Период внутриутробного развития
На развитие ребёнка оказывают влияние последствия различных внешних отрицательных моментов, действовавших на организм родителей до зачатия, во время беременности на зародыш и плод:
· Экологические факторы
· Алкоголь, курение, наркотики
· Приём лекарственных препаратов
· Несовместимость антигенных свойств крови матери и плода при отрицательном резус-факторе
· Токсикозы беременности
· Заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп и др.)
· Психические и физические травмы
· Родовые травмы
Среда социальная –реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. Различают: макросреду (страна, государство, общество); мезосреду (этнос, регион, село, город, радио, кино); микросреду (семья, группа сверстников, институты воспитания).
Социализация– взаимодействие человека с обществом, в процессе которого происходит интеграция личности в социальную среду; процесс формирования личности в определённых социальных условиях, в ходе которого человек усваивает социальный опыт, избирательно вводит в свою систему поведения такие нормы и правила, которые приняты в данном обществе или социальной группе.
Обучение –процесс взаимодействия между обучающим и обучающимся с целью развития личности посредством организации усвоения научных знаний и способов деятельности.
Деятельность –форма бытия и способ существования человека, его активность, направленная на целесообразное изменение и преобразование окружающего мира (учебная, познавательная, трудовая, художественная, спортивная, игровая, общение). Большое влияние оказывает коллективная деятельность.
Самовоспитание –осознанная, целеустремлённая деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование; совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Представители различных философских течений по-разному объясняют процесс развития личности. Существуют 3 концепции: биологическая, социологическая, биосоциальная.
Биологическая.Её представителисчитают личность сугубо природным существом, всё поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов (З. Фрейд и др.).
Их взгляды:
· Человек – сугубо природное существо;
· Развитие и поведение определяется врождёнными потребностями, влечениями и инстинктами;
· Воспитание способно лишь ускорить или затормозить процесс развития.
Социологическая концепция:
· Человек рождается как существо биологическое, однако, в процессе жизнедеятельности социализируется под влиянием среды;
· Среда является определяющим фактором развития;
· Воспитание призвано корректировать характер влияния среды;
· Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у неё биологические черты (инстинкты обладания, разрушения, половые и т.п.).
Биосоциальная концепция:
· Человек – существо и биологическое и социальное;
· Психические процессы имеют биологическую природу;
· Направленность, интересы, способности личности формируются как явления социальные в результате объективных и специально организованных воздействий социальной среды.
Отечественная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотделимо от социального. Биологическое и социальное не два параллельных и независимых друг от друга фактора. Они воздействуют на человека одновременно и комплексно. Ведущая роль в развитии отводится сознательно осуществляемому процессу – воспитанию.
На основе различных концепций развития личности формируются педагогические теории, в которых разрабатываются методы, средства и формы воспитания и обучения.
Закономерности развития
Развитие человека – сложный, длительный и противоречивый процесс, в котором в полной мере реализуются всеобщие законы развития.
Закономерности развития – связи между особенностями влияния внешних и внутренних факторов, спецификой организации и осуществления педагогического процесса и результатами развития человека.
1. Развитие человека – внутренне детерминированный процесс, т.е. оно определяется не случайным набором внешних обстоятельств, а внутренними противоречиями, психофизиологическими особенностями.
2. Развитие человека детерминировано социальной ситуацией развития, представляющей собой сочетание внутренних процессов и внешних условий.
3. Развитие человека обусловлено мерой его собственной активности, направленной на самосовершенствование, участие в деятельности и общении.
4. Развитие человека детерминировано типом ведущей деятельности, под которой понимается такая деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии.
5. Развитие человека закономерно зависит от содержания и мотивов деятельности, в которой он участвует. Основной движущей силой деятельности выступает противоречие между тем, что имеет объективное значение для жизнедеятельности человека и отражается им как субъективно значимое, и реальной действительностью.
6. Воздействия различных факторов детерминируются половозрастными и индивидуальными особенностями человека.
7. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов. Эти факторы действуют не порознь, а вместе.