Понятие «пед.наука» и пед.практика»Функции, задачи педагогики
Педагогика – от «дитя» и «вести». Означает детоводство. П. Родилась из философии, еще в первобытном обществе. Потом люди пришли к выводу, что стоит создать такую профессию. Сначала обучение заключалось в обучении какой-л деятельности, потом стало развиваться и наконец стала зарождаться наука педагогика. Пед.науку опред-т как сферу человеч.деят-ти, в кот-ой происх-т выработка и теорет.систематиз-ция объект-х знаний о дейст-ти. Пед-ка – деят-ть по выполнению ф-ции челов-ого общ-ва: передавать поколениям ранее накоплен. соц. опыт. Пед-ка –вид деят-ти, направл-й на усвоение личн-ю соц-ого опыта и ее собст.развитие, и есть собственный объект педагог.науки. Объект пед-ки – пед.практика и образование. Пед. практика- процессы образования, воспитания, развития л. Это весь воспитательно-образовательный процесс. Предмет – система отн-ний, возник-х в деят-ти, явл-ся объектом пед.науки.Это целеноправленно-организованный процесс взаимодействия педагога и воспитанника,т.е. закономерность, принципы, методы, условия, успешной организации процесса. Ф-ии: 1- теоретическая (описательная-описание, изучение пед. опыта; диагностическая – выявление состояния пед.явлений, успешности, эффективности деятельности педагогов и воспитанников, установление причин и условий обеспечения эффективности; прогностический – экспериментальное исследование, построение модели описания), 2- технологическая (проективный-связан с разработкой метод. материалов; преобразовательная –направлен на внедрение достижений пед.науки в практику; рефлексивный – предполагающий оценку, осознание, анализ, влияние результатов науч.исследования на практику и последующую коррекцию). Категории:1-пед.процесс –специально организованное взаимодействие педагога и воспит-ка для решения задач воспитания.2-пед.взаимодействие-преднамеренный контакт педагога и восп-ка, следствием к-ого явл.изменения субъектов в поведении, деятельности, отношений и т.д.Если ничего не меняется- значит взаимодействие не успешно, важна взаимная активность.3-образование. Понимается в 2-х планах (процесс приобретения и усвоения соц.опыта, как уровень уже усвоенного соц.опыта).
ЗАДАЧИ НАУКИ-вести исследования, а задачи школы-осуществлять воспитание, обр-ние школьников. Педагогич. науковедение выд-т постоянные и временные задачи. Приоритетной постоянной задачей явл-тся задача ВСКРЫТИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ в обл-тях воспитания, образ-я, обучения, управления образоват-ми и воспит-ми системами. Закономер-ти в п. трактуются как связи м-ду преднамеренно созданными или объективно существ-ми условиями и достигнутыми результ-ми. Разл-т связи закономерные и каузальные. Закономерные те, которые удовлетворяют некоторым требованиям или критериям. Важнейшее из треб-й – требование объективности связи, т.е. независ-ти от желания, настроения, вкусов участников педагог-го взаимодействия. Причинно-следственный характер связи как критерий ее закономерности выраж-тся в том, что резул-ты педагогич-го процесса предопределяются строгим набором факторов, совок-сть к-ых приводит к искомым результатам обучения, воспитания, развития личности школьника, студента (Пример: на уроке англ.яз. учительница для расширения словаря англ.слов вовлекла учащихся в комплекс познавательных операций – тренингов. Каждое слово она проговаривала вслух, быстро, медленно, нараспев, отдельно, в словосоч-и, записывала на доске от руки и различными шрифтами; затем учащиеся сами проговаривали в той же последовательности, записывали с синхронным проговариванием вслух, про себя каждое слово, читали записанное себе, соседу; переходили к разговорному тренингу, чтобы произвольно «поболтать», парами, группами).
Сущее-ют еще 2 критерия отнесения связей к закономерным: всеобщность, т.е. проявление их в работе любого учителя, к-ый следует предписаниям данной методики, и повторяемость(означает способность связи воспроизводиться в аналогичных ситуациях, иначе говоря, становиться источником обыденной и творческой работы учителя с учащимися).
Осн.причиной возникн-ния случайных(каузальных) связей м-ду воздействием учителя на уч-хся чаще всего оказываются временные психические состояния школьников. Недомогание, горе, неприятности дома, кризис в личной жизни и т.д., все это может привести к отклонению школьника от нормального хода познавательных процессов.
В состав постоянных, т.е. непреходящих задач, входит ИЗУЧЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ПРАКТИКИ, ОПЫТА педагогической деятельности. Профессион. образовательно-воспитат. работа по своему существу всегда творческая. Непрерывное накопление рациональных средств эффективного влияния на учащихся – неотъемлемая черта труда любого педагога-практика. Многие ученые вошли в историю отечественного образования как создатели оригинальных педагогических технологий (Дубровский, Шаталов, Волков, Ильин). Роль науки состоит в том, чтобы проникнуть в сущность находок, выявить то, что соответствует индивидуальности учителя – новатора, неповторимо, что поддается генерализации может превратиться во всеобщее достояние.
Изучение отрицательного опыта, т.е. педагогических ошибок, также необходимо, оно дает полную картину реальной педагогической действительности. Также важную роль играет расширение сферы применения компьютерных технологий. ЭВМ как инструмент фиксирования, классификации, хранения, распространения накопленного опыта.
В числе задач науки о воспитании важнейшее место занимают задачи РАЗРАБОТКИ НОВЫХ методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами. Педагогическая инноватика.
К важнейшим постоянным задачам принято относить ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ на ближайшее и отдаленное будущее. Без научных прогнозов невозможно управлять педагогической политикой, экономикой образования, совершенствованием собственно педагогической деятельности, системами управления и др. Заглянуть в будущее обучения и воспитания, условий труда и жизни преподавателей школ и вузов, руководителей образования и науки значит рационально использовать индивидуальный интеллект и социальное мышление для обеспечения прогресса отечественного образования.
Сравнительно новой задачей педагог-ой науки является ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПРАКТИКУ. Проблемы внедрения- извечная борьба между традиционным и инновационным. Масса результатов педагог-х исследований остаются невостребованными. Но под влиянием рыночных отношений положение круто изменилось. Авторы научных разработок уже на старте проектируют заданные параметры будущего продукта, категории пользователей, условия успешного применения…т.е. все планируют. Задача педагогич-ой науки – разработать теоретические, методологические основы инновационных процессов, рациональных связей теории и практики, взаимопроникновения исследовательской и практической деятельности.(создаются научно-практические центры, лаборатории, объединения)
Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки. Например, создание библиотек электронных учебников, разработка, стандартов педагог-го профессионализма, выявление типичных стрессов в работе учителей, анализ природы типовых конфликтов в отношениях учитель-ученик и др.