Какие выводы из вышесказанного могут быть сделаны для педагогики?

ТЕЗИСЫ

1. Современный кризис христианского образования в основе своей - кризис отношений христианской веры с современной светской культурой. Эти отношения не прояснены обоюдно. Неверие чисто внешне судит о вере[1], видит ее такой, какой она представляется неверию взглядом со стороны. Устраняется внутренний смысл веры, открытый самой вере, игнорируется самосознание и самочувствие самой веры («духовный опыт»). Со своей стороны замкнулось в себе и современное христианство. Оно слепопереживает проблемы культуры как свои внутренние конфессиональные проблемы, не опознавая в них присутствие проблем «внешней» христианству культуры. Разделенным на конфессии христианам следует осознать, что конфессиональные формы их веры - специализированное преломление единого Благовестия в современной культуре.

2. Взаимопонимание в отношениях христианских конфессий особенно важно тем, что проясняет отношения христианства с современной культурой. Выход христианского образования из кризиса - на путях развития внутри-христианского, а далее - и обще-религиозного экуменического образования[2]. Решающим является курс «христианство и культура», где христианские (не только православные) истоки современной, секуляризированной культуры рассматриваются вместе с темой о культурных формах христианства, представленных в разных христианских конфессиях. Нужен курс о христианской сущности современной культуры, являющийся одновременно курсом о конфессионально-культурных формах самого христианства. Далее, на основе этого курса может развиваться более широкий курс: «религия и культура».

3. Конфессиональные формы христианства неустранимо и неслучайно разводят в разные стороны пути единого христианства. Как полушария они охватывают с противоположных сторон и на путях различного жизненного опыта такой духовный объем, который нельзя изобразить с одной точки зрения, в плоскости одного вероучения, и который нельзя одинаково пережить. В конфессиональнойшироте христианская вера неоднозначно, многосторонне, объемно, «стереометрически» воплощает в культуре свою неисчерпаемую, таинственную, антиномическую глубину. Культурные проблемы, соответствующие этим формам, имеют не преходящий частный характер, а общеисторический и фундаментальный.

4. Две основные антиномии христианства – единая антиномия религии Откровения, выражающая себя двойным образом - теоретически и жизненно. Теоретическая антиномия христианства есть антиномия самой теории - полноты теоретического созерцания Истины и неприступности Ее переживания, полноты таинственного Света Истины и неприступного таинства Ее явления. Полнота христианского Откровения дает возможность рационального его усвоения, но при этом оставляет и углубляет переживание неприступной непостижимостиБога[3]. Современная культура отражает эту антиномию в построении научного мировоззрения. Познание всей глубины реальности (включая Бога) сводится к познанию мира, который, с одной стороны, представляется полностью открытым научному знанию, но по этой же причине с другой стороны оказывается совершенно недоступным, «бесконечно» недоступным (очевидная антиномия научного знания - его претензия на сиюминутное совершенство и открытая перспектива к бесконечному совершенствованию). Наука с ее крайне рациональным (самоуверенным) фасадом и закулисной иррациональностью[4] (не позволяющей себя видеть) – отражает с теоретической стороны основную антиномию христианской религии Откровения. Развитию современной науки на путях секуляризации предшествует (исторически - это очевидно) появление наукообразного христианского мировоззрения[5], богословской схоластики (особенно - ориентированной на Аристотеля[6]). Конфессионально выразилась теоретическая антиномия христианства в расхождении теоретически утвержденного и развивающегося католичества и сдержанного в отношении к теории, теоретически консервативного православия, акцентирующего на непостижимости Бога (апофатическое богословие).

5. Жизненная антиномия христианства – антиномия самой жизни - как жизни через смерть[7]. Человека призван к духовной самоотдаче Богу в самоотверженной любви к Нему во Христе[8]. Верой во Христа жертвенно отдающий себя Богу человек утверждается как духовная личность[9]. Но в эмпирической жизни личность особенным образом проявляет себя - как самостоятельная самоутвержденная индивидуальность. В ходе общественно-культурного исторического развития (в европейской, христианской культуре) личность воплощает себя в эмпирической жизни как индивидуальность. В современнойкультуре это воплощение доходит до парадоксального предела. В качестве индивидуальности личность (образ Бога в Его полноте) переживает свою полноту так, что сосредотачивается на себе до независимости и даже отчуждения от Бога, продолжая, однако, нести на себе печать достоинства духовной личности[10]. Явления личности как индивидуальности - загадка светской культуры, ее христианского происхождения и характера [11]. Конфессионально это выражено в противоречиях католической и протестантской церковности[12].

6. С этим связана и проблема науки – основная проблема нашей культуры как знания (в отличие от основной проблемы нашей культуры как проблемы человека). Слово Божие как Писание, как священная информация о Боге - опора протестантизма, вольно или невольно вскрывающего проблему информативного научного знания в его отношении к знанию мистическому, способности научно информативного знания подменять собой религиозное. В основе современного атеизма - слепое увлечение наукой при тотальной мистической стерилизации человеческого ума, не способного видеть ни странность своего состояния, ни проблематичность научного знания. В сфере светской культуры позитивистская идеология сциентизма подменяет собой философию и богословие, а в конфессиональных отношениях слепо противопоставляет друг другу мистически углубленное церковное Предание и наукообразное понимание Писания. Основная проблема нашей культуры представлена в конфессиональных отношениях между христианами одновременно и как проблема человека, и как проблема его знания. Связь научного знания и индивидуального самосознания - в истоках светской философии (Декарт) и в структуре современной светской идеологии, которая, с одной стороны, является либерально индивидуалистической, а с другой – научной. При этом наука в самих истоках и в самом характере человеческой мысли отстаивает светскую автономную свободу[13].

* * *

Какие выводы из вышесказанного могут быть сделаны для педагогики?

Наши рекомендации