Перечень теоретических вопросов. Раздел 1. Общие основы педагогики
Раздел 1. Общие основы педагогики.
- Охарактеризуйте основные педагогические категории: обучение и образование.
ü определите термин педагогической категории;
ü охарактеризуйте категории обучение и образование.
- Охарактеризуйте основные педагогические категории: воспитание, развитие, формирование.
ü определите термин педагогической категории;
ü охарактеризуйте категории воспитание, развитие, формирование.
- Расскажите о возникновении педагогики и её развитии как науки.
ü Возникновение педагогики в первобытно-общинном строе
ü Особенности педагогики при рабовладельческом строе
ü Средневековье и эпоха возрождения
ü Новое время и послеоктябрьский период
- Охарактеризуйте систему образования в Республике Беларусь.
ü Общие сведения о системе образования в РБ (по отношению к государству, по отношению к церкви, по характеру управления, прочие особенности)
ü Структура национальной системы образования (основное и дополнительное)
- Перечислить противоречия профессионального образования и указать пути возможного их решения.
- Перечислите и поясните основные принципы государственной политике в системе образования.
Раздел 2. Теоретические основы обучения.
- Охарактеризовать сущность процесса обучения.
ü Процесс обучения как составная часть единого педагогического процесса
ü Особенности обучения
ü Характерные признаки процесса обучения
- Объяснить особенности дидактических систем И.Ф. Гебарта, Дж. Дьюи, современной дидактической системы.
ü Пояснить основные особенности дидактики Гербарта (традиционная концепция), показать её недостатки и преимущества.
ü Пояснить основные особенности дидактики Дьюи (педоцентричекая), показать её преимущества и недостатки.
ü Пояснить основные особенности современной дидактической системы, показать преимущества и недостатки системы.
- Охарактеризовать цели обучения.
ü Четырехкомпонентная теория целеполагания
ü Основные требования к обучающей, воспитательной, развивающим целям
ü Комплексное планирование целей
- Охарактеризуйте принцип научности, доступности и наглядности в обучении.
ü Общая характеристика принципов
ü Основные правила реализации каждого принципа
- Охарактеризуйте принцип системности и последовательности в обучении, принцип прочности и связи теории с практикой.
ü Общая характеристика принципов
ü Основные правила реализации каждого принципа
- Рассказать о содержании образования, как средстве развития личности и формировании её базовой культуры.
ü Дать понятие системы образования.
ü Охарактеризовать общие основы формирования содержания современного образования.
- Назовите и охарактеризуйте нормативные документы, определяющие содержание образования.
ü Законодательная база образования
ü Документы, определяющие содержание образования: стандарты, учебные планы, программы
ü Учебники и учебные пособия, требования к ним
- Дать понятие о методах и приемах обучения, указать некоторые классификации методов обучения.
ü Рассказать о методе и приеме обучения
ü Структура методов обучения
ü Различные подходы к классификации
ü Классификация методов организации учебно-познавательной деятельности в зависимости от источника информации, в зависимости от характера учебно-познавательной деятельности
- Охарактеризовать методы, классифицируемые по источнику передачи и восприятия информации
ü Показать сущность методов, классифицируемых по источнику передачи и восприятия информации: словесные (рассказ, лекция, беседа, диспут, конференция, объяснение); наглядные (наблюдение, демонстрация), практические (упражнение, лабораторные работы, выполнение трудовых заданий)
ü Условия эффективности их применения.
- Охарактеризовать методы, классифицируемые по характеру учебно-познавательной деятельности.
ü Показать сущность объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, проблемного изложения, частично-поискового и исследовательского методов.
ü Условия эффективности их применения.
- Перечислите и охарактеризуйте виды средств обучения.
ü Дать понятие о средствах обучения
ü Классификация средств обучения
ü Дидактические возможности средств обучения.
- Рассказать о формах организации учебного процесса, указать некоторые классификации форм обучения.
ü Дать понятие формам организации учебного процесса
ü Показать классификацию форм обучения по различным критериям
- Перечислить особенности классно-урочной системы, охарактеризуйте типы уроков.
ü Перечислить особенности классно-урочной системы, пояснить её преимущества и недостатки
ü Дать классификацию типов урока
- Охарактеризовать требования, предъявляемые к современному уроку.
ü Перечислить и пояснить требования к содержанию урока, к методической стороне урока, к организационной стороне урока
- Пояснить последовательность и назначение основных этапов подготовки к уроку.
ü Охарактеризовать два этапа подготовки преподавателя к уроку: тематическое планирование и поурочное планирование
- Охарактеризуйте основные элементы комбинированного урока.
ü Дать понятие структуры урока
ü Кратко охарактеризуйте основные элементы комбинированного урока
- Дать понятия контроля знаний. Охарактеризуйте виды контроля.
ü Дать понятие педагогического контроля (проверка, оценка, учет)
ü Охарактеризовать виды контроля (поурочный, тематический, периодический, итоговый)
- Охарактеризовать принципы осуществления контроля знаний. Поясните основные функции контроля.
ü Охарактеризовать важнейшие принципы контроля (объективность, системность, наглядность)
ü Перечислить и охарактеризовать функции контроля (проверочная, обучающая, развивающая, воспитательная)
- Перечислите и охарактеризуйте методы и формы педагогического контроля
ü Перечислите и охарактеризуйте методы контроля (устный, письменный, практический, дидактические тесты, наблюдение учителя)
ü Перечислите и охарактеризуйте формы контроля (фронтальная, групповая, индивидуальная, комбинированная, самоконтроль)
Раздел 3. Теоретические основы воспитания.
- Дать понятие процесса воспитания, указать основные особенности процесса воспитания.
ü Понятие воспитания
ü Особенности воспитательного процесса (целенаправленность, многофакторность, динамичность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, двусторонний характер, отдаленность результатов).
- Охарактеризовать цели и задачи воспитания.
ü Дать понятие цели воспитания.
ü Охарактеризовать понятие всесторонне и гармонически развитая личность.
ü Пояснить важнейшие задачи воспитания.
- Охарактеризовать принцип личностного подхода и гуманизации воспитания.
ü Охарактеризовать принципы воспитания и показать правила их реализации
- Охарактеризовать принцип единства воспитательных требований и связи воспитания с жизнью, трудом.
ü Охарактеризовать принципы воспитания и показать правила их реализации
- Охарактеризовать принцип опоры на положительное в воспитании и принцип общественной направленности воспитания.
ü Охарактеризовать принципы воспитания и показать правила их реализации
- Охарактеризовать методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
ü Дать определение методов
ü Перечислить основные их них (поручения, упражнения, создание воспитывающей ситуации, приучение), кратко их охарактеризовать
ü Пояснить условия их эффективности
- Охарактеризовать методы формирования сознания личности.
ü Дать определение методов
ü Перечислить основные из них (рассказ, объяснение, разъяснение, беседа, лекция, пример, диспут), кратко их охарактеризовать
ü Пояснить условия их эффективности
- Охарактеризовать методы педагогического стимулирования поведения и деятельности.
ü Дать определение методов
ü Перечислить основные из них ( требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий)
ü Пояснить условия их эффективности
- Охарактеризуйте средства воспитательного процесса.
ü Понятие средства воспитательного процесса
ü Подбор средств воспитания
- Дать понятие коллектива. Охарактеризовать признаки коллектива.
ü Определение коллектива, признаки коллектива: цели, структура, ценности, атмосфера
- Охарактеризовать основные этапы развития коллектива.
ü Этапы развития коллектива: становление коллектива, усиление влияния актива, расцвет коллектива
- Охарактеризовать модели отношений личности и коллектива.
ü Условия, определяющие положение личности в коллективе
ü Перечислить наиболее распространенные модели отношения между личностью и коллективом (конформизм, гармония, нонконформизм) и охарактеризовать их.
- Охарактеризовать основные направления в формировании мировоззрения.
ü Дать понятие мировоззрения, пояснить его структуру
ü Охарактеризовать основные виды мировоззрения
- Охарактеризовать основные направления в нравственном воспитании.
ü Дать понятие нравственному воспитанию
ü Пояснить содержание нравственного воспитания
ü Перечислить основные этапы нравственного формирования личности
- Охарактеризовать основные направления в формировании гражданственности.
ü Дать понятие гражданскому воспитанию
ü Перечислить и охарактеризовать составные компоненты гражданского воспитания (политическое и правовое)
- Раскрыть сущность воспитания физической культуры учащихся.
ü Дать понятие физического воспитания
ü Основные задачи физического воспитания
ü Охарактеризуйте основные средства, методы и формы физического воспитания
- Раскрыть сущность экологического воспитания учащихся.
ü Дать понятие экологического воспитания, экологического сознания
Ø Перечислите и поясните функции экологического сознания
ü Охарактеризуйте основные средства, методы и формы экологические воспитания
- Раскрыть сущность трудового воспитания учащихся.
ü Дать понятие трудового воспитания
ü Перечислите и охарактеризуйте основные виды трудовой деятельности учащихся
ü Основные направления трудового воспитания
- Объяснить значение профессиональной ориентации учащихся.
ü Дать понятие профориентации
ü Перечислите виды профориентации и охарактеризуйте их
- Охарактеризовать основные направления формирования эстетической культуры учащихся
ü Дать понятие эстетического воспитания
ü Перечислите задачи эстетического воспитания
ü Перечислите и охарактеризуйте основные направления эстетического воспитания (художественное образование, художественное воспитание)
- Пояснить основные направления семейного воспитания.
ü Дать понятие семейного воспитания
ü Особенности семейного воспитания
ü Охарактеризовать типы семей
- Раскрыть основные принципы, методические правила, формы взаимодействия училища и семьи.
ü Перечислить и пояснить принципы общения семьи и училища
ü Охарактеризуйте функции, формы взаимодействия училища и семьи
- Поясните основные направления формирования здорового образа жизни.
Ø Дать понятие здорового образа жизни
Ø Перечислите и охарактеризуйте факторы, представляющие потенциальную угрозу для здоровья учащихся
Ø Назовите основные пути оздоровления учебного процесса.
Раздел 4. Управление профессиональным образованием в условиях его развития.
- Опишите особенности профессиональной деятельности и личности мастера производственного обучения.
Ø Роль мастера производственного обучения в учебном процессе
Ø Обязанности мастера ПО
Ø Компоненты педагогической техники
- Охарактеризуйте принципы управления учебным заведением и образовательным процессом.
Ø Структура образовательного учреждения (программно-методическое обеспечение, кадры учащиеся, материальная база)
Ø Структура самоуправления
Перечень задач
А.Т. Маленко «Задачи по профессиональной педагогике»
Задачи № 13,16, 27, 38, 46, 95, 97, 104, 111, 118, 119, 130, 158,162, 170, 172, 186,193, 226, 233, 236, 250, 255, 276, 280, 354.
Рассмотрено на заседании цикловой комиссии гуманитарно- педагогических дисциплин
Протокол № от «_____» _____________ 2012 года.
Председатель комиссии И.П. Хлопкова