Формы физического воспитания в семье
К наиболее распространенным формам физического воспитания детей школьного возраста в семье относятся:
1) утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка);
2) физкультурные минутки (пауза) во время выполнения до
машних заданий. Проводятся после 30—35 мин непрерывной ра
боты со школьниками младшего возраста и через 40—45 мин ра
боты со школьниками среднего и старшего школьного возраста;
3) индивидуальные занятия различными физическими упражнени
ями в домашних условиях:
— силовая (атлетическая) гимнастика;
— оздоровительная аэробика (танцевальная аэробика, шей
пинг);
— стретчинг, калланетика и др.;
4) активный отдых на свежем воздухе в свободное от уроков и
выполнения домашних заданий время. Он включает в себя прогул
ки, катание на велосипеде, купание, ходьбу на лыжах, разные
игры и др. Суммарное время его продолжительности в режиме дня
от 1,5 доЗч.;
5) участие совместно с родителями в различных соревнованиях-кон
курсах (типа «Мама, папа, я — спортивная семья) и викторинах;
6) семейные походы (пешие, лыжные, велосипедные, водные)
R выходные дни и в каникулярное время совместно с родителями;
7) закаливающие процедуры, применяемые после зарядки, самостоятельные занятия физическими упражнениями или перед сном.
Физическое воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний, опыта, терпения и непосредственного участия. Родители должны: периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой; следить за состоянием физического развития, осанкой, здоровьем детей.
11.9. Физическое воспитание учащихся колледжей
профессионального образования и средних специальных
учебных заведений
Физическое воспитание в системе среднего профессионального образования осуществляется на протяжении всего периода обучения по расписанию учебного дня и во внеурочное время в соответствии с государственной программой физического воспитания учащихся. Содержание учебного материала каждого из ее разделов имеет преемственность с программой по физическому воспитанию общеобразовательной школы.
Задачи физического воспитания. В процессе физического воспитания учащихся решаются следующие основные задачи:
— формирование осознанной потребности в физической куль
туре, здоровом образе жизни;
— обучение прикладным двигательным умениям и навыкам,
необходимым в жизни и конкретной трудовой деятельности и при
прохождении военной службы;
— всестороннее развитие физических качеств и обеспечение на
этой основе крепкого здоровья и высокой работоспособности уча
щихся;
— совершенствование в избранном виде спорта.
Добиться практического решения поставленных задач возможно путем систематического использования средств физического воспитания: физических упражнений, оздоровительных сил природы (солнца, воздуха, воды) и гигиенических факторов.
Основные разделы программы физического воспитания. Программа предусматривает проведение занятий с учащимися по следующим четырем основным разделам.
1. Уроки физической культуры. Основные виды физического воспитания на уроках физической культуры следующие.
Гимнастика. В нее входит изучение строевых, общеразвиваю-щих, акробатических упражнений, упражнений на гимнастических снарядах.
ш
Легкая атлетика. В нее входят разновидности бега, прыжков, метаний.
Спортивные игры включают в себя занятия по баскетболу, волейболу, футболу, ручному мячу (гандболу). В течение всего срока обучения в профессиональном училище учащиеся должны овладеть техникой и тактикой одной из спортивных игр. Выбор спортивной игры зависит от условий, которыми располагает учебное заведение, специализации преподавателя и желания учащихся. Рекомендуется принимать во внимание профессионально-прикладную значимость спортивной игры.
Лыжная подготовка предусматривает изучение различных способов передвижения на лыжах и развитие физических качеств. Проводится в виде урока длительностью до 90 мин.
Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП). Содержит материал, способствующий развитию физических качеств и психофизиологических функций, необходимых в конкретной трудовой деятельности, а также формирование двигательных умений и навыков прикладной направленности. Удельный вес ППФП различен в зависимости от периода обучения. Ее объем составляет на первом-втором годах обучения 30—40% времени, а на третьем — 50—60%. Увеличение содержания средств ППФП происходит постепенно. Наиболее высокого уровня развития профессионально важных качеств учащиеся должны достигнуть к концу второго года обучения. Задача третьего года состоит в том, чтобы удержать достигнутый уровень до начала самостоятельной работы.
Для развития профессионально важных качеств в процессе физического воспитания должны использоваться тренажеры и многокомплектное спортивное оборудование.
Плавание как обязательный вид физической подготовки учащихся предусматривает изучение различных способов плавания и развитие физических качеств. Отмена занятий по плаванию возможна только при полном отсутствии условий в районе расположения учебного заведения.
Единоборства (юноши). В целях повышения уровня военно-прикладной подготовленности юношей предусматривается изучение элементов из различных видов борьбы и других единоборств.
Элементы художественной, ритмической гимнастики (девушки). В художественной гимнастике осваиваются упражнения без предмета, с предметами, упражнения с элементами акробатики. В ритмическую гимнастику включаются комплексы упражнений (в зависимости от года обучения от 14 до 24 упражнений), которые выполняются в аэробном режиме под музыкальное сопровождение.
Факультативные и дополнительные занятия по физической культуре и спорту. Дополнительные занятия проводятся для учащихся, имеющих недостаточное физическое развитие и слабую физическую подготовленность. Они планируются один раз в неделю после окончания основных уроков по дополнительному расписанию и
организуются для учащихся, не занимающихся в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах. Занятия проводятся по специальному расписанию еженедельно в объеме 2 ч на первом курсе и по 1 ч на последующих курсах. Основные цели занятий — повышение общей физической подготовленности, развитие профессиональных психомоторных способностей.
2. Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учеб
ного дня. Вводная гимнастика проводится в течение 5—7 мин пе
ред началом работы в мастерских и на производстве. Она стимули
рует функциональные возможности организма до уровня, обес
печивающего быстрое вхождение в работу и высокую работоспо
собность учащихся в течение дня. Комплекс состоит из 6—8 обще-
развивающих упражнений.
Физкультурная пауза проводится в течение 3—5 мин в учебных мастерских и на производстве в середине учебного или рабочего дня, а также после утомительной работы, длительных неподвижных или ограниченно подвижных поз, вызывающих чрезмерное напряжение отдельных групп мышц и психических процессов. Она предупреждает утомление и восстанавливает работоспособность учащихся. Комплекс состоит из 5—7 упражнений.
Физические упражнения на длинных (подвижных) переменах. Применяются комплексы физических упражнений оздоровительной направленности, игры под музыку, комплексы упражнений игрового характера и др.
3. Физическая культура во внеучебное время. Утренняя зарядка
проводится в течение 20—30 мин.
Занятия в группах (секциях) общей физической подготовки. Основными задачами занятий являются рациональное использование свободного времени, укрепление здоровья и профилактика заболеваний, разностороннее физическое развитие, улучшение двигательной функции и повышение обшей работоспособности. В процессе тренировочных занятий используются гимнастические, акробатические и легкоатлетические упражнения, бег на лыжах, спортивные игры, плавание, занятия на тренажерах и др.
Занятия в спортивных и туристских секциях. В спортивных секциях учащиеся повышают свое спортивное мастерство, готовятся к выполнению разрядных норм и требований в избранном виде спорта и к у^/астию в спортивных соревнованиях как внутри учебного заведения, так. и в проводимых вышестоящими спортивными организациями.
В секции туризма проводятся практические занятия с учащимися по обучению приемам туристской техники и тактики, а также туристские соревнования, зачетные и тренировочные походы.
Занятия в секциях проводятся 2—3 раза в неделю по 1,5 ч.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями дополняют уроки физической культуры. В процессе самостоятельных занятий учащиеся совершенствуют физические качества и двига-
га-
тельные навыки, закрепляют теоретический и практический материал по предмету, готовятся к сдаче учебных нормативов. Содержание самостоятельных занятий разрабатывается с учетом физической подготовленности конкретного учащегося, а их эффективность проверяется преподавателем на уроках физической культуры.
4. Массовые спортивные и туристские мероприятия включают всебя:
1) дни здоровья и спорта, в которых принимает участие весь
контингент учебного заведения; проводятся раз в месяц;
2) соревнования по видам спорта: соревнования по программе
спартакиады учащихся профобразования; массовые соревнования
под девизом «Стартуют все!*, соревнования по спортивным иг
рам и профессионально-прикладным видам спорта; соревнова
ния по летним изимним видам спорта и др.;
3) туризм: туристские походы, туристские слеты и соревнова
ния (по туристским навыкам, по туристской технике и по ориен
тированию на местности).
Итоговыми показателями эффективности физического воспитания в колледжах профессионального образования и средних специальных учебных заведениях служат состояние здоровья и физическая подготовленность в соответствии с требованиями программы физического воспитания учащихся и избранной профессии.
11.10. Урок — основная форма организации занятий физическими упражнениями и его построение
Главенствующее положение урока физической культуры (как основной формы занятий физическими упражнениями) определяется тем, что в нем заложены возможности для решения стратегических задач физкческой культуры — всестораннеха, с&рио-ничного развития учащихся, их направленной и эффективной подготовки к жизни (к трудовой деятельности, военной службе и др.). Относительно всех других форм физического воспитания учащихся урок физической культуры имеет следующие преимущества: I) является самой массовой формой организации, систематических занятий школьников физическими упражнениями; 2) проводится на основе научно обоснованной программы физического воспитания, рассчитанной на длительный срок обучения; 3) осуществляется под руководством педагогов по физической культуре и спорту с учетом возрастно-половых и индивидуальных особенностей школьников; 4) способствует направленному развитию и физической подготовке учащихся, оптимизации их физического состояния.
Требования к уроку.Урок физической культуры обладает особенностями, обусловленными возрастными возможностями учащих-
ся разных классов, содержанием учебных программ, комплексностью решения педагогических задач, местом каждого урока в ряду других общеобразовательных уроков и в режиме учебного дня. Все это указывает на необходимость соблюдения ряда требований к его организации и проведению. К основным из них относятся следующие.
1. Четкость постановки целей и задан. Урок решает оздорови
тельные, образовательные и воспитательные задачи, В ходе орга
низации учебной деятельности на уроке преподаватель обеспечи
вает не только овладение двигательными умениями и навыками,
развитие основных физических качеств, усвоение обязательного
минимума знаний по физической культуре, но и содействует вос
питанию личностных качеств учащихся (смелость, настойчивость,
коллективизм и т.д.). Формулировки задач урока, как правило,
предельно конкретны, лаконичны, учитывают состав учащихся,
их возраст, физическое развитие и подготовленность, обеспечивают
преемственность предыдущих занятий с последующими и с воз
можно большей определенностью отражают планируемые конеч
ные результаты. Оптимальное количество задач, решаемых на од
ном уроке, — не более 2—3.
2. Соответствие состава учебного материала учебной программе
и характеру поставленных задач. Внепрограммный материал может
использоваться лишь с целью индивидуализации обучения.
3. Целесообразный отбор средств и методов обучения с учетом
дидактической цели и задачи урока. Ни одна дидактическая цель
или задача не может быть успешно решена без заранее обдултан-
ного отбора учебного материала с учетом конкретных особеннос
тей темы, с одной стороны, и достигнутого уровня подготовлен
ности, возрастно-половых особенностей учащихся, с другой.
4. Тесная связь уроков с предыдущими и последующими. Каждый
урок имеет преемственную связь по направленности педагогичес
ких задач, содержанию учебного материала, объемам и интенсив
ности нагрузок с последующими и предыдущими уроками.
5. Сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы.
Учебный процесс становится эффективным только при условии
учета индивидуальных особенностей занимающихся и учебного
материала.
6. Постоянное видоизменение содержания урока, методики его
организации и проведения. Разнообразие содержания, методики и
процессуального обеспечения урока способствует формированию
интереса у учащихся к занятиям физическими упражнениями и
побуждает их к активной деятельности.
7. Обеспечение травмобезопасностиурока. Повышенная травмо-
опзсность урока физической культуры обусловлена тем, ггго его
специфическим содержанием является разнообразная двигатель
ная деятельность на гимнастических снарядах, со снарядами я без
снарядов. Неправильная организация учебно-воспитательного про-
I
цесса может привести к различным травмам учащихся (ушибы, вывихи, сотрясения, переломы и др.). Хорошо продуманная организация урока, приемы и способы помощи и страховки, особое внимание, уделяемое упражнениям с повышенной травмоопас-ностью (соскоки с гимнастических снарядов, лазание по канату, метание гранаты и др.), позволяют исключить травмирование на уроках.
8. Постоянный контроль за ходом и результатами учебной деятельности учащихся. На каждом уроке обеспечивается оперативное управление деятельностью учащихся. Оно осуществляется на основе анализа и оценки выполнения учебных заданий и реакции организма на нагрузки с учетом субъективных ощущений занимающихся.
Структура урока и характеристика его частей. Каждый урок физической культуры состоит из трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной. Последовательность этих частей отражает закономерности изменения работоспособности организма под влиянием физических нагрузок. В начале нагрузки организм преодолевает инерцию покоя за счет постепенного повышения функциональной работоспособности своих органов и систем. Это называется фазой враба-тывания, которая соответствует подготовительной части урока. Затем достигнутый уровень функциональной работоспособности определенное время сохраняется с небольшими колебаниями в сторону ее увеличения и снижения. Это называется фазой устойчивой работоспособности, которая соответствует основной части урока. По мере расходования функциональных резервов рабочих органов и систем организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной и др.) работоспособность занимающегося постепенно снижается. Это называется фазой истощения или утомления, которая соответствует заключительной части урока.
1. Подготовительная часть урока. Основная ее цель — подготовить занимающихся к выполнению упражнений в основной части занятия. Исходя из этого в подготовительной части решаются следующие методические задачи:
— обеспечение первоначальной организации занимающихся и
их психического настроя на занятие;
— активирование внимания и повышение эмоционального со
стояния занимающихся;
— обеспечение общей функциональной готовности организма
к активной мышечной деятельности (выполнение несложных фи
зических упражнений);
— обеспечение специальной готовности к первому виду уп
ражнений основной части урока (выполнение подводящих и под
готовительных упражнений).
В подготовительную часть урока включают игровые задания (2— 3 мин) для активизации внимания и повышения эмоционального
состояния занимающихся («Класс, смирно!», «Делай наоборот», «Мы не слышим», «Мы не видим» и др.), упражнения умеренной интенсивности, строевые упражнения, различные виды ходьбы, бега, упражнения в движении; комплекс общеразвивающих упражнений в строю и отдельные специально подготовительные упражнения (на месте в разомкнутом строю) без предметов, с предметами и отягощениями: упражнения на гимнастической стенке и скамейках и др.
Упражнения с высокой интенсивностью не включаются в f подготовительную часть, так как могут снизить работоспособность занимающихся.
В комплекс средств для разминки включают упражнения с
поочередным воздействием на основные группы мышц и посте- j
пенным возрастанием нагрузки. (
Проводя уроки с одним и тем же классом (группой), следует стремиться разнообразить упражнения в подготовительной части, . всегда включая в ее содержание элементы новизны. Разнообразие -обеспечивается путем обновления в каждом занятии нескольких обще развивающих упражнений; изменения исходных положений (стоя, сидя, на коленях, лежа); выполнения упражнений преимущественно с большой амплитудой и в разных направлениях и плоскостях, под счет и самостоятельно без счета — по заданию; применения упражнении с набивными мячами, гимнастическими палками, булавами и др.; применения различных построений.
Рекомендуется такой порядок выполнения обшеразвивающих упражнений: ходьба, бег, упражнения для рук и плеч, упражнения для туловища, упражнения для ног, прыжки, дыхательные упражнения и упражнения на расслабление.
Общая продолжительность подготовительной части составляет 10—20% от общего времени урока и зависит от продолжительности занятия, вида учебного материала, температуры окружающей среды и др.
2. Основная часть урока. Цель основной части — решение наиболее значимых оздоровительных, образовательных и воспитательных задач, предусмотренных учебной программой и планом дан*| ного урока.
В основной части вначале разучиваются новые двигательные действия или их элементы. Закрепление и совершенствование yc-^J военных ранее навыков проводится в середине или конце основ* ной части урока. Упражнения, требующие проявления скорост-| ных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации движений, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, свя-i занные с силой и выносливостью, — в конце. Причем воспитание] специальной выносливости, если она запланирована, осуществ-J ляется раньше, чем воспитание обшей выносливости. Состав все) упражнений в основной части урока должен быть таким, чтоб! они оказывали разностороннее влияние.
Для поддержании эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала преподавателю следует завершать основную часть подвижными играми и игровыми заданиями и упражнениями с включением движений, разученных на уроке.
Продолжительность основной части урока зависит от продолжительности занятия, объема и интенсивности нагрузки, пола и возраста занимающихся и др. В рамках школьного урока физической культуры она обычно длится 25—30 мин.
3. Заключительная часть урока. Цель заключительной части урока — постепенное снижение функциональной активности организма занимающихся и приведение его в относительно спокойное состояние. В соответствии с этой целью решается ряд методических задач:
— снижение физиологического возбуждения и излишнего на
пряжения отдельных групп мышц (медленный бег, спокойная
ходьба, упражнения в глубоком дыхании и на расслабление, са
момассаж);
— регулирование эмоционального состояния (успокаивающие
подвижные игры, игровые задания, упражнения на внимание);
— подведение итогов урока с оценкой преподавателем резуль
татов деятельности занимающихся (здесь необходимо предусмот
реть дальнейшее стимулирование сознательной активности зани
мающихся на последующих уроках);
— сообщение домашнего задания для самостоятельных заня
тий физическими упражнениями, для подтягивания «слабых мест».
Длительность заключительной части урока 3—5 мин.
Постановка задач- Перед каждым уроком обязательно должны ставиться конкретные задачи. В методике физического воспитания нее задачи принято делить на три группы, исходя из их направленности: образовательные, оздоровительные и воспитательные. Педагогические задачи необходимо формулировать, возможно, конкретнее, о&разорателъные же — с указанием уровня овладения техникой движения.
Образовательные задачи вооружают учащихся знаниями по физической культуре, умениями и навыками выполнять физические упражнения.
В теории и практике проведения урока приняты следующие правила постановки и формулировки задач.
При обучении двигательным действиям задачи урока формулируются следующим образом:
1) при ознакомлении с двигательным действием: «Ознакомле
ние с техникой...» (и далее указывается то упражнение или от
дельный его элемент, которое осваивается);
2) при разучивай!™ двигательного действия: «Разучивание тех
ники выполнения...»",
3) при совершенствовании двигательного действия: «Совершен
ствование техники выполнения...».
Первой на уроке решается задача ознакомления с техникой
того или иного двигательного действия, второй — разучивания, Л
третьей — совершенствования. ■
Оздоровительные задачи предусматривают обеспечение возможного в определенном возрасте физического развития и физичес- j кой подготовленности, формирование осанки и обеспечение на Щ занятиях наилучших условий для оздоровительного влияния упражнений на организм занимающихся.
Формулирование оздоровительных задач осуществляется следующим образом: «формирование правильной осанки, добиваясь свободного ненапряженного положения туловища во время ходьбы и бега», «развитие общей выносливости, используя кроссовый бег» и т.д.
При решении задач воспитания физических качеств рекомендуются формулировки с краткой терминологической записью, например: «Воспитание быстроты движений в беге на короткие дистанции», «Воспитание скоростно-силовых качеств при выполнении прыжка в длину с разбега» и т.д. Как видно из примеров, первое слово формулировки задачи — это «воспитание», далее указывается конкретное физическое качество и затем обязательно то упражнение, с помощью которого решается данная задача.
Воспитательные задачи обеспечивают положительное влияние занятий физическими упражнениями на воспитание свойств и качеств личности учащегося.
При решении задач воспитания личности формулировки конкретизируются в соответствии с возрастными особенностями занимающихся и спецификой содержания учебного материала, например: «Воспитание смелости при соскоке с гимнастического козла», «Воспитание чувства выдержки в лыжных гонках на дистанции 5 км» и т.д.
Классификация уроков в зависимости от решаемых задач. По признаку преимущественной направленности на решение образовательных, оздоровительных или воспитательных задач различают четыре разновидности уроков [10].
L Комбинированные уроки. В них примерно в одинаковой мере пред ста влены все три группы задач физического воспитания.
2. Уроки с преимущественно оздоровительной направленность,
проводятся в двух вариантах: первый — развивающие (формирую
щие) уроки, служащие развитию различных систем организма,
второй — восстанавливающие (реабилитационные) уроки, направ
ленные на восстановление сил и работоспособности.
3. Уроки с преимущественно воспитательной направленностью
дифференцируются в зависимости от конкретных задач нравствен
ного или эстетического воспитания.
4. Уроки с преимущественно образовательной направленностью
подразделяются на пять типов по признаку выделяемых дидакти
ческих задач: вводные уроки, уроки изучения нового материала:
уроки совершенствования, смешанные (комплексные) уроки, контрольные (зачетные) уроки.
Вводные уроки проводятся в начале учебного года, четверти, при изучении нового раздела учебной программы. На этих уроках преподаватель знакомит учащихся с основными задачами и содержанием учебной работы на предстоящий период, зачетными требованиями и учебными нормативами.
Уроки изучения нового материала (обучающие). Их основные задачи — ознакомление учащихся с новыми двигательными действиями и их первоначальное освоение.
Уроки совершенствования применяются для углубленного изучения и закрепления учебного материала.
Смешанные (комплексные) уроки содержат в себе задачи и элементы, характерные для перечисленных выше типов уроков. В таких уроках могут совместно решаться задачи обучения, развития физических качеств, контроля за уровнем физической подготовленности занимающихся и др. Этот тип урока наиболее широко используется в практике физического воспитания.
Контрольные уроки направлены на выявление успеваемости или определение уровня подготовленности занимающихся, проверку усвоения ими знаний, умений и навыков по теме или разделу программы и т.п.
Организация и методические основы проведения урока физической культуры
Результативность урока физической культуры во многом зависит от того, насколько преподаватель будет претворять намеченный им план, применять наиболее рациональные методы организации деятельности занимающихся и методические приемы, продуктивно использовать имеющиеся оборудование, инвентарь, технические средства обучения, учитывая при этом специфику места проведения занятия (спортивный зал или пришкольная спортивная площадка, стадион или парк, ровная или пересеченная местность), температурные условия, подготовленность школьников, их возрастные и индивидуальные особенности.
Организационное обеспечение урока предусматривает: 1) создание санитарно-гигиенических условий; 2) материально-техническое обеспечение; 3) выбор способа (метода) организации деятельности занимающихся на уроке, который позволит наилучшим образом выполнить поставленные задачи.
Санитарно-гигиеническое обеспечение условий для проведения урока предусматривает весь комплекс мероприятий, обеспечивающих оздоровительный эффект от занятий физическими упражнениями.
В связи с этим санитарно-гигиеническое состояние мест занятий должно строго соответствовать установленным нормам (во всяком случае, этого следует добиваться). Так, температура воздуха
2J9
для спортивного зала поддерживается (наиболее благоприятная) в пределах 14—16°С.
После каждого занятия с классом в школе необходимо проветривать зал в течение всей перемены. Установлено, что вентиляция воздуха в легких человека в покое колеблется в пределах от 4 до 6 л в 1 мин, а при упражнениях высокой интенсивности (бег, спортивные игры и др.) поглощение воздуха организмом возрастает в 10 раз и более. Поэтому исключительно важно обеспечивать в местах занятий физическими упражнениями должную чистоту воздуха.
Очень большое внимание следует постоянно уделять поддержанию чистоты пола зала, гимнастических матов, снарядов, спортивного инвентаря. Следует проводить после каждого урока влажную уборку пола зала, протирать мокрой тряпкой гимнастические маты, а капитальную уборку — мытье пола, обтирание снарядов, инвентаря (сначала влажным способом, а затем сухой тряпкой) производить обязательно после окончания всех занятий в зале.
Несоблюдение этих важных санитарно-гигиенических требований приводит к большому скоплению пыли в помещении. Занятия в таких условиях наносят большой вред здоровью, так как в легкие поступает пыльный воздух. Кроме того, в неубранном зале загрязняются тела и спортивная одежда занимающихся.
Материально-техническое обеспечение урока предусматривает обеспечение учебно-воспитательного процесса таким количеством оборудования, инвентаря и мест выполнения учебных заданий, которое гарантировало бы полноценное решение всего комплекса задач при оптимальной плотности урока.
За последние годы по инициативе многих учителей физической культуры школьные спортивные залы и площадки оснащаются нестандартным (многопропускным) оборудованием, различными устройствами и тренажерами. Использование такого оборудования значительно повышает плотность занятий, вызывает повышенный интерес учащихся, создает широкие возможности для применения наиболее эффективных организационно-методических форм урока и в конечном счете во многом способствует результативности занятий.
Методы организации деятельности занимающихся на уроке. В практике физического воспитания применяются следующие методы организации занимающихся на уроке.
1. Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом класса одного и того же задания независимо от форм построения учащихся (в колоннах, нескольких шеренгах, в круг). Этот метод широко используется во всех частях урока, но преимущественно в подготовительной и заключительной. Однако нужно стремиться как можно больше использовать фронтальный метод и в основной части. При этом обеспечивается высокая моторная плотность (можно успеть больше сделать за счет увеличения времени
непосредственно на двигательную деятельность обучающихся), что очень существенно.
Фронтальный метод успешно применяется при управлении однородной деятельностью занимающихся, не требующей страховки, например — при разучивании и совершенствовании техники выполнения высокого и низкого старта в беге на короткие дистанции, ряда простейших акробатических упражнений (кувырков, перекатов и др.), при отработке технических приемов игры в волейбол в парах (передача мяча и др.).
Важным требованием является такое расположение занимающихся, чтобы они не мешали друг другу, все видели преподавателя, а он, в свою очередь, — учеников.
2. Групповой метод предусматривает одновременное выполне
ние в нескольких группах разных заданий преподавателя. Разделе
ние занимающихся на группы и определение содержания заданий
осуществляются с учетом пола, уровня подготовленности и дру
гих признаков (например, по росто-весовым показателям на уро
ках баскетбола, борьбы). Этот метод используется преимущественно
в средних и старших классах. Но его применение требует специ
альной подготовки помощников учителя из числа наиболее под
готовленных учеников и их заблаговременного инструктирования
по учебному материалу предстоящего урока.
3. Индивидуальный метод заключается в том, что учащимся пред
лагаются индивидуальные задания, которые выполняются само
стоятельно. Как правило, индивидуальные задания предназначены
для занимающихся, значительно отличающихся от основного со
става класса по своей подготовленности, особенностям и способ
ностям, а иногда по состоянию здоровья. Метод широко применя
ется в спортивных играх и преимущественно в старших классах.
4. Круговой метод предусматривает последовательное выпол
нение занимающимися серии заданий (упражнений) на специ
ально подготовленных местах («станциях»), как правило, распо
ложенных по кругу зала или спортивной площадки. Обычно в круг
включается от 4 до 10 упражнений («станций*). На каждой «стан
ции» выполняется один вид упражнений или двигательных дей
ствий. Их состав подбирается с расчетом на комплексное развитие
физических качеств и повышение функциональных возможнос
тей организма. Весь круг проходят от 1 до 3 раз без интервала или
с определенным интервалом отдыха между «станциями». Метод
применяется в средних и старших классах.
Содержательная сторона урока определяется программой по физическому воспитанию, в которой четко определены цели, задачи, учебные темы, требования и нормативы. Она составлена таким образом, чтобы учащиеся усвоили ее разделы на уроках за Установленное количество часов (68 ч в учебном году).
Педагогическое построение урока определяет физиологическая закономерность, связанная с фазовым изменением работо-
способности при выполнении физической (мышечной) работы. Эта закономерность обусловливает выделение в структуре урока трех функционально связанных составных частей: подготовительной, основной, заключительной.
В содержание подготовительной части входят: 1) начальная организация занимающихся (построение, сообщение задач урока, строевые упражнения, упражнения на внимание); 2) различные варианты ходьбы, бега; 3) общеразвивающие и подготовительные упражнения (выполняемые на месте, в движении, без предметов, с предметами).
При составлении комплекса упражнений для подготовительной части урока следует помнить, что подбор упражнений и их ■ чередование зависят от задач, для решения которых составляется комплекс, а также от пола, возраста и физической подготовленности занимающихся. В комплекс следует включать доступные занимающимся упражнения для всех групп мышц.
Как правило, упражнения выполняются на счет 2, 4 и 8: а) после предварительного показа и объяснения преподавателя; б) одновременно с показом и объяснением преподавателя; в) только по показу; г) только по объяснению. Число упражнений в комплексе обычно не превышает 8—10.
При проведении обще развивающих упражнений для активизации внимания занимающихся и повышения их эмоционального состояния рекомендуется использовать: 1) хлопки руками; 2) выполнение упражнений с закрытыми глазами; 3) выполнение упражнений с фиксацией отдельных положений (поз) на счет до 5—7; 4) выполнение упражнений в различном темпе; 5) выполнение упражнений с постепенным увеличением амплитуды движения; 6) выполнение одного и того же упражнения из различных исходных положений.
При выполнении упражнений рекомендуется ставить перед занимающимися конкретное задание. Например, во время накло- ■ на вперед коснуться пола всей ладонью или при выполнении по- т ворота туловища направо из стойки ноги врозь правой рукой кос-нуться левой пятки, и наоборот.
Для повышения интереса занимающихся к выполнению обшеразвивающих упражнений и более успешного решения задач подготовительной части урока рекомендуется применять разнообразные способы проведения этих упражнений.