Регионального стандарта

В структуре Базисного учебного плана Свердловской области выде­ляются: базовая (инвариантная) и вариативная (модульная) части.

Базовая (инвариантная) часть состоит из федерального компонента и базовой (инвариантной) части национально-регионального компонента.

10'

Вариативная (модульная) часть состоит из вариативной (модульной) части национально-регионального компонента и школьного компонента.

Регионального стандарта - student2.ru Регионального стандарта - student2.ru Регионального стандарта - student2.ru Регионального стандарта - student2.ru Базовая часть реализуется через обязательные предметы, вариа­тивная часть — через предметы по выбору, факультативные, индиви­дуальные и групповые занятия.

Наряду с функциями стандарта образования, выделенными в феде­ральном Базисном плане (критериально-оценочная, функция обеспече­ния прав учащихся на полноценное образование, функция сохранения единства образовательного пространства страны, функция гуманизации Образования, функция управления, функция повышения качества обра­зования), региональный Базисный учебный план среднего (полного) об­разования Свердловской области выполняет следующие функции:

- валеологическую. Нормы нагрузки, вариативность видов заня­тий, оптимальный технологический режим образовательного про­цесса, заложенные в Базисном плане, позволяют осуществить процесс образования в соответствии с валеологическими крите­риями и нормами;

- развития содержания образования, образовательного простран­ства субрегионов и региона на основе выделения, развития и удовлетворения потребностей жителей Свердловской области.

4. Порядок и условия реализации Базисного учебного плана Свердловской области в образовательных учреждениях

4.1. Базисный учебный план общего среднего (полного) образования Свердловской области является нормативной основой для разработки Учебных планов образовательных учреждений.

4.2. Базовая часть учебного плана в ее федеральной составляющей является обязательной к исполнению во всех субрегионах и образова­нных учреждениях. За образовательными учреждениями сохраняется пРаво выбора вариантов федеральных программ учебных дисциплин базовой части и учебно-методического обеспечения.

4.3. Базовая часть в ее национально-региональной составляющей таКже носит обязательный характер, но предполагает варианты реали­зации, определяемые региональным стандартом, выбором учащимися, Р°Цителями, образовательными учреждениями вариантов региональных пРограмм учебных дисциплин и учебно-методического обеспечения.

4.4. Вариативная (модульная) часть Базисного учебного плана Свер­
дловской области носит обязательный характер в плане нормативов
Учобной нагрузки и общей структуры вариативной части (обязательные
пРедметы по выбору, факультативные, индивидуальные и групповые за­
нятия). Содержательное наполнение вариативной части Базисного учеб­
но плана, набор учебных дисциплин формируется на основе выбора
УчЭщихся, родителей, образовательного учреждения.

Перечень учебных дисциплин вариативной части, предлагаемый Ба­нным учебным планом Свердловской области, носит рекомендатель-НЬ|й характер.

Образовательное учреждение имеет право вносить свои учебные Дисциплины в вариативную (модульную) часть Базисного учебного пла-на> заменяя предложенные в Плане, при условии их соответствия кон-

цепции формирования национально-регионального компонента содержа­ния образования Свердловской области, региональным образователь­ным потребностям и при условии сертификации программ в Департа­менте образования.

4.5. За образовательным учреждением сохраняется право определе­ния объема, реализации базовой (инвариантной) части национально-ре­гионального компонента: от минимального количества часов до макси­мума, определяемых региональным стандартом.

4.6 На о»снове Базисного учебного плана Свердловской области раз­рабатываются варианты учебных планов образовательных учреждений с учетом их т~ипа, направленности и специфики региональных условий.

4.7. При составлении учебных планов образовательные учреждения, прежде все=го, вносят в них инвариантную часть Базисного учебного плана Свер,дловской области, затем определяют наполнение часов ва­риативной ■насти. Вариативная часть дает возможность сформировать собственный учебный план, в соответствии с образовательными потреб­ностями и местными возможностями, учетом образовательного потенци­ала и особенностей области, района, города, села, поселка.

4.8. Субрегиональный компонент Базисного учебного плана, разра­батываемый в территориях и округах, может включаться только в вариа­тивную (модульную) часть Плана и носит всецело рекомендательный характер. Отражение в содержании образования особенностей субреги­онального уровня является правом и обязанностью, сферой самостоя­тельного са доопределения и творчества коллективов образовательных учреждений..

4.9. Уро»вень и характер реализации Базисного учебного плана Свердловской области в учебных планах образовательных учреждений определяет лицо образовательного учреждения, уровень, объем и ка­чество разв-ития образовательных потребностей и предоставляемых об­разовательных услуг и является основой для дифференциации типов образовател ьных учреждений, определения их категорийности.

4.10. В соответствии с Концепцией развития образования Свердлов­ской области и в целях развития содержания регионального образова­ния, его вариативности, достижения соответствия региональным потреб­ностям образовательным учреждениям среднего (полного) общего обра­зования, имеющим статус экспериментальных площадок, а также обра­зовательными учреждениям, аттестованным как учреждения первой и высшей катеэгорий, дается право самостоятельного формирования нацио­нально-регионального учебного плана при условии его научной экспер­тизы в Институте развития регионального образования и при наличии сертифицированных образовательных программ.

4.11. Реэализация Базисного учебного плана должна осуществляться на основе поиска оптимального для конкретного образовательного уч­реждения теэхнологического режима организации образовательного про­цесса, что пвредполагает:

а) введе: ние новых образовательных технологий, направленных на развитие ли^нности, способствующих самоопределению;



Регионального стандарта - student2.ru Регионального стандарта - student2.ru Регионального стандарта - student2.ru б) гуманную направленность режима работы, соответствие форм организации образовательного процесса ОУ целям и задачам Базис­ного учебного плана (создание условий для реального выбора и само­определения учащихся).

Особое внимание в реализации Базисного учебного плана следует обратить на его валеологическую функцию. В связи с этим работа об­щеобразовательных школ по 5-дневной неделе не должна носить массо­вый характер. Переход образовательного учреждения на 5-дневную не­делю допустим только с разрешения МОУО. 5-дневный режим обучения может также предоставляться учащимся в индивидуальном порядке на основании заключения договора между образовательным учреждением и родителями, под ответственность последних.

4.12. Научно-методическое обеспечение национально-регионального
компонента Базисного учебного плана.

Подробные методические указания (8 брошюр) по тематическому наполнению, выбору технологий обучения, региональной специфике в каждой образовательной области Базисного учебного плана Свердлов­ской области, методические указания для руководителей системы обра­зования по реализации Базисного учебного плана Свердловской облас­ти будут разосланы в каждое образовательное учреждение, реализую­щее Базисный региональный учебный план до начала 1995/96 учебного года.

Решением коллегии Департамента образования утвержден к изданию список-комплект учебно-методической литературы для обеспечения инва­риантной части регионального компонента Базисного учебного плана.

4.13. Региональный Базисный учебный план финансируется полнос­
тью во всех типах образовательных учреждений по максимальной
учебной нагрузке, установленной для данного класса. При этом учеб­
ные дисциплины вариативной части финансируются независимо от ко­
личества учащихся, обучающихся по данной учебной дисциплине, но в
пределах количества часов, установленного Базисным планом для дан­
ного класса.

При проведении занятий по иностранному языку (1-11 классы), физической культуре (10-11 классы), основам информатики и вычис­лительной техники, физики, химии и биологии, по дисциплинам вычис­лительной техники, физики, химии и биологии, по дисциплинам обра­зовательной области «Технология» (во время проведения практичес­ких занятий) допускается деление классов на 2 группы: в городских образовательных учреждениях при наполняемости класса 25 человек и более, в сельских — 20 человек и более.

При наличии вакансий по учебным дисциплинам инвариантной части допускается в исключительных случаях по решению и на сроки, опре­деленные МОУО, использование данных часов на преподавание других учебных дисциплин инвариантной и вариативной частей Базисного учебного плана Свердловской области. Часы вариативной части регио­нального Базисного учебного плана, всецело используемые по усмотрению образовательных учреждений, должны быть направлены на удовлетворе­ние образовательных потребностей учащихся и их родителей (на основе

данных социологических исследований) с учетом реальных возможностей образовательных учреждений, часть этих часов может быть использова­на ОУ на преподавание учебных дисциплин инвариантной части плана.

4.14. Базисный учебный план среднего (полного) общего образова­ния Свердловской области подлежит текущей корректировке только по решению Департамента образования.

Все разъяснения (письма) из МО РФ относительно преподавания (введения в инвариантную БУП) отдельных предметов или цикла пред­метов образовательных областей за счет часов вариативной части но­сят рекомендательный характер.

Вариативная часть БУП должна быть направлена на развитие и удовлетворение (или формирование) образовательных потребностей уча­щихся, поэтому решение об использовании часов вариатива принимает руководитель образовательного учреждения на основании анализа об­разовательных потребностей учащихся конкретного ОУ.

Анализ информации, поступающей из МО РФ по преподаванию от­дельных учебных дисциплин, позволяет сделать вывод, что в случае исполнения всех предложенных МО РФ рекомендаций полностью нару­шает стандарт структуры БУП, т.к. фактически исчезает вариативная часть. ДО рассматривает эту ситуацию как нарушение Закона РФ «Об образовании» в части прав образовательного учреждения при форми­ровании учебных планов.

Наши рекомендации