Организация домашней учебной работы младших школьников
К наиболее типичным разновидностям внеурочной работы относится домашняя работа.
Домашняя работа — форма организации деятельности учащихся по самостоятельному обязательному выполнению дома учебных заданий, как правило, связанных с темой уроков. К ней можно отнести такие виды работ, которые сложно организовать в условиях класса: длительные наблюдения, трудоемкие опыты, моделирование, а также традиционное выполнение заданий по тексту учебника и материалам учебных пособий в устной и письменной форме.
Домашняя работа выполняется по заданиям к каждому последующему уроку и строится с учетом развития детей, их интересов и потребностей, требований программ (в I классе она возможна по желанию). При этом по своей направленности она может носить характер как традиционного закрепления пройденного, так и предварительного опережения (анонс материала последующих тем). Однако в любом случае домашняя работа представляет собой выполнение ряда учебных поручений (учебных заданий), под которыми подразумевается адресованный учащемуся вид задания, содержащий требование выполнить определенные учебные действия, обеспечивающие усвоение конкретного учебного материала. В целом выделяются следующие группы домашних заданий:
1) по дидактической цели:
а) направленные на усвоение знаний, осмысление понятий;
б) связанные с формированием умений и навыков;
в) на применение знаний и способов действий;
2) в зависимости от методов и средств усвоения знаний:
а) практические задания (провести опыт, моделирование, выполнить длительное наблюдение, подготовить гербарий);
б) задания на анализ, обобщение и систематизацию текстовой, статистической информации, в том числе переписывание правил или выделение их из единого текста-монолита, составление таблиц и выполнение рисунков по теме, дополнение схем, написание сочинений, подготовка мини-докладов (прочтите текст, ответьте на вопросы учебника и сделайте вывод);
3) в зависимости от характера познавательной деятельности младших школьников:
а) репродуктивные — воспроизведение по образцу или шаблону (составьте рассказ по заданному плану; повторите опыт, проведенный в классе, в соответствии со следующей инструкцией);
б) частично-поисковые — на применение знаний в нестандартной ситуации (составь сравнительную таблицу);
в) творческие (разработайте проект города будущего);
4) по отношению к изучаемому материалу:
а) плановые — по теме, изученной на уроке;
б) опережающие (в практике развивающего обучения), нацеленные на предварительную подготовку ребенка к восприятию нового материала (сбор фактов для их анализа на уроке, поиск ответов на поставленные вопросы, проведение опытов и др.); они рассчитаны на свободный выбор и нередко длительны по выполнению;
5) в зависимости от количества детей, принимающих участие в его выполнении:
а) индивидуальные — наиболее традиционная для начальной школы разновидность, нацеленная на самостоятельную работу ребенка над исследуемой проблемой;
б) групповые или коллективные, имеющие в своей основе творческо-поисковую деятельность (разработать проект, провести экспериментальное исследование вопроса, например: разработать «Красную книгу своего района», «Путеводитель по району...»);
6) с учетом индивидуальных способностей детей и их склонностей — по объему:
а) минимальные, обязательные для выполнения всеми учащимися (прочитать определенные страницы учебника и ответить на вопросы после текста);
б) максимальные, дополнительные к основному минимуму и выполняемые на добровольной основе (составьте хронологическую карту своего района).
7) по характеру деятельности домашние задания можно подразделить на три группы:
а) устные (изучение материала учебника, заучивание стихотворений, правил);
б) письменные (выполнение письменных упражнений, решение задач, написание сочинений и т.д.);
в) учебно-практические (проведение опытов, наблюдений, изготовление деталей, моделей).
Возможна разнообразная форма: проверка в ходе фронтальной беседы, рассказов учащихся, письменных ответов на вопросы, монолога ребенка у доски и т.д. Выполнение детьми ряда заданий предполагает помощь со стороны родителей (в некоторых программах взаимодействие семьи и школы является концептуальной основой). Домашние задания могут носить репродуктивный, творческий характер (сбор дополнительных материалов на тему, подготовка моделей, сообщений и т.д.).
Внеурочная работа всегда носит обязательный характер и связана с тематикой курса. В целом ее организация должна удовлетворять таким требованиям, как:
ü системность, систематичность проведения, четкая продуманность научно обоснованной системы заданий, связь с тематикой уроков, обязательность контроля в различной форме, гибкость и вариативность с направленностью на развитие индивидуальных способностей учащихся;
ü наличие упражнений, предполагающих проявление творчества и инициативы детей;
ü личностно-центрированный и нередко утилитарно-прагматический характер проводимой работы (детям необходимо понимать возможность реального применения полученных знаний на практике, поэтому часть заданий должна носить практический характер);
ü проведение подробного инструктажа по выполнению каждого задания, способствующего отработке у младших школьников навыков самостоятельной работы; смена видов деятельности в процессе выполнения заданий блока.
Именно такая четко отлаженная система домашней работы способствует не только повышению эффективности усвоения материала, но и постоянному поддержанию интереса детей к процессу познания окружающего мира, в том числе самостоятельному.
Важным вопросом организации домашней работы учащихся является ее объем. Учащиеся разных классов должны затрачивать различное время на выполнение домашних заданий. С учетом гигиенических и педагогических требований к организации умственных занятий учащихся определено, что домашние задания даются учащимся с учетом возможности их выполнения:
I класс — домашних заданий нет;
II класс — 1 час;
III класс — 1 час;
IV класс — 1, 5 часа.
Некоторые дидактические правила определения содержания домашних заданий:
Ø в содержание домашнего задания входит материал, имеющий существенно важное значение для усвоения знаний. Это указывает на то, что второстепенное, несущественное с точки зрения науки, практики, жизни не должно входить в содержание задания;
Ø очень важно разрабатывать домашние задания, их содержание и объем при планировании всей темы. В этом случае задания будут разнообразными и явятся органической частью учебного материала, изучаемого в классе. При таком порядке можно правильно сочетать изучение теоретического материала с практическими заданиями;
Ø для повышения активности учащихся при выполнении задания важно включать в содержание заданий некоторые новые действия.
Успешное выполнение учениками домашних заданий во многом будет зависеть от качества работы учителя. Ему, прежде всего, важно понять, что ученики не смогут успешно справиться с заданием, если не будут знать, как его выполнить. Поэтому каждое задание должно сопровождаться инструктажем, формы которого могут быть следующие:
простое указание выполнить задание тем способом, который применялся ранее;
объяснение задания на двух-трех примерах;
разбор в классе наиболее трудных сторон домашнего задания;
разъяснение требований к работе и методов выполнения заданий.
Важно иметь в виду следующее: чем младше учащиеся, тем точнее и детальнее должен быть инструктаж.
В истории отечественной школы отношение к домашним заданиям не было одинаковым. Сразу после революции домашние задания были запрещены. Практика работы школы показала ошибочность этого подхода,
и, начиная с 30-х г.г., в связи с общим упорядочением работы школы домашние задания вводятся как составная часть учебной работы школьников.
Введение домашних заданий положительно повлияло на обучение и воспитание учащихся. Но в последние годы в связи с ростом и усложнением содержания учебного материала постепенно возрастал и объем домашних заданий учащихся. Причин перегрузки школьников домашними заданиями много. Но самой главной из них следует считать слабую осведомленность многих учителей в вопросах детской физиологии и психологии.
Вопросы и задания
1. Дайте определение домашней работы? Каково ее значение?
2. Охарактеризуйте группы домашних заданий, назовите основания для их классификации.
3. Назовите дидактические правила определения содержания домашних заданий.