Практическое занятие № 1
Введение
Изменения, происходящие в современном обществе, требуют не только специалистов с высокой квалификацией, но и с психологической компетентностью, владеющих продуктивными психолого-педагогичес-кими технологиями для решения практических задач.
Многоплановые вопросы профессиональной деятельности невозможно решать без учета индивидуальных особенностей человека, без знания психологии коллектива, умения педагогически грамотно воздействовать на людей. Формированию необходимых качеств специалиста и будет способствовать изучение дисциплины «Психология и педагогика».
Выступая необходимым условием подготовки студентов инженерных специальностей как специалистов, данная дисциплина является также важной предпосылкой гармоничного развития личности студентов, эффективного выполнения ими социальных функций в обществе, коллективе, семье. Дисциплина «Психология и педагогика» решает основные задачи:
- ознакомление с основными направлениями психологической и педагогической наук;
- приобретение опыта учета индивидуально-психологических и личностных особенностей людей;
- приобретение опыта анализа профессиональных и учебных проблемных ситуаций, организации профессионального общения и взаимодействия;
- усвоение методов воспитательной работы в семье и в профессиональной деятельности;
- развитие умения самостоятельно мыслить и предвидеть последствия собственных действий.
Методические указания по изучению дисциплины «Психология и педагогика» призваны помочь студентам инженерных специальностей в изучении данной дисциплины. В них содержится структура и трудоемкость дисциплины, примерные темы лекций и практических занятий, рекомендации к аудиторной и внеаудиторной работе студентов. Изложены основные требования к написанию рефератов по психологии и педагогике, учебно-исследовательские задания ко всем разделам, а также рейтинговая система оценки учебной деятельности студентов при изучении данной дисциплины. Методические указания содержат также словарь основных психолого-педагогических понятий.
Методические указания разработаны на основании примерной программы дисциплины «Психология и педагогика» федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования.
Методические указания выпускаются как самостоятельное издание.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА»
Структура и трудоемкость дисциплины
Организационная структура и трудоемкость дисциплины «Психология и педагогика» приведены в табл. 1.
Таблица 1
Структура и трудоемкость дисциплины
«Психология и педагогика»
Раздел дисциплины | Лекции | Практические занятия | ВАРС | ||
№ лекции | Кол-во часов | № практ. занятия | Кол-во часов | Кол-во часов | |
Раздел 1 Психология и педагогика как науки | 1-2 | ||||
Раздел 2 Человек и его познание | 3-4 | ||||
Раздел 3 Психология личности | 5-6 | ||||
Раздел 4 Психология межличностного общения | 7-8 | ||||
Раздел 5 Теория и технология обучения | 9-10 | ||||
Раздел 6 Образовательная система России | |||||
Раздел 7 Закономерности развития человека | - | - | |||
Раздел 8 Психолого-педагогические особенности взаимоотношений в семье | 13-14 | ||||
Раздел 9 Итоговая конференция по психологии и педагогике | - | - | |||
Всего |
Примечание.« - » - занятия не предусмотрены.
Темы лекций и семинаров
Тематика лекций отражена в табл. 2, учебно-тематическое планирование практических занятий – в табл. 3.
Таблица 2
Темы лекций
№ п/п | Темы лекций | Кол-во часов |
Психология педагогика как науки. Предмет и методы исследований | ||
Этапы развития психолого-педагогических наук | ||
Познавательные психические процессы и их совершенствование | ||
Эмоционально-волевая сфера личности | ||
Современные психологические теории личности | ||
Индивидуально-психологические особенности личности | ||
Основы психологии общения и межличностных отношений | ||
Конфликты и их разрешение | ||
Мировое образовательное пространство. Современные стратегии и технологии образования | ||
Методы воздействия на личность | ||
Образовательная система России | ||
Закономерности развития человека | ||
Динамика развития семьи | ||
Семейное воспитание и его особенности | ||
Итоговая конференция по педагогике и психологии | ||
Всего |
Таблица 3
Учебно-тематическое планирование практических занятий
№ п/п | Темы практических занятий | Кол-во часов |
Методы психолого-педагогических исследований | ||
Познавательные психические процессы и их совершенствование | ||
Индивидуально-психологические особенности личности | ||
Основы психологии общения. Пути решения конфликтов | ||
Методы воздействия на личность. Современные образовательные технологии | ||
Образовательная система России | ||
Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности | ||
Всего |
РЕКОМЕНДАЦИИ К АУДИТОРНОЙ И ВНЕАУДИТОРНОЙ
РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
Методические рекомендации к практическим занятиям
Практическое занятие № 1
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Цели занятия
1. Закрепление теоретических знаний по теме занятия и их обсуждение.
2. Изучение различных психолого-педагогических методов исследования.
3. Приобретение умения выбирать методы для проведения простейших исследований.
Вопросы для обсуждения
1. Теоретические методы исследования (сравнительно-сопоставитель-ный анализ, моделирование и др.)
2. эмпирические методы исследования (педагогический эксперимент; тестирование; особенности применения анкетирования и интервьюирования).
3. Количественные методы исследования (регистрация, ранжирование, шкалирование и др.).
Практическая работа:
- разработка анкет, опросных листов;
- деловая игра «Презентация».
Задание
Выполнить учебно-исследовательское задание к практическому занятию № 1 (на выбор).
Темы рефератов
1. Достоинства и недостатки наблюдения как метода научного познания.
2. Виды эксперимента.
3. Конструирование педагогических тестов.
Список рекомендуемой литературы
1. Немов Р.С. Психология: В 3 кн. Кн. 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – М., 1998.
2. Подласый И.П. Педагогика. – М., 2006.
3. Попков В.А. Методология педагогического исследования и дидактика высшей школы. – М., 2000.
4. Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1998.
5. Собчик Л.Н. Психодиагностика: методы и методология. – М., 1990.
6. Столяренко Л.Д. Психология и педагогика для технических вузов. – М., 2001.
7. Челошкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. – М., 2001.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое методы психолого-педагогических исследований?
2. Какие методы относятся к теоретическим?
3. Какие методы относятся к эмпирическим?
4. Как проводится анкетирование?
5. В чем сущность метода тестирования?
6. В чем сущность педагогического эксперимента?
7. Как применяются количественные методы в педагогике?