Современные подходы в специальном образовании 19 страница
m класс работает по единому учебному плану и программам согласно школьному расписанию учебных занятий;
• для всех учащихся занятия начинаются строго по расписанию в заранее определенные часы дня;
• учебный год определяется учебными четвертями и каникулами, учебный день —количеством уроков по расписанию и временем на перерывы между занятиями;
• учебный год завершает итоговая отчетная работа по каждой дисциплине;
® обучение в школе заканчивается сдачей выпускных экзаменов. Тип — это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков. Типы уроков определяются особенностями главных задач, разнообразием содержательно-Методической инструментовки и вариативностью организации обучения. В зависимости от того, какие признаки (стороны) уроков берутся за основу, выделяются различные типы учебных занятий. Уроки могут быть сгруппированы по содержанию и по способу проведения (И. Н. Казанцев). По основной дидактической задаче выделяют следующие типы уроков: вводный (пропедевтический), урок первичного ознакомления с материалом, усвоения новых знаний, применения полученных знаний,на практике, урок, формирования новых умений и навыков* закрепле-
.,,.-„„„ и обобщения, контроля и коррекции знаний,
уменийИ ДР' ^
В специальных школах наиболее распространен комбинированный тип урока (до 80 % учебного времени). К основным видам деятельности на практических уроках относится опытная работа на пришкольном участке, выполнение заданий на местности лабораторно-практические занятия в школьных кабинетах занятия в учебно-производственных мастерских и т. п. Помимо основных типов уроков, проводятся уроки коррекции, интегрированные и. другие формы нетрадиционного проведения занятий- урок-сказка, урок-путешествие, урок-семинар, урок-конференция, урок-портрет ученого, урок-аукцион, ролевая, регламентированная дискуссия, зандита проектов, разнообразные коллективные способы обучения и др..
Целеполагание учебных занятий (постановка целей к уроку) имеет принципиальное значение. При формулировке образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных целей лучше пользоваться глагольными существительными или глаголами несовершенного вида: обучение (обучать) решению задач на приведение к единице, формирование (формировать) приема сравнения путем приложения, воспитание (воспитывать) положительного отношения к труду и т. д.
Структура урока отражает закономерности и логику процесса обучения. В частности,
• каждый урок имеет четко сформулированную тему и задачи;
• содержание учебного материала должно отвечать теме, задачам урока, быть научно, но в то же время доступно учащимся, тесно связано с жизнью и трудом, соответствовать требованиям индивидуального и дифференцированного подхода; ■
• методы и приемы работы на уроке призваны отвечать возрастным особенностям школьников, развивать и корригировать их-познавательную деятельность, способствовать формированию умственных и практических действий; . «на каждом уроке следует вести контроль за качеством усвоения знаний, формированием умений и навыков;
• урок должен быть оснащен необходимыми наглядными пособиями^ дидактическим материалом;
• урок должна отличать организационная четкость: точная конкретная цель каждой-структурной части и подчи-
ненность их главной дидактической задаче, детальное планирование урока и правильное распределение времени между структурными частями;
• сочетание фронтальной работы с индивидуальным и дифференцированным подходом;
® на уроках необходимо соблюдать требования охранительного режима: переключение видов деятельности, физкультминутка, расположение материала с учетом психофизических особенностей учащихся, их работоспособности, утомляемости и т. д. Подготовка учителя к уроку включает два аспекта: общене-дагогический и поурочный. Существующие рекомендации к разработке компьютерных программ можно отнести и к конспектам безмашинных уроков. Это — выделение и формулировка целей для педагога и для учащихся; составление списка тех понятий, которые должны быть включены в содержание урока и тех типов учебных действий, которые необходимы для усвоения этих понятий (устанавливается количество понятий, терминов, обобщений, выводов, теоретических положений, одновременно осмысливается логика формирования знаний, структура изложения, определяется, что будет изучаться основательно, а что попутно); структурирование информационного блока; блока заданий и вопросов, моделирующего, контрольного, блока подсказок; определение последовательности введения инструкций, заданий, подсказок и других видов помощи,'проверочных упражнений или тестов.
Экскурсия может выступать не только как метод, но и как форма организации учебного процесса. Она может быть фронтальной, групповой и микрогрупповой (бригадной). Выбор организационной формы обуславливается целью, особенностями объекта, возможностями эффективного управления познавательной деятельностью учащихся, а также соображениями их безопасности и охраны здоровья. По видам экскурсии делятся на тематические и комплексные, которые имеют свои особенности подготовки и проведения. Они планируются как по отдельным предметам, так и по нескольким сразу. Очень важен заключительный этап, экскурсии — подведение итогов и обработка собранного материала.
Современный учебный план специальной школы предусматривает также организацию всевозможных факультативов и курсов по выбору. Они проводятся с учетом объективных и субъ-
октивных условий, конкретнрй.школы. Это.-и интересы учащих
ся, и актуальность содержания, и возможности-педагогического
коллектива, ... -■■
Ассамблея как форма организации учебного процесса у нас почти неизвестна, но она заслуживает распространения. Проводится, как правило, один раз в неделю для учащихся нескольких классов: параллельных или смежных. Это позволяет не только, реаливовывать образовательно-коррекционную тему занятия, но и дает возможность учащимся разных классов лучше узнать друг друга. В качестве тем для таких занятий следует выбирать наиболее жизненно важные и «спектабельные» .{демонстрационные) из плана коррекционно-реабилитационной работы, например: «Эмоции человека»,, «На вкус и цвет •— товарищей нет». Ассамблеи несколько напоминают утренники, викторины;..Однако они могут носить не только праздничный, но и деловой характер, на которых обсуждается план работы коллектива или итоги его выполнения». В этом случае их можно условно сравнить со школьными линейками..
Проведенные занятия можно разбирать по плану общего или одного из видов тематического анализа урока, что определяется целью посещения.
Вопросы и задания
1. Выделите достоинства и недостатки классно-урочной системы обучения.
2. Какие признаки деятельности учащегося на уроке характеризуют знание учебного предмета, понимание, применение изученного материала?
3. Сделайте эскизы вариантов создания продуктивной рабочей обета-
• новки в классе. ...
4. Чем отличается урок в специальной школе от урока в массовой общеобразовательной школе?
5. Составьте тематику проведения ассамблей.
Литература для самообразования
Вазина К. Я. Коллективная мыследеятельность - модель саморазвития
человека. Н. Новгород, 1990. Левитес Д. Г, Школа для профессионалов или семь уроков для. тех, кто
учит. М.; Московский психолого-соцйальный институт; Воронеж:
Модэк, 2001. . , :
Перова М. Н. Методика преподавания математики во вспомогательной
школе. М., 1989. Прдласый .И. П. Педагогика: Новый курс в 2-х.,,кн. Кн 1...М.: Владос,
' 3.6. Контроль, самоконтроль и оценка
деятельное™ учащихся е особенностями психофизического развития' ;
Как можно больше уважения к человеку и как можно больше требовательности к нему!
*с ■ ,--;'*- ■ v; : -. :■'.' '-. ■ А.О.Макаренко
Проверка и оценка знаний, умений и навыков-учащихся является очень важной и необходимой составной частью ..учебно** воспитательного процесса, эффективность которого: во .многом зависит, от правильной постановки контроля за качеством, деятельности учащихся, его целенаправленности и результативности. В Древнем Риме говорили: «Столько знаем, сколько помним». Однако забывание — это одно из основных свойств памяти: через 3 дня помним из того, что прочитали -*-,Ю %, услышали — 20, %, увидели и услышали — 50 %, обсуждали *— 7,0 %, использовали на практике — 90 % материала. Американская поговорка гласит: «Расскажи мне, и я забуду; покажи мне, я запомню; вовлеки меня, и.я пойму»,
Проверка знаний выполняет следующие функции: обучающую, воспитывающую, диагностико-прогностическую, оценочную. Изучение каждого предмета в школе является одновременно средством развития учащихся и передачи элементов общей культуры современного человека. Поэтому контроль результатов должен быть ориентирован на проверку достижения как первой, так и второй цели.
Единой классификации видов контроля и самоконтроля пока не разработано из-за разноречивости критериев; .
■•■ по периодичности, проведения, выделяют систематичес
кий иэпизодический контроль; -..--,• :
...?, :по субъекту контроля — внешний контроль (учителя),
взаимоконтроль (учащихся), самоконтроль (ученика);
• по деталивированноети осуществления — свернутый и развернутый;
• по-отнесенности к разным этапам деятельности — планирующий, пооперационный (пошаговый, процессуальный), итоговый (по .результату, суммирующий и формирующий, непосредственный и отсроченный);
• по предмету самоконтроля выделяются условно аффективный и когнитивный, самоконтроль как внимание, с одной стороны, к собственным чувствам и.желаниям, с другой — к представлениям и мыслям;
• ло степени интериоризйрованности — внешний контроль, осуществляемый в материализованной и внешнере-чевой форме, и внутренний, перешедший в «сигнальную форму» и позволяющий судить о правильности/неправильности действия («чувство языка», «чувство меры»).
Организация проверки процесса обучения может иметь разные варианты: предварительный контроль, текущий, тематический и итоговый.
Предварительный контроль дает педагогу информацию для проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Пропедевтическое диагностирование необходимо также для выяснения исходного уровня обученности. Собрать максимальный объем информации о входных характеристиках знаний, умений и навыков,,оценить их в количественных показателях удается с помощью тестирования, которое проводится с помощью специально разработанных для этой цели заданий.- ■ -
Текущий контроль используется для диагностирования хода дидактического процесса, выявления его динамики, сопоставления на отдельных этапах реально достигнутых результатов с запроектированными. Кроме собственно прогностической функции, текущий контроль и учет знаний, умений и навыков стимулируют учебный труд учащихся, способствуют своевременному определению пробелов в усвоении материала, повышению общей продуктивности учебы.
Тематический контроль направлен на проверку .-понимания
системы знаний. Значительную роль при этом играют синтети
ческие, комплексные задания, объединяющие вопросы об отдель
ных понятиях темы, направленные на выявление информацион
ных связей между ними. ■:
Итоговым контроль практикуется во время заключительно-
го повторения в конце каждой четверти и учебного года. Все боль
шее распространение получают технологии итогового тестирова
ния с применением компьютеров и специализированных про
грамм. '.' . ,.'•:.-■
Различают также нормативный контроль и сопоставимый. Например, норма чтения слов в минуту для каждого класса.
Контроль и оценка деятельности строятся на следующих. принципах: динамический, коррекционный, индивидуальный и дифференцированный подходы, ориентация на зону ближайшего развития ребенка.
В учебном процессе оценке отводится очень важное место. Она должна отражать динамику развития учащегося, быть предельно индивидуализированной. В ней выделяется не контрольная, а формирующая функция. В рамках личностно-ориентированно-го обучения не следует сравнивать ребенка с другими детьми, он должен иметь возможность ощущать свой рост, подниматься в собственных глазах.
Нередко смешивают термины «оценка» и «отметка» .Оценка — это процесс, деятельность, осуществляемая человеком, а отметка **- результат процесса, т.е. это два показателя: динамический и статический. Отметка — часть оценки, выраженная в баллах (широкое и узкое понятия).
До революции 1917 года в России существовала 6-балльная система оценки знаний с баллами от нуля до пяти. В 1918 году постановлением Народного комиссариата просвещения отметки были отменены. Вместе с ними были ликвидированы и экзамены, внедрены более простые формы учета и контроля успеваемости учащихся. С этой целью, в частности, практиковались особые тетради учета, фамилии лучших и худших записывались на так называемых «красных» и «черных» досках, внедрялось социалистическое соревнование. В поэме «Двести десять шагов» Роберт Рождественский упоминает: «В школе когда-то были от» метки, две: «успевает» и «не успевает». В 1944 году для оценки успеваемости учащихся введена цифровая 5-балльная система, в которой единица практически не использовалась, и вскоре она фактически превратилась в трехбалльную. Такая система слабо стимулирует учебный труд, в ней много субъективизма.
В целях осуществления единых требований к общеобразовательной подготовке учащихся специальных, школ Министерством образования Республики. Беларусь были утверждены Временные нормы оценки -знаний, умений и навыков учащихся по ос-
2.52
новным предметам базового компонента учебных планов: русский язык и математика (Приказ №.550' от 05., 10.1998). В документе детально разработаны критерии баллов за.устные ответы й письменные задания, указан объем и виды контрольных работ по годам обучения, дана классификация ошибок.-. .
Оценка уровня, .общеобразовательной подготовки школьников, имеющих нарушения психофизического развития, по остальным предметам базируется на Временных ^нормах для учащихся общеобразовательной школы с учетом их индивидуальных возможностей, способностей-и исходного уровня развития каждого ученика, с которым сравниваются в дальнейшем результаты проверки и оценки знаний, умений и навыков.
В Республике Беларусь с 2002/08 учебного года в .специальных школах, обеспечивающих цензовое образование, также как и в массовых школах, вводится 10-балльцая система оценивания учащихся. Это позволяет усилить стимулирующую функцию отметки, практическую направленность обучения. Впервые оцениваются не только предметно-содержательная область (знания, умения и навыки по предмету), но и содержателъно-деятельно-стная.(сформированность и уровень учебно-познавательной деятельности), а также индивидуально-личностная сфера-Вспомогательная школа переходит на эту систему оценивания е 2003/04 учебного года, что связано с предполагающейся разработкой специальных критериев для оценивания достижений детей с интеллектуальной недостаточностью.
Критерии оценкиг полнота знаний, уровень сознательности их усвоения, прочность усвоения, умение их применять, сформиро-ваннооть мыслительных операций и способов умственной деятельности, прилежание, отношение к учебной деятельности, ха-|и1кт<мнши черты личности ученика.
Методы проверки и оценки знаний: устный опрос, наблюдении . ""■ шинные, контрольные и практические работы, програм-нйпиып падания, тесты и др; В каждой методике преподава-■III методы ригсмптриваются применительно к своему-пред-и, конечно, существуют и общие требования. Остано-м мотидо, который меньше раскрыт в-литературе —
...... ... • • ■ -,-■ . ;■
iUJH '1'tnvi' должен быть программно валидным,
i пин и трпГюнашля .к знаниями умениям уча-
intiitn ч" iuhi it ротному предмету;-В качестве
ill............ ти иыиолншшя теста, соответствую- ." 1
|
щей оценке «удовлетворительно», принимается 70'% правильных ответов из общего количества заданий. Такой выбор границы положительной оценки объясняется тем, что по данным психологов, до уровня усвоения примерно в 70 % от общего объема знаний и умений учебная деятельность находится еЩе в стадии формирования. В случае ее прекращения на таком уровне в дальнейшем объем знаний и умений постепенно убывает. Если же ученик овладел более 70 %, то впоследствии он может успешно пополнять знания, развивать умения и со времейем освоить заданный объем полностью. Показатель полного освоения общественно необходимого минимума - 90 % . При тесте из 20-30 заданий любой человек может сделать 2- 3 случайные °шибкил Применение листа открытого учета знаний (из опыта В. Ф. Шаталова) позволяет не только оценивать знания ученика, но и развивать его личностные качества. В этом листе, который вывешивается на видном месте в классе, все отметки, кроме^ высшего балла пишутся карандашом. Это означает, что каждый уче-ник имеет право повысить свою отметку за усвоение темы, если он только пожелает. При этом мотивы большого значения не имеют, они все равно приводят к победе знаний.
Перспективной видится рейтинговая система, а также оценка по продуктам деятельности. Актуальной является выработка критериев, по которым можно было бы определить успешность обучения каждого ребенка, особенно в условиях интегрированных структур и при абилитационном образовании. Это могут быть диагностические карты, разработанные, исходя из задач обучения, по ряду учебных предметов (математике, языку, чтению, естествознанию и др.), и включающие наиболее значимые
умения '■
Учет усвоения учебного материала можно вести с помощью
условных обозначений.
* —■ хорошие навыки, правильно понимает инструкцию, са
мостоятельно справляется с заданием;
• — правильно понимает инструкцию, не всегда самосто-
. ятельно оправляется с заданием, принимает помощь, Дей
ствует адекватно; знания есть, но не всегда правильно ис
пользуются;
♦ — инструкцию понимает, но не всегда действует в соот
ветствии с ней, часто допускает ошибки; требуется стиму
лирующая помощь в организации деятельности; знания не
прочные;
■ — инструкцию понимает только, с повторного раза, требуется постоянная стимулирующая, помощь (на невербальном уровне);
О — не реагирует на инструкцию, задания не выполняет, знания отсутствуют. Способы проверки заданий: беглый просмотр тетрадей по рядам; чтение выполненного задания по тетради; объяснение способа выполнения; устный опрос; выполнение части домашней работы на листках, у доски; выполнение новых учебных заданий, аналогичных домашним; выборочная проверка; графические диктанты и другие формы программированного контроля; компьютерный опрос; сочетание проверки домашнего задания с самостоятельной работой учащихся на уроке и др.
При оценке деятельности учащихся специальных школ используются индивидуальный и дифференцированный подходы. Если в массовой школе учителя до сих пор стремятся поймать ребенка на незнании, то в специальной, наоборот, — на знании. Неудовлетворительные отметки не должны ставиться в начале четверти, в начале изучения темы или сразу после болезни учащегося.
Ряд педагогов предлагает вести обучение на содержательно-
оценочной основе, когда на работу ученика дается характеристи
ка, в которой отмечаются слабые и сильные стороны, за что вы
ставляется та или иная отметка. Характеристика может быть как
развернутой, так и краткой, в устной или письменной форме в
виде рецензии. ..,-■■
Оценки могут быть вербальными (словесными) и невербальными в виде поощрительных знаков, жестов, междометий и пр, Они могут носить положительный характер (согласие, одобрение, ободрение), отрицательный (замечание, отрицание, упрек, угроза, нотация) и неопределенный: типа «см» — смотрела. Существует мнение, что оценка — это заработная плата, учащегося. Кто из взрослых согласится работать, не получая за это денег? Речь здесь, конечно, идет не. о коммерции, а о том, чтобы все учащиеся в конце четверти, учебного года были оценены как личности (желательно положительно), а не только счастливые обладатели «Похвальных листов», грамот и благодарностей за успехи в учебе. Это могут быть как серьезные, так и шуточные виды оценок, представляющие собой комбинацию вербального и невербального (в виде соответствующих рисунков или-аппликаций): «За рассудительность », « За уступчивость », « За артистизм при ответах »,
«За дерзкие мечты», «За волю к победе», «За сострадание и отзывчивость», «Самому обаятельному», «Самому трудолюбивому» , «Самому жизнерадостному», «Самому предприимчивому», «Самомусдержанному», «Энтузиасту», «Тихоне», «Самомумолчаливому» (тому, кто редко отвечал), «Неуловимому» (тому, кто часто прогуливал уроки), «За самые малюсенькие шпаргалки», «Великому экспериментатору», «Заблагородство», «Зашироту души», «Закрасивые глазки», «Мисс Элегантность», «Джентльмену», «За солидарность», «За самые каверзные вопросы», «За самые остроумные ответы», «Самой хитрой» и многое другое. Даже в этом коротком списке можно найти приятные, наиболее емкие для каждого ученика характеристики, не оскорбляющие его человеческое достоинство. Их можно распределить заранее, а можно и провести открытые конкурсы по номинациям. Во всех случаях награждение сопровождается увлекательной лексической работой, что приводит к расширению и активизации словарного запаса учащихся. Такие знаки отличия могут иметь различный вид: в форме медали, ордена, колокольчика, сертификата и пр.
Невербальные средства оценки могут выступать в качестве эквивалентов отметки, когда один и тот же, но видоизмененный рисунок, соответствует определенному баллу. Первоначально дети реагируют только на сам факт получения картинки, не вникая в ее особенности, затем начинают сравнивать и анализировать, сознательно подходя к самооценке. Многие дети весьма радуются «довескам» к высшим баллам в виде миниатюрных наклеек и штампиков типа «Молодец», «Спасибо».
Маленькие открытки (готовые или самодельные), в которых записанный текст и изображение соответствуют друг другу, положенные во время урока на парту ребенку как бы невзначай или в дневник после занятий, могут выполнять роль регуляторов поведения: «Просыпайся пораньше и больше не опаздывай!»; «Будь внимательнее на уроках!»; «Ты сегодня очень красивая!»; « Спасибо за помощь!»; « Не обижай слабых!»; « Семь раз отмерь, один раз отрежь»; «Помолчи! Послушай!»; «Ты можешь собой гордиться!»; «Не грусти! Улыбнись!» и др.
Методы стимулирования (виды поощрения и наказания) основываются на определенных подходах. Правила поощрения: сравнение ребенка-с самим собой; учет мотива действий; приоритет малых мер положительной оценки; использование внешних достоинств в целях проявления внутренних; интерпретация не-
9 Зак. 2280
гативных проявлений как'Позитивных.'Отрицательная оценка
в коррекций формирующегося сознания далеко не всегда'играет
желаемую роль. Случай, исключающие наказание: неумение,
страх, раскаяние, оплошность, аффект, добрый мотив. Правила
организации: наказывать очень редко; использовать слабые •
меры; запрёт наказаний (физических), унижающих достоинст- -■
во; не напоминать о наказании; направлять отрицательную оцен- ,
ку в адрес содеянного, а не личности в целом; предварять нака
занию общую положительную оценку. ;:
Метод естественных последствий, предложенный в свое вре- ;"
мя Жан-Жаком Руссо, до сих пор не утратил своей действенной ,'
силы. Смысл его в том, чтобы в гуманной форме дать ребенку
почувствовать все неудобства и неприятности от проступка.
Развитие навыков самоконтроля у школьников имеет огром- ;, ]
ное значение для становления личности в целом. Их виды и фор- ■- i
мы зависят от возраста ребенка, круга его занятий и интересов, " :....;
от социального окружения. Напоминать об обязанностях следу- '';] {
ет не только в устной форме, но и повесить их перечень на стен- ■'.•:. h
ку. Расширять список обязанностей надо постепенно. По мере ," 1
выполнения поручений ребенок вычеркивает их из списка, ко- :' 1
торый должен составляться для него ежедневно. Не разрешать .;:,. \
откладывать выполнение дел на другое время, объясняя, что \
потом их можно забыть сделать вовсе. "•• '■'■]
Для развития самоконтроля предлагается подписание согла- '
шеиия со своим ребенком (учеником) типа: «Я.Сергей, обязуюсь •■-<]
три дня подряд не опаздывать в школу. Если я это выполню, то " ;
смогу смотреть телевизор на 30 минут дольше*. ' ";|
■ Возможно создание ситуаций «Вызов самому себе», обучение ' 1 стратегии разрешения проблем, составление памятки-инструк-1 \
ции.
Для развития воли, саморегуляции и самоконтроля можно :
использовать различные приемы: ■ ■ • "'';
• создание внешних опор (условных сигналов), помогаю- i щих ребенку в саморегуляции, например, будильник, тай--; | мер; • '■• :1 •" наделение функциями контролера; |
• выполнение простых поручений; 1 « выдвижение промежуточных целей; -'■■'1
• ограничение и конкретизация целей («Пиши буквы» *- I указание на процесс, которому-не видно конца; «Напиши Щ одну строчку буквы А» —конкретизация цели, указание, на Я
момент .ее достижения; «Напиши аккуратно,-красиво пять - букв В» — конкретизация цели, указание-на качество); « предоставление возможности выбора цели: ;«Как ты хочешь и почему?», «Как ты считаешь "й почему?». Вопрос «почему?» необходим для обоснования мотива действия;
• . создание, ситуации борьбы мотивов: «А почем ^ »
чешь? Как можно поступить по-другому? Как лучше? А как
.поступил бы другой человек? .... , . *.,'."
• прогнозирование и обсуждение возможных последствий:
«Что будет, если ...»;
в действия в игровом образе;
• предвосхищение в игре реальных событий;
• совместное сюжетное рисование; . .. - • в совместная выработка правил,, договоров.
Демократизация школьной жизни требует отказа не от кон
тролирования и оценивания знаний/умений, а от рутинных форм
побуждения к учению с помощью оценок. «Радостная перепек'
тива приобретения знаний», а также «заложенное самой приро
дой стремление к знаниям» (П. П. Бдонский) не являются, дей
ственными стимулами в учебной деятельности школьников,. По
иск новых способов стимулирования учебного труда учащихся,
принцип личной выгоды, набирающий силы в обучении и вос
питании, определяет иные подходы. •• - '