Инновац-ые образоват. проц-ы. Авторские шк
Инновац-ые процессы– новшество в обр-нии, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными св-вами, связанными с изменением смысловых ориентиров. Среди инновац-х пед-х процессов следует выделить след:
· появление авторских концепций и новых моделей школ, лицеев, колледжей и гимназий;
· осущ-ие перехода массовой школы на вариативные программы, методики обуч-я и воспитания;
· разработка регион-ых программ развития обр-я, учитывающих соц-экон-ие и культурно-этнические особенности субъектов РФ;
· активное обновление содержания общего среднего и проф-го обр-я на основе идей гуманизации и гуманитаризации;
· перестройка организационных форм, методов обуч-я и воспитания с учетом личностно ориентир-го и личностно центрирированного подхода;
· переход образ-ых учреждений из режима функционир-я в режим устойчивого развития;
· созд-ие в обр-ых учреждениях диагностической службы (валеологической, психол-ой, социологической и др.);
· управление качеством обр-я на диагностической основе;
· осущ-ие непрерывного процесса повышения квалификации пед-их кадров;
· развитие творч-ой инициативы, проф-ой компетентности и пед-ой культуры работников системы обр-я.
Типология и многообразие:
Образоват. учрежд могут быть: частными, гос-ми, негос-ые
1.Дошколь учрежд (ясли, дет сад, развивающие центры)
2.образоват учр (шк, лицеи, гимназии, некоторые колледжи)
3.проф-образ учр (техникум, училище, колледжи, универ, академии)
4.спец-ые (коррекционные)учр (для детей с отклонением в развитии)
5.учр доп образ-я (худож, муз шк, секции, дома дет творч-ва)
6учр для детей сирот и др заведения, где осущ-ся образ процесс (различные центры)
Инновац-ые процессы в восп-ии берут свое началоот так называемых «новых школ» конца XIX – начала ХХ столетия и развиваются на протяжении всего ХХ в. Назовем некоторые из них.
«Свободные школьные общины» (Германия, Г. Литц, П. Гехееб) – это школы-интернаты, организация жизни кот-х строилась на принципах свободного развития ребенка и сотрудничества.
Школа «свободного восп-я» (Россия, Л.Н. Толстой) была построена на основе девиза «исходя из ребенка», ориентации обуч-я и восп-я на интерес и развитие реб-ка в процессе общения с педагогом.
«Трудовая школа» (разные страны Европы, Россия – колония им. М. Горького и коммуна Ф.Э. Дзержинского под руководством А.С. Макаренко, Республика «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкого) ориентировала детей на труд как ценность, давала проф-ую подготовку и общее культурное развитие, опираясь на самостоятельность детей и организацию самоупр-я.
«Школа для жизни, через жизнь» (Бельгия, О. Декроли) рассм-ла обуч-е и восп-е в тесной связи с природой, опорой на деят-ть и свободу реб-ка, тесный контакт с семьей и общ-ом.
«Школа делания» (США, Дж. Дьюи) осуществляла обуч-е и восп-е с опорой на основные импульсы роста ребенка: соц-ый (стремление общаться), конструктивный (стремление к движению в игре), исследоват-ий (тяга к узнаванию и пониманию), экспериментальный (стремление к самовыражению).
Соц . сущность воспитания. Направления.
Восп-е –целенаправл-ый и организованный процесс формир-я лич (И.П. Подласый);целенаправл-ое созд-е усл. для разностороннего развития и саморазв-я чел, становл-я его социальности, целенаправл-ый процесс передачи соц-го опыта от одного поколения к другому (Л.В. Мардахаев); Восп-е– явл-е соц-ое, т. е. оно осущ-ся в общ-ве, в его интересах и в соотв-ии с уровнем его развития. Восп-е есть подготовка подрастающих поколений к жизни. Адаптация детей, молодежи и взрослых к усл. существ-я и совершенств-е этих усл. Поскольку общ-во не стоит на месте, а развивается, то и восп-е – тоже явл-е развивающееся.
Восп-е имеет статус соц-го института, в кот. формы совместной деят-ти членов общ-ва создают усл-я для становл-я этих членов общ-ва на протяжении их жизни. При этом исп-ся матер-ые, дух-е, финансовые, чел-ие ресурсы.
Основная функция восп-я как соц-го института – обесп-е внутренней сплоченности общ-ва.
Объект восп-я – тот, на кого направлено восп-ое воздействие: чел, группа, коллектив.
Субъект восп-я – любой чел, группа людей, деят-ть кот. имеет направленный воспит-ый хар-р.
Типы, виды и модели воспитания.Цели и задачи воспит-я в совр условиях
Типы
Умственное воспит. ориентировано на развитие интеллек-ных способ-тей чел., интереса к познанию окр. мира и себя.
Трудовое В – это развитие и подготовка добросовестного, ответ-ного и твор-го отношения к различ.видам труд.дея-сти, накопление проф.опыта как условия выполнения важнейшей обязанности чел.
Эстетическое В – это развитие эстет-го отношения к дейст-сти, предполагающего наличие у чел.способности воспринимать прекрасное.
Физическое В закл. в правильном физ.развитии, тренировке двигательных навыков, выполнении различных процедур закаливания организма, а также воспитание силы воли и хар-ра; направлено на повышение работоспособности чел.
Гражданское В – это формирование у чел. ответственного отношения к семье, др.людям, своему народу и Отечеству.
Правовое Впредполагает знание чел-ком своих прав и обязанностей, а также ответственности за их несоблюдение.
Свободное Врассматривает В как помощь природе ребенка, естественно развивающегося в проц.освоения окр.мира и свободно самоопределяющегося в нем.
Семейное В – составная часть социализации чел. В семье соц-ция стихийна. Результаты ее опр-тся объективными хар-ками (уровнем образ, социальным статусом, матер. условиями); субъективными хар-ками: ценностными установками (просоциальными, асоциальными, антисоциальными); стилем жизни; взаимоотношениями членов семьи; личностными ресурсами (составом семьи, состоянием здоровья, индивидуальными интересами) и пр.
Социальное В– составная часть относительно контролируемой социализации. Социальное воспитание – это взращивание человека в специально созданных воспитательных организациях.
Нравственное В – одна из форм воспроизводства, наследования нравственности в обществе.