Тематика индивидуальных творческих работ
I. Современные технологии обучения и воспитания
1. Технология «Школа жизни» на начальной ступени образования Ш. Амонашвили.
2. Технология трех «О»: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем Е.Н. Ильина.
3. Развивающие игры Никитина Б.П.
4. Технология проблемного обучения.
5. Технология коммуникативного обучения иноязычной речи и культуре Е.И. Пассова, Г.А. Китайгородской.
6. Интенсификация обучения на основе схем и знаковых моделей В.Ф. Шаталова.
7. Перспективно-опережающее обучение при комментируемом управлении С.Н. Лысенковой.
8. Технологии уровневой дифференциации и индивидуализации обучения (Н.П. Гузик, В.Ф. Фирсов, И.Н. Закатова, Унт Инте, В.Д. Шадриков).
9. Коллективный способ обучения А.Г. Ривина – В.К. Дьяченко.
10. Компьютерные (новые информационные технологии).
11. Технология «Диалог культур В.С. Библера, С.Ю. Курганова».
12. Раннее и интенсивное обучение грамоте по технологии Н.А. Зайцева.
13. Технология системы эффективных уроков А.А. Окунева.
14. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок).
15. Природосообразное воспитание грамотности по А.М. Кушнеру.
16. Технология развивающего обучения по Л.В. Занкову.
17. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова.
18. Вальдорфская педагогика Р. Штейнера в российской школе.
19. Технология саморазвития М. Монтессори в школах России.
20. Технология свободного труда и мастерских Селестена Френе в российской школе.
21. Технология творческого труда И.П. Волкова.
II. Современные школы России
1. Модель «Русская школа» И.Ф. Гончарова и Л.Н. Погодиной.
2. Школа самоопределения А.Н. Тубельского (№ 734 г. Москва).
3. Школа диалога культур В. Библера (№ 106 г. Красноярск).
4. Адаптивная школа Е.А. Ямбурга (№ 109 г. Москва).
5. Русский лицей традиционной культуры П.С. Хейфеда.
6. Школа самосовершенствования личности Г.К. Селевко.
7. Школа-парк (международный проект EPOS) в разработке М.А. Балабяна и 95 школе Екатеринберга.
8. Агрошкола А.А. Католикова (школа – интернат в г. Сыктывкар, Р. Коми).
9. Школа в спальном районе Москвы В.А. Караковского (№ 825).
10. Экспериментальная школа «Дом, где сбываются мечты» (№ 1306 г. Москва).
11. Московская славянская гимназия имени Кирилла и Мефодия.
12. Православная гимназия при духовно – православном обществе «Радонеж» в Москве.
13. Православная гимназия на базе школ № 1323 и № 1106 г. Москва.
14. Московский технологический колледж при МАДИ.
15. Учебно-воспитательный комплекс «Веселый остров» на Сахалине.
16. Частная школа «Гармония» в Зеленограде.
17. Учебно-воспитательный комплекс «Социум» в Братеево (г. Москва).
III. Вопросы воспитания в художественной литературе
1. Воспитание Кира (Ксенофонт. Киропедид.).
2. Франсуа Рабле: иронический взгляд на воспитание Гаргантюа (Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагуэль»).
3. Д. Дидро о воспитании (Д. Дидро «Племянник Рамо»).
4. Секрет педагогического влияния романа Ж.Ж. Руссо «Эмиль или о Воспитании».
5. Дж. Свифт: рассказ Лемюэля Гулливера о воспитании лапутян (Дж. Свифт «Путешествие в некоторые отдаленные страны света Лемюэля Гулливера. Ляпутяне на летучем острове». – М., 1982).
6. Школа доктора Блимберга в романе Ч. Диккенса «Домби и сын».
7. Школа доктора Стронга в романе Ч. Диккенса «Давид Кооперфильд».
8. Школа Сквиркса и Крикли в романах Ч. Диккенса «Николас Никльби» и «Давид Кооперфильд».
9. Сиротские воспитательные учреждения в романах Ч. Диккенса «Оливер Твист» и «Тяжелые времена».
10. Подросток в одноименном романе Ф. Достоевского.
11. Воспитание в дворянских семьях России (по повестям и рассказам Л.Н. Толстого).
12. Воспитание ребенка в русской дворянской семье (по роману С.Г. Аксакова «Детские годы Багрова внука»).
13. «Бурса» и бурсаки в романе Н.Г. Помяловского «Очерки Бурсы».
14. Педагогическая провинция в романе Г. Гессе «Игра в бисер».
15. И.В. Гете о годах учения В. Мейстера (И.В. Гете «Годы учения Вильгельма Мейстера», «Годы странствий В. Мейстера»).
16. Социально-педагогические детства и отрочества в трилогии А.М. Горького «Детство. В людях. Мои университеты».
17. Американская школа в романе Бел Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз».
18. Мисс Джин Броди и ее воспитанницы в романе М. Спарк «Мисс Джин Броди в расцвете лет». – М., 1984.
19. Американская школа в рассказах американских писателей. (Сб. «Гон спозаранку задиры. – Лампы, зажженные в полночь»).
20. Английская школа в рассказах английских писателей (Сб. «Спасатель»).
21. Воспитательные проблемы в романе Хапер Ли «Убить пересмешника».
22. Воспитательные проблемы в романе Селинджера «Над пропастью во ржи».
23. Роман – предупреждение У. Голдинга «Повелитель мух».
24. Социально-педагогические проблемы в романах О. Кэндзабура «И объяли воды до души моей», «Опоздавшая молодежь».
25. Вопросы воспитания в романе Ф. Эриа «Испорченные дети».
26. Драма немецкого учителя Манфреда Юста в романе Бонтера Гёрлиха «Извещение в газете».
27. Дети в произведениях Я. Корчака («Король Магнущ»).
28. Дети в произведениях А. Лингрен (Карлсон, Пеппи Длинный чулок и др.).
29. Школа и дети в рассказах советских писателей (Алексеев В.А. Повести и рассказы Прекрасная второгодница; Железников В.К. Жизнь и приключения чудака; Тендряков В.Р. Ночь после выпуска; Алексин А.Г. Домашний совет. Звоните и приезжайте. Повести разных лет).
30. Учитель в романе – исследовании Ю. Азарова «Соленга».
31. Современный роман воспитания (Н. Горелова, В. Букер Роман воспитания / Новый мир. 1995. 8-9).
32. Республика Шкид Пантелеева А.И. и школа Сорокина-Росинского В.Н. (Пантелеев А.И. Республика ШКИД).
33. Педагогика коллективного действия в «Педагогической поэме» А.С. Макаренко.
Приложение 4.
Отдельные вопросы контрольных работ
Вариант I
1. Почему нельзя ограничиться определением педагогики как науки о воспитании? Перечислите важнейшие характеристики педагогической науки. Раскройте одну из них по своему выбору.
4 балла
2. Российский ученый и профессор Д.И. Менделеев утверждал, что целью любой науки является предвидение и польза. Используйте эту подсказку в определении задач педагогической науки.
3 балла
3. Укажите главные составляющие инфраструктуры педагогической науки в Российской Федерации.
3 балла
Вариант II
1. Как следует рассматривать педагогику: как академическую дисциплину с прочной репутацией университетской науки? Как ремесло и/или искусство воспитания? Как, то и другое вместе? Аргументируйте свой ответ.
4 балла
2. Как следует понимать утверждение известного немецкого педагога Гербарта И.Ф.: «Педагогика для практика-«глаза», позволяющие ему отчетливо видеть, что он делает».
3 балла
3. В одной из педагогических публикаций выделены типы учителей по их отношению к педагогической науке: консерватор-традиционалист, впечатлительный авантюрист и новатор-рационалист. Охарактеризуйте отношение каждого из них к педагогическим инновациям.
3 балла
Вариант III
1. В чем состоит заинтересованность общества, государства и каждого из нас в воспитании? Какими воспитывающими силами представлены общество и государство? Как согласовать их интересы?
4 балла
2. Является школа «мини-обществом» со всеми его достоинствами и недостатками или «социальным оазисом», опережающим гуманизацию общества? Аргументируйте свой ответ.
3 балла
3. Перечислите известные вам документы о правах ребёнка.
3 балла
Вариант IV
1. Каково, по вашему мнению, влияние рыночной экономики на сферу образования? Как вы оцениваете ситуацию в российской системе образования? Аргументируйте свой ответ.
4 балла
2. Существует мнение Всемирного Банка, что современное государство «перегружено» обязательствами в области образования; поэтому финансирование профессионального образования следует передать обществу и самому потребителю образовательных услуг. Аргументируйте свою позицию по этому вопросу.
3 балла
3. Какое неофициальное название получила Конвенция о правах ребенка? Какой шаг вперед сделан в этом документе по сравнению с ранее действующими документами о правах детей?
3 балла
Вариант V
1. Назовите основные структурные элементы образовательной системы. Какие тенденции их развития проявились в процессе реформирования современных систем образования?
4 балла
2. Сравните две стратегии развития современных образовательных систем. Какую из них целесообразно использовать при реорганизации российской системы образования?
3 балла
3. Перечислите документы, принятые правительством РФ за последнее десятилетие, которые регулируют состояние развития российской системы образования.
3 балла
Вариант VI
1. Назовите главный признак кризиса любой образовательной системы. В чем проявляется кризисное состояние российской системы образования. Какие усилия предпринимаются для выхода из кризиса?
4 балла
2. Переход к 12 лет полному среднему образованию сегодня имеет своих сторонников и противников. Приведите их аргументы. Выскажите собственное мнение.
3 балла
3. Оцените возможности создания единого образовательного пространства в РФ с учетом разных размеров, демографических показателей, экономической ситуации, различий языка и образовательных традиций субъектов федерации.
3 балла
Приложение 5.
Примерные вопросы конференции «Российское образование и воспитание: поиски себя в контексте глобализации»
1. Главный признак кризиса любой образовательной системы. В чем проявляется кризисное состояние российской системы образования. Какие усилия предпринимаются для выхода из кризиса.
2. Основные документы, принятые правительством РФ в последние гг., регулирующие состояние развития российской системы образования.
3. Новые структурные элементы образовательной системы РФ. Какие тенденции их развития появились в процессе реформирования системы образования? (март 2004 г.)
4. Влияние рыночной экономики на сферу образования? Как вы оцениваете ситуацию в российской системе образования?
5. Существует мнение Всемирного Банка, что современное государство «перегружено» обязательствами в области образования; поэтому финансирование профессионального образования следует передать обществу и самому потребителю образовательных услуг.
6. Две стратегии развития современных образовательных систем. Какую из них целесообразно использовать при реорганизации российской системы образования?
7. Оцените возможности создания единого образовательного пространства в РФ с учетом разных размеров, демографических показателей, экономической ситуации, различий языка и образовательных традиций субъектов федерации.
8. Переход к 12 лет полному среднему образованию сегодня имеет своих сторонников и противников. Приведите их аргументы. Выскажите собственное мнение.
9. Многоуровневая структура подготовки специалистов, проблемы ее совершенствования.
10. Развитие образования по типу открытой государственно-общественной системы.
11. Болонский процесс: о сопоставимости квалификаций.
12. Проблемы информатизации и внедрение дистанционных технологий обучения.
13. Не является ли разрушение цивилизованного многообразия и национального своеобразия и самобытности предвестником грядущего педагогического апокалипсиса?
14. Возможно ли диалог образовательных культур заменить монологом?
15. Россия на пути интеграции в общеевропейскую систему образования. Объективные и субъективные проблемы на пути модернизации.
Приложение 6.