Регионального стандарта
В структуре Базисного учебного плана Свердловской области выделяются: базовая (инвариантная) и вариативная (модульная) части.
Базовая (инвариантная) часть состоит из федерального компонента и базовой (инвариантной) части национально-регионального компонента.
10' |
Вариативная (модульная) часть состоит из вариативной (модульной) части национально-регионального компонента и школьного компонента.
Базовая часть реализуется через обязательные предметы, вариативная часть — через предметы по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые занятия.
Наряду с функциями стандарта образования, выделенными в федеральном Базисном плане (критериально-оценочная, функция обеспечения прав учащихся на полноценное образование, функция сохранения единства образовательного пространства страны, функция гуманизации Образования, функция управления, функция повышения качества образования), региональный Базисный учебный план среднего (полного) образования Свердловской области выполняет следующие функции:
- валеологическую. Нормы нагрузки, вариативность видов занятий, оптимальный технологический режим образовательного процесса, заложенные в Базисном плане, позволяют осуществить процесс образования в соответствии с валеологическими критериями и нормами;
- развития содержания образования, образовательного пространства субрегионов и региона на основе выделения, развития и удовлетворения потребностей жителей Свердловской области.
4. Порядок и условия реализации Базисного учебного плана Свердловской области в образовательных учреждениях
4.1. Базисный учебный план общего среднего (полного) образования Свердловской области является нормативной основой для разработки Учебных планов образовательных учреждений.
4.2. Базовая часть учебного плана в ее федеральной составляющей является обязательной к исполнению во всех субрегионах и образованных учреждениях. За образовательными учреждениями сохраняется пРаво выбора вариантов федеральных программ учебных дисциплин базовой части и учебно-методического обеспечения.
4.3. Базовая часть в ее национально-региональной составляющей таКже носит обязательный характер, но предполагает варианты реализации, определяемые региональным стандартом, выбором учащимися, Р°Цителями, образовательными учреждениями вариантов региональных пРограмм учебных дисциплин и учебно-методического обеспечения.
4.4. Вариативная (модульная) часть Базисного учебного плана Свер
дловской области носит обязательный характер в плане нормативов
Учобной нагрузки и общей структуры вариативной части (обязательные
пРедметы по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые за
нятия). Содержательное наполнение вариативной части Базисного учеб
но плана, набор учебных дисциплин формируется на основе выбора
УчЭщихся, родителей, образовательного учреждения.
Перечень учебных дисциплин вариативной части, предлагаемый Банным учебным планом Свердловской области, носит рекомендатель-НЬ|й характер.
Образовательное учреждение имеет право вносить свои учебные Дисциплины в вариативную (модульную) часть Базисного учебного пла-на> заменяя предложенные в Плане, при условии их соответствия кон-
цепции формирования национально-регионального компонента содержания образования Свердловской области, региональным образовательным потребностям и при условии сертификации программ в Департаменте образования.
4.5. За образовательным учреждением сохраняется право определения объема, реализации базовой (инвариантной) части национально-регионального компонента: от минимального количества часов до максимума, определяемых региональным стандартом.
4.6 На о»снове Базисного учебного плана Свердловской области разрабатываются варианты учебных планов образовательных учреждений с учетом их т~ипа, направленности и специфики региональных условий.
4.7. При составлении учебных планов образовательные учреждения, прежде все=го, вносят в них инвариантную часть Базисного учебного плана Свер,дловской области, затем определяют наполнение часов вариативной ■насти. Вариативная часть дает возможность сформировать собственный учебный план, в соответствии с образовательными потребностями и местными возможностями, учетом образовательного потенциала и особенностей области, района, города, села, поселка.
4.8. Субрегиональный компонент Базисного учебного плана, разрабатываемый в территориях и округах, может включаться только в вариативную (модульную) часть Плана и носит всецело рекомендательный характер. Отражение в содержании образования особенностей субрегионального уровня является правом и обязанностью, сферой самостоятельного са доопределения и творчества коллективов образовательных учреждений..
4.9. Уро»вень и характер реализации Базисного учебного плана Свердловской области в учебных планах образовательных учреждений определяет лицо образовательного учреждения, уровень, объем и качество разв-ития образовательных потребностей и предоставляемых образовательных услуг и является основой для дифференциации типов образовател ьных учреждений, определения их категорийности.
4.10. В соответствии с Концепцией развития образования Свердловской области и в целях развития содержания регионального образования, его вариативности, достижения соответствия региональным потребностям образовательным учреждениям среднего (полного) общего образования, имеющим статус экспериментальных площадок, а также образовательными учреждениям, аттестованным как учреждения первой и высшей катеэгорий, дается право самостоятельного формирования национально-регионального учебного плана при условии его научной экспертизы в Институте развития регионального образования и при наличии сертифицированных образовательных программ.
4.11. Реэализация Базисного учебного плана должна осуществляться на основе поиска оптимального для конкретного образовательного учреждения теэхнологического режима организации образовательного процесса, что пвредполагает:
а) введе: ние новых образовательных технологий, направленных на развитие ли^нности, способствующих самоопределению;
б) гуманную направленность режима работы, соответствие форм организации образовательного процесса ОУ целям и задачам Базисного учебного плана (создание условий для реального выбора и самоопределения учащихся).
Особое внимание в реализации Базисного учебного плана следует обратить на его валеологическую функцию. В связи с этим работа общеобразовательных школ по 5-дневной неделе не должна носить массовый характер. Переход образовательного учреждения на 5-дневную неделю допустим только с разрешения МОУО. 5-дневный режим обучения может также предоставляться учащимся в индивидуальном порядке на основании заключения договора между образовательным учреждением и родителями, под ответственность последних.
4.12. Научно-методическое обеспечение национально-регионального
компонента Базисного учебного плана.
Подробные методические указания (8 брошюр) по тематическому наполнению, выбору технологий обучения, региональной специфике в каждой образовательной области Базисного учебного плана Свердловской области, методические указания для руководителей системы образования по реализации Базисного учебного плана Свердловской области будут разосланы в каждое образовательное учреждение, реализующее Базисный региональный учебный план до начала 1995/96 учебного года.
Решением коллегии Департамента образования утвержден к изданию список-комплект учебно-методической литературы для обеспечения инвариантной части регионального компонента Базисного учебного плана.
4.13. Региональный Базисный учебный план финансируется полнос
тью во всех типах образовательных учреждений по максимальной
учебной нагрузке, установленной для данного класса. При этом учеб
ные дисциплины вариативной части финансируются независимо от ко
личества учащихся, обучающихся по данной учебной дисциплине, но в
пределах количества часов, установленного Базисным планом для дан
ного класса.
При проведении занятий по иностранному языку (1-11 классы), физической культуре (10-11 классы), основам информатики и вычислительной техники, физики, химии и биологии, по дисциплинам вычислительной техники, физики, химии и биологии, по дисциплинам образовательной области «Технология» (во время проведения практических занятий) допускается деление классов на 2 группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости класса 25 человек и более, в сельских — 20 человек и более.
При наличии вакансий по учебным дисциплинам инвариантной части допускается в исключительных случаях по решению и на сроки, определенные МОУО, использование данных часов на преподавание других учебных дисциплин инвариантной и вариативной частей Базисного учебного плана Свердловской области. Часы вариативной части регионального Базисного учебного плана, всецело используемые по усмотрению образовательных учреждений, должны быть направлены на удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей (на основе
данных социологических исследований) с учетом реальных возможностей образовательных учреждений, часть этих часов может быть использована ОУ на преподавание учебных дисциплин инвариантной части плана.
4.14. Базисный учебный план среднего (полного) общего образования Свердловской области подлежит текущей корректировке только по решению Департамента образования.
Все разъяснения (письма) из МО РФ относительно преподавания (введения в инвариантную БУП) отдельных предметов или цикла предметов образовательных областей за счет часов вариативной части носят рекомендательный характер.
Вариативная часть БУП должна быть направлена на развитие и удовлетворение (или формирование) образовательных потребностей учащихся, поэтому решение об использовании часов вариатива принимает руководитель образовательного учреждения на основании анализа образовательных потребностей учащихся конкретного ОУ.
Анализ информации, поступающей из МО РФ по преподаванию отдельных учебных дисциплин, позволяет сделать вывод, что в случае исполнения всех предложенных МО РФ рекомендаций полностью нарушает стандарт структуры БУП, т.к. фактически исчезает вариативная часть. ДО рассматривает эту ситуацию как нарушение Закона РФ «Об образовании» в части прав образовательного учреждения при формировании учебных планов.