Модуль №2. Общие основы педагогики

Цель модуля: На основе овладение теоретическими знаниями основ педагогики, расширение представлений о социокультурных функциях образования и факторах саморазвития личности

Задачи модуля:

· Формирование целостного представления о педагогических аспектах организационно-управленческой, научно-исследовательской и образовательной деятельности;

· Овладение способа ми самоорганизации учебно-познавательной деятельности;

· Приобретение разнообразных методов оценивания своих возможностей и образовательных результатов;

· Освоение методов воспитательной работы с производственным персоналом, с собственными детьми.

Тема 2.1. Педагогика как наука: объект, предмет, функции, основные категории и методы

Часа

Педагогика как наука. Объект и предмет педагогики.

Выдающиеся педагоги и педагогические школы в истории и современности.

Социальная, гуманитарная и наукообразующая функции педагогических знаний, источники развития. Основные категории педагогики. Педагогический процесс как основа обеспечения единства обучения, развития и воспитания, этапы и закономерности педагогического процесса. Структура и содержание педагогического процесса. Методологические знания в педагогике. Педагогические закономерности. Педагогическая наука и практика как единая система. Социальный опыт и общечеловеческая культура. Соотношение обыденного педагогического знания и педагогической науки. Педагогика и её связь с другими науками

Понятие методов педагогического исследования. Общая характеристика методов изучение педагогического опыта, методов теоретического исследования.

СРС – 4 часа

Тема 2.2. Воспитание в педагогическом процессе

Часа

Воспитание в целостном педагогическом процессе. Воспитание как специально организованная деятельность по достижению целей образования. Специфика воспитания и его отличия от обучения. Цели и принципы гуманистического воспитания. Сущность личности в гуманистической концепции воспитания. Воспитание как процесс усвоения общечеловеческих ценностей. Формирование базовой культуры личности в целостном педагогическом процессе.

Понятие о мировоззрении и гражданское воспитание в системе формирования базовой культуры личности. Патриотическое воспитание и формирование культуры межнационального общения. Правовая культура и предупреждение правонарушений. Формирование основ нравственной культуры личности, воспитание гуманности, сознательной дисциплины и культуры поведения. Экологическая культура и цель ее формирования.

Трудовое воспитание и профессиональная ориентация. Формирование эстетической культуры личности. Понятие физической культуры и ее воспитание.

Методы воспитания и их классификация. Коллектив как социокультурная среда воспитания и развития. Технология педагогического общения. Структура и компоненты педагогического мастерства.

Понятие о девиантном, делинквентном, криминальном поведении. Понятие об алкоголизме, наркомании, токсикомании, ВИЧ. Концепцептуальные основы профилактической работы. Формы, методы, приемы, уровни профилактики наркозависимости. Программы профилактики употребления наркотических средств.

СРС – 6 часов

Тема 2.3. Образование как общественное явление и педагогический процесс

Часа

Понятие образования. Образование как общечеловеческая ценность и социокультурный феномен.

Образование как система. Образование как процесс. Образование как результат. Цели образования. Базовые модели образования. Дидактические принципы современного образования.

Образовательная система России. Закон РФ «Об образовании». Принципы функционирования системы образования. Типология и многообразие образовательных учреждений. Инновационные образовательные процессы.

Обучение как основной путь и средство получения образования. Структура обучения. Образовательная, воспитательная и развивающая функции обучения.

Деятельность учителя и учащегося в процессе обучения. Учение как вид деятельности учащегося и его мотивация. Логика учебного процесса и структура процесса усвоения знаний.

Виды обучения и современные дидактические концепции.

СРС – 4 часа

Тема 2.4. Формы, методы и технологии организации учебной деятельности

Часа

Понятие и классификация методов обучения. Методы организации учебно-познавательной деятельности. Методы стимулирования учебной деятельности. Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности, социального и психического развития учащихся.

Формы организации обучения. Урок как основная форма образовательного процесса. Внеурочные формы учебной работы. Из истории оформления педагогических систем: система индивидуального обучения и воспитания, классно – урочная система, лекционно-семинарская система. Урок, лекция, семинарские, практические и лабораторные занятия. диспут, конференция, зачет, экзамен, факультативные занятия. консультация. Деловые и ролевые игры как средство стимулирования активности. Активные методы обучения в высшей школе.

Средства обучения и их классификация. Понятие технологии обучения. Современные педагогические технологии.

СРС – 4 часа

Наши рекомендации