Раздел 2. Методология и методы педагогических исследований
Тема 2.1. Понятие методологии педагогики
Сущность понятия «методология педагогики». Сущность системного подхода.
Сущность личностно-ориентированного подхода. Представления о социальной, деятельной и творческой сущности человека как личности. Ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Признание уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Опора в воспитании на саморазвитие задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Сущность деятельностного подхода. Обучающийся как субъект познания, труда и общения. Деятельностный подход в системе образования
Сущность культурологического подхода. Развитие социокультурного, интеллектуального и нравственного потенциала личности, создание условий для самоопределения учащегося в культурной среде, овладение обучающимися не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой.
Сущность аксиологического подхода. Человек как высшая ценность общества и самоцель общественного развития. Отношение к окружающему миру (обществу, природе, самому себе).
Тема 2.2. Основные методы педагогических исследований
Основные методы педагогических исследований. Изучение литературы и других источников. Наблюдение и способы его реализации. Беседа. Опрос. Проведение интервью и анкетирования. Тестирование.
Изучение продуктов деятельности. Оценивание. Экспертное оценивание. Эксперимент.
Раздел 3. Теория обучения
Тема 3.1. Дидактика как теория обучения
Понятие «дидактика». История развития дидактики. Дидактика как система. Основные дидактические понятия: образование, обучение, изучение, освоение, преподавание и учение. Обучение в целостном педагогическом процессе. Движущие силы процесса обучения. Функции обучения. Обучение и развитие, обучение и воспитание, обучение и творчество. Опыт личности. Знания, умения, навыки, привычки.
Тема 3.2. Методологические основы обучения
Национальная идея в образовании. Образовательные результаты. Образ человека. Современные концепции обучения, их краткая характеристика.
Тема 3.3. Деятельность педагога и учащихся в процессе обучения
Деятельность педагога: прогнозирование, проектирование, планирование, конструирование, организация учебной деятельности обучающихся, стимулирование, контроль и анализ результатов. Деятельность обучающихся: принятие учебных целей и задач, осуществление учебной деятельности, самоуправление. Учащийся как полноценный субъект целенаправленной учебной деятельности.
Тема 3.4. Логика учебного процесса. Виды обучения
Логика учебного процесса. Структура процесса усвоения: восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление и применение. Виды обучения. Особенности традиционного, активного и интерактивного обучения. Инновационное обучение.
Тема 3.5. Законы, закономерности и принципы обучения
Нормативные элементы дидактики. Законы и закономерности обучения.
Принципы обучения как система. Основные (традиционные) дидактические принципы: наглядности, доступности, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности, научности, связи теории и практикой.
Тема 3.6. Теория развивающего обучения
Сущность теории развивающего обучения. Характеристика различных теорий о соотношении обучения и развития. Основные идеи Л.С. Выготского. Уровень актуального развития и зона ближайшего развития.
Дидактические системы Л.В. Занкова, Эльконина-В.В. Давыдова, их сущность и дидактические принципы.
Тема 3.7. Теория проблемного обучения
Основоположники проблемного обучения М.И. Махмутов, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, М.Н. Скаткин и другие. Основные их идеи.
Характеристика проблемного обучения, целевые ориентации. Основные понятия проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная задача, проблемное задание, проблемная ситуация.
Дидактические возможности проблемного обучения. Классификация проблемных ситуаций. Методические приемы создания проблемных ситуаций. Технологическая схема проблемного обучения.
Тема 3.8. Концепция поэтапного формирования умственных действий
Сущность теории поэтапного формирования умственных действий. Основные этапы формирования умственных действий: мотивация, целевая установка; ориентировочная основа действий; действия с материальными и материализованными объектами; внешняя речь, внутренняя речь, результат – умственное действие сформировано. Интериоризация как поэтапный переход внешней предметной деятельности во внутренний умственный план. Экстериоризация как «овнешнение свернутой мысли».
Тема 3.9. Содержание образования как основа базовой культуры личности
Сущность содержания образования и его исторический характер. Детерминанты содержания образования и принципы его структурирования. Формирование содержания образования. Нормативные документы, регламентирующие содержание образования (образовательный стандарт, учебные планы и программы, планы учебных занятий).
Уровни усвоения содержания образования – уровни усвоения учебного материала (представление, понимание, применение, творчества). Смысл каждого уровня, их характеристика. Особенности учебной деятельности на каждом уровне.