Современные подходы в специальном образовании 11 страница
23. Коррекциямоторики
Хорошее здоровье, ощущение полноты, неистощимости физических сил - важне' источник жизнерадостного восприятия, о 'Готовности преодолеть любые трудности.
В. А. Сухо.
Основная цель коррекции моторики состоит в' цреод" недостатков физического статуса. К таким недостаткам ей общая ослабленность организма, сниженный йм'мун деке здоровья у «проблемных» детей, как правило, ниже з нению со здоровыми сверстниками). Многим детям-] свойственна гипокинезия, ими гиподинамия (малоподв" образ жизни), что зачастую вызвано «охранительным р страхом родителей и воспитателей'перед возможными
Развитие моторики тесно связано с нервно-психичоско
тельностью, мышечной, сердечно-сосудистой й-дыХательн
стемами. Особый акцент следует делать на формирование и
витие произвольных движений, которые стимулирует р~
высшей нервной деятельности. Физическое состояйиеЭД
тельная способность во многом определяют общую дег- i
ность в обучении и труде, а также компенсаторные возмбжн
организма в преодолении нарушений развития. ' ;\;
Физкультурно-оздоровительная работа в специальных.; дениях направлена на з^лучшение общего состояния здоров, закаливание организма, повышение жизненного тонуса, ние физической и умственной работоспособности, освоение; ных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки) и осно физических качеств (сила, быстрота, выносливость, лов! гибкость), обучение рациональному дыханию, воспитан -вильной осанки и походки.
Основные, принципы физического воспитания ел ожили,: но, но до сих пор не теряют своей актуальности. Это
• • неразрывное .единство физического и умственного %
тия (П. Ф. Лесгафт); . • ':
• последовательность развития изолированных двий
(Л. А. Орбели). :•■■■■
'".. ' Направления коррекции моторики: 1. Общая моторика.
2. Мелкая моторика. :.- . •,... ■
3. Артикуляционная моторика. . ■■• . В каждом направлении существуют разные требования: от
общего-уровня развития до профессионального (почти все умеют ходить на цыпочках, но.'мало кто может двигаться так, как балерина).
Состояние общей моторики характеризуется правильным телосложении,- пропорциями, осанкой, положением стопы, координацией движений, умением держать равновесие. jCgedcmea коррекции общей моторик11,Ж.сьт& разнообразны. Перечислим
• .Лечебная физкультура направлена на предотвращение
осложнений" после соматических- заболеваний, нормализа
цию мышечного тонуса, исправление контрактур (фиброз
ная неподвижность суставов), неправильных поз, вызван
ных параличами и парезами. Фиброзная неподвижность
суставов при ДЦП существенно затрудняет процесс, реаби
литации. Основная причина этой патологии — мышечный
дисбаланс: если мышцы, служащие для разгибания колена
и подъема стопы, очень слабые, а мышцы, отвечающие за
сгибание колена и опускание стопы, сильные, вполне веро
ятно появление контрактур. Возникновение их можно пре
дупредить благодаря подбору правильных поз в положении
«сидя», «лежа», а также физическими упражнениями на
амплитуду движения (например, потягивание подобно кош
ке или собаке). В качестве контроля за изменением величи
ны угла контрактуры можно использовать сгибание листа
бумаги иди транспортир.. В большинстве случаев контрак
туры необходимо скорректировать так, чтобы ребенок с на
рушением опорно-двигательного аппарата мог ходить и об
служивать себя, самостоятельно. ,- •-.
• Утр_евняя-р.имя,асхака для разминки суставов, мышц,
усиления кровообращения. Помимо комплексов утренней
зарядки, это могут быть несложные упражнения в постели,
а также виброгимнастика, занимающие от 1 до 2 минут.
, • -Урш£и»ф.ищу^1ьтур_,ы, для овладения основными двига
тельными умениями и качествами.
• Физкультм^ш1^тки. для снятия усталости и психофизиче
ского напряжения на уроках включают упражнения, способ
ствующие выработке правильной осанки, восстановлению
отделов позвоночника. . . ,-■ ■,
��6.1+.��
Упражнения для шейного отдела позвоночника:
1. Плавные повороты головы влево и вправо (выполняются сидя, 10—12 раз по 2—3 подхода).,
2. Наклон головы влево и вправо (5—20 с по 3—4 подхода). •
3. Движения с опущенной головой на грудь к правому и левому плечу (10—12 с по 2—3 подхода).
4. Движения с высоко поднятой головой, положенной на спину, к правому и левому плечу (10—12 с по 2—3 подхода).
5. Движения головой вперед — назад (10—12 с).
6. Вытягивание шеи вперед (5—10 с в быстром темпе, 2—3
подхода).
7. Втягивание шеи в плечи и выпрямление вверх («Боюсь —
не боюсь», 8—10 раз, 1—2 подхода).
Упражнения для снятия нервно-психического напряжения:
1. «Морозко» — растирание ладоней, вначале внутренней, а затем наружной их части (30-^45 с).
2. «Глазок» —- движение поочередно каждым пальцем по кругу (25—30 с).
3. «Кошечка» — поочередное сгибание фалангов пальцев, затем всех вместе со сжатием кистей в кулак (30—45 с).
4. «Ушки» -— движение поочередно каждым пальцем вверх
— вниз (20—25 с).
5. Вращение кистями рук в лучезапястном суставе, отдельно
каждой и взятыми в замок (25—30 с).
• Спортивные игры, эстафеты для развития духа состязательности, повышения эмоционального тонуса. В прежние годы, несмотря на стихийный характер и дворовый вариант: игра в квача, догонялки, классики, скакалки, резинки — они были неотъемлемой частью детства.
• Ритмика как учебный предмет и как внеклассное занятие, помогающее выполнять разнообразные произвольные движения, научиться красиво двигаться под музыку. Сюда входит работа над выразительностью движений при музыкальной поддержке, элементы хореографии,
• Кинезотерапия и позиционная гимнастика направлены
на развитие основных движений с помощью специальных
приспособлений, в частности,' укладок, которые использу
ются как фиксирующие. При этом порядок формирования
движений сохраняется таким же, как и при нормальном ес
тественном развитии: подъем головы, повороты, присажи-
вание, вставание, перешагивание, ходьба. >
* Мануальная терапия, массаж.
• Гидротерапия — система коррекционных упражнений в
воде, что далеко не однозначно обычному плаванию в бас
сейне. Этот средство коррекции моторики особенно показа
но при ДЦП: в воде улучшается кровообращение, уменьша
ется вес конечностей, снижается мышечный тонус, увели
чивается объем движений.
• Иппотерапия — реабилитация посредством верховой езды. Тепло лошади способствует расслаблению спастических движений, мышц, наполняет ребенкажизненной энергией по принципу «сообщающихся сосудов». Все упражнения, традиционные для зала, в том числе с мячом, с гимнастической палкой, с флажками становятся более интересными, привлекательными для ребенка, сидящего на лошади. Например, протянуть, вытянуть руки вперед — «возьми лошадку за ухо». Ребенок учится держать равновесие, у него вырабатывается условный рефлекс ходьбы, так как шаг лошади совпадает с шагом человека. Общество иппотерапии создано в Беларуси всего несколько лет назад, в Польше действует уже три десятилетия, а наиболее давние традиции в реабилитации посредством верховой езды имеют Англия
и Франция. К «экзотическим» средствам коррекции моторики и эмоционально-волевой сферы можно отнести делъфинотерапию. Дельфины •— своеобразное живое УЗИ. На здорового человека он не реагирует (эхолакация требует значительных затрат энергии, и дельфин не всегда ее «включает»), но каким-то образом чувствует тех, у.кого не лады со здоровьем. Большой опыт дельфиноте-рапии накоплен в Севастопольском океанариуме. Особенно она показана при аутизме. Сначала ребенок преодолевает чувство страха перед большой рыбой. Потом, поплавав с дельфином, учится концентрировать внимание и в конце концов раскрывается, у него появляется потребность выразить словом свои чувства.
В Одессе на базе специальных учреждений, существует реабилитационный театр физического воспитания под девизом: «Через движения рук — к лучшей жизни».
В коррекции общей моторики большое значение имеет специальное оборудование. Это разнообразные тренажеры, мягкие спортивные модули, лечебные мячи, средства для тренировки вестибулярного аппарата и для умения держать равновесие (га-
мак, карусель, качели, вращающийся стул, горка, трамплин, батут, скейтборд) и др.;" .-.....-•
Подвижные игры, особенно'в младшем школьном-возрасте, направлены на развитие творческих способностей, воображения, внимания,, на воспитание инициативы, самостоятельности действий, выработку умения соблюдать установленные правила. Многообразие движений, совершаемых во время подвижных игр, оказывает комплексное воздействие на улучшение координации и ускорение реакции, ориентировки в пространстве и времени, скоростных и скоростно-силовых способностей, выносливости и других так называемых кондиционных параметров.
Во время игры закладываются основы естественных движений' (ходьба, бег, прыжки, метания), -элементарных игровых умений (ловля, передачи, броски мяча) и технико-тактических действий (выбор места, взаимодействие с партнером, командой и соперником), необходимых при овладении спортивными играми в более старшем возрасте. Большинство подвижных игр и эстафет (прежде всего с мячами) проводится лишь после того, как необходимые двигательные действий уже освоены.'
Участие в международном физкультурно-спортивном движении Special Olympics перевернуло наши представления о физических возможностях детей-инвалидов и подтолкнуло к коренному пересмотру содержания программ по физическому воспитанию в специальных школах. Движение было основано в 1968 году Юнис Кеннеди Шрайвер, и в настоящее время является самой крупной в мире программой спортивных тренировок и соревнований по 23 зимним, летним и демонстрационным олимпийским видам спорта для детей и взрослых с интеллектуальной недостаточностью. В программах Спешиал Олимпикс ежегодно принимают участие более Iе млн спортсменов из 120 стран мира от 8 лет и старше -с любым диапазоном возможностей и уровнем интеллекта ниже 80 IQ. Девиз игр: «Дай мне победить, а если я не смогу, то пусть я буду смелым в этой попытке!»
Официальные летние виды спорта: плавание (водные упражнения), легкая атлетика, баскетбол,--кегли,' велоспорт, конный спорт, футбол, гимнастика, роликовые коньки, софтбол, теннис," волейбол,
Официальные зимние виды спорта: равнинные й горные лыжи, бег на коньках, фигурное катание, хоккей на полу, хоккей с мячом. ■ ' '
Демонстрационные виды спорта: бадминтон, гольф, тяжелая
атлетика, настольный теннис, гандбол.
Белорусский комитет Спешиал Олимпикс как. общественная
организация существует с 21 августа 1992: года. Круглогодично
проводит тренировки и спортивные соревнования по 16 олимпий
ским .видам спорта. ■■■ : ,-■'■.
Современным направлением в развитии психофизических возможностей человека является образовательная кинесиология — учение о возможностях использования естественных физических движений для организации деятельности мозга, и тела, обретения самоструктурированного опыта и творческой самореализации личности. Это направление основано на исследованиях психологов и педагогов гуманистического направления (А. Ге-зелл, К. Роджерс, Ж. Пиаже, М. Монтессори, Л. Кларк, Дж. Канфильд и др.).
Методика «оживления* и активизации природных механиз
мов работы мозга Пола и Гейл Деннисон строится на двух прин
ципиальных типах движения; • -
• движения, пересекающие некую центральную зону тела,
которые интегрируют движение и мысль;
.• односторонние движения тела, ведущие к разъединению
мысли и движения. - -.'..., -
Упражнения собраны в 4 группы. ■" *
1. Движения, пересекающие среднюю линию тела, стимулируют работу как общей, так и мелкой моторики, способствуют интеграции деятельности левого и правого полушарий головного мозга, полноценному восприятию материала как на аналитическом уровне, так и на уровне обобщения. • -■ '
2. Упражнения, растягивающие мышцы тела, главным образом снимают негативное влияние различных рефлексов, в первую очередь, охранительного. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг, что система находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, готова к познавательной деятельности. На уровне работы мозга это означает, что информация из задних отделов мозга (зон выживания) может свободно переходить в передние, причинно-обуславливающие отделы, через лимбйческую систему, которая является своеобразными воротами, пропускающими учебную информацию в высшие отделы мозга.
3. Упражнения, энергетизирующие тело, обеспечивают необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процес-
сов между клетками и группами клеток мозга. Эти упражнения основаны на точном знании зон рефлекторного и «психологического.»- функционирования тела.
4. Позовые-упражнения, способствуют углублению позитивного отношения, так как влияют на эмоциональную -*- лимбиче-скую систему, взаимодействующую с центрами восприятия собственного «я» личности. Они стабилизируют и отлаживают ритм нервных процессов системы, способствуя успешному учению.
Мелкая моторика — это тонкие, дифференцированные движения пальцев. Уровень развития мелкой моторики — один из показателей готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий достаточно развитые дифференцированные движения пальцев рук, умеет логически рассуждать, у него отмечается устойчивое внимание, хорошая память и связная речь. В связи с этим уместно напомнить слова В. А. Сухомлинского: «Ум находится на кончиках пальцев». По возможности,следует максимально развивать обе руки: и правую, и левую, что будет способствовать полноценному развитию обоих полушарий головного мозга. Существует специальный термин амбидекстрия — одинаковое развитие функций обеих рук, которое может быть врожденным или сформироваться в процессе тренировки.
Мелкая моторика развивается в процессе таких видов деятельности, как сжатие, откручивание, закручивание, комкание бумаги, протягивание, нанизывание, лепка из пластилина и глины, конструирование и занятия с мозаикой, выкладывание фигур из спичек, освоение ремесел (вышивание, плетение, вязание, . выжигание, работа с бисером), прокалывание, склеивание, вырезание по контуру, раскрашивание и штриховка, изобразительная деятельность и др. Широко применяются игры и действия с игрушками и предметами: сборка пирамидки, раскладывание палочек, пуговиц, зерен, фасолек и т. п., изготовление буе из различных предметов (готовые бусинки, ракушки, рябина и т. п.), волчки, эспандеры, весовые дощечки и цилиндры, рамки .Монтессори (разнообразные виды застежек, которые используются в одежде ж обуви). Эффективным приемом для развития функций кисти руки является смятие, комкание бумаги, салфеток, газет и заталкивание их в банку, бутылку. Ребенку можно также предложить порвать их на мелкие кусочки, чтобы «приготовить подстилку для попугая или морской свинки».
- Большое значение в развитии мелкой моторики имеют игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; спе-
циальные упражнения без речевого сопровождения, объединен
ные в комплекс гимнастики для рук, так называемая пальчико
вая гимнастика. -■■
Йогу пальцев, или мудры, можно использовать не только для улучшения мелкой моторики, но и как лечебно-оздоровительное средство. На санскрите «мудрой» называется ритуальное положение рук в индобуддийской религии. Большинство мудр не имеют противопоказаний и обеспечивают лечебный эффект. Так, мудра «Знание» снимает эмоциональное напряжение, улучшает мыслительные процессы, активизирует память, способствует концентрации внимания. Методика исполнения: указательный палец легко соединяется с подушечкой большого пальца. Оставшиеся три пальца выпрямлены, не напряжены.
Мудра «Небо» оказывает значительное влияние на улучшение слуховой функции. Методика исполнения: средний палец сгибаем так, чтобы подушечкой он прикасался к основанию большого пальца, а большим прижимаем согнутый средний. Мудра «Жизнь» выравнивает энергетический потенциал всего организма, благотворно влияет на зрительную функцию. Методика исполнения: подушечки среднего, мизинца и большого пальцев соединяются вместе, а оставшиеся свободно выпрямлены. «Окно мудрости» используется при нарушениях мозгового кровообращения, склерозе сосудов головного мозга, открывает жизненно важные центры, активизирует умственную деятельность — безымянный палец прижимается первой фалангой большого пальца. Существуют позы пальцев для снятия почти всех распространенных болезненных состояний («Спасающая жизнь», «Морской гребешок», «Голова Дракона» и др.). Важно помнить, что все мудры выполняются одновременно на двух руках до 30 мин.
вдень.
Во всех случаях совершенствование мелкой моторики не должно превращаться в самоцель. Зачастую это неотъемлемая часть работы по формированию навыков самообслуживания и обучения ремеслам.
Коррекция моторики лица и артикуляторного аппарата направлена на снятие паретичности, вялости, установление фиксированных положений органов артикуляции, выработку устойчивой воздушной струи. Средства развития: артикуляционная гимнастика, комплекс упражнений на дутье, логопедический массаж, логоритмика.
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специаль-
ных упражнений, направленных на укрепление щшд артищ:
ляц-ионног-о-аппарата, развитие силы, подвижности* и диффере
цированности движений органов, участвующих в речевом п ~
цееее. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц:
жевательных, глотательных, мимических-;, процесс голосообра?
зования происходит при участии органов дыхания (гортань* тра
хея, бронхи, легкие, Диафрагма, межреберные мышцы). В связ
с этим следует проводить упражнения различных органов
мышц лица, ротовой полости, шеи, плечевого пояса, трудно
клетки. Метод воспитания звукопроизношения путем специфи
ческой гимнастики признан целым рядом известных теоретиков
и практиков, специализирующихся -на расстройствах речг
(М. Е. Хватцев, О, В. Правдина, М> В. Фомичева и др.). Звуки
речи образуются в результате сложного комплекса движений ар-з
тикуляционных органов — кинем. Закрепление той или иной кй>
немы открывает возможность освоения тех речевых звуков, ко*
торые не могли быть произнесены из-за ее отсутствия. Цель ар*"
тикуляционной гимнастики — выработка полноценных движке-:
ний и определенных положений органов артикуляционного аиг
парата, умение объединять простые движения в сложные,, необ
ходимые для правильного произнесения .звуков. , «*
При выборе методики логопедической гимнастики важен учет1:
особенностей возрастной моторики. Для еще не,говорящего ре"'
бенка применим принцип развития и упорядочения ритмических
движений на базе автоматических,кинем,-с которыми физиолог.
гически связана речевая функция*Эти неречевьта-движения,:;.
сформированные из безусловных реакций, превращаются в ре-;
чевые, условные,. - • .. .. .,:,,':
.-Занятия ведутся по схеме!--вначале воспитываются, грубые,"1
диффузные движения упражняемых органов. По мере их усвое-:
ния переходят к -выработке более дифференцированных движе-■';'
ний. Торможения неправильных движений.иснодьзуют зритель
ный контроль, а также вводят ритм:, отдельные: движения губ,
языка, мягкого неба, глотки, голосовых связок,,дыхательных
мышц ограничиваются определенной длительностью и прерыва
ются паузами такой же длительности согласно отбиваемому ру
кой такту............ ',...'■,, - • - ■';;
Артикуляционные упражнения подбираются -в соответствии. с характером дефекта произношения и целесообразности реко-" мендуемых движений для правильного произнесения звука. Упражнять надо лишь те движения, которые нуждаются в ис- '■■
правлении, и необходимы для конкретного звука; Упражнения должны быть целенаправленными: важно не" их количество, а правильный подбор и качество выполнения. Недостаточно Толь-ко отобрать требующие коррекций Движения, нужно научить ребенка правильно- применять их, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к.другому.
В сочетании с массажем органов артикуляции и традицион
ной артикуляционной гимнастикой можно использовать следу
ющие комплексы упражнений. ■
• Упражнения для развития жевательных и мимических
мышц лица, используемые при коррекции дизартрии.
• ■ Элементы миогимнастики, разработанной в ортодонтам
в целях формирования и нормализации функции лицевых
мышц при коррекции прикуса. Миогимнастикас использо
ванием специальных приспособлений рекомендуется в ло
гопедии для развития лабиализации губ при произнесении
гласных и согласных звуков.
• Упражнения с активаторами для тренировки круговой
мышцы рта. Активаторы изготовлены из специальной же
сткой проволоки, на концах которой прикреплены пластмас
совые площадки для губ. Ребенок смыкает зубы и удержи^
вает активатор губами, сопротивление проволоки усилива
ет сжатие губ. В ряде стран, в частности, в Польше, Малень
ким детям еще до появления зубов по медицинским показа
ниям изготавливают ортодонтические пластинки (основные
причины связаны с неумением закрывать рот, убирать язык,
что может вызывать саливацию (обильное слюнотечение), а
также со временем усугубить дисладик» и затруднить ее ус
транение).
• Использование пластинки из пластмассы и резины. Упражнения с вестибулярной пластинкой;, с межгубным кольцом из жесткой резины, с металлическим диском. При построении логопедической работы с детьми, имеющими нарушения звукопроизношения, осложненные дефектами артикуляционных органов, необходимо учитывать следующие
факторы: ., ,, - . •-:,,' л
1. Среди аномалий органов артикуляции, предрасполагающих к нарушению произношения звуков, намного чаще встречаются дефекты зуббчелюстной системы. "'',.'''
2. Чем раньше проявилась такая аномалия, тем больше риск
1
25�8578148�93�86�72937731208140�0790
появления устойчивых.дефектов звукопроизношения.
3. Патологии молочного прикуса провоцируют более грубые и стойкие нарушения звуковой стороны речи, нежели зубочелю-стные аномалии, проявившиеся только в постоянном прикусе.
4. У детей школьного возраста, имеющих патологии постоянного прикуса, дефекты звукопроизношения встречаются в два-три раза реже, чем у дошкольников с выраженными аномалиями молочного прикуса. ■ ■
, 5. Чем раньше была выявлена патология языка, губ или зу-бочелюстной системы и начато устранение дефектов артикуляционных органов, исправление нарушений звукопроизношения и развитие фонематического восприятия, тем быстрее и эффективнее можно добиться положительных результатов в коррекции органической дислалии.
6. В коррекционцой работе с детьми, страдающими этим недугом, рекомендуется использовать комплексную артикуляционную гимнастику, основанную на логопедических приемах и элементах миотерапии, применяемой в ортодонтическом лечении.
Конкретный методический материал для развитии мелкой и артикуляционной моторики можно найти в справочниках и пособиях.
Вопросы и задания
1. Покажите влияние состояния двигательной сферы на различные системы организма, работу ВИД, развитие перцептивных и познавательных функций, уровень умственной и физической работоспособности.
2. Какие параметры характеризуют общую моторику, мелкую и артикуляционную?
3. Подберите задания, игры и упражнения для развития общей, мелкой и артикуляционной моторики усложненного уровня.
4., Подберите все возможные приемы обучения шнуровке ботинок. Какой способ шнуровки ботинок, с открытыми глазами или завязанными, быстрее приведет к автоматизации действий у слабовидящего ребенка?
Литература для самообразования
Белая А. С, Мирясова В. Ж. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. М.: ООО Изд-во ACT, 2000.
Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. Методическое пособие. СПб: Детство-Пресс, 1999.
Гуровец Г. В., Гуровец Д. С, Методика реабилитации психомоторных нарушений у умственно отсталых школьников на занятиях ЛФК // Дефектология. 1999. № 1.
Дедюхина Г. В. и др. Логопедический массаж и лечебная физкультура с детьми 3—5 лет, страдающими детским церебральным параличом. М.: Гном-Пресс, 199Q.
Золотарев Ю. Г. Целительные мудры. СПб.: Диля, 2000.
Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. М.: Педагогика, 1973.
Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика. ML, 1998.
Мастюкова Е. Щ. Двигательные нарушения и их оценка в структуре аномального развития // Дефектология. 1987. № 3.
Самыличев А. С, Олейник В. М. Физическое воспитание и умственная работоспособность учащихся вспомогательной школы // Дефектология. 1992. № 1.
Ульянова Р. К. Коррекция двигательйых нарушений у детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом // Дефектология. 1988.
№4.
Уэстрайх Натали Г. Основные методы физической реабилитации больных с двигательными нарушениями. Мн., 1998.
Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб., 1998.
■2.4. Коррекция познавательных функций
Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая жизнь его есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование.
. В,Г. Белинский
. В различных аспектах воспитания успех в значительной мере обусловлен проведением целенаправленной работы по коррекции
интеллектуального развития. Под интеллектом подразумевают совокупность всех сторон познавательной деятельности. В широком значении интеллект охватывает все психические функции, в узком — только высшие (произвольное внимание, активное запоминание, расчлененное восприятие, мышление, речь).
шпцннннш
llllllllllllllllllllllllllllllllll...................... 11ШШШ1Ш1Ш1Ш.
.......................... 1ШШШШШиШШ!ШШШШ!Ш1||
iK те чисто обозначают способность пользоваться
формами мышления: понятиями, суждениями, умозаключение
ими. , • •'•• ,- ' ' . " , .'•• л"-
Н настоящее время..все больше йбольше детей.не только сне-
диальиьгх, но и массовых школ нуждаются" в 'дополнительных,
стимулирующих занятиях по коррекции познавательных функ-'-
ций. Ребенок не рождается с готовой способностью к мышлению,
Возникновение интеллектуальной деятельности ребенка обуслав
ливается обогащением .его опыта,., развитием познавательных
функций. До тех нор пока умственные операции не сформируй
ютея, человек не сможет понять окружающей его среды. При
этом следует иметь в виду, что область того, что мыслится, го
раздо шире того,- что воспринимается. Уже в старшем дошколь-;
ном возрасте ребенок оказывается способным преодолеть влия-;;
ние восприятия "я овладеть умением применять разные виды
(уровни) мышления — от наглядно-действенного до логическо
го —.к конкретным ситуациям., ... ,.■--;.
Познание -—функция,не только интеллекта, но и личности. '■'■••
Ряд авторов определяют познавательную активность как каче- i
ство-деятельности ученика, которое проявляется в его отноше
нии к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффектив
ному овладению знаниями и умениями за оптимальное'время, им
мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учеб- --
но-познавательной цели. Поэтому под развитием познавательной -,-
деятельности следует понимать качественные изменения в лич- ':
ности. Развитие мышления не-являетоя самоцелью. Учить мыс- }}.
лить необходимо не для того, чтобы ребенок умел это делать, а 1
для того, чтобы он мог лучше ориентироваться в окружающем 1
его мире, организовывать свою жизнь, становиться все более са- }
мостоятельным. ■■ ,с|
Детское мышление в-целом, и в частности ребенка с отклоне- :-|
ниями, имеет определенные границы. Они обусловлены тем, что ■]
ребенок может давать правильные ответы, которые ему до сути |
дела, непонятны; его слова могут быть просто повторением услы- Н
шанвого я лишены какого бы то ни было личного смысла; ребе- |
нок, как правило, сосредотачивает внимание 'на несущественных ;|
признаках, внешних, порой случайных, ситуативных,-Древне- -,;
римский педагог Марк Квинтилиан сравнивал ум детей с; неболь- '.-'
шими сосудами с узким горлышком., которые не-могут-принять -;
на себя сразу Жидкость, а. наполняются ниспадающими капля- i
МИ. • " '-'•-,.- " -..-?-■""- ..;.