Организационно-методические указания. по дистанционному обучению
МАТЕРИАЛЫ
ПО ДИСТАНЦИОННОМУ ОБУЧЕНИЮ
•
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
Нижний Новгород
УДК 159.9
ББК 88
М34. Материалы по дистанционному обучению. Психология и педагогика /Сост. В.П. Яшин, А.Н. Тремасов. - Н.Новгород: НКИ, 2002. - с.
Настоящие материалы являются основным учебным пособием для изучения психологии и педагогики в группах дистанционного обучения в филиалах Нижегородского коммерческого института. Они включают в себя наряду с программой обязательные контрольные задания по разделам курса и тесты для проверки знаний.
Предназначено для студентов высших учебных заведений и всех интересующихся проблемами психологии и педагогики.
Рекомендована редакционным советом НКИ.
Ответственный редактор: зав. кафедрой социально-политических наук, профессор В.К.Спицын.
© Нижегородский коммерческий
институт, 2002.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Цели и задачи курса ………………………………………………….. | |
Организационно-методические указания ………………………… | |
Тематический план …………………………………………………… | |
Входной тест ……………………………………………………………. | |
Введение в психологию………………………………………………... | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Контрольное задание …………………………………………………... | |
Перечень основных понятий ………………………………………….. | |
Раздел 1. Когнитивная психология…………………………………. Тема 1. Психологическая характеристика процессов ощущения и восприятия………………………………………………………………. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий …………………………………………... | |
Тема 2. Психологические механизмы внимания и памяти. …………. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий ………………………………………….. | |
Тема 3. Психологические особенности мышления и речи…..………. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий …………………………………….. | |
Тема 4. Роль воображения в системе психических процессов.……… | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий …………………………………………... | |
Контрольное задание …………………………………………………… | |
Список дополнительной литературы по разделу …………………….. | |
Тесты для самопроверки по разделу курса …………………………… | |
Раздел 2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ……………………….……. Тема 5. Понятие о личности в психологии. Периоды и стадии развития человека. ……………………………………………………. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы ………………………………………………….. | |
Перечень основных понятий …………………………………………... | |
Тема 6. Теории личности в зарубежной психологии.……………………………………………………………………… | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий…………………………………………… | |
Тема 7. Сознание и самосознание человека…………………………… | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий…………………………………………… | |
Тема 8. Психологические особенности подструктур личности. Темперамент и способности. Направленность и характер…………… | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий…………………………………………… | |
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера человека…………………….. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий…………………………………………… | |
Тема 10. Малая группа и коллектив. Личность в группе. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий…………………………………………… | |
Контрольное задание …………………………………………………… | |
Список дополнительной литературы по разделу …………………….. | |
Тесты для самопроверки по разделу курса …………………………… | |
Раздел 3. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ …. | |
Тема 11. Общепсихологические теории общения и деятельности….. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий ………………………………………….. | |
Тема 12. Виды, формы и механизмы общения. Стадии общения.………………………………………………………………………. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий …………………………………………... | |
Тема 13. Психологические закономерности преодоления барьеров в общении.……………………………………………………………….. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий ………………………………………….. | |
Контрольное задание ………………………………………………….. | |
Список дополнительной литературы по разделу …………………….. | |
Тесты для самопроверки по разделу курса …………………………… | |
Раздел 4. ПЕДАГОГИКА ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ ………………………………………………. Тема 14. Предмет педагогики. Основные принципы и правила обучения…………………………………………………………………. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий ………………………………………….. | |
Тема 15. Педагогика семейных отношений.…………………………. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Контрольное задание ………………………………………………….. | |
Перечень основных понятий …………………………………………. | |
Тема 16. Содержание процесса самовоспитания. Овладение приемами саморегуляторного тренинга.…………………………..….. | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы ………………………………………………… | |
Перечень основных понятий …………………………………………. | |
Тема 17. Психотехники развития творчества и преодоления стереотипов поведения.………………………………………………… | |
Содержание темы ………………………………………………………. | |
Контрольные вопросы …………………………………………………. | |
Перечень основных понятий…………………………………………… | |
Контрольное задание …………………………………………………… | |
Список дополнительной литературы по разделу …………………….. | |
Тесты для самопроверки по разделу курса …………………………… | |
Рекомендации по написанию контрольных работ и их тематика | |
Ответы на тесты по разделам……………………………………….. | |
Итоговый тест …………………………………………………………. | |
Вопросы для экзамена ………………………………………………... | |
Список основной литературы ………………………………………. |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА
Психология и педагогика - является важной дисциплиной в системе гуманитарного знания. Во все вpемена человечество интеpесовал конкpетный человек, его внутpенний миp, пpичины и закономеpности возникновения тех или иных его поступков, законы поведения в обществе себе подобных. Не менее интpигующей казалась задача понять, как возникают мысленные обpазы, что такое сознание, мышление, твоpчество, каковы механизмы этих явлений. Всем этим занимается психология, котоpая в нашей стpане долгое вpемя находилась под мощным идеологическим пpессом. Но мы живем в буpное вpемя пеpемен и видим, что началась коpенная пеpестpойка всего уклада нашей жизни. Поэтому введение в пpогpамму куpса обучения пpактической психологии поможет студентам понять закономеpности pаботы своей психики, ее возможности и скpытые pесуpсы, необходимые для успешной пpактической деятельности.
Изучение предмета “Психология и педагогика” предусмотрено государственным стандартом высшего образования по всем специальностям. Оно предполагает освоение системы научных знаний о поведении и психике(душе) человека, знакомство с совpеменными положениями и течениями в психологии и ее подходами к изучению pазличных аспектов поведения человека и pазвитие коммуникабельности у студентов, повышение их социально-психологической компетентности в пpоцессе взаимодействия с окpужающими людьми.
Сопутствующей целью курса является pазвитие способности человека к адаптации в ситуациях межличностного контакта и создание внутpеннего комфоpта и относительной психологической независимости .
В результате изучения данной учебной дисциплины студенты должны получить:
Знания:
а). понятийного аппарата современной психологии и педагогики;
б). вклада в науку о душе, внесенного классиками психологии;
в). современных представлений о структуре личности, основ обучения, воспитания и самовоспитания личности;
г). основных представлений о теориях личностного общения;
д). современных теорий психологического развития;
Умения:
- проведения психологической оценки конкретной ситуации в личной и общественной жизни через призму психологических теорий;
- пользования психологическим инструментарием (личностными опросниками, тестами, психографическими шкалами);
- эффективно решать педагогические задачи, убеждать и побуждать людей к профессионально корректным действиям в процессе совместной деятельности.
Специфика изучения курса состоит в том, что он осваивается студентами самостоятельно, в режиме дистанционного обучения. При этом следует подчеркнуть, что такая форма предполагает подробные рекомендации по изучению курса и тщательно разработанный пакет учебно-методических материалов по его изучению. Предлагаемое пособие призвано решить эту задачу. Дело студента – проявить усердие.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
Уважаемый студент!
Прежде чем перейти к изучению курса «Психология и педагогика», следует подробно ознакомиться с организационно-методическими указаниями.
Итак, что Вам предстоит сделать при изучении данного предмета?
Прежде всего следует внимательно прочитать тематический план, в котором представлена программа курса. Ознакомление с программой позволит Вам представить основные разделы и темы курса сориентироваться в необходимом количестве часов, отводимых на изучение психологической проблематики.
Далее, Вам надлежит завести рабочую тетрадь для выполнения письменных контрольных заданий по всему курсу. Тетрадь следует подписать, указав название факультета и номер группы. С этой тетрадью Вы должны прийти на экзамен.
Первое задание, которое Вам предстоит выполнить в рабочей тетради - пройти входной тест. Внимательно ознакомьтесь с вопросами теста и укажите в тетради номера правильных ответов, не переписывая их содержание. Например, 1а, 2б, 3в и т.д. Тест будет проверен преподавателем, которому предстоит проводить консультации и принимать экзамен.
После этого переходите к изучению курса. Общая схема изучения такова. Ознакомьтесь с содержанием темы и методическими указаниями по ее изучению. Далее прочитайте соответствующий раздел в учебном пособии или учебнике, которые предлагаются в качестве основной литературы по курсу. Затем устно ответьте на контрольные вопросы по данной теме. Потом переходите к отработке основных понятий. Важно уяснить себе смысл понятий с тем, чтобы активно их использовать при изучении последующих тем. В этом Вам поможет любой психологический словарь. Необходимую информацию можно получить в электронной версии материалов по психологии и педагогике.
Когда темы первого раздела будут освоены Вами, переходите к выполнению контрольного задания по данному разделу. Задание по разделу выполняется в письменной форме. Тема контрольного задания выбирается самостоятельно. Из предложенных тем выберите одну и подготовьте на нее ответ. При этом следует иметь в виду, что задания, в основном, составлены на основе учебного пособия по психологии (В.П. Яшин, И.В. Петривняя, А.Н. Тремасов Психология. Учебное пособие. – Н. Новгород: НКИ, 2001.), хотя вы можете использовать любые учебники по психологии, начиная с изданий 1995 года. Вам предстоит прочитать материал по данному вопросу и ответить на него. Не гонитесь за объемом. Отвечайте по существу вопроса.
2 - 3 страницы – вполне достаточный объем для выполнения контрольного задания по разделу. Убедившись, что Вы основательно изучили предложенный Вам материал, переходите к выполнению теста для самопроверки знаний по данному разделу. Если результаты теста положительные, вы переходите к изучению следующего раздела.
Выполнив задание по первому разделу, переходите к следующему. Последовательность Ваших действий должна быть той же. По курсу психологии и педагогике, включающему в себя четыре раздела, Вам предстоит выполнить 4 контрольных задания и пройти 4 теста для самопроверки знаний.
После того, как содержание всего курса освоено, переходите к написанию основной, в сущности, итоговой, контрольной работы. Основные требования по написанию этой работы даны в разделе «Рекомендации по написанию контрольных работ». Для выполнения указанной работы Вам следует завести отдельную тетрадь, которая высылается в институт для проверки.
Подготовив контрольную работу, беритесь за итоговый тест. Он включает в себя основные термины по всему курсу. Поэтому перед тем как провести его, вновь повторите весь пройденный материал. В своей рабочей тетради напишите лишь ответы на вопросы теста, указывая номера и буквы правильных ответов (по аналогии с входным тестом). Тест проверяется преподавателем, принимающим экзамен.
Выполнив всю запланированную работу, можете переходить к подготовке к экзамену. В помощь Вам предлагается перечень вопросов и список основной литературы.
Таким образом, всего по курсу «Философия» Вы должны выполнить:
- 6 тестов (входной, итоговый, по четырем разделам курса);
- 4 контрольных задания по разделам курса;
- 1 контрольную работу.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Курса «Психология педагогика»
Наименование разделов и тем | Часы для самоизуч. | Часы для вып. заданий | |
Введение в психологию. Предмет психологии и методы исследования личности. Основные системные описания в психологии. | |||
Раздел I. КОГНИТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ | |||
Тема 1. Психологическая характеристика процессов ощущения и восприятия. | 0,5 | ||
Тема 2. Психологические механизмы внимания и памяти. | 0,5 | ||
Тема 3. Психологические особенности мышления и речи. | 0,5 | ||
Тема 4. Роль воображения в системе психических процессов. | 0,5 | ||
Раздел II. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ | |||
Тема 5. Понятие о личности в психологии. Периоды и стадии развития человека. | 0,5 | ||
Тема 6. Теории личности в зарубежной психологии. | |||
Тема 7. Сознание и самосознание человека. | 0,5 | ||
Тема 8. Психологические особенности подструктур личности. Темперамент и способности. Направленность и характер. | 0,5 | ||
Тема 9. Эмоционально-волевая сфера человека. | 0,5 | ||
Тема 10. Малая группа и коллектив. Личность в группе. | 0,5 | ||
Раздел III. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |||
Тема 11. Общепсихологические теории общения и деятельности. | 0,5 | ||
Тема 12. Виды, формы и механизмы общения. Стадии общения. | 0,5 | ||
Тема 13. Психологические закономерности преодоления барьеров в общении. | 0,5 | ||
Раздел IV. ПЕДАГОГИКА ВОСПИТАНИЯ И САМОВОСПИТАНИЯ | |||
Тема 14. Предмет педагогики. Основные принципы и правила обучения. | 0,5 | ||
Тема 15. Педагогика семейных отношений. | 0,5 | ||
Тема 16. Содержание процесса самовоспитания. Овладение приемами саморегуляторного тренинга. | 0,5 | ||
Тема 17. Психотехники развития творчества и преодоления стереотипов поведения. | 0,5 | ||
И Т О Г О : 54 10