И место ее в системе научного знания
Вопросы:
1. Предмет педагогики и ее осн понятия
2. История становления педагогики как науки
Педагогика – наука, изучающая закономерности передачи старшим поколениям и активного усвоения младшим поколением социального опыта, необходимого для жизни и труда.
Современная реальность такова, что связь между поколениями ослабевает. Что является одной из причин кризисной ситуации в педагогике.
Основным предназначением каждого из поколений является:
1. Освоение имеющегося опыта
2. Преумножение этого опыта
3. Передача этого опыта дальше
Предмет педагогики:
· Образование, как реальный и целостный процесс, целенаправленно организуемый в спец соц институтах
· Закономерные связи, сущесвующие между развитием личности и воспитанием. Разработка на этой основе теории и технологии воспит деятельности
Включает след дисциплины (направления):
· Общая
· Возрасная (дошкольная, школьная, взрослых)
· Профессиональная
· Семейная
· История педагогики
· Специальная (для людей с отклонениями)
Включает в себя целый ряд ключевых понятий:
· Воспитание – целенаправленное формирование личности на основе развития у нее определенных отношений, мировоззрения, форм поведения.
· Обучение – специально организованный процесс целенаправленного взаимодействия педагога и обучаемого, в результате кот обеспечивается усвоение определенной системы знаний, умений, навыков, что обеспечивает развитие ученика.
· Образование – результат обучения, имеющий своим итогом освоение человеком опыта поколений в виде системы знаний, умений, навыков, способов творческой деятельности и отношений. Есть то, когда все выученное забывается
· Формирование – процесс становление человека как социального существа, под воздействием всех факторов, как природных, так и социальных.
· Развитие – объективный процесс внутреннего последовательного количественного и качественного изменения физических и духовных качеств. Важнейшее качество человека.
Педагогика – наука достаточно древняя. Ее осн идеи зародились еще во времена Др. Греции, Др. Китая, Египта.
Этапы формирования педагогики:
1. Первые пед идеи появились в русле философии. Конфуций. Демокрит (самая большая ошибка Бога , в том, что он создал женщину. Воспитание ведет к умению хорошо мыслить говорить и правильно поступать. Осуждал родителей, кот не готовы вкладывать в обучение своего ребенка. Хорошим человеком мы становимся не от природы, а в рез воспит и обучения). Сократ ( подвергать все сомнению!!!). Платон (труды Государство и Законы. Основал школу Платоновские академики). Ученик Платона Аристотель (Платон мне друг, но истина важнее. Воспитание может быть физическим умственным и нравственным).
После эпохи Античности в эпоху Средневековья. Образование носит более религ характер. Излишние знания не разглашаются. Все подконтрольно. Фома Аквинский (совмещал религ и светское знание). Винсент де Бове (образование должно быть не насильственным, а через игру, шутку. Выделил специфические особенности детей: отличаются легкостью нрава, они часто проявляют слабоволие и доверчивость. Они бывают капризными). Начало средневековья
12-15 века. Образование выходит за рамки церкви. Образование становится более светским. Появ первые школы и университеты. Светское образ становится все более прикладным. Глава городск школы – ректор.многие универы возникли на базе монастырей. 1206 оксфорд, кембридж. При универе был собственный суд. Быстрое распространение универов. В 13 веке было 14, а в 14 уже 46. Было свободное отношение между сословьями. Обучение платное. Возраст значения не имел. Студентами становились в 13-14 лет. За универами закреплялись специализации.
Эпоха возрождения. Многие педаг идеи отражены в литер произведениях. Томас Мор «Утопия». Томазо Кампанелла «Город Солнца» (Ребенок должен не только обучаться теоретически, но и ремеслам). Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»
16 век-17 век. Век, когда педагогика претерпевает первые!!! Очень серьезные изменения. В 16 веке становится самостоятельной. В 1657 году Ян Амос Фоменский «Великая Дидактика» предложил организовывать распределении преподавание предметов. Обязательно нужно показывать и объяснять. Систематичность и последовательность. От простого к сложному. Опора на чувственную сторону и индивид особенности учеников.
Эпоха просвещения. Жан –Жак Руссо « Эмиль или о воспитании» (ориентировался на природу ребенка, его увлечения. На принципе неудобства)
2. На стыке философии и литературы
3. Переход от гипотетических и утопических идей к концепциям и теориям, рожденным на основе эксперимента и практики
Педагогика России и Беларуси
Среди Бел просветит являлся Симеон Полотский 1629 – 1680. Педагог, наставник царских детей. Петра 1. Им был предложен проект славяно – греко- латинской академии. Ученики получают пользу ,когда родители и преподаватель за одно.
Ломоносов 1775 году орг академию
Ушинский. Жил 44 года. «человек как предмет воспитания» осн принипы: пасильности. Последовательности. Наглядности. Сознательности. Предложил, чтобы в нач школе был один педагог.
Макаренко. Постреволюционные годы. В.А. Сухомлинский. Амонашвили. Ильин. …
Социализация личности. Семья как социокультурная среда развития и формирования личности.
Социализация – процесс и результат включения индивидов в соц отношения.
Пути социализации:
· Целенаправленное обучение и воспитание
· Случайное соц вздействие
Институты социализации:
· Семья
· Детский сад
· Школа
· Вуз
· Трудовые коллективы
· Неформальные объединения
Вариант социализации – приобретение норм поведения.
Механизмы социализации:
1. Идентификация – отождествление индивида с нек людьми или группами (способ освоение поло – ролевого поведения)
2. Подражание – сознательное или бессознат воспроизведение индивидом модели поведения или опыта др людей (дети подр родителям, супруги, подростки)
3. Внушение – процесс неосознанного воспроизведения индивидом внутр опыта, мыслей, чувств, псих состояний
Осн направления социализации:
· Поведенческое
· Эмоц – чувственное
· Познавательное
· Морально – нравств
· Межличностное
· Бытийное
Процесс социализации сопровожд весь онтогенез.
На ранних этапах онтогенеза ребенок пассивен в формате социализации и чаще он в позиции объекта. С возрастом активность личности возрастает. И начинается фильтрация социализации, внешних воздействий, становясь субъектом социализции.
Экологическая модель. Ури Бронфенбреннер
Среда имеет несколько уровней воздействия
Я |
Этапы социализации:
1. Адаптация (0-3 года) – некритичность позиции ребенка к внешн воздействиям. Осн механизм подражание.
2. Индивидуализация (10-14)
3. Интеграция(15-18)
Семья – социально -экономическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении и самоутверждении каждого ее члена.
Осн задачи семьи:
1. Создать макс условия для роста и развития ребенка
2. Обеспечить соц экономич и психологич защиту ребенка
3. Передать опыт создания и сохранения семьи буд поколениям
4. Научить детей полезным прикладным навыкам
Семья Может быть деформированной и правильно структурированной.
Деформация:
· Психологическая
Родитель мама папа
Сиблинг ребенок
· Структурная
Семья:
o Простая (+ меньше конфликтов по пов границ, более сплоченная, при условии конструктивных отношений, - разобщенность, малый запас семейного опыта)
o Расширенная (+ богатый опыт поколений, более равномерное распределение обязанностей, сильны традиции, - конфликты поколений, отсутствие личностных границ)
Типы воспитания:
o Сотрудничающий стиль
o Повышенная моральная ответственность (не принадлежит сам себе)
o Гипоопека (недостаток эмоциональной близости)
o Гиперопека (имеет статус сверхценности)
o Жестокий (физ и эмоц насилие)
Вклад матери в развитие ребенка:
Три стратегии поведения: до полутора лет
1. Движение к людям (я хочу максимально быть удобной людям)
2. Движение от людей (всех держит на расстоянии, внутри уязвим, внешне холоден. Мама каждый день то, поцелует, то отпихнет, непредсказуемость) – нарциссизм
3. Против людей (безразличная мама, быть бунтарем)
До трех лет симбиотический тип поведения
Ж Р М
Ж М
Р