Совершенствование спортивной техники в ситуациях взаимоисключающего выбора боевых средств в вашем виде восточных боевых искусств

Самостоятельное значение в подготовке каратистов имеет улучшение и сохранение качества боевых движений в ситуациях, требующих проявлений сложных дилеммных реакций. Спортсмен в бою не может непрерывно контролировать техническую сторону единоборства, так как его внимание сосредоточено на действиях противника и своих противодействиях. Решение дилеммных задач приближает условия технической подготовки в тренировочном занятии к боевому применению действий, подводит спортсменов к освоению важного раздела технико-тактического мастерства – боевых действий с выбором.

В ситуациях взаимоисключающего выбора наиболее целесообразно совершенствовать такие боевые действия, которые тактически взаимосвязаны, основываются на более прочных навыках, имеют больший диапазон применения, результативней. Все это не исключает освоения в учебных целях самого широкого боевого материала, направленного на повышение технической подготовленности спортсменов, вооружение их средствами для использования в отдельных конкретных эпизодах единоборства.

Совершенствование действий наиболее просто, если инициатива начала упражнений находится у тренера (партнера), а дилеммная задача является сначала единственной, затем первой среди последовательно решаемых в схватке. Например, атака с выбором сектора; защита с выбором; обусловленная защита и ответная атака с выбором сектора; защита с выбором и обусловленная ответная атака. Определяя последовательность упражнений следует исходить из того, что защита с выбором легче ответной атаки с выбором, защита легче контрзащиты, первоначальная атака легче ответной, ответная атака легче атаки на подготовку и т.д.

Следующий этап – совершенствование приемов выполнения действий в ситуациях взаимоисключающего выбора, когда инициатива начала схватки принадлежит ученику. При этом выполнению действий предшествует какое-либо нападение, защита или подготавливающее действие. Начинать упражнение следует обусловленными действиями. Например, шаг вперед с подготавливающим угрожающим движением, защита с выбором и обусловленная ответная атака; обусловленная атака, контратака с выбором и обусловленная контратака; обусловленная атака и повторная атака с выбором сектора; обусловленная защита и ответная атака с выбором.

Сложными для освоения являются схватки с двумя и более последовательно решаемыми задачами выбора. Они совершенствуются во взаимосвязи с обусловленными действиями. Например, защита с выбором и двухтемповая ответная атака, первое действие которой обусловлено, а второе выполняется с выбором сектора; атака с выбором, контрзащита с выбором и обусловленная ответная атака; обусловленная атака, защита с выбором и контратака с выбором.

Совершенствование нападений при выборе открывающегося сектора.

Атаки, ответные атаки, контратаки в открывающийся сектор могут быть простые, с одни и несколькими финтами. В тренировке атак, ответных атак с финтами и выбором сектора нанесения удара исключительное значение имеет выбор методически обоснованной последовательности усложнения упражнений, применение определенной техники боевых действий. Иначе неминуемо появление замахов, задержек, что приводит к потере темпа атаки.

Совершенствование защит в ситуациях выбора противодействия нападению.

Защиты с выбором играют важную роль в формировании оборонительного арсенала каратэистов. Материалом для тренировок должны служить главным образом защиты, выполняемые на верхнем и среднем уровнях, причем на этапе начальной специализации это положение обязательно. Совершенствовать защиты надо многократно повторяя защитные технические приемы в определенной последовательности: защиты с выбором от атак только в верхний сектор, только в средний сектор, в любой сектор; контрзащиты от ответных атак, защиты после подготовок против встречных атак и контратак и т.д.

Совершенствование защит и атак на подготовку при противодействии простым атакам и подготавливающим сближениям.

Для их совершенствования тренер (партнер) создает легко различимые несоответствия глубины и быстроты начальной фазы нападений и подготавливающих действий, чтобы облегчить выбор противодействия и избежать технических ошибок. В дальнейшем, усложняя упражнения, необходимо создавать методическую преемственность между совершенствуемыми боевыми действиями.

Целесообразна следующая последовательность педагогических задач: защищаться от атаки, бездействовать на подготавливающие движения, угрожающие действия противника; защищаться от атак, отступать на подготовки; контратаковать на глубокие атаки противника, отступать на подготовки; защищаться от атак противника атаковать на его подготовки; контратаковать глубокие атаки противника, атаковать на его подготовки.

Совершенствование защит и контратак при противодействии нападениям различной продолжительности.

Сигналами для защищающегося спортсмена являются продолжительность нападений, однотемповая или много темповая структура атакующих движений и сближений, различная быстрота и глубина стартовой фазы атак и ответных атак.

Целесообразна постановка педагогических задач совершенствования приемов выполнения действий в такой последовательности:

- защищаться от простых атак, затем выполняя ответные атаки, и выполнять опережающие атаки на нападения с излишне глубоким сближением;

- защищаться от простых атак одновременно с контратаками и маневрировать и неожиданно контратаковать нападения, излишне продолжительные по времени и глубине;

- защищаться от простых атак, затем выполняя ответные атаки, и контратаковать атаки с финтами;

- защищаться от простых ответных атак и выполнять повторные атаки отступающего противника;

- защищаться от простых ответных атак, затем выполняя контрответные атаки, и выполнять повторные опережающие атаки на ответные атаки с задержками. Затем осваиваются повторные опережающие атаки на ответные атаки с финтами.

Количественное соотношение в упражнениях защит и контратак, контрзащит и опережающих повторных атак должно быть индивидуальным для каждого спортсмена. Однако на этапе начальной специализации по объему выполнения защитные действия должны превалировать над контратаками и повторными опережающими атаками.

БИЛЕТ 12 (вопрос 1)

Общенаучные и специфические методы в комплексных исследованиях в сфере физической культуры и спорта (системный, модельный и другие интегративные подходы, методы наблюдения, анкетирования, тестирования, собеседования, интервью, анализа литературы и документов, педагогический эксперимент, опытная проверка и др.).

В современной общенаучной методологии повышенное внимание уделяется исследовательским подходам.

Системный подход исходит из необходимости рассматривать целое именно как целое, принципиально не сводимое к своим частям. Под системой в этом подходе подразумевается упорядоченная совокупность элементов, взаимосвязанных друг с другом таким образом, что они образуют интегральное целое. В сфере ФК, самообразовательную роль играют связи, обусловленные общественно-социальной направленностью, программно-нормативным и организационным основам физкультурного движения.

Структурно-функциональный подход предметом при исследований ФК являются структурные и функциональные свойства видов и разновидностей ФК, возникающих при определённых условиях в различных сферах жизнедеятельности общества.

Моделирование характеризуется построением или подбором некоторой модели исследованного объекта и оперированием с этой моделью для получения сведений, которые могут быть по аналогии перенесены на воспринимаемый объект. Объектами моделирования бывают параметры физической подготовленности, достигнутые под воздействием факторов ФК, соотношение между этими возможными факторами и динамикой физической подготовленности, их структура, отдельные стороны физического воспитания, динамика нескольких показателей.

Классификационный метод характеризуется созданием упорядоченных, систематизированных представлений о том или ином комплексе сходных и различающихся явлений путём выявления их общих и дифференцированных признаков - построением на этой основе системной классификации.

Библиографический розыск. Сбор и систематизация доказательной информации.

Опросные методы. Прямой и опосредованный - предполагают строго продуманную постановку вопросов к респондентам, при которых д.б. обеспечены недвусмысленность, ясность и доступность смысла задаваемых вопросов с учётом степени компетентности респондентов.

Наблюдение и экспертные методы.

-непосредственное наблюдение;

-аппаратурное наблюдение.

Объектами наблюдения может являться всё то в ФК, что поддается непосредственному или опосредованному восприятию.

Тестирование.

Аналитический эксперимент характеризуется частичным воспроизведением их с сильным, обычно, упрощённым содержанием соответствующих условий по сравнению с реальными жизненными ситуациями - естественный (условия максимально приближенные).

БИЛЕТ 12 (вопрос 2)

Принцип оздоровительной направленности физического воспитания. Зависимость оздоровительного эффекта физических упражнений от их состава, величины нагрузки, возраста и подготовленности занимающихся.

Общий смысл этого принципа заключается в требовании оптимизации процесса физического воспитания с целью достижения наибольшего и безусловного эффекта укрепления здоровья. Иначе говоря, какие бы специальные задачи ни решались в процессе физического воспитания и какие бы ситуации при этом ни складывались, непреложной остается установка на обязательное достижение оздоровительного эффекта.

Такая установка, казалось бы, звучит почти тривиально: ведь само по себе физическое воспитание не мыслится без оздоровительного эффекта. Благотворное влияние на здоровье вовсе не является простым автоматическим следствием решения каждой частной задачи физического воспитания. Более того, в процессе применения повышенных функционалы нагрузок - что закономерно для физического воспитания - часто весьма не просто определить грань, отделяющую их позитивный и негативный эффекты. Принцип оздоровительной направленности даёт единственно приемлемую исходную установку в решении этой и других проблем, возникающих в ходе физического воспитания относительно его последствий для здоровья, причем он требует не только «не навредить!», но и, прежде всего, - «Укреплять, улучшать, совершенствовать!»

Возвращаясь к «теории компенсации», которая на первый взгляд ориентирует на оздоровительный эффект физического воспитания, следует отметить, что фактически она лишена реальной действенности в экономическом отношении. Авторы «теории компенсации», ратуя на словах за психическое и физическое здоровье индивида, на деле не предлагают никаких его социальных гарантий, кроме «самовыражения» в сфере физических упражнений, взятых в отрыве от коренных условий существования и развития человека в обществе. Некоторые же мыслят «путь к здоровью» вообще без каких-либо материальных начал - на основе некоего «витального начала».

Ответственная роль в использовании неисчерпаемых возможностей, предоставляемых физической культурой и спортом для укрепления здоровья принадлежит специалисту физического воспитания. Являясь одним из важнейших отправных положений всей деятельности в сфере физического воспитания, принцип оздоровительной направленности обязывает, в частности:

1. При выборе средств физического воспитания исходить из оздоровительной ценности как обязательного критерия. Советская система физического воспитания принципиально не допускает никаких «средств», чреватых ущербом для здоровья и не поддающихся оптимизации по данному критерию. Подчас в сферу физической культуры н спорта пытаются включить «средства» иного рода, искажающие самую суть физического воспитания, - вроде каратэ и других видов борьбы, допускающих практически любые способы воздействия на противника, бриджа, состязаний на длительность пребывания в анормальных состояниях (например, «пандезон» - пребывание в позе повешенного) и прочих псевдо подобий спорта, несовместимых с задачами укрепления здоровья, унижающих достоинство человека. Такого рода явления - продукт разложения культуры в буржуазном обществе. К сожалению, пока ещё и у нас находятся незрелые н ущербные люди, воспринимающие эти уродливые явления как некую ценность. Советский специалист физического воспитания обязан квалифицированно разбираться в истинной сущности применяемых средств, ясно предвидеть и уметь обеспечить их оздоровительный эффект, решительно и непримиримо бороться против любых попыток извратить оздоровительную направленность советской системы физического воспитания.

2. Планировать и регулировать функциональные нагрузки в соответствии с закономерностями укрепления здоровья. Важно постоянно помнить, что и самые рациональные средства физического воспитания могут оказаться опасными для здоровья, если в процессе их применения нарушается оптимальная мера связанных с ними функциональных нагрузок. Напротив, планомерное увеличение функциональных нагрузок, адекватное приспособительным возможностям организма, становится мощным фактором повышения работоспособности, а вместе с тем и укрепления здоровья.

3. Обеспечивать регулярность и единство врачебно-педагогического контроля. Из предыдущего не трудно заключить, что одно из обязательных и важнейших условий физического воспитания - тщательный контроль за состоянием здоровья занимающихся и влиянием на него применяемых средств и методов. Обязанности такого контроля лежат на специалисте-педагоге (преподавателе, тренере, инструкторе) и враче, прошедшем специальную врачебно-физкультурную подготовку. Они совместно несут ответственность перед государством и обществом за обеспечение самого ценного в конечном счёте результата физического воспитания - крепкого здоровья народа.

БИЛЕТ 12 (вопрос 3)

Способы сбора информации и оценки подготовленности вероятных соперников для составления тактического плана поединка и соревнования в целом в личных и командных соревнованиях в вашем виде восточных боевых искусств.

(самостоятельно)

БИЛЕТ 13 (вопрос 1)

Здоровье человека. Понятие об уровнях здоровья. Количественные критерии уровня здоровья. Биологические и психические свойства организма, определяющие уровень здоровья. Факторы риска (снижающие уровень здоровья) и степень их влияния на психику и организм человека. Формирование мотивации к здоровому образу жизни.

Рассматриваются три уровня структуры здоровья: биологический, составляющие физическое здоровье, совершенство механизмов регуляции организма и адекватности физиологических процессов, отражающих предел адаптации к внешнему миру, социальный, определяющий социальную позицию в общественно-профессиональной деятельности; личностно-психологический и духовный уровень, содержание которых составляют морально-этические и моральные ценности, формирующие образ жизни. Представления о здоровье получили своё выражение в уставе Всемирной организации здравоохранения как «состояние полного физического, духовного и социального благосостояния, а не только отсутствие болезней и физических дефектов», здоровье человека — единство его клинического и функциональных компонентов.

Исходя, прежде всего, из физического понимания здоровья, можно выделить три группы признаков:

1) адаптация к меняющимся условиям внешней среды;

2) отсутствие отклонений от нормы в функционировании отдельных органов и систем организма;

3) адекватная полу, возрасту и степени функциональной подготовленности физическая и также умственная работоспособность.

Важнейшим критерием физиологической нормы является способность организма наиболее эффективно использовать свои биологические возможности в отношении социальных, и прежде всего трудовых функций, его способность приспосабливаться к повышенным требованиям внешней среды, быстрее и эффективнее при этом перестраивать уровень своей деятельности. Таким образом, необходимо не только физическое, но и психическое и нравственное здоровье. Здоровье людей зависит от социальной сферы, условий жизни и труда, экономического состояния страны, уровня культуры населения. Показателями общественного здоровья являются рождаемость, смертность, в том числе детская, заболеваемость, уровень физического развития людей, средняя продолжительность жизни. Здоровье человека надо рассматривать не только с учётом результатов медицинского обследования, пола и возраста, но и в совокупности с социальными, климатическими, географическими условиями жизни. В этом находит своё выражение закон единства организма и среды обитания.

Здоровье человека на 50% зависит от образа жизни, на 30%— от окружающей среды, на 10% — от генетического наследия и лишь на 8—10%— от лечебных процедур. Следовательно, человек располагает большими возможностями для охраны своего здоровья.

Концепция о факторах риска - один из важнейших принципов, лежащих в основе современных представлений о возможностях и направлениях профилактической медицины. Понятие «факторы риска» является по существу эпидемиологическим. По-видимому, факторами риска следует называть такие факторы, которые ассоциируются с большой частотой тех или иных заболеваний. Это такие факторы, борьба с которыми направлена на уменьшение частоты возникновения болезней, снижение выраженности или устранения тех или иных болезненных процессов. Из огромного числа факторов, по-видимому, целесообразно выделить две основные группы факторов риска, имеющих важное значение для проведения профилактических мероприятий. К первой группе социально-культурных факторов риска можно отнести:

- сидячий (малоактивный) образ жизни, в том числе в свободное от работы время;

- отягощённые стрессами и конфликтами условия современной жизни;

- нерациональное питание;

- психологический дисбаланс;

- нездоровый образ жизни, в том числе вредные привычки.

Вторая группа - внутренние факторы риска представляют собой те или иные физиологические и биохимические сдвиги в организме человека (ожирение, повышенное артериальное давление, увеличение содержания холестерина в крови и др.). Проявление многих из этих внутренних факторов может быть связано с генетическими особенностями (наследственная предрасположенность).

БИЛЕТ 13 (вопрос 2)

Понятие о скоростных способностях человека. Биологические и психологические факторы их определяющие. Мышечная композиция и её связь со скоростными способностями. Средства и методы воспитания скоростных способностей спортсменов в вашем виде восточных боевых искусств.

Успех каратэиста в бою в значительной мере зависит от быстроты и внезапности действий, умения изменять скорость движения.

Известно, что быстрота имеет ряд форм проявления:

1. Латентное время двигательной реакции.

2. Быстрота одиночного движения.

3. Частота движений или темп, которые относительно независимы друг от друга.

Воспитание быстроты каратэиста направлено на развитие скорости боевых движений и быстроты двигательной реакции на изменение ситуаций. Для решения первой задачи применяются приемы и действия, выполняемые с предельной или околопредельной скоростью. Развитие скорости двигательной реакции на внезапное изменение ситуации осуществляется специальными упражнениями, а также использованием спортивных игр (бадминтон, теннис, баскетбол и др.) Кроме того, спортивные игры - эффективное средство развития быстроты в длительной работе переменной интенсивности, что исключительно важно для каратэдо.

Для убыстрения реакции могут использоваться педагогические задачи, направленные на ускорение как целостного выполнения действия, так и его компонентов, а также на сокращение скрытого периода реакции. При этом следует иметь в виду, что стабилизация временных показателей выполняемого движения сигнализирует о необходимости изменения условий его выполнения.

Развивая быстроту реагирования, необходимо применять специфические сигналы, являющиеся наиболее типичными раздражителями в боевой деятельности. Ведущими являются зрительные раздражители, но также применяются тактильные и слуховые раздражители. Очень важно варьирование силы самого сигнала. При этом сила раздражителя может определяться не только его абсолютной величиной, но и относительной скоростью или продолжительностью сигнала.

В процессе развития быстроты двигательных реакций совершенствуется способность каратэиста точно различать, дифференцировать микроинтервалы времени. При использовании прибора, измеряющего время специфических реакций, прием или действие вначале выполняют с максимальной скоростью. Потом занимающемуся сообщается показанное им время. Далее прием выполняется также с наивысшей скоростью, однако каратэист должен сам оценить время выполнения, после чего для сравнения ему сообщается истинное время. Постоянное сопоставление субъективных ощущений времени с объективными показателями развивает способность различать малейшие временные характеристики, благодаря чему повышается быстрота реагирования. На следующем этапе совершенствования быстроты реакции спортсменам задается время выполнения приема. Это создает предпосылки к развитию у каратэиста способности управлять быстротой своих действий.

Для совершенствования быстроты движений целесообразны средства, используемые в легкой атлетике для подготовки спринтеров с учетом специфики каратэдо. Можно рекомендовать следующие упражнения:

- рывки (старты) на 10-15 м из разных исходных положений (стоя, лежа, сидя, спиной к направлению движения т.д.);

- чередование медленного бега с рывками на 10-15 м;

- скоростные движения руками (в прыжках максимальное количество ударов руками в безопорной фазе) и т.д.;

- скоростные движения ногами, имитация бега на месте и т.д.;

- соревнования на быстрейшее преодоление небольших расстояний бегом, приставными шагами вперед и назад, скачками вперед и назад, выпадами, прыжками на одной и двух ногах и т.п.;

- рывки с доставанием или перехватыванием предметов, летящих с разной скоростью, выполняемых из разных стартовых положений и др.

Быстрота движений и скорость реагирования могут быть увеличены только соответствующим волевым усилием, для чего необходимо использовать специальные задания, например:

- введение в занятия элемента соревнования (если занимающиеся не равны по силам, применяется гандикап);

- применение сигналов, диктующих темп движения или реагирования (использование электромишени, метронома);

- применение снарядов, заставляющих ускорять действия (использование быстро перемещающихся мишеней).

Для совершенствования быстроты необходимо повторное выполнение упражнений с максимальной скоростью. Но многократное выполнение одного и того же действия приводит к нежелательной стабилизации или снижению достигнутого уровня быстроты. Выполнение упражнения следует прекратить, предупреждая появление утомления и снижение скорости движения или увеличение времени двигательной реакции. При планировании учебно-тренировочного занятия упражнения на развитие быстроты следует включать в первую половину тренировки, когда спортсмены еще не переутомлены.

БИЛЕТ 13 (вопрос 3)

Наши рекомендации