Организация пространства

Чаще всего я начинаю с того, что прошу учасников подвинуть стулья, чтобы получился «более-менее ровный круг». Это связано с тем, что некоторые участники, обычно это

Г два IX. Методический опыт проведения тренинга



мужчины, которых в группах учителей бывает меньшинство, стараются сесть как бы во второй ряд круга, «дистанцируясь» таким образом от «возможных проблем», возникновение которых ожидается в центре круга и от ведущего. Характерно также, что расстояние между стулом ведущего и стульями ближайших к нему участников бывает больше, чем между стульями участников, именно эти стулья часто и занимаются в последнюю очередь. В шутливой форме я прошу ликвидировать эту «дискриминацию». Если в первый день кто-то из участников опаздывает, я убираю «лишние» стулья из круга, не акцентируя на этом внимания группы.

Еще маленькая деталь. В комнате, где проводятся занятия, очень полезно иметь настенные часы, а ведущему, соответственно, занимать место в кругу напротив этих часов. Это позволит в дальнейшем контролировать время, не привлекая внимание участников, которые могут воспринять поглядывание на часы как сигнал «закругляться» или как сигнал того, что группа не укладывается в некие мифические временные нормативы. Если настенных часов нет, то лучше следить за временем, незаметно взглянув на часы кого-либо из участников.

Вводное слово

Не стоит увлекаться длинной вступительной речью и подробным инструктированием. Участники пока еще достаточно тревожны и вряд ли смогут воспринять процедурные подробности.

Я обычно немного рассказываю о тренинговых формах обучения, их многообразии, образовательной эффективности. Спрашиваю, кто из участников уже принимал участие в каких-либо тренингах, какое у него сложилось впечатление. Ьсли в группе есть такие участники, то я прошу их вспомнить основные правила «того тренинга».

Главная мысль, которую я стараюсь подчеркнуть во вступительном слове, заключается примерно в следующем:

300 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

«У каждого из нас есть уникальный жизненный опыт. Этот опыт наших переживаний, размышлений, простых и труд, ных решений и поступков имеет огромную психологическую ценность и может служить нашим персональным вкладом в общий групповой психологический банк.Чем больше будет вклад каждого участника, тем богаче и мощнее будет этот банк. "Чудо" тренинга заключается в том, что наш общий, накопленный благодаря персональным вкладам психологический капитал не придется потом делить по кусочкам как пирог на праздничном столе — после занятий каждый из нас сможет забрать с собой весь этот банк целиком. Механизм самого процесса персонального вклада в психологический банк заключается в нашей открытости и взаимном принятии друг друга такими, какие мы есть. Мы будем учиться избегать оценивать друг друга, а станем с благодарностью принимать любой вклад в наш банк, понимая его уникальную ценность для каждого из нас».

В заключении вступительного еловая предлагаю общаться, называя друг друга по именам, используя обращения «ты» или «вы», как кому «естественнее».

«Личное дело»

Раньше я начинал процедуру знакомства участников «с места в карьер», предлагая каждому представиться и рассказать группе о себе. В последние годы сложилось понимание целесообразности более «мягкого» и постепенного вхождения участников в групповое взаимодействие. После вводного слова я предлагаю участникам занять места за рабочими столами, стоящими по периметру комнаты, и подготовить свое «личное дело», которое им, «возможно,вскоре понадобится и, может быть, поможет через какое-то время получше представиться группе».

Участники, посидевшие в пока «напряженном» для них кругу, с облегчением отправляются за привычные рабочие столы. Характерно, что когда они затем снова соберутся в

г ава IX. Методический опыт проведения тренинга



г т0 уже не будут чувствовать себя столь скованно, как в пеовый момент. Они возвратятсяв уже знакомую им ситуацию круга.

Цели: дать возможность участникам сосредоточиться на своей личности, привыкнуть к новой среде, подготовиться к следующему заданию, проявить свои творческие способности.

Ориентировочное время:около одного часа.

Материалы иподготовка: папка для каждого участника, ручки, бланки «Кто Я?» (образцы бланков для участников даются в Приложении), наборы простых и цветных карандашей, ластики, листы для рисования, бланки «Герб и девиз», бланки «Некролог 1» и «Некролог 2».

Процедуравыполнения данного задания состоит из четырех этапов.

\.«КтоЯ?»

Участникам раздаются индивидуальные папки, ручки и бланки «Кто Я?». Им предлагается в течение 10 минутне менее 10 раз письменно ответить на данный вопрос. При этом подчеркивается: «Написанные Вами тексты не будут никем собираться и просматриваться. Это Ваша полная собственность. Об их содержании Вы можете никому не рассказывать, если не захотите. Свое "личное дело" Вы заводите исключительно сами для себя. Это относится и ко всем другим подготовленным Вами материалам. Если Вы "формально справитесь" с задачей раньше отпущенных 10 минут, то постарайтесь вернуться к Вашему тексту и подумать над ним еще раз. Быть может, Вы захотите что-то в нем изменить, скажем, поменять порядок Ваших высказываний или что-то еще. Это касается и всех других задании — выделенное Вам время не является случайным, постарайтесь его использоватьс максимальным эффектом Для Вашего личностного саморазвития».

uflc Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

2. «Каким Я себя вижу?»

Участникам раздаются карандаши, ластики и листы для рисования. Им предлагается: «Нарисуйте картинку на заданную тему: "Каким Я себя вижу?" Это может быть любой рисунок: черно-белый или цветной, реалистичный или абстрактный, может быть, Вы захотите начертить какую-нибудь схему... Словом, Вы абсолютно свободны в выборе как жанра, так и техники. Время — около 10 минут».

3. «Два некролога»

Участникам раздаются бланки «Некролог 1». Им предлагается на основе этих бланков написать свой собственный некролог «Если бы Я умер вчера». Время — около 10 минут. После этого участникам предлагается спрятать первый бланк в папку и раздаются бланки «Некролог 2» — «Если бы Я умер через десять лет». По истечении еще 10 минут участникам дается еще несколько минут для того, чтобы сравнить свои некрологи, определить тенденции своего предполагаемого личностного развития за ближайшее десятилетие.

«Личные герб и девиз»

Участникам раздаются бланки «Герб и девиз». Им предлагается заполнить поля герба соответствующими символами, наиболее точно выражающими сущность каждого поля:

первое поле — «Я как педагог»;

второе поле — «Мои ученики»;

третье поле — «Я глазами моих учеников»;

четвертое поле — «Моя профессиональная мечта».

Сами поля герба также можно закрашивать «подходящими» цветами.

На ленте предлагается написать фразу, которая могла бы служить личным профессиональным девизом. Это может быть как известное изречение или строфа, так и фраза, придуманная самим участником. Время выполнения задания — 15—20 минут.

а |Х. Методический опыт проведения тренинга

■ III

Примечания.Участники вначале часто пытаются зазвать ВОпросы типа: «А можно я буду писать так-то?» иЛи «Можно ли нарисовать то-то?» На такие вопросы я отвечаю встречным вопросом: «А что об этом сказано в инструкции?» Выясняется, что ничего не сказано. Значит — «разрешено все, что не запрещено»! Получив несколько раз такой ответ, участники перестают задавать такого рода

вопросы.

Иногда встречаются высказывания типа: «Я не умею рисовать». И можно напомнить участникам, что самое главное, чтобы они сами для себя определили, что именно они хотят нарисовать,а уж как это «технически» получится — не столь важно, «ведь все равно это делается для "внутреннего пользования", для самих себя; важен сам процесс порождения образа, а не формальный результат его изображения».

Нужно быть готовым к тому, что участники могут попросить чистые бланки с гербами, «чтобы дома аккуратно все нарисовать и повесить над своим рабочим столом». Я теперь заготавливаю двойной комплект этих бланков и с удовольствием раздаю его участникам «для такого благого дела».

Участники всегда эмоционально реагируют на задание по написанию «некрологов». Такая «экстремальность» ситуации тем не менее создает дополнительное ощущение «необычности» тренинга, повышая мотивацию участников.

Итак, прошло уже около полутора часов. Все честно заслужили перерывна 15 минут. Во время перерыва я выхожу «покурить», давая возможность группе обменяться первыми впечатлениями о занятиях. Это тоже элемент тренинга. Вообще, тренинг длится все астрономическое время °т первого часа занятий до последнего, включая и вечера, когда участники расходятся по домам. Там они тоже делятся

304 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

впечатлениями и размышлениями со своими домашними и друзьями, но об этом чуть позже.

«Знакомство»

Основные цели:знакомство участников, создание атмосферы доверия и взаимной поддержки, актуализация эм-патии, идентификации, рефлексии участников, постановка проблемы слушания другого.

Ориентировочное время:до полутора часов. Это наиболее сложное задание в плане управления временем.

Материалы и подготовка:участники могут пользоваться своими «личными делами», ведущий — рабочим блокнотом для фиксации оперативной информации.

Процедуразаключается в том, что участники в кругу представляются группе. Я провожу эту технику в три этапа.

На первом этапе я прошу участников назвать свое имя; причем так, как участник хочет, чтобы его называли в дальнейшем (например, Татьяна или Таня), а также поделиться с группой своим состоянием: «Назовите группе свое имя. Попробуйте описать свое состояние. Сравните его с состоянием, когда Вы в первый раз сели в круг. Может быть, что-нибудь изменилось?»

Я предлагаю для начала высказываться по кругу, но начать может любой. При этом я говорю, что «сейчас я на время уберу свои глаза из группы, чтобы ни на кого не оказывать давление, чтобы кто-то сам выбрал, что именно он начнет».

После небольшой паузы всегда кто-то говорит: «Ну, может быть, я начну...» Я тут же «возвращаю» свои глаза в группу и оказываю невербальную поддержку говорящему внимательным заинтересованным взглядом. Прежде чем он начнет говорить, я напоминаю ему и всем, что лучше стараться обращаться ко всей группе, а не к одному ведущему.

После каждого высказывания я всегда говорю участникам: «Спасибо». В начале занятий обязательно подчерки-

Глава IX. Методический опыт проведения тренинга 3D!)

ваю имя участника, чтобы группа его лучше запомнила: «Спасибо, Андрей!»Никаких табличек с именами я не использую: группа способна запомнить имена друг друга в течение процедуры знакомства. Мне кажется важным, что участники, стараясь запомнить имена партнеров, «чтобы не попасть потом впросак», невольно мобилизуют свое внимание к другим.

На втором этапе участникам предлагается немного рассказать группе о себе: «Еще раз назовите свое имя. Представьте себя группе. Сообщите о себе что-то, что представляется Вам важным и интересным для группы. При этом Вы можете, если захотите, использовать какие-либо материалы из Вашего "личного дела"».

Если первые два-три участника ограничиваются слишком формальными сведениями, то я рассказываю о себе сам, задавая некий «прецедент» доверия к группе и открытости. Если же участники сами задают приемлемый уровень открытости, то высказываюсь последним.

После рассказа участника, поблагодарив его, я прошу его выбрать кого-то из группы и попросить повторить этот рассказ, «ничего не прибавляя, не комментируя и не оценивая». Избежать комментирования и оценки редко кому удается. Я не акцентирую на этом внимания, так как группа и так отлично реагирует на эти «нарушения правил». В ходе дальнейших пересказов степень этих «нарушений» заметно снижается.

При пересказах я прошу избегать местоимений «он», «она», употребляя имя партнера; «Как сказала Марина...» или «Михаил, ты говорил, что...»

На третьем этапе я снова прошу участников поделиться своим состоянием, обратить внимание на его изменения, а также высказать первые впечатления о занятиях и ответить на вопрос: «Что Вы ожидаете лично для себя от своего участияв этих занятиях?»

306 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

Примечания.В состоянии большинства участников к концу «знакомства» происходят значительные изменения-люди чувствуют себя более спокойно, уверенно. Тревога сменяется интересом к происходящему и ожиданиями «чего-то еще более интересного и необычного».

Если отдельные участники слишком увлекаются рассказом о себе, не рефлексируя при этом нарастающее утомление, а затем и раздражение группы, я перебиваю их «уточняющим» вопросом типа: «Николай, Вы действительно считаете, что?..» Получив ответ, я благодарю участника, и обращаюсь к нему с просьбой выбрать партнера для пересказа. Пересказы мы не оцениваем, лишь уточняем невольные искажения.

Завершается первая половина занятий. Перерыв на обед— 40—60 минут.

«Броуновское движение»

После обеда участники снова собираются в круг, чтобы обменяться состоянием и настроением. Затем переходят к выполнению следующего задания.

Основные цели:осознавание персональных коммуникативных стратегий, установление тактильных контактов с партнерами, развитие мотивации участников.

Ориентировочное время:около 40 минут.

Материалы и подготовка:стулья убираются из круга, организуется свободное пространство в центре помещения; необходимо устранить из этого пространства все посторонние предметы.

Процедуразаключается в том, что на первом этапе, который длится 3—5 минут,участникам предстоит закрыть глаза и «хаотично» двигаться в данном пространстве, соблюдая, по возможности, тишину, во всяком случае, избегая разговоров. «Это напоминает как бы броуновское движение свободных частиц, которые могут сталкиваться и снова рас-

Глава IX. Методический опыт проведения тренинга



ходиться. Через какое-то время прозвучит хлопок в ладоши (вот такой — ХЛОП!). По хлопку нужно не открывая глазпостараться соединиться с кем-нибудь в «молекулу, состоящую из двух атомов». Когда Вы почувствовали, что соединились или что Вам на этот раз это не удалось, можно открыть глаза и снова собраться в круг для обсуждения того, что с нами происходило».

На втором этапе участники в кругу рассказывают о том, что и как с ними происходило, ориентируясь на следующие вопросы:

— «Вам хотелось открыть глаза?»

— «Был ли у Вас определенный план, задуманная тра
ектория движения или скорее нет? Удалось ли Вам выпол
нить этот план?»

— «Вы стремились в "гущу событий" или предпочита
ли держаться в стороне?»

— «Опасались ли Вы, что Вас могут сильно толкнуть
или, наоборот, что Вы сами кого-нибудь собьете?»

— «Что Вы чувствовали, когда сталкивались с другими
частицами?»

— «Долгим ли показалось Вам время движения?»

— «Опасались ли Вы, что Вам не удастся соединиться?
Может, Вы об этом просто забыли или были уверены, что
все получится?»

— «Опишите как можно подробнее как происходило
Ваше соединение в "молекулу". Вы кого-то схватили или,
скорее, схватили Вас? Может, это было ощущение нежного
прикосновения или что-то еще?»

На третьем этапе можно попросить участников ответить на вопрос: «Было ли, на Ваш взгляд, что-либо общеемежду тем, как Вы вели себя сейчас,тем, что случилось с Вами сейчас, и тем, как Вы ведете себя в жизни вообщеи что случается с Вами вообще? Какие из этих моментов способствуют установлению хороших контактов с другими людьми, а какие, скорее всего, могут Вам мешать?»

308 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

Примечания.Как и в большинстве техник такого рода, успех упражнения зависит от его эффективного обсуждения.

В методической литературе рекомендуется завязывать участникам глаза, но я считаю, что этого делать не следует. Участники не должны лишаться свободы выбора поведения: подсмотреть или нет? Индивидуальное решение каждым этого вопроса — важная тема обсуждения. К тому же завязывание глаз создает у участников ощущение определенного насилия, а это, в свою очередь, снижает мотивацию.

И еще важно проследить, чтобы перед началом упражнения участники сняли очки, «которые им пока не понадобятся».

Перерывна 10 минут — последний за этот день.

«Детство по глазам»

Основные цели:установление более тесных межличностных взаимодействий между участниками, укрепление атмосферы доверия, актуализация идентификации.

Ориентировочное время:около одного часа, возможно несколько больше.

Материалы и подготовка:карандаши, ластики, листы бумаги для рисования.

Процедура.Участникам предлагается поработать в паре с тем, с кем удалось соединиться в молекулу. Те, кому не удалось соединиться, также образуют пары.

На первом этапе партнеры садятся друг против друга. Им предлагается в течение 3 минутмолча и внимательно смотреть друг на друга, стараясь представить партнера пятилетним ребенком — мальчиком или девочкой. Не нужно стараться что-то вычислять, а просто настроиться на партнера, соответствующая «картинка» должна появиться как бы сама.

Затем, на втором этапе, участники стараются нарисовать возникшую картинку — своего партнера в пя-

Глава IX. Методический опыт проведения тренинга QUO

тилетнем возрасте в соответствующей обстановке, занятого подходящим именно ему делом. На это отводится 10 минут.

На третьем этапе партнеры рассказывают друг другу о своих представлениях о детстве партнера, дарят друг другу картинки, выясняют, какие моменты и детали из представленного действительно имели место. Можно предоставить участникам 15—20 минут. Участники в это время могут отвлечься от собственно задания и начать говорить на другие темы. Я считаю на данном этапе это вполне нормальным и даже полезным, соответствующим целям упражнения.

На четвертом этапе можно предложить участникам устроить выставку и попытаться угадать, представление о чьем детстве изображено на том или другом рисунке. Затем собраться в круг и обменяться впечатлениями об упражнении. В этот момент участники невольно переходят на свои детские воспоминания, что оказывается очень эффективным средством сплочения группы и установления в ней атмосферы взаимного принятия и доверия.

Примечания. Если в пару попадают участники, хорошо знакомые между собой до тренинга, им предлагается поменяться и образовать пары с теми, кто им меньше всего знаком. Последнее касается всех парных упражнений.

Случаев поразительной точности в описании детства незнакомого партнера бывает довольно много. Мне особенно запомнился один случай в группе руководителей школ. В паре работали завуч одной из школ, мужчина — более 50 лет и директор другой школы, женщина — около 40 лет, которые не были раньше знакомы. Женщина представила своего партнера «загорелым худеньким мальчиком в большущих черных трусах, бегущим вверх по деревянной лестнице, построенной на крутом берегу большой реки». Оказалось, что мужчина действительно

310 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

родом с Волги, где от его деревни к реке спускались деревянные лестницы. Тренинг проходил в одном из прибалтийских городов, и директор школы — местная жительница — вообще никогда не бывала на Волге.

«Мыслеобраз дня»

Основные цели:актуализация рефлексии, осмысление итогов, развитие творческих способностей участников.

Ориентировочное время:один час.

Материалы и подготовка:ручки, карандаши, ластики, бланки «Мыслеобраз 1».

Процедура.На первом этапеучастникам предлагается заполнить бланк «Мыслеобраз 1». Для этого им необходимо:

— придумать эпиграф дня;

— выбрать цвет, наиболее соответствующий восприя
тию этого дня;

— нарисовать символ дня;

— вспомнить «цитату дня» — фразу, высказанную кем-
либо из участников или ведущим;

— отметить «изюминки» дня — наиболее ценные с лич
ной точки зрения мысли, слова, какие-то детали, полезные
«мелочи»;

— ответить на следующие вопросы: 1) «Происходит ли?»,
2) «Происходит что?», 3) «Происходит как?», 4) «А что не
происходит?».

— написать: «Что я хочу сказать группе, но пока не го
тов сказать это вслух» и «Что я хочу сказать ведущему, но
пока не готов сказать это вслух»;

— «Чем Я могу сегодня гордиться» и «О чем Я сейчас
сожалею».

На заполнение бланка можно отвести не менее 20 минут.

Глава IX. Методический опыт проведения тренинга Jll

На втором этапе участники собираются в общий круг. В этот момент я всегда прошу участников сдвинуть стулья как можно ближе, «чтобы не задувало в щели между стульями». Каждому предоставляется итоговое слово. Участники делятся с группой своим состоянием, настроением, размышлениями об итогах совместно прожитого дня, используя при этом по желанию бланк «Мыслеобраз1».

Я говорю последним: поздравляю с «боевым крещением», благодарю за сотрудничество, выражаю надежду увидеть всех снова «в полном составе», отвечаю на вопросы.

Примечания.В различных методических рекомендациях обычно предлагается оценивать в баллах те или иные параметры тренинга. Я считаю, что целям и «духу» тренинга более соответствует избежание каких-либо количественных (выраженных в баллах) оценок. Вместо этого я предлагаю итоги занятий «фиксировать» в виде мыслеобразов.

Четыре вопроса о том, что и как «происходит» заимствованы из Международной программы переподготовки преподавателей психологии и педагогики (Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова, Н.С.Зубарева и др.).

Никаких домашних заданий я никогда не задаю. Участники и так продолжают думать о событиях, происшедших на тренинге. Мне кажется, что это и есть самое главное. В конце дня я раздаю участникам книгу «Гроссмейстер общения: иллюстрированный самоучитель психологического мастерства», написанную вместе с коллегой Сергеем Дерябо специально для участников наших тренингов и блестяще иллюстрированную рисунками еще одного коллеги — Михаила Пупиня. Я предлагаю прочесть книгу до конца занятий, но чаще всего она оказывается прочитанной уже ко второму-третьему занятию.

312 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

Встреча вторая — «Контакты»

Основная цель:

развитие мотивации участников тренинга.

Основные задачи:

• лабилизация участников — создание ситуаций неус
пешности участников при использовании привычных для
них педагогических стратегий, что делает их более готовы
ми к поиску и принятию иных стратегий педагогического
взаимодействия;

• ориентирование участников на партнерскую страте
гию педагогического взаимодействия;

• снятие негативного настроения участников тренинга,
наиболее сильно испытавших на себе ситуацию неуспеш
ности.

«Чужое утро»

Основные цели:разминка участников, создание работоспособного настроения, развитие внимательности, актуализация идентификации, укрепления атмосферы взаимного принятия в группе.

Ориентировочное время:около 40 минут.

Процедураначинается с утреннего обмена участниками группы своим состоянием и настроением.

Затем я прошу всех закрыть глаза. Обращаюсь к одному из участников:

«Павел, не открывая глаз, опиши, пожалуйста, как можно подробнее, во что одета сегодня Надежда... Так, спасибо. А теперь, постарайся еще больше настроиться на Надежду и расскажи о своих представлениях, как, по твоему мнению, она могла бы провести сегодняшнее утро:

— Во сколько Надежда проснулась? Она проснулась сама, по будильнику, или ее кто-то разбудил? Она сразу ре-

г въ |Х. Методический опыт проведения тренинга



тительно встала или еще какое-то время с удовольствием полежала в постели?

__ Надежда включала какие-нибудь приборы?.. Телеви
зор? Какую программу она смотрела?

__ Какого цвета у нее зубная щетка? А мыло? А поло
тенце?

— Чем Надежда сегодня завтракала? Пила чай или кофе?
...А чай был в пакетике, или она его заваривала? Сколько
сахара она положила? У Надежды есть своя любимая круж
ка? Как она выглядит?

— В доме есть животные?» и т.д.

После того как участник рассказал о своих представлениях, он может открыть глаза. Участник, утро которого описывалось, дает небольшой комментарий о совпадениях представлений с реальностью, а затем описывает утро другого участника, выбираемого ведущим. Круг замыкается, когда последний участник описывает утро того, кто был первым (в данном случае, Павла).

Примечания.Последние описания лучше оставлять для более эмоционально устойчивых участников. Просидеть достаточно долго с закрытыми глазами для некоторых бывает трудно. Нужно следить за невербальными проявлениями участников и предоставлять слово тем, кто начал испытывать трудности.

Перед следующим «длинным» заданием лучше сделать небольшой перерыв.

«Геометрия для немых»

Основные цели:лабилизация участников, демонстрация значения организации постоянной обратной связи в процессе педагогического взаимодействия.

Ориентировочное время:около полутора часов.

Материалы и подготовка:участникам раздаются листы Для рисования и простые карандаши (ластики не выда-



Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

ются!); отдельно приготавливаются два варианта бланков «Геометрия». Рабочие столы участников расставляются «как в классе». Один стул, «учительский», ставится перед ними на расстоянии приблизительно двух метров.

Процедура.Участникам предстоит разыграть миниурок проходящий в следующих условиях. Один из участников получает роль «парализованного учителя». Ему запрещается в процессе преподавания вставать со своего стула и показывать что-либо руками «ученикам» — другим участникам группы, сидящим «в классе» за рабочими столами. «Ученики», в свою очередь, — «немые», им запрещается издавать голосом какие-либо звуки, а также вставать со своего места.

Я показываю «учителю» бланк с изображением композиции из семи соприкасающихся хотя бы в одной точке, геометрических фигур: равнобедренных треугольников, квадратов и параллелепипедов. «Ученики» этого изображения видеть не должны. Я ставлю «учителю» задачу и задаю ему вопрос: «Посмотри очень внимательно на этот рисунок. Тебе предстоит рассказывать словами, что здесь изображено. Твои ученики должны по твоему рассказу нарисовать у себя идентичную картину. Теперь скажи, сколько времени тебе нужно, чтобы группа справиласьс этим заданием?». Получив ответ, я засекаю время и работа начинается.

Если проходит контрольное время, установленное «учителем», а задание еще не выполнено, я говорю, что время закончилось и спрашиваю: «Сколько еще времени тебе нужно, чтобы группа справиласьс заданием?» Получив ответ, снова запускаю отсчет времени, и работа продолжается. Когда работа заканчивается, я прошу «учителя» выставить оценки каждому ученику по результатам его работы. Так завершается первый этапупражнения.

На втором этапе участники обсуждают ситуацию. Каждый высказывает свои пожелания «учителю». Учитель тоже делает анализ своей работы. Формулируются те или иные дидактические правила.

Глава IX. Методический опыт проведения тренинга о15

На третьем этапе «урок» повторяется с другим учителем (и другим рисунком), который пытается учесть в работе те правила, которые были сформулированы группой.

На четвертом этапе в кругу происходит сравнение зффективности двух проведенных уроков, делаются соответствующие педагогические выводы. Затем участники обмениваются самочувствием («вербализация ощущений») и уходят на обеденный перерыв.

Примечания.Остановимся на типичных моментах упражнения и разберемся в смысле происходящего.

Успешно выполнить упражнение — значит получить от группы рисунки, идентичные оригиналу. Подчеркну, что время выполнения задания ведущим никак не ограничивается.Тем не менее, «учителя» всегдапочему-то стремятся запросить его как можно меньше. Рекорд принадлежит одному завучу с 30-летним педагогическим стажем (!), который дословно сказал: «Чтобы мне это объяснить,нужно три минуты». Реально необходимо 15—20 минут. Эту цифру выбирают только со второй попытки после обсуждения. Я проводил это упражнение более чем в двух сотнях учительских групп, и только однажды (!) учительница запросила 10 минут на эту работу.

Эти 20 минут складываются за счет постоянной, поэтапной обратной связи с каждым учеником после каждой операции.По-другому справиться с данной работой невозможно. Учителя явно недооценивают этого. Типично, когда «учитель», не отрывая взгляда от листа, рассказывает его содержание и вовсе не замечает безмолвной паники в рядах своих учеников. Другой вариант, когда невербальная (по условиям задания) обратная связь осуществляется только с одним учеником, «отличником», а на остальных внимание не обращается. Характерно, что даже те учителя, которые стараются контролировать обстановку, гораздо меньше внимания уделяют ученикам, сидящим не в центре, а по краям и т.д.

310 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

«Ученики» также демонстрируют разные стратегии поведения в такой экстремальной ситуации. Большинство вначале с надеждой смотрит на «учителя», ждет от него поддержки и повторных разъяснений. Убедившись, что учитель игнорирует их проблемы, одни пытаются «списать», другие — делают «как сам понял, хотя было ясно, что не то», третьи — просто кладут карандаш и ждут окончания «спектакля». Педагоги, оказавшиеся в такой смоделированной обстановке обучения, по их словам, «теперь начинают многое понимать». Во всяком случае, второй «урок» всегда проходит более эффективно, а часто просто «показательно».

Проводя данное упражнение, следует иметь в виду его сильный лабилизационный эффект. Порой участники тренинга очень расстраиваются, осознавая свои профессиональные просчеты и остаются под этим впечатлением до конца дня. На роль «первого учителя» я стараюсь выбирать наиболее эмоционально устойчивых участников. К тому же они, как правило, менее сенситивны и к другим, более ярко демонстрируя неэффективную стратегию выполнения данного упражнения.

«Контактный мостик»

Основные цели:диагностика участниками персональных стратегий установления и поддержания контактов, достижение понимания успешности стратегии «подстройки» кпартнеру по взаимодействию.

Ориентировочное время:до 40 минут.

Материалы и подготовка:незаточенные карандаши или фломастеры с плоским наконечником колпачка — один на каждую пару.

Процедура.Участникам предлагается распределиться на пары, желательно с теми, с кем еще не приходилось вместе работать. Партнеры становятся друг напротив друга на расстоянии приблизительно вытянутой руки. На первом этапевначале нужно зажать фломастер между указательными паль-

Глава IX. Методический опыт проведения тренинга



нами обоих участников так, чтобы он выступал как бы «мостиком» между партнерами. Далее, ни о чем не договариваясь, партнеры начинают совместно двигать фломастер, выполняя движения по свободной траектории. Участникам предлагается через какое-то время закрыть глаза, независимо от того, делает ли это партнер, и продолжать движения. Через несколько минут можно поменять партнера и повторить упражнение.

На втором этапеучастники собираются в круг для анализа и обсуждения упражнения. В начале второго этапа участники рассказывают, как происходил их контакт, обращая особое внимание на проблему лидерства, подчинения, принятия инициативы, подстраивания, сотрудничества и т.п. Сравнивают первый и второй контакт, находят общие закономерности своей стратегии поддержания контакта. Завершая данное упражнение, участники устанавливают связь между тем, как протекали их игровые контакты, с тем, как они ведут себя «в реальной жизни», делают выводы о том, что способствует реализации творческой инициативы участников контакта, а что ее тормозит и т.д.

Примечания.Можно обратить внимание группы на цели, которые ставили себе участники в процессе выполнения упражнения. Так, для одних было главным, чтобы фломастер не упал (подчеркнем, что в условии упражнения об этом не было сказано ни слова). Эти участники предпочитали простые однообразные движения, «выполняя долг» и не получая удовольствия от игры. Другие — сразу старались экспериментировать, спокойно поднимали упавший фломастер и искали новые творческие решения. Именно такие участники отмечают, что получают большое удовольствие от упражнения. Иногда —- один участник стремится к поискам творческих решений, а другой пытается вернуть ситуацию в спокойное и надежное русло. В таких случаях оба участника разочарованы взаимодействием и т.д. На этом материале очень удобно рассмотреть различные варианты

318 Часть IV. Тренинг педагогического взаимодействия

взаимодействия учителя с «нестандартным» одаренным ребенком.

Если в группе нечетное число участников, то одного из них можно попросить быть наблюдателем. При обсуждении он может рассказать, как выглядело то или иное парное взаимодействие со стороны. Вообще, эта формально простая техника дает весьма широкий спектр возможностей для направлений ее анализа.

«Педагогический экспресс»

Основные цели:создание положительного настроения (в контексте проблем, переживаемых по случаю «Геометрии для немых»), развитие навыков группового взаимодействия, развитие чувства персональной ответственности за групповой результат, развитие устойчивости по отношению к социальным поведенческим стереотипам.

Ориентировочное время:около 40 минут.

Процедура.На первом этапе из участников формируется поезд. Условие движения поезда таково, что впереди будет идти «паровоз» с открытыми глазами, а все остальные участники выступают в роли «вагончиков» и будут двигаться с закрытыми глазами. «Сцепка» осуществляется путем «захвата» талии впереди идущего «вагончика». Маршрут должен проходить по коридорам и лестницам здания, в котором проводятся занятия. Если позволяют условия, можно предусмотреть выход на улицу, чтобы определенный участок маршрута проходил по оживленному тротуару. Маршрут участникам заранее не сообщается, а сами они, формируя «состав», не предполагают, что он покинет пределы игровой комнаты. Руководитель выступает в роли «стрелочника», направляющего путь «состава», а также «дежурного по вокзалу» и «инженера по технике безопасности».

На втором этапе благополучно вернувшиеся с маршрута участники садятся в круг и анализируют упражнение. Вначале высказываются «вагончики», акцентируя внимание

Глава IX. Методический опыт проведения тренинга olu

Наши рекомендации