Оканчивающих начальную школу
(общие учебные умения, навыки и способы
познавательной деятельности)
Знать и понимать:
- значение учебной деятельности для развития человека;
- правила учебного сотрудничества.
Уметь (владеть способами познавательной деятельности):
- использовать сравнение для установления общих и специфических свойств объектов; высказывать суждения по результатам сравнения;
- использовать измерения разными способами (шаги, рулетка, линейка, термометр) для решения практических задач;
- правильно, осознанно читать (про себя) текст художественный, научно-популярный (независимо от скорости);
- выделять главную мысль высказывания, текста;
- распределять объекты в группы по общему признаку (такие же, как …);
- называть в последовательности действия для решения учебной задачи (отвечать на вопрос "Как я это делаю?");
- соотносить результат своей деятельности с эталоном, образцом, правилом (отвечать на вопрос "Такой ли я получил результат?").
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- устанавливать и называть характерные (легко различимые) признаки наблюдаемого объекта;
- устно описывать объект наблюдения;
- при измерении пользоваться соответствующими приборами и инструментами;
- читать выразительно вслух текст, соблюдая интонацию, паузы, логические ударения (независимо от скорости чтения);
- находить ошибки в своей и чужой учебной работе (арифметические, грамматические и др.) и устранять их.
Существующая сегодня традиционная для массовой школы модель начального образования нуждается в серьезнейшей модернизации. Она перегружена, создает весьма неблагоприятный фон для дальнейшего развития детей (на последующих ступенях образования), вносит негативный вклад в проблему здоровья школьников, ориентирована на формальное усвоение большого массива информации и в малой мере отвечает задачам реального развития личности, закладывания ее базовых способностей и компетентностей. Задача модернизации начальной школы становится тем более актуальной в связи со всеобщим переходом на четырехлетнее начальное образование. Сегодня требуются выработка и реализация качественно новой, личностно- и развивающе-ориентированной целостной стратегии начального образования. Для этого необходимо принять следующие базовые цели начального образования:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка;
- формирование у младших школьников желания и умения учиться;
- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми и миром.
Начальная школа должна измениться так, чтобы реальностью стал педагогически организованный процесс развития ребенка, чтобы получаемые ребенком знания имели действительно развивающий эффект, причем именно для этого ребенка. Представленный проект стандарта начального общего образования является попыткой авторского коллектива реализовать указанные цели средствами модернизации содержания начального образования.
Развитие личностных качеств и способностей младших школьников определяется направленностью содержания образования на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной. Поэтому в федеральном компоненте Государственного образовательного стандарта начального общего образования особое место отведено деятельностному и практическому содержанию начального образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях.
Важнейшим приоритетом начального общего образования остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность обучения на последующих ступенях непрерывного образования.
Выделение межпредметных по характеру общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности способствует интеграции всех учебных предметов для решения общих целей начального образования, предотвращению предметной разобщенности, соблюдению необходимого баланса теоретической и практической составляющих содержания образования.
Особенностью начальной школы является отсутствие "единого старта": дети 6-7 лет приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению и социальным опытом. Различная педагогическая и социальная готовность детей к обучению, а также отличия в их индивидуальном психофизиологическом развитии потребовали особого внимания к отбору содержания начального образования: оно призвано помочь реализовать способности каждого, создать условия для благополучного и оптимального индивидуального развития.
Модернизация современного образования (обновление, изменение, совершенствование образовательного процесса) выдвигает перед начальной школой следующие задачи:
- доступность образования;
- повышение качества;
- повышение эффективности.
Выполняя задачи модернизации, на первой ступени образования следует создать условия для:
- обеспечения базового образования учащихся;
- создания максимальной вариативной образовательной среды;
- осуществления индивидуального подхода к учащимся;
- удовлетворения интересов и запросов учащихся и их родителей;
- выявления и развития способностей и возможностей ребенка;
- охраны и укрепления физического и психического здоровья детей;
- сохранения, поддержки и развития индивидуальности ребенка.
Базовыми целями начального образования в условиях реформирования начальной школы яляются:
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
- сохранение и поддержка индивидуальности ребенка;
- формирование у младших школьников желания и умения учиться;
- развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, миром и самим собой.
Решить данные проблемы в комплексе может только создание новой модели начальной школы, в которой главным является педагогически организованный процесс развития личности ребенка, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Начальное общее образование - первая ступень общего образования.
В Российской Федерации начальное общее образование является обязательным и общедоступным.
Задача начальной ступени – развитие творческих возможностей через сохранение здоровья, развитие интеллекта и эмоционально-чувственной сферы, социально-личностная адаптация каждого учащегося.
Основные направления реформ начальной ступени образования:
- обновление содержания, его вариативность;
- изменение существующей дидактической системы;
- преемственность ступеней образования;
- создание новой нормативно-правовой базы.
Содержание образования - это фундамент базовой культуры личности.
Важная социальная функция обучения – формирование личности, соответствующей социальным требованиям. Процесс образования происходит на основе овладения систематизированными научными знаниями и способами деятельности, отражающими состав духовной и материальной культуры человечества.
Под содержанием образования следует понимать:
- систему научных знаний, практических умений и навыков;
- систему мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которые необходимо приобрести учащимся в процессе обучения;
- часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему.
Существует несколько основных правил для содержания образования, а именно:
- содержание образования строится на строго научной основе;
- содержание образования включает только твердо установленные в науке факты и теоретические положения;
- учебный материал соответствует современному состоянию науки, способствует формированию жизненной позиции;
- содержание образования по каждому учебному предмету соответствует логике и системе той или иной науки;
- содержание образования основывается на взаимосвязи между отдельными учебными предметами;
- образование в школе сочетается с техническим и трудовым обучением, способствует профессиональной ориентации учащихся;
- образование учитывает формирование волевых усилий в преодолении трудностей в овладении знаниями;
- содержание образования соответствует возрастным возможностям учащихся.
Начальное образование – первая ступень общего образования, цель которой – освоение учащимися элементарных общеобразовательных знаний, обеспечивающих развитие познавательных способностей и социального общения, а также формирование основных навыков учебной деятельности.
Начальное образование учащиеся получают во взаимосвязанных процессах обучения и воспитания в начальных классах общеобразовательной школы или в начальной школе как самостоятельном учебно-воспитательном учреждении. В РФ начальное обучение детей начинается с 7 (6) лет, курс обучения составляет 3 (4) года.
Для успешного обучения и развития личности необходимо уяснить, чему надо учить школьников и чем они должны овладеть, чтобы получить современное образование. Под содержанием начального образования следует понимать ту систему научных знаний, практических умений и навыков, а также мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, которыми необходимо овладеть младшим школьникам в процессе обучения.
Без научно обоснованного содержания начального образования трудно рассчитывать на успешное осуществление основной цели современного воспитания - всестороннего и гармонического развития учащихся, ибо в самом этом содержании и его направленности заложены основы формирования растущей личности.
.
Факторы, влияющие на содержание начального образования
Этих факторов множество. Все они подразделяются на две группы - объективные и субъективные. Кобъективным факторамотносятся: потребности общества в определенном уровне образования подрастающего поколения, а также изменения в развитии науки и техники, требующие постоянного обновления и совершенствования образования. Субъективные факторы -это политика и идеология государства в области образования и воспитания. В отдельную группу входят факторы чисто педагогические (например, учет возрастных возможностей учащихся).
Значительное влияние на содержание образования оказывают идеология и политика государства, а также методологические позиции деятелей педагогики при его определении.
В педагогике разработана система научных требований, которые предъявляются к содержанию образования, его совершенствованию и обновлению. На всех ступенях образования его содержание должно:
— обеспечивать осуществление основной цели воспитания - формирование всесторонне и гармонично развитой личности; способствовать умственному развитию, техническому обучению, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию учащихся; включать в себя цикл естественно-математических, гуманитарных, общественно-политических и эстетических предметов;
— базироваться на строго научной основе, постоянно модернизироваться и обновляться с учетом происходящих социально-экономических изменений в обществе и развития науки, техники и культуры и иметь гражданско-патриотическую направленность;
— строиться на предметной основе и соответствовать структуре и логической системе соответствующих наук;
— раскрывать взаимосвязь между отдельными учебными предметами;
— укреплять связь теории с практикой, с включением учащихся в доступную для них трудовую деятельность;
— соответствовать возрастным возможностям учащихся;
— сочетаться с техническим обучением и способствовать профессиональной ориентации школьников.