Особенности и структура воспитательного процесса
Можно выделить некоторые особенности воспитательного процесса:
1. Целенаправленность. Цель воспитания определяет весь ход педагогической деятельности, поскольку она содержит идеальное представление о результате воспитательного процесса. Именно цель дает воспитателю четкое представление о том, какого человека он хочет воспитать. В соответствии с этими представлениями разрабатываются содержание и методы процесса. Цель воспитания, идущая из глубины веков - формирование всесторонне и гармонически развитой личности, сегодня пока продолжает оставаться идеальной перспективой прежде всего потому, что для реализации ее необходимы соответствующие социальные, материальные, кадровые условия, которыми наше общество пока не располагает. В настоящее время вполне определенно формулируются и предлагаются теоретиками и практиками такие цели, как создание условий для максимального развития личности с учетом ее способностей и дарований или формирование гуманной личности (в данном случае нравственность человека рассматривается как основное системообразующее качество личности).
2. Двусторонность, проявляющаяся в чередовании субъектно-объектных связей. В процессе воспитания постоянно взаимодействуют воспитатель и воспитанник, руководитель и коллектив. Эта особенность воспитательного процесса проявляется в том, что воспитатель/руководитель может непосредственно воздействовать на личность воспитанника, влиять на него опосредованно, или, создавая условия для самовоспитания, что предполагает прежде всего активность самого воспитуемого.
3. Целостность. В воспитательном процессе личность формируется целостно, а не по частям. Любое воздействие на личность затрагивает все ее сферы и непосредственно и опосредованно влияет на человека как биопсихосоциальный феномен.
4. Многофакторность. На человека оказывают влияние различные факторы (семья, друзья, средства массовой информации и др.). Это может затруднить воспитание, так как влияние различных факторов может быть разноплановым и даже негативным. Поэтому воспитателю приходится не только учитывать многообразные воздействия, но и придавать им воспитательный смысл.
5. Длительность. Воспитание начинается с момента рождения и продолжается всю жизнь. Гельвеций К.А. говорил, что вся его жизнь "есть, собственного говоря, лишь одно длинное воспитание".
6. Малозаметность результатов воспитания. В воспитании требуется кропотливая, каждодневная работа, которая не может дать быстрого, заметного для внешнего восприятия результата. Поэтому усилия воспитателей не всегда сразу дают ожидаемые результаты. Между тем, педагог должен уметь прогнозировать перспективы общественного развития и, естественно, тенденции развития самой личности.
7. Противоречивость. Источниками и движущими силами процесса воспитания являются внутренние противоречия. В этом проявляется диалектика воспитания, так как последовательное разрешение возникающих в воспитательном процессе противоречий ведет к реализации задач развития личности. Вот некоторые противоречия: между новыми задачами и наличным уровнем воспитания; между знанием теории и практическим решениями, поступками; между притязаниями личности и ее реальными возможностями, способностями. Наряду с внутренними имеют место и внешние противоречия, сопутствующие воспитанию как сложному явлению. Они могут тормозить движение воспитательного процесса, ослаблять его эффективность. Это противоречия между организованными влияниями воспитания и стихийными влияниями обстоятельств жизни, между требованиями, предъявляемыми воспитаннику, и уровнем его зрелости, воспитанности, между имеющимися старыми привычками и новыми условиями жизни и др.
8.Устремленность в будущее.Плоды воспитательных усилий, как правило, проявляются не сразу.
Воспитание – сложный процесс, поскольку в нем переплетаются различные ситуации, отношения, эмоции, ценности, симпатии. Это процесс вариативный, поскольку для каждого воспитанника он имеет свою оригинальную версию решения.
Успех в воспитании требует больших усилий и возможен при условии предоставления ребенку свободы выбора деятельности, самовыражения, апробации разных социальных ролей, участии в диалоге с людьми других возрастов, социальных групп.
Примерная структура процесса воспитания:
1. Подготовительный этап: диагностика системы, в том числе воспитанников, постановка целей и задач, стимулирование и мотивация деятельности, создание необходимых условий, выбор оптимального варианта, форм, методов, средств.
2. Этап организации и осуществления процесса: организация педагогического влияния и деятельности, изложение необходимой информации, формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, развитие представлений, взглядов, убеждений, организация практических действий, выработка умений, привычек.
3. Этап анализа результатов: анализ и самоанализ результатов воспитания, оценка, выявление недостатков и путей их устранения; определение перспектив.