О воспитании, образовании и развитии младших школьников» 19 страница

• базисный учебный план общеобразовательной средней школы, который дает целостное представление о содержательном наполнении по годам обучения и его структуре;

• образовательные стандарты в целом для школы и для всех учебных предметов как конкретизация целей общеобразовательной подготовки;

• государственные требования к минимальному уровню усвоения содержания общего среднего образования для каждой ступени обучения (начальной, основной и старшей школы).

Согласно государственному стандарту содержание обучения в целом и каждого предмета состоит из двух частей – инвариантного (неизменяемого) ядра и вариативной части – оболочки, которая систематически обновляется и пересматривается.

При формировании содержания для начальной школы руководствуются не максимумом того, что может усвоить ребенок, а тем, насколько оно отвечает социальному заказу и что дает ребенку для дальнейшего развития. В начальном звене образование направлено на всестороннее развитие детей и полноценное овладение всеми компонентами учебной деятельности. Поэтому при его формировании учитываются: последовательность и перспективность; потенциальные возможности для решения проблем обучения, воспитания, развития; достаточность по длительности и частоте влияний на конечные результаты; возможности организации деятельности учеников на различных уровнях сложности.

Принципиально важно достичь фундаментальности начального образования. По критериям ЮНЕСКО, результаты его на 80 % относятся к обязательным, т.е. из того, что может, должен знать и уметь каждый человек, 80 % усваивается в начальной школе. Поэтому базовый компонент начального образования (его инвариантная часть) не зависит от региональных особенностей и природной среды.

Особенность современной школы – интеграция знаний о развитии мира и общества. У детей рано складывается своя «картина мира». Несмотря на ее несовершенство, она имеет свое преимущество – целостность, которая с приходом в школу нарушается из-за границ между предметами. В результате знания, приобретенные детьми, мало связаны между собой. Некоторые учителя используют на своих уроках межпредметные связи, но это имеет эпизодический характер и не может решить проблему в целом.

Чтобы устранить барьеры между предметами, их объединяют вокруг главных понятий или тем. Это позволяет рассматривать предмет с разных сторон, раскрывать все его взаимосвязи. Можно гораздо лучше использовать анализ, синтез, сравнение, объединение. Это очень важно для формирования мировоззрения, человековедческих, экологических, коммуникативных знаний и умений. Появляются и интегрированные курсы, построенные на основе слияния двух-трех предметов или интеграции отдельных тем в блоки. Кроме уже названных преимуществ, появляется возможность более широкого охвата содержания, экономии времени. Интеграция дает возможность уменьшить количество обязательных предметов. В начальной школе она осуществляется вокруг системообразующих понятий – таких, как слово, величина, форма, размер, пространство, время и др.

Уже введены интегрированные курсы «Мир вокруг нас», «Художественный труд», «Ознакомление с окружающим», «Родной край», «Музыка и движение». Началась апробация обобщенных курсов «Мастерская слова», «Глаголь и добро», «Грамота» (математика, язык, ознакомление с окружающим миром). Рассматриваются вопросы интегративного построения предметов – «Художественная культура», «Мир и человек», «Я и мир вокруг», «Мир, природа и я», «Я и мой мир», «Валеология», «Развитие познавательных способностей» т.д. Нужно отметить, что в зарубежных школах (Англия, США, Япония) интегративные курсы используются очень широко и объединяют знания о живой и неживой природе, технике, человеке и т.д.

Дифференцированный подход к построению содержания образования является обязательным принципом. Он проявляется в том, что одни и те же цели начальной школы достигаются на различном материале. Например, обучая детей грамоте, учитель выбирает один из возможных вариантов, зафиксированный в определенном букваре. Предмет, не меняя своего названия и назначения, изучается по иной программе или учебнику. Проходят опытную проверку такие альтернативные курсы и учебники, как «Наша Родина и современный мир», «Родная земля», «Твоя Вселенная», «Сказание о великих битвах и подвигах», «Шахматы – школе», «Путешествие в страну „Символики“», «Информационная культура», «Глаголь и добро», «Моя любимая азбука», «Детская риторика» и др.

Содержание образования может изменяться в зависимости от типа школы, региональных и других особенностей. Существуют различные учебники для массовых школ, прогимназий, авторских школ. Учитывается уровень готовности детей к школе. В частности, для одаренных и тех, кому обучение дается с трудом, нужны различные учебные программы и учебники, но с обязательным сохранением инвариантной части. Дифференциация проявляется и в сужении или расширении информационной части, изменении темпа усвоения, способов подачи материала.

Кроме внешней (на уровне содержания предметов и различных способов организации их усвоения) используется дифференциация внутренняя. Она предполагает дифференцирование содержания учебного материала для учеников с различной подготовкой в пределах темы или раздела и дает возможность более сильным ученикам изучать учебный материал быстрее, что стимулирует их развитие, а более слабым облегчает усвоение программного минимума. Содержание должно быть подобрано так, чтобы учителя имели возможность индивидуализировать свою учебно-воспитательную работу с учетом интересов и способностей учеников.

Содержание учебного процесса может иметь различную структуру изложения, где отдельные знания или их элементы (шаги, порции) «сцепляются» между собой различным образом. Наиболее распространенными являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры.

При линейной отдельные части учебного материала образуют непрерывную последовательность тесно связанных между собой звеньев, прорабатываемых за время школьного обучения, как правило, только один раз.

Концентрическая структура предполагает возвращение к изучаемым знаниям. Один и тот же вопрос повторяется несколько раз, причем его содержание постепенно расширяется, обогащается новыми сведениями, связями и зависимостями. На первых ступенях обучения даются элементарные представления, которые по мере накопления знаний и роста познавательных возможностей углубляются и расширяются.

Характерной особенностью спиральной структуры изложения является то, что ученики, не теряя из поля зрения исходную проблему, постепенно расширяют круг связанных с ней знаний. В этой структуре нет перерывов, характерных для концентрической, нет и одноразовости в изучении знаний, которая отличает линейную структуру.

Составители учебных книг сегодня все больше используют возможности смешанной структуры, являющейся комбинацией всех трех структур. Она позволяет маневрировать при организации содержания, излагать отдельные его части различными способами. При выборе структуры организации содержания учитываются цели обучения, требования к уровню обученности, характер и особенности изучаемых знаний, а также, по возможности, особенности тех групп учеников, которым будет адресовано разрабатываемое содержание.

Какой характер должно иметь образование, что оно должно давать ученику? По этим вопросам существуют различные точки зрения. Наибольшую популярность приобрели два подхода к образованию: материальный (энциклопедический) и формальный (выборочный).

Сторонники первого разделяют точку зрения Я.А. Коменского, согласно которой основная цель школы состоит в передаче учащимся как можно большего объема знаний из различных областей науки. Выпускник, прошедший хорошую начальную школу, должен знать уже достаточно много. А после средней должен быть энциклопедически образованным. Эта модель была принята в большинстве престижных учебных заведений Европы и, в частности, в классических гимназиях России. Имеет она своих сторонников и сегодня. Возрождаемые по типу дореволюционных современные прогимназии во многом копируют классическую структуру учебных предметов. Наряду с несомненными преимуществами она имеет и свои недостатки: слабую связь между курсами, переполненность учебным материалом, не всегда нужным для развития учеников. В этих условиях учитель вынужден торопливо, нередко поверхностно преподавать предмет, а программы обучения составлять только по линейной схеме.

В противоположность этому сторонники формального образования придерживаются древнего афоризма: многознание уму не научает. Обучение должно быть гимнастикой ума. Безразлично, каким будет содержание, лишь бы ученики учились размышлять. Сторонники такого обучения обращают внимание на развитие способностей, познавательных интересов учеников, внимания, памяти, мышления. Средством для развития этих качеств могут быть языки, математика, а предметы гуманитарные не столь важны.

Дидактический утилитаризм исходит из признания практической пользы обучения. Зачем терять годы на учение, если оно ничего не дает для жизни? Обучение должно удовлетворять индивидуальные потребности ученика. Он должен заниматься только теми видами деятельности, которые он и его родители считают нужными или которые ему по способностям. В школах, где принят такой подход, детей учат практическим навыкам – готовить еду, шить, приобщают к рукоделию, учат уходу за садом, огородом, дают простые ремесленнические навыки и т.д. Подобное содержание обучения чаще всего избирают в специальных школах для инвалидов, умственно отсталых детей. Вокруг этих простых и полезных знаний и умений концентрируются более общие знания и умения. Но ими овладевают не все.

Содержание начального образования составляет основу для всестороннего развития учеников, формирования их мышления, познавательных интересов, подготовки к продолжению образования и будущей трудовой деятельности. Оно должно формироваться на основе государственного стандарта. Общие основы формирования содержания школьного образования: гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий. Наиболее распространенными являются линейная, концентрическая, спиральная и смешанная структуры изложения содержания. Распространение получили два подхода к содержанию образования – материальный (энциклопедический) и формальный (выборочный).

2.Элементы содержания

Содержание начального образования складывается из отдельных элементов. Определяющим элементом являются знания – отраженные в сознании ученика представления, факты, суждения, понятия. Знания могут быть обыденными и научными (теоретическими). Первые ребенок получает в процессе жизни, общения, собственных наблюдений и размышлений; вторые формируются в результате целенаправленного обучения и самообучения. Знания обычно связаны с речью, умением выразить их словами.

От знаний умения неотделимы. Умение – это знание в действии, т.е. овладение совокупностью определенных операций, способов осуществления действия. Умения делятся на умственные и практические. В процессе обучения ученик овладевает большим количеством умений – общеучебных, специальных (вычислительных, речевых), игровых, трудовых, спортивных, эстетических, моральных и т.д. Общеучебными являются, например, умения планировать учебную деятельность, работать с книгой, выделять главное, анализировать, сравнивать, запоминать изученное, осуществлять самоконтроль и т.п.

После многократных повторений умения превращаются в навыки. Навык – это умение, доведенное до автоматизма. Некоторые умения быстро превращаются в устойчивые навыки, например, навыки правильного и быстрого чтения, некоторые в навыки не переходят никогда, например, решение нестандартных задач. Для сформированных навыков характерны быстрота и точность повторения действия. Учитель будет следить за формированием навыков, чтобы понапрасну не расходовать силы учеников на многократное повторение ненужного, например, на выразительное чтение, если оно не связано с жизненными планами ученика. Когда-то именно по этой причине отказались от каллиграфии. Конечно, хотелось бы, чтобы дети писали красиво, но на формирование этого навыка потребуется очень много времени. Достаточно, если ученик будет хорошо понимать смысл прочитанного, а навык выразительного чтения приобретет, если в том будет необходимость.

Следующим компонентом содержания является опыт творческой деятельности. Это система общих способов мышления и учебной деятельности, опыт эмоционального, волевого, нравственного, эстетического отношения к действительности. Овладевая им, учащийся научается:

• переносить ранее усвоенные знания и умения на новую область, в новую ситуацию;

• обобщать несколько ранее изученных (известных) способов в один;

• понимать проблемные задания, находить способы их решения.

Необходимо отметить, что данный элемент в начальной школе реализуется не в полном объеме. Учебные проблемы, как таковые, вводятся только на 3-4-м году обучения, а вот переносить полученные знания на новые области детей учат уже в первые годы. Не в полном объеме реализуется еще один элемент – опыт эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, деятельности, научным знаниям, моральным нормам, идеалам. У педагогов часто не хватает времени, чтобы выяснить отношение детей к тому, что они выучили. Все же время от времени это необходимо делать.

Учителя предпочитают больше говорить о целенаправленном воспитательном влиянии содержания обучения и школьных предметов. Каждый из них предоставляет широкие возможности для воспитания здорового способа жизни, культуры поведения, гражданских и всех других качеств личности.

Содержание начального образования многоэлементно (многокомпонентно). Оно содержит систему знаний, умений, навыков по отдельным предметам, а также межпредметные учебные умения и навыки, способы поведения и эмоционально-ценностного отношения к изучаемым предметам, знаниям, людям, природе, миру. Знания, умения, навыки формируются в неразрывном единстве. Если они не сформированы на необходимом уровне, то у ребенка будут возникать проблемы с дальнейшим обучением. Вот почему педагог начальной школы должен прилагать все усилия, чтобы научить детей и в полном объеме реализовать намеченные цели.

3.Учебные планы и программы

Содержание учебного процесса определяется учебными планами, программами по предметам, фиксируется в учебниках, электронных накопителях информации (видеодисках, видеокассетах, компьютерных программах).

Учебный план – это документ, определяющий:

1) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

2) полный перечень предметов, изучаемых в начальной школе;

3) распределение предметов по годам обучения;

4) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

5) количество часов в неделю на изучение каждого предмета.

В нем находят отражение принятый обществом воспитательный идеал, намеченные цели, победившая концепция формирования содержания. Планы разрабатываются на основе государственного стандарта, но сами по себе они – дискуссионная проблема, поэтому, как и программы, отличаются большим многообразием.

В современных учебных планах выделяются два компонента – государственный (федеральный) и региональный (школьный). Первый обеспечивает социально необходимый для каждого школьника объем и уровень знаний, умений, навыков, способов деятельности; содержит языково-литературную часть, математику с основами информатики, общественные, естественные, эстетические и оздоровительно-трудовые дисциплины. Федеральный компонент школьного образования представлен обязательными для изучения во всех типах учебных заведений и всеми учащимися предметами, основоположными знаниями, умениями, объем которых не превышает 40 % от общего объема изучаемых знаний. Он предполагает изучение в школе государственного языка, математики, музыки и изобразительного искусства, физической культуры, природоведения, трудового обучения. Соотношение между предметами в большинстве стран следующее: гуманитарный блок 40–46 %, естественно-математический 30–35, естественный 7-11, оздоровительно-трудовой 16–20 %. Планы национальных школ дополняются родным языком, литературой, краеведением, родной историей и другими важными для региона предметами.

А школьный компонент объединяет предметы, предложенные учениками, их родителями, администрацией региона. Его цель – удовлетворить потребности определенного региона, запросы школьников, способствовать дифференциации обучения. На школьный компонент отводится от 20 до 60 % общего бюджета времени. Он содержит важные и необходимые для развития детей данного региона предметы: национальный язык, история, география родного края, иностранные языки, этика, валеология, охрана здоровья и т.д. Иногда часы школьного компонента используют для углубленного изучения предметов государственного компонента.

Приказом Минобразования от 9 февраля 1998 г. № 322 утвержден Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации. На его основе могут составляться различные варианты планов с учетом типа школы, возрастных возможностей детей, объема учебного времени.

В 4-летней начальной школе, которая устанавливается в России с 2004 г., изменилось соотношение времени на изучение различных предметов, изменено содержание образования по предметным областям. Филология, например, состоит из образовательных компонентов «Русский язык» и «Литературное чтение» и изучается в том же объеме. Вызывает обеспокоенность уменьшение уроков математики – основного предмета, развивающего ум ребенка. Зато значительно увеличилось количество часов на эстетическо-художественный блок, физкультуру. Предмет «Окружающий мир» изучается в 1-2 классах, а в 3-4 разбивается на «Природоведение» и «Введение в историю». Сюда же включено и содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для начальной школы.

Изменения в содержании начального образования свидетельствуют о наличии больших и сложных проблем в подготовке подрастающих поколений к жизни. Еще не заработали новые учебные планы, а уже высказываются сомнения в правильности избранного пути. Вместо того чтобы формировать фундаментальные базисные качества растущего человека – ум и нравственность, продолжается распыление драгоценного времени на изучение все новых и не самых важных предметов.

Вместо того чтобы бесконечно рассказывать детям о правилах дорожного движения, съедобных и несъедобных грибах, защите от посягательств и т.п., нужно воспитать главное – уважение и послушание. Почему произошел несчастный случай с ребенком? Потому что ослушался родителей и учителей – был в том месте, где не должен находиться, делал то, что запрещено. Рассказываем о СПИДе, учим детей пользоваться противозачаточными средствами, решаем другие вопросы вместо того, чтобы проповедовать вечную истину – половая связь до совершеннолетия и брака должна быть исключена.

Пока школа не вернется к простым и ясным положениям качественного обучения и воспитания, пока она в бесплодных попытках будет соединять несоединимое, проблем у нее не убавится.

4.Учебники и пособия

Содержание образования подробно раскрывается в учебной литературе. К ней относятся: школьные учебники, пособия, справочники, книги для дополнительного чтения, атласы, карты, сборники задач и упражнений, тетради на печатной основе и т.п. От качества учебной литературы зависит результативность обучения.

Учебник – главный источник знаний по предмету. К нему предъявляются высокие требования, поскольку он должен обеспечивать сознательное, активное участие школьников в процессе обучения, полное освоение учебного материала.

В связи с решением этих задач учебник выполняет следующие дидактические функции:

– Мотивационную, которая заключается в создании таких стимулов для учеников, которые побуждают их к изучению данного предмета, формируют интерес и позитивное отношение к работе.

– Информационную, позволяющую ученикам расширять объем знаний всеми доступными способами преподнесения информации.

– Контрольно-корректирующую (тренировочную), которая предполагает возможность проверки, самооценки и коррекции хода и результатов обучения, а также выполнение тренировочных упражнений для формирования необходимых умений и навыков.

Основные принципы реализации в современных учебниках гуманистической личностно-ориентированной модели обучения следующие:

• диалог как форма организации сотрудничества. Учебник содержит задания для организации диалога учителя с учеником, задания для работы в парах, группах, фронтальной и индивидуальной работы;

• свободный выбор заданий. Должны быть предусмотрены ситуации такого выбора, наличие обязательного и необязательного материала;

•соответствие возможностям и уровню подготовки учеников;

• оптимальный объем;

• четкая структура, цветовое и шрифтовое выделение, а также качественная полиграфия;

• возможности дифференциации обучения;

• источник положительной мотивации;

• соответствие принятой концепции;

• построение в соответствии с определенной педагогической технологией, чтобы предоставлять учителю образец сценария организации учебной деятельности.

Кроме того, хороший учебник должен отвечать всем требованиям, предъявляемым к содержанию обучения, быть интересным для учащихся, по возможности кратким, доступным, хорошо иллюстрированным, эстетически оформленным, стабильным и мобильным одновременно, т.е. иметь устойчивую основу и в то же время обеспечивать возможности введения нового без нарушения основы. Этой цели способствует блочная конструкция учебника, допускающая вставки, расширяющие блоки. Требования, предъявляемые к учебнику, настолько многогранны и противоречивы, что всегда ощущается дефицит хороших учебников, имеющий тенденцию к увеличению по мере роста объема знаний и новых требований. В экономически развитых странах издаются альтернативные учебники, благодаря чему есть возможность выбирать лучшие.

Учебник отличается от учебного пособия тем, что первый составлен в полном соответствии с программой, а второй может от нее отступать. Требования к учебным пособиям те же, что и к учебникам. Что из них принять за основу – решает учитель.

Наряду с традиционными пособиями все шире применяются видеодиски, видеокассеты и др. Дидактические оценки этих необычных средств обучения пока противоречивы – от восторженных инноваций в образовании до унылой констатации их низкой результативности и бесполезности. Можно ожидать, что там, где требуется образное, эмоциональное изложение фактического материала, видеоучебники принесут пользу, но с их помощью трудно развивать продуктивное мышление, тренировать умения и навыки, решать другие задачи. Поэтому их целесообразно применять в комплексе с традиционными учебными материалами.

Абстрактное мышление успешно развивают компьютерные обучающие программы. Однако знания, переданные компьютером, неизбежно являются неполными, формализованными, малоэффективными при изучении отраслей, имеющих логическую структуру. Прекрасные возможности предоставляет ЭВМ для выполнения тренировочных упражнений, контроля и коррекции знаний.

Установлено, что от хороших учебников зависит очень многое. Учитель будет самым тщательным образом выбирать их, постоянно отвечая на главные вопросы: «Смогу ли я реализовать по ним требования государственного и регионального стандартов, подойдут ли они моим детям?» Скоро в начальную школу придут электронные учебники. Они уже составляются. Учеников станут обучать самостоятельному (и осмысленному!) поиску нужной информации в Интернете. Будущим педагогам к этим переменам нужно готовиться уже сейчас.

Вопросы и задания для проверки знаний:

1 Что такое содержание учебного процесса?

2. Какие элементы содержания выделяются?

3. Что такое государственный стандарт?

4. Какие требования предъявляются к содержанию обучения?

Литература:

1. Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С. Кукушин, А.В. Болдырева-Вараксина. – М., 2005. – С. 75-86.

2. Подласый, И.П. Педагогика / И.П. Подласый. – М., 1999. – Ч. 1. – С. 316-333.

3. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М., 2000. – С. 123-136.

Лекция № 4 «Мотивация учения в школе»

Цель – формирование представлений о стимулировании мотивов учения.

1. Движущие силы учения.

2. Интересы младших школьников.

3. Формирование мотивов.

4. Стимулирование учения.

5. Правила стимулирования.

1. Движущие силы учения

Мотивация (от лат. «двигать») – общее название для процессов, методов, средств побуждения учеников к активной познавательной деятельности. Управляют мотивами совместно учителя и ученики. Имея в виду первых, говорим о мотивации обучения, с позиций ученика ведем речь о мотивации учения. Как процесс изменения состояний и отношений личности она основывается на мотивах, под которыми понимаются конкретные побуждения, причины, заставляющие ученика учиться, действовать, совершать те или иные поступки. В роли мотивов выступают во взаимосвязи потребности и интересы, стремления и эмоции, установки и идеалы. Мотивы – очень сложные образования, они всегда взаимосвязаны, и в педагогическом процессе мы имеем дело не с одним действующим мотивом, а со многими.

Классифицировать мотивы, действующие в системе обучения, можно по различным критериям. По видам выделяются социальные и познавательные мотивы; по уровням:

• широкие социальные мотивы (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения). Прежде всего это стремление личности через учение утвердиться в обществе, обрести социальный статус;

• узкие социальные (или позиционные) мотивы (занять определенную должность в будущем, получить признание окружающих, достойное вознаграждение за свой труд и др.);

• мотивы социального сотрудничества (ориентация на различные способы взаимодействия, утверждение своей роли и позиции в классе);

• широкие познавательные мотивы (удовлетворение от процесса обучения и его результатов);

• учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов);

• мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний).

Мотивы учения делятся на внешние и внутренние. Первые исходят от педагогов, родителей, класса, общества в целом и приобретают форму подсказок, намеков, требований, указаний, понуканий или даже принуждений. Они, как правило, действуют, но их действие нередко встречает внутреннее сопротивление личности, а потому не может быть названо гуманным. Необходимо, чтобы сам ученик захотел что-то сделать и сделал. Истинный источник мотивации находится в нем самом. Вот почему решающее значение придается не мотивам обучения – внешнему нажиму, а мотивам учения – внутренним побудительным силам.

Обучение младшего школьника в зависимости от ситуации определяют и направляют различные мотивы:

• чувство долга,

• желание получить похвалу учителя,

• боязнь наказания,

• привычка выполнять требования взрослых,

• познавательный интерес,

• честолюбие,

• стремление утвердиться в классе,

• желание порадовать родителей,

• желание получать «пятерки»,

• желание получить награду.

Они действуют сообща, но среди этих мотивов один будет ведущим, остальные – сопутствующими. Учитель будет выделять главное и действовать, опираясь прежде всего на него.

Составить первичное представление о преобладании и действии тех или иных мотивов учения можно, наблюдая отношение к нему школьника. Исследования позволяют выделить несколько ступеней его включенности в процесс: отрицательное, безразличное и положительное. Для отрицательного отношения к учению характерны бедность и узость мотивов, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на оценку, неумение ставить цели и преодолевать трудности, нежелание учиться, отрицательное отношение к школе и учителям вообще. Безразличное отношение имеет те же отличительные характеристики, но подразумевает наличие способностей и возможностей – при изменении ориентации можно достигнуть положительных результатов. Способный, но ленивый – правильная характеристика учеников, принадлежащих к этому типу. На различных уровнях положительного отношения к учению наблюдается постепенное нарастание мотивации от неустойчивой до глубоко осознанной. Наивысший уровень характеризуется устойчивостью мотивов, умением ставить перспективные цели, предвидеть последствия учебной деятельности и поведения, преодолевать препятствия на пути к цели. Ученик ищет нестандартные способы решения задач, проявляет гибкость мышления, предпочтение отдается творческой деятельности, увеличивается доля самообразования.

В каждом классе постепенно выделяются конкретные типы отношения детей к учению, на которые прежде всего следует ориентироваться учителю. Наиболее распространенный тип – хорошие исполнители («слушалки и отвечалки»). Они старательные, но безынициативные. Ведущий мотив их деятельности – опосредованный интерес: обрадовать родителей, завоевать авторитет в классе, заслужить похвалу учителя. Второй тип – дети с интеллектуальной инициативой: они имеют собственное мнение, избегают подсказок, стараются работать самостоятельно, любят сложные задания. Третий тип – дети, у которых проявляется особое отношение к напряженной учебной деятельности. Они активные, хорошо соображают, но думают медленно, а потому пребывают все время в напряжении, требуют индивидуального подхода. Четвертый тип – дети с заниженными интеллектуальными способностями. Они не могут самостоятельно выполнять учебные задания, пребывают в подавленном состоянии или, наоборот, демонстрируют бесшабашность. Главное, чтобы учитель их не заметил. Причины здесь разные: незрелость ребенка, слабая дошкольная подготовка. Наконец, в каждом классе есть небольшая группа детей, которых объединяет отрицательное отношение к учению. Дети не могут освоить школьную программу по причине интеллектуальной отсталости, глубокой запущенности.

Наши рекомендации