Диков А.В. Классные доски: от грифельной до Интернета. //Школьные технологии.
1. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская, Н.Д. Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с. – С.329-338
2.Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. 4-е изд. М., 1999.
3.Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М.. 1997.
4.Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. Кн.1. М.: ВЛАДОС, 1999
5.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001.
6.Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. 2-е изд. М., 1988.
Дополнительная литература
1. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. М., 2001.
2. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Пер. с польск. М., 1986
3. Дидактика средней школы / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.
4. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981
5. Выбор методов обучения в средней школе / Под ред. Ю.К. Бабанского.М., 1981.
6. Ибрагимов Г. Формы организации обучения в педагогике и школе. Казань, 1994
7. Оконь В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
8. Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. М., 1990
9. Дьяченко В.к. Организационная структура учебного процесса. М., 1989
Задание для самостоятельной работы:1. Заполните таблицу для любого выбранного вами метода обучения из различных классификаций:
Название метода, классификация | характеристика |
Цель метода | |
Функции учителя | |
Функции уч-ся | |
Приемы, средства обучения | |
Ожидаемый результат | |
Условия эффективности |
1.Отметьте знаком «+» в таблице принадлежность понятий к той или иной категории.
понятие | процесс | Мыслительная операция | Форма учебной работы | Методы обучения | Средства обучения |
Обучение | |||||
Анализ | |||||
Домашняя Работа | |||||
Сравнение | |||||
Урок | |||||
Беседа | |||||
упражнение | |||||
Теле- Конференция | |||||
Компьютер | |||||
лекция | |||||
Учебник | |||||
Карта | |||||
Обобщение | |||||
Экскурсия | |||||
Диспут | |||||
Воспитание | |||||
наблюдение | |||||
Семинар | |||||
Демонстрация | |||||
индукция |
2.Подберите материал и подготовьте краткие сообщения по существовавшим в истории развития образования формам организации обучения:
- индивидуальное обучение, индивидуально-групповое, лекционно-семинарское.
- классно-урочная система, мангеймская система, дальтон-план, бригадно-лабораторная система, метод проектов.
План ответа: 1. Время появления формы обучения, 2. Где появилась, 3.привести иллюстрирующие примеры, назвать (если известны), имена авторов этой формы.
3.Определите в чем состоит сущность и специфика ценностно-ориентационной деятельности школьников? Приведите примеры.
УЭ 1.12 Здоровье сберегающие технологии педагогического процесса. Задание к занятию:Школьный урок и его воздействие на учащихся.
Задачи учителя по реализации здоровьесберегающих технологий. Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся. Дискомфортные состояния учащихся на уроке. Индивидуализация педагогических воздействий. Здоровьесберегающая направленность педагогических приемов и методов.
2. Технология превентивного обучения.
Цели обучения здоровью. Методология превентивного обучения. Кооперативное обучение, упражнения-энергизаторы, положительная психологическая атмосфера. Интерактивные методы и приемы превентивного обучения (мозговой штурм, групповая дискуссия, ролевая игра).
Арт-терапия.
Цели арт-терапия – лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения своего психо-эмоционального состояния. Возможности арт-терапии: развивать в себе спонтанность и совершенствовать внимание, память, мышление (когнитивные навыки); изучить свой жизненный опыт с необычного ракурса; научиться общаться на экзотическом уровне (используя изобразительные, двигательные, звуковые средства); самовыражаться, доставляя удовольствие себе и другим; развивать ценные социальные навыки (в групповой работе); освоить новые роли и проявлять латентные качества личности, а так же наблюдать, как изменения собственного поведения влияет на окружающих; повышать самооценку, что ведет к укреплению личной идентичности; развивать навыки принятия решений; расслабиться, выплеснуть негативные мысли и чувства; заняться изобразительным искусством и реализовать свою способность к творчеству.
Задание для самостоятельной работы:Задания для самостоятельной работы:
· Сбор на практике и в литературе нестандартных педагогических ситуаций с оригинальным решением; подбор и систематизация литературы и методических материалов о творчески работающих учителях, педагогическом поиске, авторских концепциях
· Сбор и освоение разнообразных диагностических и прогностических методик
· Разработка программы профессионального самообразования и самовоспитания
· Составление библиографических списков и картотек по теме
· Систематизация собираемых материалов и личных библиотек
· Овладение методикой аутотренинга и релаксации
· Поиск и формирование индивидуального профессионального имиджа
· Сбор и анализ речевых обращений учителя к детям. Оценки поведения, деятельности учеников
· Анализ и самоанализ общения в семье воспитанника.
Темы докладов:
1. Физическое здоровье и его мониторинг.
2. Психическое здоровье.
3. Социальное здоровье и социальная защита детей.
4. Мотивационные основы здоровьесберегающего воспитания детей.
5. Технология оздоровления детей средствами и методами здоровьесберегающих технологий.
6. Школьная валеологическая служба.
7. Мониторинг здоровья и здорового образа жизни.
8. Музыка и здоровье человека.
9. Искусство и здоровье.
10. Кого и как лечит книга.
11. Валеологические аспекты хореографического искусства.
12. Валеологические аспекты художественно-прикладной деятельности, изобразительного искусства.
13. Валеологическое обеспечение занятий различными видами спорта, хореографии, аэробики.
14. Эстетотерапия в учреждениях образования.
15. Технология оздоровления детей средствами и методами дополнительного образования.
Тест
1. К причинам неблагополучия здоровья учащихся относятся:
- стрессогенные технологии проведения урока и оценивания знаний учащихся;
- совместное обучение мальчиков и девочек;
- перегруженность учебных программ;
- кабинетная система обучения;
- двухсменная организация обучения.
2. К методам арт-терапии не относится:
- Кинезотерапия, библиотерапия, имаготерапия, фитотерапия, эстетотерапия, психотерапия.
3. К технологиям здоровьесбережения относятся:
Медико-гигиенические технологии, развивающие технологии, физкультурно-оздоровительные технологии, технологии интенсификации процесса обучения, традиционные технологии, здоровьесберегающие технологии.
4. Методология технологии превентивного обучения включает в себя:
- групповые методы обучения,
- модульно-рейтинговый контроль в обучении,
- создание положительной психологической атмосферы.
- ведущую роль учителя в обучении.
5. Имаготерапия это –
- лечение движением,
- лечение театральной деятельностью,
-лечение с помощью произведений искусства.