Тенденции развития воспитания, образования и педагогической мысли в России до 90-х годов 19 века

План:

1. Европеизация русского образования при Петре Первом. Создание государственной системы образования.

2. Начало профессионального образования в России. Идеи реформы школы эпохи Петра Первого( В.Н.Татищев, Ф. Пропопович)

3. Система дворянского воспитания

4. Педагогические идеи М.В.Ломоносова и И.И. Бецкого

5. Просветительские реформы Екатерины 2. Смольный институт благородных девиц.

1.В XVIII в. в России была предпринята попытка создания государственной системы народного просвещения. В этот период возникали новые типы светских школ с разным содержанием образования и направленности, реформировались традиционные учебные заведения, вводились в практику образования новые принципы его организации (классно-урочная система), впервые были разработаны в теории и применены на практике концепции светского обучения и воспитания. Поскольку политика в области образования зависела от целей и взглядов царствующих особ на организацию просвещения в России, то в эволюции школы в XVIII в. можно условно выделить четыре периода, различающихся развитием определенных типов учебных заведений, преобладающих тенденций в общественных и педагогических взглядах на сущность и содержание школьного обучения, целями и задачами реформирования.

Становление системы государственного светского образования
Определяющими факторами культурного развития России в XVIII - XIX вв. как культуры Нового времени были: просвещение, образование, художественная культура (литература, музыка, театра, архитектура, скульптура, живопись), светские формы культурной жизни и т. д. Архитектура и изобразительное искусство России будут подробно рассмотрены в теме "Художественная культура России в Новое время". Здесь мы остановимся на становлении и развитии образования, литературы, музыки и театра.
Важным направлением и условием реформирования страны было повышение уровня образования населения, в первую очередь, дворянской молодежи. С этой целью началось создание соответствующих социокультурных учреждений - системы светского государственного образования в России. При Петре I образование имело прикладной характер. Главной задачей учебных заведений было подготовить специалистов в различных областях знаний. Впервые образование стало в России государственным делом.
Эта задача решалась двумя путями:
• отправкой молодых дворян за границу на обучение;
• созданием системы светского государственного образования в России.
В 1701 г. в Москве была открыта "Школа математических и навигационных наук", переведенная в Петербург как "Навигационная школа" и преобразованная затем в Морскую академию. Были открыты еще несколько специальных (профессиональных) школ: артиллерийская (1701 г.), инженерная (1712 г.), горные школы, медицинское училище (1707 г.), на базе которых впоследствии образовались высшие учебные заведения.
В более чем сорока провинциальных городах были открыты общеобразовательные "цифирные школы", скоро переставшие существовать. Для детей духовенства были созданы епархиальные школы, а для солдат - гарнизонные и солдатские. В городах сохранились старые формы обучения (школы грамоты), в дворянских семьях преобладало домашнее обучение. Дети крепостных в школы не принимались.
В целом образование при Петре I было подчинено решению практических государственных задач. Оно носило светский характер, было специальным, а не общеобразовательным. В последующий период учебные заведения все более приобретают сословный характер, превращаясь в закрытые учебные заведения для детей дворян (Сухопутный шляхетский корпус в Петербурге (1732 г.) и др.).
Образование в России во втор. пол. XVIII в. связано с именем видного общественного деятеля И.И. Бецкого (1704 - 1795 гг.), который, по поручению Екатерины II, стал инициатором создания и реформирования системы учебно-воспитательных учреждений. Целью Бецкого было формирование "породы людей" полезной государству (новых людей), которые смогут впоследствии распространять принципы нового воспитания из своих семей на все общество. Предлагаемая система образования опиралась на идеи Просвещения, в частности, Ж.-Ж. Руссо, которые были изложены в романе «Эмиль, или о воспитании».
Этой цели должна была служить созданная в 1760- нач. 70-х гг. система закрытых учебных заведений с широкой образовательной программой "развития души и тела". Система образования, создаваемая Бецким имела явно выраженный сословный характер. Для детей дворян открывались средние учебные заведения - по типу основанного Бецким Смольного института благородных девиц (1764 г.), первого в России учебного заведения для женщин. В 1766 г. был реформирован Сухопутный шляхетский кадетский корпус (основан в 1732 г.), созданы Пажеский корпус и другие кадетские корпуса.
Для детей других сословий (кроме крепостных), так называемого третьего чина, открывались профессиональные училища со средним специальным образовательным курсом. "Благородные" училища для детей дворян создавались на средства государства, " мещанские" училища - на пожертвования граждан. Особая роль отводилась появлявшимся во всех крупных городах Российской империи воспитательным домам для сирот.
Важным фактом в создании общеобразовательной школы стало открытие двух гимназий: при Московском университете (1755 г.) и в Казани (1758). В 1786 г. Сенатом был утвержден "Устав народных училищ", согласно которому в губернских городах создавались главные училища с четырьмя классами, а в уездных - малые народные училища с двумя классами.
Таким образом, во втор. пол. XVIII в. была предпринята попытка создания государственной системы образования, в которой важную роль играли гуманитарные, общеобразовательные дисциплины. В то же время, образование все более приобретало сословный характер. При повышении уровня образования дворянства, пропаганды ценности просвещенности (правительственные указы, литература (Д.И.Фонвизин «Недоросль»), общий уровень грамотности народа по сравнению с XVII в. снизился.
Образование и наука в XIX вв.
В XIX в. созданию системы народного образования придавали еще большее значение. В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. Система образования включала в себя средние учебные заведения: одногодичные церковно-приходские школы, двухклассные уездные училища, четырехклассные губернские гимназии, - и высшие. Центральное место в системе образования занимали университеты, которые были в каждом из шести учебных округов. Во всех учебных заведениях соблюдалась преемственность обучения.
В течение столетия система образования неоднократно подвергалась реорганизации в зависимости от задач, которые на нее возлагало государство. На рубеже XIX-XX вв. она включала три ступени: начальную (церковно-приходские и земские школы), среднюю (классические гимназии и училища (реальные, коммерческие) и высшую. По данным переписи населения 1897 г., средний уровень грамотности по стране составлял 21,1%, высшее и среднее образование имели немногим более 1%.
В 1913 г. грамотные среди подданных Российской империи (за исключением детей моложе восьми лет) составляли в среднем 38 - 39 % . В условиях быстрого экономического и промышленного развития России, этот уровень был явно недостаточен.
С конца XVII в. начало развиваться высшее образование. Первыми в России вузами европейского типа были Академический университет (1725 г.) в Петербурге и Московский университет (1755 г.).
Во второй пол. XVIII в. появились первые отраслевые вузы. Начало высшему техническому образованию положило создание в Петербурге Горного училища (1733 г.). В Петербурге была учреждена Медико-хирургическая академия, Академия художеств (1757 г.). В 1730-х гг. появились закрытые дворянские военные школы. В XVIII в. сложилась сеть духовного образования: духовные семинарии и академии.
После административной и школьной реформы нач. XIX в. шел процесс формирования системы высших учебных заведений, главной задачей которых была подготовка чиновников государственного аппарата. Руководство вузами поручалось Министерству народного просвещения, призванному заботиться о воспитании юношества и о распространении наук. В нач. XIX в. существовало шесть университетов, ряд специальных учебных заведений (Технологический институт в Петербурге, Лазаревский институт восточных языков и Ремесленное училище, ныне МГТУ им. Н.Э. Баумана в Москве и др.).
Состав учащихся был преимущественно разночинным. Для детей старинных дворянских родов предназначались закрытые привилегированные, имевшие статус высших, учебные заведения - Царскосельский (1811 г., с 1844 г. - Александровский) лицей, Училище правоведения (1835 г., Петербург) и др.
В 60-70-е гг. XIX в. началось формирование неправительственного сектора высшей школы. Входившие в него вузы возникали по инициативе интеллигенции и финансовой помощи буржуазии. Их выпускники не получали права на чин и сословные привилегии. По инициативе интеллигенции и различных обществ были открыты консерватории в Петербурге и Москве; Московское училище живописи, ваяния и зодчества; Археологический институт. Получило развитие женское образование (Высшие женские курсы, Женский медицинский институт). В России насчитывалось 63 высших учебных заведения, в которых обучалось 30000 студентов.
Наука в России
Создание в России системы образования и просвещения способствовало развитию науки в разных областях знания. Так, уже в XVIII в. географические экспедиции, открытия в области ботаники, зоологии, поиски полезных ископаемых, благородных металлов, топлива способствовали развитию промышленности, расширению познаний о богатствах России. Были выработаны основы общенационального литературного языка. Обширна и многопланова научная деятельность М.В. Ломоносова (1711-65 гг.) - первого русского профессора, члена Академии наук.

2. Первый период связан с масштабными реформами Петра I во всех сферах общественной, экономической и культурной жизни России. Он продолжался с начала века и до 1730-х гг. и характеризовался созданием первых светских школ, дававших начальные практические знания, и средних заведений, готовивших специалистов в области медицины, мореплавания, инженеров и т. д. Просветительские реформы Петра I имели важнейшее значение для совершенствования практики образования. Так, появление гражданского алфавита стимулировало развитие светской литературы и упрощало процесс овладения грамотой. Формирование профессионального образования, практически отсутствовавшего в допетровский период, способствовало развитию системы образования в целом. Учреждение в 1725 г. Академии наук с университетом и гимназией при ней оказало влияние на развитие науки и создало предпосылки к становлению в России высшего образования по типу западно-европейского. Петр I рассматривал образовательную деятельность как сферу государственной службы, что окончательно сформировало в России учительство как особую социальную и профессиональную группу.

В начале XVIII в. был открыт целый ряд светских школ профессиональной направленности, в содержании образования которых преобладал реальный компонент. Самой известной была Школа математических и навигацких наук, открытая в 1701 г. Некоторые исследователи (Н.А. Константинов) полагают, что ее создание знаменовало появление реальных училищ. Навигацкая школа готовила инженеров, моряков, служащих, учителей, геодезистов, артиллеристов и др. Для преподавания в ней были приглашены специалисты из Англии. В программу обучения входили математика, предполагавшая освоение арифметики, алгебры, геометрии, тригонометрии; затем на этой основе изучались специальные дисциплины – навигация, геодезия, математическая география, астрономия, инженерное дело. Преподавание математики вел выдающийся русский ученый Л.Ф. Магницкий, написавший знаменитый учебник «Математика сиречь наука числительная». Для подготовки к обучению в учебном заведении повышенного типа были открыты начальная русская школа, в цели которой входило обучение гражданскому чтению и письму, и цифирная школа, ориентированная на овладение элементарными арифметическими знаниями. Организация учебного процесса базировалась на строгой дисциплине. Позднее старшие классы, в которых изучались профессиональные дисциплины, были переведены в Петербург, и на их основе там в 1715 г. открылась Морская академия. Морская академия стала военным учебным заведением, предполагавшим начальный общеобразовательный уровень подготовки и повышенный специальный. В содержание образования было добавлено изучение законодательства, политики, геральдики, архитектуры, иностранных языков, фортификации и т. д.

В это же время открывались и другие специализированные школы. Так, в Москве в первые десятилетия XVIII в. были открыты инженерная, артиллерийская и хирургическая школы (последняя готовила военных врачей), гимназия с обучением иностранным языкам. В 1714 г. во многих губерниях России открылись цифирные школы – начальные учебные заведения, ориентированные на освоение элементарных математических знаний. Они предназначались для обязательного обучения детей дворян, чиновников, духовенства, в них обучались мальчики в возрасте от 10 до 15 лет. Программа этих школ состояла из последовательного обучения счету, арифметике, основам геометрии, грамоте; учащиеся обеспечивались учебными пособиями, а учителям выплачивалось жалование. Цифирные школы выпускали подготовленные технические кадры для развивающегося производства. В 1721 г. при непосредственном участии В.Н. Татищева на Урале были организованы первые собственно профессиональные горнозаводские школы, просуществовавшие вплоть до конца XIX в. Кроме того, появляются частные учебные заведения по образцу лучших западных школ, к ним можно отнести учебные заведения Н. Швиммера и Э. Глюка.

В XVIII в. реформируется система церковного образования, появляются духовные школы, обучение в которых сочетает светские и церковные науки. Ф. Прокопович подготовил «Духовный регламент», согласно которому были организованы духовные школы трех типов: начальные – архиерейские, средние – семинарии и высшие – академии. С 1720-х гг. детям духовенства было предписано не посещать цифирные школы, а обучаться в архиерейских. Все типы церковных школ представляли собой учебные заведения закрытого интернатного типа, где основной уклон в обучении делался на гуманитарные предметы. По сравнению с традиционными дисциплинами в программу обучения были добавлены латинский язык, грамматика, риторика, география, арифметика, геометрия, логика, диалектика, физика, теология.

3. В эпоху Петра I новое направление получили организация и содержание семейного воспитания, особенно в среде дворянства, купечества и зажиточного городского населения. Поскольку в обществе сложились новые мировоззренческие приоритеты, повлиявшие на быт и сознание людей и продиктованные западно-европейскими влияниями и модой, особенно на все французское, стало важным обучать детей этикету, иностранным языкам, приобщать их к западноевропейской моде и т. д. В допетровскую эпоху корпус домашнего учительства формировался в основном из отставных унтер-офицеров, канцелярских служащих, причетников приходских церквей, они не могли в полной мере удовлетворить новые потребности и желания родителей, касающиеся образования детей. XVIII в. можно по праву назвать веком гувернерства: и у знатных, и у небогатых людей было стремление воспитать детей «по-европейски». Однако под образованием зачастую понималось обучение детей иностранным языкам, манерам, танцам, знание наук считалось необязательным.

Нужно сказать, что в аристократических семьях уровень домашнего образования был традиционно высоким. Так, наиболее просвещенные дворяне внимательно относились к кандидатуре гувернера, а некоторые старались выписать из-за границы в качестве домашних учителей профессоров ведущих европейских университетов. Об этом пишет А.И. Герцен в романе «Кто виноват?»: «Женевец был человек отлично образованный, хорошо знал по-латыни, был хороший ботаник. В деле воспитания он видел исполнение долга и страшную ответственность; он изучал всевозможные трактаты о воспитании и педагогии» Вместе с тем отсутствие контроля за домашним образованием со стороны государства, несомненно, оказывало отрицательное влияние на содержательную сторону семейного воспитания. Особенно наглядно это проявлялось в среде мелкопоместного дворянства, купечества и мещанства. Именно ситуацию участия в воспитании детей непрофессионального педагога-иностранца описал А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка», в которой гувернером главного героя стал месье Бопре, «бывший в отечестве своем парикмахером, потом в Пруссии солдатом, затем приехал в Россию и сделался учителем». Столь яркое описание состояния гувернерства в некоторых семьях имело реальные основания.

В развитие педагогической мысли до 30-х гг. XVIII в. значительный вклад внесли Ф. Салтыков,В.Н. Татищев, Ф. Прокопович и др.

Философ, историк, общественный деятель Василий Никитич Татищев(1686–1750) известен своими педагогическими сочинениями и просветительской деятельностью. Под его руководством была открыта первая горно-заводская школа в г. Екатеринбурге, а затем возникла целая сеть подобных училищ. По мнению В.Н. Татищева, в процессе развития ребенка образование не должно быть узко специальным: профессиональные умения и навыки должны выстраиваться на ранее заложенной базе общего образования. В 1733 г. в сочинении «Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ» В.Н. Татищев высоко оценил значение просвещения для Российского государства. Определяя содержание обучения, один из первых русских мыслителей настаивал на исключительно светском характере обучения, вынося духовный компонент за рамки государственного образования. Главными школьными дисциплинами, по мысли Татищева, должны были стать письмо, грамматика родного языка, риторика, иностранные языки, математика, физика, биологические науки, история, право, медицинские и военные знания.

В произведении «О порядке преподавания в школах при уральских заводах» (1736) В.Н. Татищев высказывал мысль о том, что педагогический процесс в школе не должен замыкаться в рамках обучения, а должен иметь целью нравственное воспитание и духовное становление учащихся. Впервые им было оценено значение личности учителя в процессе становления и развития ребенка. В 1734 г. Татищев написал «Духовную моему сыну», в которой, рассматривая вопросы содержания и организации дворянского воспитания, он высказал требования использования в обучении дворянских детей самого широкого круга дисциплин и после совершеннолетия обязательной государственной службы. В целом педагогические взгляды В.Н. Татищева оказали огромное влияние на формирование традиций светского образования в России.

Второй период в развитии практики образования в России продолжался с 1730 г. по начало 1760-х гг. и связан с царствованием императриц Анны Иоанновны (1693–1740) и Елизаветы Петровны (1741–1761). В это время возникают закрытые сословные дворянские учебные заведения, формируется система дворянского образования, создается первый русский университет (1755), приходят в упадок школы, созданные при Петре I.

Для подготовки дворянства к военной службе в офицерском звании в 1731 г. в Петербурге был открыт первый кадетский корпус. Здесь обучались дети «шляхты» – благородного дворянства (поэтому часто кадетские корпуса назывались шляхетскими) в возрасте от 13 до 18 лет, от поступающих требовалось умение читать и писать по-русски. Несмотря на военный уклон, корпус готовил и чиновников для государственной службы. В организации обучения выделялось четыре класса, которые означали совокупность предметов, необходимых для изучения. Так, в iV классе обучали русскому языку, чистописанию, латыни, арифметике; в III классе – грамматике, геометрии, географии; во II классе к общеобразовательным предметам добавлялись специальные: фортификация, артиллерия, история, риторика, право, мораль, геральдика, политические и военные науки; в I классе в зависимости от способностей и прилежания выбиралась военная или гражданская профессия и в соответствии с этим строилось обучение кадетов. В каждом из классов обучение было индивидуальным и продолжалось столько времени, сколько было необходимо для овладения юношами учебных дисциплин, поэтому в классах могли учиться разновозрастные молодые люди. Кроме того, все кадеты занимались предметами эстетической направленности, иностранными языками, фехтованием, строевой выучкой и т. п. Позднее по образцу Сухопутного шляхетского корпуса возник Морской кадетский корпус. Военная подготовка юношей для несения солдатской службы осуществлялась в пехотных гарнизонных школах и артиллерийских арифметических школах.

Значительные изменения в отечественном образовании происходили во время правления Елизаветы Петровны. В это время претерпевают реорганизацию некоторые учебные заведения, открытые при Петре I. Так, с целью улучшения подготовки специалистов Артиллерийская школа соединяется с Инженерной, цифирные школы сливаются с гарнизонными и обеспечивают начальное образование для выходцев из простых слоев. В конце 1750-х – начале 1760-х гг. были открыты новые гимназии, создана Академия художеств и при ней – Архитектурное училище. Самой значительной вехой в развитии образования в это время стало открытие в 1755 г. при непосредственном участии М.В. Ломоносова первого русского учреждения высшего образования – университета в Москве. Университет состоял из трех факультетов: юридического, философского и медицинского. Для подготовки студентов при университете были открыты две гимназии, в программу обучения которых входили родной язык, латынь, иностранные языки, словесность, математика, история. Благодаря этому удалось создать преемственную систему высшего и среднего образования. Университет стал центром светского образования, а его выпускники составили цвет российской науки и культуры.

В этот период открываются, в основном иностранными гражданами, частные «благородные пансионы», дающие основы общего образования и этикета. Государство стремится установить контроль за качеством воспитания в сфере семейного и частного образования. Императрица Елизавета Петровна указом, изданным в 1755 г., запретила иностранцам обучать и воспитывать детей на дому, если те не выдержали экзамена в Академии наук и не представили свидетельства о личности, что позволило упорядочить деятельность иностранных гувернеров и отдалить от воспитания непрофессиональных учителей.

4.Развитие педагогической мысли и образования в 1740– 1760-е гг. связано с именем Михаила Васильевича Ломоносова(1711–1765) – ученого-энциклопедиста, художника, поэта. Во время работы в Академии наук, университете и гимназии он занимался активной педагогической деятельностью, был сторонником классно-урочной системы обучения, читал лекции, создавал учебные пособия. Ученый настаивал на необходимости широкого народного образования в России. Его педагогические воззрения базировались на теориях Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо, в частности на этой основе им были сформулированы принципы обучения, разработаны основные методики преподавания в высшей школе, выделены и обоснованы некоторые научные категории педагогики и психологии. Главной целью гармоничного развития личности М.В. Ломоносов считал воспитание «сынов Отечества», основанное на учете психологических особенностей ребенка. Ученый полагал, что душа ребенка состоит из «нижней» – чувственной, эгоистической и «высшей» – духовной, патриотической составляющей, отсюда он выводил цель просвещения, заключавшуюся в научном образовании человека, которое должно привести отрока к пониманию главенства общественной пользы над личными интересами. Ломоносов выступал за создание национальной системы образования, против засилья учителей-иностранцев.

5. Третий период в развитии отечественного образования был сопряжен с политикой Екатерины II в области реформирования учебных заведений и развития просветительских идей. Первый этап екатерининских преобразований в области просвещения длился с 1766 по 1782 г., когда окончательно оформилась идея создания общеобразовательной школы для широких слоев населения с педагогической, а не с профессиональной или сословной целью воспитания. В 1779 г. при Московском университете открывается первая Учительская семинария. Позднее, в 1786 г. по ее образу была создана учительская семинария в Петербурге, которая стала первым в России высшим учебным педагогическим заведением и готовила учителей к работе в различных учебных заведениях. В учительских семинариях обучались основам наук и методике преподавания.

В период правления Екатерины II появляются новые типы учебно-воспитательных учреждений. В 1763 г. по инициативе И.И. Бецкого в Москве открылся воспитательный дом, а позже такие же дома начали создаваться по всей России. В этих заведениях воспитывались дети от 5 до 20 лет. Предполагалось, что там будет создана особая воспитательная среда, позволяющая защитить ребенка от негативных влияний общества. В 1764–1765 гг. открываются воспитательные учреждения для мальчиков при Академии художеств и Академии наук, в 1864 г. – учебно-воспитательное учреждение повышенного типа для образования женщин – Институт благородных девиц в Петербурге при Смольном монастыре, в 1772 г. – Коммерческое училище для подготовки специалистов в области торговли и промышленности. Общими для всех этих учебных заведений были запрещение телесных наказаний, запугивания детей, индивидуальный подход в оценке каждого учащегося, ориентация на развитие личности воспитанника. Сама Екатерина II со вниманием относилась к вопросам обучения и воспитания, изучила трактат Ж.-Ж. Руссо «Эмиль, или О воспитании», восприняв идею воспитания ребенка в изоляции от общества, была автором педагогических сочинений «Выбранные российские пословицы» и «Продолжение начального учения». Таким образом, в 1760-1780-е гг. в России сложились объективные предпосылки к созданию единообразной, стройной государственной системы образования на основе всеобщего просвещения.

На первом этапе екатерининских реформ на сущность и содержание преобразований значительное влияние оказал Иван Иванович Бецкой(1704–1795) – общественный деятель, педагог, получивший образование во Франции и воспринявший прогрессивные просветительские взгляды. Он полностью разделял идею Екатерины II о необходимости воспитания «новой породы людей» в закрытых учебных заведениях сословного характера. Эти идеи И.И. Бецкой начал реализовывать с создания новых типов учебно-воспитательных учреждений. Он рекомендовал в содержании образования ориентироваться на лучшие европейские образцы, а в воспитании главное внимание уделять нравственному становлению личности ребенка. По мнению Бецкого, среди качеств, необходимых человеку, следует уделять внимание воспитанию трудолюбия, учтивости, благонравия и т. п. Однако отсутствие в России специально подготовленных учителей и оторванность от жизни учебных заведений закрытого типа не дали реализоваться планам И.И. Бецкого в области образования.

Четвертый период в развитии отечественного образования начался с реформы 1782–1786 гг. и продолжался до конца века. В это время была предпринята первая попытка создания государственной системы образования в России. Для подготовки школьной реформы была создана Комиссия об учреждении народных училищ, Екатерина II предложила выдающимся педагогам и общественным деятелям создать проект развития народного образования в России. В Комиссию были поданы проект Дильтея об учреждении разных училищ (1764) и проект организации государственных гимназий (1766).

В 1786 г. Комиссия создала проект об учреждении народных училищ, в том же году был утвержден «Устав народным училищам Российской империи», согласно которому создавались народные училища двух типов для обучения детей дворянства, купечества и духовенства: главное народное училище с пятилетним сроком обучения и малые народные училища с двухлетним сроком обучения. В них предполагалось организовывать обучение, основанное на принципах классно-урочной системы. В содержание обучения малого народного училища входили чтение, письмо, арифметика, рисование, катехизис и церковная история. В главных народных училищах к этому перечню предметов добавлялись русская грамматика, начала общей истории. В училищах предполагалось совместное обучение мальчиков и девочек, учебный день начинался в 8 ч и продолжался до 18 ч с перерывом с 11 до 14 ч, прием в училище детей осуществлялся два раза в год. В 1783 г. главным методическим документом, определявшим деятельность учителей народных училищ, было «Руководство учителям первого и второго класса» И.И. Фильберга, которое было переведено Ф.И. Янковичем де Миерево. В документе раскрывалась методика работы с классом, рассматривалась специфика преподавания различных предметов. В конце XVIII в. ряд ведущих ученых и педагогов России создали учебники для народных училищ по различным дисциплинам.

Началом женского образования в России можно считать середину XVIII в., когда был создан Смольный институт благородных девиц и появилось несколько пансионов для девушек. Смольный институт был любимым детищем императрицы Екатерины II. Организация института стала началом планомерного воспитания русской женщины. Главным принципом первого института было воспитание в красоте и радости. После смерти императрицы Екатерины главноначалие над всеми благотворительными и женскими учебными заведениями России перешло к императрице Марии Федоровне, которая способствовала дальнейшему развитию женского образования.

Наши рекомендации