Урок «где? какое? как?»
Цель:Повторение, закрепление пройденного материала в игровой форме.
Методика проведения:
Класс делится на две команды: «Знатоки» и «Болельщики». Первая команда садится за общий стол, без учебников. Вторая команда рассаживается на один ряд. «Знатоки» сильнее «Болельщиков», которые сидят за партами с раскрытыми учебниками. Перед каждым игроком за общим столом лежит конверт с вопросами по теме (1-2 вопроса). Капитан заводит юлу со стрелкой. На ком остановилась стрелка, тот берет из конверта листочек с вопросами исразу отвечает, используя по необходимости наглядность. Его ответ дополняет болельщик. Оба получают оценки.* Выигрывает та команда, у которой больше баллов.
УРОК-ЭСТАФЕТА
Цель- повторение изученного материала по теме или разделу.
Подготовительный этап:
Учитель сообщает тему следующего урока и дает учащимся задание придумать вопросы по изученной теме или разделу.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя. Вопрос ученикам по I теме.
2. Вызванный ученик отвечает на поставленный вопрос и задает свой вопрос, подготовленный дома. Вопрос адресуется конкретному ученику.
Названный ученик отвечает на полученный вопрос и задает свой вопрос следующему ученику. Правильность ответов оценивается задающим вопрос, классом, учителем.
4. Подведение итогов, выставление оценок. Оценивается вопрос и ответ.
При подобной организации урока стимулируется познавательная активность учащихся, развивается внимание, умение формулировать вопросы, осуществляется двойной контроль - со стороны учителя и со стороны учащихся.
УРОК-ПУТЕШЕСТВИЕ
Виды:вводно-обзорные по теме или заключительные.
Цели:Повторение и закрепление ранее изученного материала, изучение нового. Формирование интереса к предмету, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого мышления, речи. Формирование навыков самостоятельной деятельности, воспитание коллектива.
Оборудование;цветные жетоны, магнитная доска, листы с названиями "станций". Ход урока:
Класс делится на 6 команд, каждая из которых получает свой цвет. "Путешествие" идет по следующим станциям:
1. Историческая. Командам даются задания, связанные с историей предмета по определенной теме.
2. Теоретическая. Команда отвечает на теоретические вопросы, поставленные учителем.
3. Экспериментальная. Демонстрируется опыт, команда объясняет его. Оценивается правильность ответа.
4. Музыкальная. Музыкальная пауза.
5. Сообразительная. Вопросы на смекалку. Оценивается правильность и быстрота ответа.
6. Юмористическая. Команды заранее готовят рассказы, анекдоты, смешные истории, связанные с предметом, самостоятельно сочиняют стихи, песни.
"Станции" выбирают представители команд, снимая "приклеенные" обратной стороной к магнитной доске листы с названиями "станций". При правильных ответах выдаются жетоны по цвету ответившей команды. Жетоны хранятся у отвечавших.
В конце игры подводится итог: выигрывает команда, у которой наибольшее количество жетонов; одновременно определяется, кому присуждается личное первенство. Учитель выставляет оценки за работу.
2 вариант.
Данный урок - познавательная игра. Он может проводиться в нескольких вариантах.
Виды;вводно-обзорные по теме или заключительные (их посвящают истории становления научных знаний).
Основа данных уроков:самостоятельная деятельность учащихся по нахождению и обработке нужных сведений из истории.
Ход урока.
Первый, подготовительный этап - определение стран для путешествий и фамилий ученых. Формируются по желанию составы экспедиций. Каждая выбирает страну посещения. Все группы получают снаряжение: литературу; белый бумажный флажок, который нужно раскрасить (желательно в цвета флага страны) или написать на нем название государства, где побывала экспедиция; вымпел, где пишется фамилия ученого и годы его жизни; гильзу (картонная трубка с пробками), в которую будет вложена "записка потомкам" о результатах изысканий и т.д. Формулируется задача для экспедиций: найти материал и подготовить о нем краткий (не более чем на 4 минуты) научный доклад. Доклад представляется на международную конференцию, которая состоится во второй Половине урока.
Творческая работа групп. На нее выделяется 15-17 минут. В группе действие разворачивается либо по ееусмотрению либо в соответствии со специальностями еечленов: разведчик находит в книге нужный материал, научный работник читает его громким шепотом и выбирает нужные факты, литературный сотрудник пишет текст сообщения; в состав группы может быть включен еще и оформитель.
Заключительная часть: по окончании работы должны быть подготовлены флаг, вымпел (и укреплены в соответствующие места на карте), гильза и текст обращения (в устном и письменном виде), творческий отчет экспедиций на международной конференции. Экспедиция, представившая лучший доклад и лучше всех его оформившая, получает диплом 1 степени.