Диков А.В. Классные доски: от грифельной до Интернета. //Школьные технологии. €

1. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с. – С.329-338

2.Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд. М., 1999.

3.Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М.. 1997.

4.Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн.1. М.: ВЛАДОС, 1999

5.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.

6.Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.

Дополнительная литература

1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.

2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. М., 1986

3. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.

4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981

5. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского.М., 1981.

6. Ибрагимов Г. Формы организации обучения в педагогике и школе. Казань, 1994

7. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.

8. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990

9. Дьяченко В.к. Организационная структура учебного процесса. М., 1989

Задание для самостоятельной работы:

1. Заполните таблицу для любого выбранного вами метода обучения из различных классификаций:

Название метода, классификация характеристика
  Цель метода
Функции учителя
Функции уч-ся
Приемы, средства обучения
Ожидаемый результат
Условия эффективности

1.Отметьте знаком «+» в таблице принадлежность понятий к той или иной категории.

понятие процесс Мыслительная операция Форма учебной работы Методы обучения Средства обучения
Обучение          
Анализ          
Домашняя Работа          
Сравнение          
Урок          
Беседа          
упражнение          
Теле- Конференция          
Компьютер          
лекция          
Учебник          
Карта          
Обобщение          
Экскурсия          
Диспут          
Воспитание          
наблюдение          
Семинар          
Демонстрация          
индукция          

2.Подберите материал и подготовьте краткие сообщения по существовавшим в истории развития образования формам организации обучения:

- индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно-семинарское.

- классно-урочная система, мангеймская система, дальтон-план, бригадно-лабораторная система, метод проектов.

План ответа: 1. Время появления формы обучения, 2. Где появилась, 3.привести иллюстрирующие примеры, назвать (если известны), имена авторов этой формы.

3.Определите в чем состоит сущность и специфика ценностно-ориентационной деятельности школьников? Приведите примеры.

УЭ 1.12 Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. Задание к занятию:

Школьный урок и его воздействие на учащихся.

Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий. Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся. Дискомфортные состояния учащихся на уроке. Индивидуализация педагогических воздействий. Здоровьесберегающая направленность педагогических приемов и методов.

2. Технология превентивного обучения.

Цели обучения здоровью. Методология превентивного обучения. Кооперативное обучение, упражнения-энергизаторы, положительная психологическая атмосфера. Интерактивные методы и приемы превентивного обучения (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевая игра).

Арт-терапия.

Цели арт-терапия – лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психо-эмоционального состояния. Возможности арт-терапии: развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки); изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса; научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства); самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим; развивать ценные социальные навыки (в групповой работе); освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а так же наблюдать, как изменения собственного поведения влияет на окружающих; повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности; развивать навыки принятия решений; расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства; заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству.

Задание для самостоятельной работы:

Задания для самостоятельной работы:

· Сбор на практике и в литературе нестандартных педагогических ситуаций с оригинальным решением; подбор и систематизация литературы и методических материалов о творчески работающих учителях, педагогическом поиске, авторских концепциях

· Сбор и освоение разнообразных диагностических и прогностических методик

· Разработка программы профессионального самообразования и самовоспитания

· Составление библиографических списков и картотек по теме

· Систематизация собираемых материалов и личных библиотек

· Овладение методикой аутотренинга и релаксации

· Поиск и формирование индивидуального профессионального имиджа

· Сбор и анализ речевых обращений учителя к детям. Оценки поведения, деятельности учеников

· Анализ и самоанализ общения в семье воспитанника.

Темы докладов:

1. Физическое здоровье и его мониторинг.

2. Психическое здоровье.

3. Социальное здоровье и социальная защита детей.

4. Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей.

5. Технология оздоровления детей средствами и методами здоровьесберегающих технологий.

6. Школьная валеологическая служба.

7. Мониторинг здоровья и здорового образа жизни.

8. Музыка и здоровье человека.

9. Искусство и здоровье.

10. Кого и как лечит книга.

11. Валеологические аспекты хореографического искусства.

12. Валеологические аспекты художественно-прикладной деятельности, изобразительного искусства.

13. Валеологическое обеспечение занятий различными видами спорта, хореографии, аэробики.

14. Эстетотерапия в учреждениях образования.

15. Технология оздоровления детей средствами и методами дополнительного образования.

Тест

1. К причинам неблагополучия здоровья учащихся относятся:

- стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;

- совместное обучение мальчиков и девочек;

- перегруженность учебных программ;

- кабинетная система обучения;

- двухсменная организация обучения.

2. К методам арт-терапии не относится:

- Кинезотерапия, библиотерапия, имаготерапия, фитотерапия, эстетотерапия, психотерапия.

3. К технологиям здоровьесбережения относятся:

Медико-гигиенические технологии, развивающие технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, технологии интенсификации процесса обучения, традиционные технологии, здоровьесберегающие технологии.

4. Методология технологии превентивного обучения включает в себя:

- групповые методы обучения,

- модульно-рейтинговый контроль в обучении,

- создание положительной психологической атмосферы.

- ведущую роль учителя в обучении.

5. Имаготерапия это –

- лечение движением,

- лечение театральной деятельностью,

-лечение с помощью произведений искусства.

Наши рекомендации