Система форм и методов воспитания
1. Нравственное воспитание На сегодняшний день российское общество находится в моральном смятении, и мы постоянно можем наблюдать дисгармонию социальных отношений и ценностных приоритетов. В такой ситуации важнейшей задачей является нахождение побудительной основы восстановления нравственных сил общества и приложения усилий к этически выверенным ориентирам воспитания растущего поколения. В первую очередь следует подумать об органичном включении в систему учебно-воспитательного процесса предметов воспитательной значимости, которые направлены на формирование ценностных ориентации учащихся, гуманистического основания их жизнедеятельности, нравственных отношений к окружающему миру, близким людям и к самим себе.Здесь мы рассматриваем существенное значение уроков этики. 2. Эстетическое воспитаниеЭстетическое воспитание – это воспитание чувств, идеалов, стремления к прекрасному. Основными задачами эстетического воспитания являются следующие:1) развитие умения видеть и подвергать оценке красоту;2) понимать прекрасное, гармоничное;3) рассматривать свое поведение и собственные поступки с точки зрения эстетических представлений.Эстетическое воспитание реализовывается в общеобразовательных и внешкольных учреждениях. Рассмотрим некоторые любопытные опыты подобных реализаций:1) школа радости – вариант идеального совмещения внеклассной и учебной работы (М. Щетинин);2) единые органы управления имеют художественная, музыкальная и общеобразовательная школы, с помощью этого осуществляется идеальная согласованность в расписании учебных занятий, а также в содержании работы в целом (белгородские сельские школы-комплексы). стандартных образовательных школах развивать духовный мир учащегося призваны такие предметы, как литература, изобразительное искусство, музыка. Однако для полного всестороннего развития духовной сущности необходима более стройная согласованная система, которая, к сожалению, пока не реализована в типовых школах.3. Физическое воспитаниеПод физическим воспитанием будем понимать многосторонний педагогический процесс, который направлен на организацию активной познавательной, воспитательной и физкультурно-оздоровительной деятельности школьников. Данная деятельность направлена на:1) укрепление потребностей в занятиях отдельными видами спорта в общем и физической культурой в частности;2) развитие физических сил и здоровья;3) выработку санитарно-гигиенических навыков;4) решение задач всестороннего гармонического развития личности.4. Экологические программы в системе воспитанияЗадачи экологического образования с позиции экологической педагогики. Общей задачей экологического образования является формирование экологического сознания личности. В соответствии с тремя подструктурами экологического сознания эта общая задача конкретизируется на уровне трех основных задач экологического образования.1. Формирование адекватных экологических представлений. Данная система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы и между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности.2. Формирование отношения к природе. С позиций экологической педагогики именно через подструктуру отношений в наибольшей степени формируется субъективный характер восприятия природных объектов, который свойственен экологичной личности.
Поэтому главным ориентиром при решении данной задачи экологического образования является формирование у личности субъектной модальности субъективного отношения к природе.3. Формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой. Определяя сущность экологического воспитания, можно выделить существенную особенность этого процесса – ступенчатый характер, который в свою очередь подразделяется на длительность, сложность, скачкообразность, активность.5. Трудовое воспитаниеПод трудовым воспитанием в школе понимают формирование у детей трудолюбия, осознанного и добросовестного отношения к труду, глубокого уважения к трудовым людям, формирование трудовых и профессиональных умений, развитие навыков труда как физических, так и умственных. На современном этапе развития школьного образования достаточно полно разработана система трудового воспитания учащихся. Данная система содержит следующие важнейшие компоненты:1) учебный труд;2) овладение основами политехнических знаний и умений при изучении учебных дисциплин;3) трудовое воспитание непосредственно на уроках труда;4) дополнительные занятия в школьных мастерских особо отличившихся и заинтересованных школьников;5) трудовое воспитание детей в семье.Трудовое воспитание в средней общеобразовательной школе на занятиях труда продолжается с первого по одиннадцатый класс.Семейная обстановка должна способствовать тому, чтобы домашний труд для ребенка являлся основой трудового воспитания. По содержанию труд в семье подразделяется на:1) труд по самообслуживанию;2) уход за младшими членами семьи;3) уход за больными родственниками;4) ведение домашнего хозяйства.
51. Педагогическая задача: ее проектирование и решение. Виды педагогических задач. Моделирование педагогических ситуаций.Педагогическая задача — осознание педагогом педагогической ситуации, связанной с необходимостью перевести учеников из одного в другой, более высокий уровень обученности, воспитанности по наиболее оптимальному пути. Задача возникает также, если нужно перевести из одного состояния в другое.Педагогическую задачу надо понимать как систему особого рода, представляющую собой основную единицу педагогического процесса. Она имеет те же компоненты, что и сам педагогический процесс: цель, педагоги, воспитанники, содержание, средства, результат.
Однако педагогическую задачу как систему можно представить и таким образом, что ее обязательными компонентами будут: • исходное состояние предмета задачи; • модель требуемого состояния (требования задачи). Под педагогической задачей следует понимать осмысленную педагогическую ситуацию с привнесенной в нее целью для преобразования действительности. Она является результатом осознания субъектом цели образования и условий ее достижения в педагогической ситуации. Любая педагогическая ситуация проблемна. Осознанная и поставленная педагогом как задача, она в результате его деятельности в дальнейшем трансформируется в систему конкретных задач педагогического процесса. Специфика педагогической задачи состоит и в том, что при ее анализе нужно учитывать характеристики субъектов, занятых ее решением, поскольку сам ее предмет совпадает с субъектом-учеником. ВИДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ..:- стратегическими (сверхзадачи) - это достижение некоторого педагогического идеала, для чего требуется длительное время;- тактическими - это формирование определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал - стал знать; осуществляются в более короткие сроки);- оперативными (текущие) - это элементы решения тактических задач; результат проявляется немедленно.1. Стратегические задачи – это сверхзадачи, достижение некоторого педагогического идеала. Для их осуществления требуется длительное время.
Задачи стратегического характера – это формирование мировоззрения, жизненной позиции, знаний о закономерностях освоения человеком объективной реальности, исповедуемых принципов морали.
2. Тактические задачи – это формирование у ученика определенных новых качеств и устойчивых состояний (не знал – стал знать); они проявляются в способности к планированию деятельности своей и подопечных, в умении диагностировать степень развития культуры учащихся и прогнозировать изменение вверенных учителю педагогических систем (класс, кружок, секция, ученическая группа), управлять учебно-воспитательной деятельностью отдельных школьников и целых классных коллективов и т.д. Задачи тактического характера обеспечивают этапы выполнения стратегической задачи и также осуществляются в определенном временном интервале, но в более коротком.
3. Оперативные задачи – это элементы решения тактических задач. Они отличаются тем, что их цели осуществляются немедленно после их возникновения. Из многообразия воспитательных задач в особую группу правомерно вычленить так называемые задачи на ценностную ориентировку. Их особенность состоит в том, что они, в отличие от познавательных задач, заключают в себе особого рода ценностные проблемные ситуации, или ситуации нравственного выбора. Этапы решения педагогической задачиВне зависимости от класса, типа и уровня сложности все педагогические задачи имеют общее свойство, связанное с тем, что они являются задачами социального управления. В связи с этим, рассматривая процедуру решения педагогической задачи, необходимо исходить из того, что ее цель достигается в результате решения частных познавательных и практических задач. Эти частные задачи и есть этапы решения педагогической задачи в целом. Таких этапов четыре:1) постановка педагогической задачи на основе анализа ситуации и конкретных условий;2) конструирование способа педагогического взаимодействия (воздействия);3) осуществление плана решения педагогической задачи на практике;4) анализ результатов решения педагогической задачи.
56.Осн.напрввления госуд.образов.политики России.Модернизация образования - это масштабная акция государства, осуществляемая при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется прежде всего его соответствием актуальным и перспективным запросам современной жизни страны. Основные направления и первоочредные мерыобразовательной политики:
1. Придание муниципальным учреждениям общего образования статуса государственного образовательного учреждения путем передачи их в ведение субъектов Федерации, предусмотрев возможность делегирования государственных полномочий в этой сфере на муниципальный уровень, а также:
2. Обновление содержания образования и совершенствование механизмов контроля за его качеством:
3. Совершенствование структуры и увеличение бюджетного финансирования образования:
4. Усиление социальной направленности системы образования:
5. Всесторонняя поддержка сельских и поселковых школ, их приоритетная информатизация и обеспечение учебным оборудованием, совершенствование их образовательного процесса и материально-технической базы, оптимизация их сетевой координации на базе образовательно-производственных и социально-культурных комплексов.
6. Структурная и институциональная перестройка профессионального образования, усиление его ориентации на федеральный и местные рынки труда:
7. Обеспечение экономической самостоятельности и разнообразия форм образовательных учреждений (организаций), ресурсной привлекательности системы образования путем внесения поправок в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ и другие нормативные акты; налоговое стимулирование юридических лиц и граждан, инвестирующих в образование или оказывающих ему безвозмездную поддержку.
8. Повышение социального статуса, государственной поддержки и профессионального уровня работников образования:
9. Принципиальное обновление системы научно-методического обеспечения образования:
10. Приведение нормативно-правовой базы сферы образования в соответствие с задачами ее модернизации.
Во второй половине десятилетия, в 2006-2010 годах общество может ощутить первые результаты модернизации образования:
· рост его ресурсообеспеченности в результате эффективного перенаправления сложившихся финансовых потоков (при этом частные средства, поступающие в образование, могут возрасти с 1,3% до 2,5% ВВП);
· повышение качества общего и профессионального образования, выход массовой общеобразовательной школы на уровень современных требований и массовой профессиональной школы на уровень международной конкурентоспособности; на этой основе экспорт образовательных услуг России может составить от 2 до 3 млрд. долл.;
· снижение социальной напряженности в обществе, ликвидация наиболее одиозных очагов социального неблагополучия в виде детской беспризорности и преступности;
· на основе повышения заработной платы работников образования до конкурентоспособного уровня будут обеспечены рост социального статуса и улучшение качественного состава педагогического корпуса, в частности, его омоложение;
· повышение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности российской экономики в результате опережающего обновления материально-технической базы начального и среднего профессионального образования, их адаптации к рынкам труда.
Стартовым этапом для реализации всего, что изложено ранее, должны стать уже ближайшие месяцы, в течение которых необходимо завершить разработку механизмов запуска модернизации образования и обновления образовательной политики в целом. Доступность, качество и эффективность - ключевые слова образовательной политики России на современном этапе ее социально-экономического развития. «Новая школа» – инициатива президента Д.А. Медведева21 января 2010 года, в день открытия Года учителя в России, Президент РФ Д. А. Медведев утвердил инициативу "Наша новая школа", направленную на постепенный переход на новые образовательные стандарты, изменение инфраструктуры школьной сети, сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие учительского потенциала и системы поддержки талантливых детей. "Мы приступаем к реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа", - сказал Д.А. Медведев. - Сегодня я эту образовательную инициативу утвердил. Ее суть и смысл в создании школы, способной раскрывать личностный потенциал детей, воспитать в них интерес к учебе и знаниям, стремление к духовному росту и здоровому образу жизни, подготовить ребят к профессиональной деятельности с учетом задач модернизации и инновационного развития страны".Президент подчеркнул, что "это не краткосрочный проект, а стратегическая политика в сфере образования, которая широко обсуждалась в обществе".Целевые установки развития образования- приоритет школьного образованиякак одного из определяющих и самых длительных этапов в жизни каждого человека, обеспечивающего как индивидуальный успех личности, так и долгосрочное развитие всей страны;- соответствие школьного образования целям опережающего развития общества;- подготовка образовательной инициативы «Наша новая школа».5 пунктов президентской инициатив1.Возможностьраскрыть способности, подготовиться к жизни. Обновленное содержание образования. Новое поколение образовательных стандартов2. Разветвленная система поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности.3. Система стимулов для лучших педагогов, постоянного повышения их квалификации, пополнения новым поколением учителей.4. Новые принципы работы школ, порядок их проектирования, строительства и формирования материально-технической базы. Находиться в школе должно быть комфортно.5. К каждому ученику – индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения.