отношений учащихся к окружающему миру;
- Развитие социально значимых свойств и качеств личности;
- Коррекции, преодоление отклонений поведения воспитанников.
Результатом целесообразной воспитательной работы является готовность школьника к самовоспитанию. Под самовоспитанием понимается сознательная, целенаправленная деятельность, возникшая в результате активного взаимодействия личности со средой, по выработке у себя социально значимых свойств и качеств личности.
Перевоспитание – процесс, направленный на перестройку неправильно сложившихся взглядов, суждений, оценок личности, на преобразование отрицательных способов поведения и отношений с окружающими.
Содержание процесса воспитания.
- Понятие содержания воспитания;
- Базовая культура личности.
Под содержанием воспитания понимают систему знаний, убеждений и навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должен овладеть учащийся в соответствии с поставленными целями и задачами.
Центральные понятия содержания воспитания – базовая культура личности. Это культура жизненного самоопределения, экономическая культура, культура труда, нравственная, экологическая, художественная, физическая культура, культура семейных отношений.
Результатом успешной реализации содержания воспитания должно стать формирование базовой культуры личности. Содержание воспитания должно быть выстроено так, чтобы формировалась не только базовая культура личности, но и человек оказался подготовленным к выполнению трех главных ролей в его жизни: гражданин, работник, семьянин.
Культура личности – уровень развития и реализации сущностных сил человека, его способностей и дарований, это совокупность компетенций информационных, мировоззренческих, социальных, политических и нравственных.
Базовая культура личности включает в себя:
- Интеллектуальную культуру личности;
- Нравственную культуру личности;
- Гражданскую культуру личности;
- Культуру труда;
- Экологическую культуру личности;
- Эстетическую культуру личности;
- Физическую культуру личности;
- Культуру семейных отношений.
1. Включает в себя комплекс знаний и умений в области культуры умственного труда. К интеллектуальным умениям относят: умения определять цели познавательной деятельности, планировать ее, работать с литературными источниками, пользоваться техническими приспособлениями. Выделяют общие интеллектуальные умения (чтение, письмо, счет ,изложение мысли) и специальные (чтение чертежей, использование измерительных приборов). Интеллектуальная культура формируется в процессе умственного воспитания, которое осуществляется в процессе обучения и во внеклассной работе.
2. Нравственная культура формируется в процессе нравственного воспитания. Нравственное воспитание – система отношений человека к государству, труду, людям и самому себе. В основе которых лежат нормы морали. Мораль – совокупность правил, требований, норм регулирующих взаимоотношение и взаимодействие людей в конкретном обществе. Нравственную структуру личности составляют , отношения, поведение, которые воплощаются в нравственных идеалах, этических ценностях и моралях человека. Нравственное воспитание осуществляется в процессе обучения, во внеклассной и внешкольной работе, в семье, в средствах массовой информации.
3. Гражданское воспитание – процесс формирования у школьников уважения к закону и беспрекословное подчинение ему, нормам коллективной жизни, развитие гражданского самосознания, ответственности, чувства гражданского долга, готовности отстаивать свои убеждения.
4. Гражданское воспитание является закономерным результатом трудового воспитания. Трудовое воспитание – совместная деятельность воспитателя и воспитанников, направленная на развитие у школьников общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, формирование ответственного отношения к труду и его продуктам, а т.ж. на сознательный выбор профессии. Трудовое воспитание осуществляется в процессе различных видов труда (учебный, уроки трудового обучения, общественно полезный труд, производительный труд, труд по самообслуживанию)
Эстетическая культура личности предполагает наличие определенных чувств, свойств и качеств личности, сформированных у человека в процессе эстетического воспитания. Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения потребности в высоких культурных ценностях, их постоянном обогащении, развитие творческих способностей человека. Институтами эстетического воспитания выступают: искусство (все его виды), природа, труд, повседневная жизнь, быт.
Физическая культура личности основана на физическом воспитании. Физическое воспитание – система совершенствования человека, направленная на физическое развитие, укрепление здоровья, обеспечение высокой работоспособности и выработки потребности в постоянном физическом самосовершенствовании. К средствам физического воспитания относят: гимнастика, игры, туризм, спорт, природные силы (солнце, воздух, вода),
факторы. В систему физического воспитания в школе входят: уроки физкультуры, спортивные соревнования, гимнастика до занятий, физкультминутки на уроках, организация подвижных перемен, медицинско-оздровительные процедуры.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Формирование коллектива как воспитывающей среды.
Доказанным в науке является воспитательная значимость коллективного взаимодействия, воспитания в коллективе. Основоположником теории воспитания в коллективе является Антон Семенович Макаренко. Его опыт работы в коммунах имени Горького и Дзержинского позволил ему выделить коллектива, выделить структуру коллектива, обосновать стадии развития коллектива и раскрыть основные пути формирования коллектива.
Благодаря коллективу:
· Удовлетворяется потребность человека в общении и самоутверждении;
· Обогащается эмоциональный и поведенческий опыт человека;
· Создаются условия для познания себя через сравнение с окружающими;
· Появляется возможность проявить свою индивидуальность, реализовать карьерный рост.
Коллектив – группа людей высокого уровня развития, взаимовлияющих друг на друга и связанных между собой общими социально-ценными целями, интересами, а т.ж. совместно выполняемой деятельностью и общением.
Детский коллектив – группа детей, к которой создается система высоконравственных общественных отношений, деятельности и общения, способствующая формированию личности и коллектива в целом.
Макаренко выделяет следующие признаки коллектива:
1. Наличие у коллектива общественно-ценных целей.
2. Организация деятельности по достижению поставленных целей;
3. Наличие в коллективе отношений ответственной зависимости;
4. Функционирование органов самоуправления;
5. Коллектив как составляющая другого, большего коллектива (коллектив класса – школьный коллектив)
Коллектив отличает ряд особенностей: сплоченность, сознательность, организованность, взаимоответственность, самостоятельность, здоровая критика, бескорыстие, соревновательность, разумность, сочетание личных и общественных интересов.
Выделяют следующие функции коллектива:
-регулятивная (коллектив является носителем, пропагандистом научного мировоззрения, нравственных и социальных идей);
-организационная (коллектив представляет собой основную форму организации детской жизни);
-объединяющая (коллектив представляет собой форму объединения, сплочения, кооперации людей);
-стимулирующая (коллектив побуждает личность к нравственно-ценной деятельности и предотвращает негативные проявления);
-воспитательная (означает целенаправленное воздействие на личность в коллективе под руководством педагога и коллектива).
Каждый коллектив имеет определенную структуру, состоящую из актива, различных микрогрупп, объединенных по интересам. Коллективы, в зависимости от конкретных целей и назначения, могут быть структурированы по следующим признакам