Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы
1. Найдите основные статистические данные по количеству аномалий детского развития различных категорий. Сопоставьте ее со среднестатистическими данными и ответьте, существует ли какая-нибудь региональная специфика такой статистики.
2. Проанализируйте, какую интерпретацию приобретает понятие «инвалид» в медицинском, психологическом, педагогическом социально-правовом контексте.
3. Покажите, как влияют различные нарушения органов и систем организма на становление коммуникативной функции у ребенка, подростка. Как отражается это на формирование навыков социального поведения?
4. Подберите по педагогическим литературам источники общей и специальной педагогики фактический материал, иллюстрирующий аксиологический подход к решению проблем детей с ограниченными возможностями.
5. Какие положения гуманистической психологии являются основой аксиологической концепции специальной педагогики?
6. Охарактеризуйте правовую систему для лиц с ограниченными возможностями в России. Проведите сопоставительный анализ правовых гарантий для лиц с ограниченными возможностями в России и за рубежом (на примере 1–2 стран).
7. Проведите по сопоставленной Вами анкете опрос в различных коллективах, микрогруппах, направленный на выявление характера личностного и социального самосознания лиц с ограниченными возможностями; отношения к ним других людей.
8. Разработайте содержание беседы (лекции, сообщения) для средств массовой информации (родителей, учащихся), направленной на гуманизацию общественного сознания в отношении к лицам с ограниченными возможностями.
9. Раскройте педагогические перспективы воспитания и обучения для детей, имеющих тот или иной дефект (нарушение). Покажите, каковы при этом реальные возможности, границы социальной адаптации этих детей в конце школьного обучения. Как зависят результаты от условий, педагогических концепций обучения?
10. Сформируйте основные дидактические принципы и положения, на которых базируется обучение детей с ограниченными возможностями.
11. Изучите систему социальных институтов, оказывающие различные виды помощи лицам с ограниченными возможностями в Вашем городе (регионе). Представьте ее в виде схемы.
12. Изучите возможности социально-трудовой реабилитации и адаптации лиц с ограниченной трудоспособностью в Вашем регионе. Представьте этот материал в виде сообщения для выпускников специальной школы, для детей, имеющих те или иные нарушения.
13. Назовите личностные характеристики педагога-дефектолога.
14. Назовите специфические профессиональные умения, отличающие профессиональную деятельность педагога-дефектолога.
Учебно–исследовательская работа по курсу
Тематика рефератов
1. Специальная педагогика и перспективы интеграции детей с отклонениями в развитии.
2. Психологическое обоснование интегрированного обучения лиц с проблемами в развитии.
3. Психологическая помощь при школьной дезадаптации.
4. Концептуальные вопросы создания психолого-педагогических программ помощи лицам с проблемами в развитии.
5. Психокоррекционный аспект создание развивающих программ.
6. Психологическое сопровождение лиц с проблемами в развитии.
7. Современные парадигмы специального образования.
Требование к реферату
1. Реферат – краткое изложение в письменном вида или в форме публичного доклада содержания книги, учебника, научной проблемы, результатов научного исследования и т.п. Это самостоятельное научно-исследователь-ская работа студента, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; проводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.
2. Реферат выполняется во внеурочное время и в сроки, установленные преподавателем. На написание реферата отводится не менее месяца. Содержание реферата должно быть логичным; изложением материала носит проблемно-тематический характер. Тематика рефератов определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и студент.
3. Формирование темы, причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, интересной по своему содержанию. Подбор и изучение основных источников по теме. Составление библиографии. Обработка и систематизация информации. Составление плана. Написание реферата и публичное выступление.
4. Структура реферата
· Титульный лист.
· Оглавление (план) В нем последовательно излагаются названия пунктов реферата, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт.
· Введение (формируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указывается цель и задачи реферата, дается характеристика используемой литературы).
· Основная часть (каждый раздел её, доказательно раскрывая отдельную проблему или одну из ее сторон, логически является продолжение предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы). Построение основной части реферата зависит от его объема, специфики содержания и поставленной цели. Чаще всего реферат не имеет глав, а только параграфы, которые не делятся на подпараграфы. Иногда вообще никакого деления на части нет, он выполняется как целостная работа, но с внутренней логикой изложения содержания. У выделенных в реферате параграфов отсутствует общий заголовок, таковым для них становится тема реферата, зафиксированная на титульном листе.
· Заключение (подводятся итоги или дается резюме по теме реферата, предлагаются рекомендации).
· Список литературы.
· Приложение.
5. Требование к оформлению.
· Реферат должен быть представлен в твердом переплете (папке)
· Текст работ печатается на листах формата А4, через полуторный интервал, (13) 14 кеглем и полями: левое – 30 мм, верхнее и нижнее – 20 мм, правое – 15-20 мм), красная строка – 13–14 мм.
· Нумерация страниц проставляется в центре верхнего поля или справа в нижнем поле.
· Объем реферата не менее 10 печатных страниц (приложение не в входит)
· Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культуры изложения.
· Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу (как правило, при разработке реферата используется не менее 5 различных источников).
· Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.
6. Критерии оценки.
· Актуальность темы.
· Соответствие содержания теме.
· Глубина проработке материала.
· Правильность и полнота использования источников.
· Соответствие оформления реферата стандартам.
По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использоваться как зачетные работы по пройденным темам.
7. Реферат должен быть написан простым, ясным языком, без претензий на «наукообразность» Следует избегать сложных грамматических оборотов, непривычных терминов и символов (если такие термины и символы приводятся, то необходимо разъяснить их значение при первом упоминании в тексте).